Два стога сена на выбор (коммунальное хозяйство: а как у них?)

23 декабря 2010 83246
Закон о тепловом хозяйстве, определявший порядок установки, работы, обслуживания счётчиков горячей и холодной воды, был принят в Литве семь лет назад.
Закон о тепловом хозяйстве, определявший порядок установки, работы, обслуживания счётчиков горячей и холодной воды, был принят в Литве семь лет назад.
По этому документу каждый житель имел теоретическую возможность выбрать себе поставщика горячей воды. По водоснабжению (имеется в виду горячая вода, которая течёт в кранах) у жителей появилась, как у Буриданова осла, возможность выбирать между «двумя стогами сена». Один вариант: покупать горячую воду у поставщиков тепла, скажем, у «Теплосетей», как было до последнего времени. Второй – напрямую у поставщиков питьевой воды – «Водоканала», попутно покупая у «Теплосетей» только тепло для централизованного нагрева холодной воды.
«Первый стог сена». Если жители решают обеспечивать себя горячей водой через «Теплосети», то в этом случае они закупают у него горячую воду как комплексный продукт и платят установленную сумму за кубометр горячей воды, за «змеевик» и за техническое обслуживание счётчика (чего раньше не было). Отчитываться жители будут по показателям приборов учёта. В законе предусмотрено, что в этом случае тепло, использованное во всём доме, может быть «разделено» между его жителями только в том случае, если поставщик оборудовал и метрологически проверил счётчики горячей воды. Если же компания этого не обеспечит, то затраты тепла, потраченного на подогрев «пропавшей» воды и её самой, не могут быть распределены между жителями. Это будет являться уже производственными потерями поставщика. Разница между количеством питьевой воды, декларированного жителями как для подогрева, и показателями входного домового счётчика относится к убыткам поставщика. Таким образом, «Теплосети», стремясь максимально уменьшить свои потери, становятся заинтересованными поддерживать в многоквартирном доме работоспособную общую систему учёта, то есть контролировать, насколько правильно жители декларируют количество потреблённой воды, следить за работоспособностью и точностью показателей приборов учёта, искать в системах многоквартирного дома «неизвестно куда» пропавшую воду.
Плюсы такого подхода очевидны. Контроль становится объективным, жители «не химичат», декларируя свои расходы воды. Счётчики приобретаются и устанавливаