Общее собрание членов ТСЖ: принципы и компетенции

1180
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Эта статья поможет получить четкое представление о характере и содержании всех вопросов, отнесенных Жилищным кодексом к компетенции общего собрания, выборе наилучших способов их решения, определении оптимального порядка подготовки и проведения самого общего собрания в реальных условиях деятельности ТСЖ.

В этой статье вы прочитаете:

  • Компетенции обещего собрания членов ТСЖ
  • Утверждение хозяйственных планов на общем собрании членов ТСЖ

Компетенции общего собрания членов ТСЖ

Общее собрание членов ТСЖ – это высшая инстанция в иерархии товарищества, и все, что к ней относится, заслуживает самого пристального внимания и изучения. Неверно поставленные вопросы или принятые решения, некорректно оформленные документы, любое нарушение процедуры проведения общего собрания членов могут повлечь за собой необратимые последствия для ТСЖ. Неоднократно вносимые поправки, изменения и дополнения в Жилищный кодекс не исключили и даже в определенной степени повысили потребность в некоторых разъяснениях и рекомендациях.

В соответствии со ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов ТСЖ имеет следующие компетенции:

  • вносить изменения или утверждать новую редакцию устава;
  • принимать решения о реорганизации и ликвидации ТСЖ, назначать ликвидационную комиссию, утверждать промежуточный и окончательный ликвидационные балансы;
  • избирать членов правления, ревизионной комиссии (ревизора) и в случаях, предусмотренных уставом, также председателя правления из числа членов правления, досрочно прекращать их полномочия;
  • устанавливать размеры обязательных взносов и платежей членов ТСЖ;
  • утверждать порядок образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов (в т. ч. фондов текущего и капитального ремонта общего имущества) и их использования, а также утверждать отчеты о расходовании таких фондов;
  • принимать решения о получении заемных средств, в т. ч. банковских кредитов;
  • определять направления использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
  • утверждать годовой план содержания и ремонта общего имущества (ОИ), отчет о выполнении такого плана;
  • утверждать сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об использовании таких смет, аудиторских заключений;
  • утверждать годовой отчет о деятельности правления товарищества;
  • утверждать заключения ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
  • рассматривать жалобы на действия председателя и членов правления и ревизионной комиссии (ревизора);
  • принимать и изменять по представлению председателя правления правила внутреннего распорядка в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт ОИ, положения об оплате их труда, утверждать новые внутренние документы товарищества, предусмотренные Жилищным кодексом, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ;
  • определять размер вознаграждения членов правления;
  • другие вопросы, предусмотренные Жилищным кодексом или иными федеральными законами, а также уставом ТСЖ.

Вопросы, отнесенные к компетенции правления, общее собрание членов ТСЖ также имеет право рассматривать.

Практика показала, что компетенции общего собрания членов ТСЖ можно уточнить и расширить.

Утверждению порядка образования, использования и отчета о расходовании резервного и других специальных фондов должно предшествовать решение общего собрания об образовании каждого специального фонда. Это требование вытекает из п. 3 ст.151 ЖК РФ, согласно которому общее собрание сначала принимает решение об образовании определенного фонда, после чего на основании принятого решения определяет порядок его функционирования.

На общем собрании членов ТСЖ следует одновременно принять решение о создании определенного специального фонда и порядок образования, использования и утверждения отчета о его расходовании (Порядок). Оформлять утвержденный Порядок рекомендуется в виде стандарта управления многоквартирным домом (МКД). В первом пункте этого стандарта указывается, что Порядок разработан на основании решения общего собрания членов ТСЖ об образовании указанного специального фонда (протокол от ___№___).

Направления использования дохода от хозяйственной деятельности следует, прежде всего, определять в соответствии с п. 2 ст.152 ЖК РФ, в котором для ТСЖ утверждены следующие три вида хозяйственной деятельности в МКД:

  • обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества;
  • строительство дополнительных помещений и объектов ОИ;
  • сдача части ОИ в наем или аренду.

На первый взгляд кажется, что обслуживание, эксплуатация и ремонт ОИ МКД, осуществляемые за счет платы за жилое помещение собственниками и нанимателями этих помещений, является одним из разрешенных ТСЖ видов хозяйственной деятельности.

В некорректности указанного предположения убеждают ст. 50 и ст. 66 ГК РФ, где говорится, что коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, могут создаваться в форме различных хозяйственных товариществ и обществ. Из этого следует, что хозяйственная деятельность присуща только организациям, относящимся к разряду коммерческих.

ТСЖ согласно п. 1 ст. 133 ЖК РФ относится к некоммерческим организациям, и его основная деятельность по обслуживанию, эксплуатации и ремонту ОИ МКД в интересах собственников помещений не может быть отнесена к коммерческой.

Что же в таком случае подразумевается под разрешенной ТСЖ хозяйственной деятельностью по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в МКД? Принимая во внимание все сказанное, можно утверждать, что имеются в виду работы по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества, не относящегося к ОИ МКД, например, обслуживание и ремонт сантехнического оборудования в квартире, косметический ремонт квартиры и ее перепланировка и тому подобные работы, не связанные с ОИ.

Указанные работы оплачиваются за счет средств собственников и нанимателей помещений, и выполнение таких работ силами ТСЖ обеспечивает товариществу получение дополнительных финансовых поступлений в качестве дохода от разрешенной хозяйственной деятельности.

К такому же выводу пришел Жилищный комитет Санкт-Петербурга, который в письме от 30.04.2010 № 1744 I 10-3 указал: «ТСЖ может осуществлять хозяйственную деятельность по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в МКД, не относящегося к ОИ собственников помещений в этом доме».

В соответствии с п. 3 ст. 152 ЖК РФ доход, полученный ТСЖ от разрешенной хозяйственной деятельности, может быть использован по решению общего собрания для оплаты общих расходов или направлен в специальные фонды, а также на иные цели, предусмотренные Жилищным кодексом и уставом ТСЖ.

Практика показывает, что в большинстве случаев целесообразно использовать доход от хозяйственной деятельности для оплаты общих расходов.

Утверждение хозяйственных планов на общем собрании членов ТСЖ

Утверждение годового плана содержания и ремонта ОИ МКД и отчета о выполнении такого плана в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ включает утверждение смет доходов и расходов ТСЖ, отчета о деятельности правления и заключения ревизионной комиссии.

Из этого следует, что план содержания и ремонта ОИ должен быть органически связан со сметами доходов и расходов.

По большому счету этот план и отчет о его выполнении должны с достаточной степенью детализации входить в состав смет доходов и расходов в качестве одного из разделов. Нельзя забывать, что указанные сметы состоят из нескольких разделов:

  • содержание и ремонт ОИ;
  • коммунальные услуги;
  • прочие услуги;
  • хозяйственная деятельность;
  • взносы на ремонтные работы;
  • прочее.

Смета расходов составляется аналогичным образом. Раздел 1 сметы расходов фактически является планом содержания и ремонта ОИ. В нем следует подробно, по позициям указывать все планируемые затраты на управление МКД, на содержание и текущий ремонт ОИ. В графе 3 приводятся сведения о фактическом выполнении каждой позиции сметы расходов.

Кроме того, отпадает необходимость в оформлении специального плана содержания и ремонта ОИ и отчета о выполнении такого плана. Общее собрание членов ТСЖ может утвердить план содержания и ремонта ОИ и отчет о его выполнении как часть (раздел 1) сметы расходов и отчета о выполнении этой сметы.

Главное в предложенной форме документов, представляемых на утверждение общему собранию членов ТСЖ, заключается в исключении формализма при составлении плановых и отчетных документов, в сопоставлении физических объемов работ, планируемых для содержания и ремонта ОИ, со стоимостью этих работ и возможностью их оплаты за счет финансовых ресурсов ТСЖ.

Более подробные разъяснения и рекомендации по составлению годового хозяйственного плана, сметы расходов, финансового плана (с примерами), о том, как это работает на практике, об организации и проведении общего собрания вы найдете журнале "Управление многоквартирным домом".

В заключение можно подчеркнуть, что практика использования приведенных в настоящей статье разъяснений и рекомендаций подтверждает их эффективность в решении вопросов, связанных с компетенцией общего собрания членов ТСЖ и порядком подготовки и проведения такого собрания.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ: общее собрание собственников помещений в МКД

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль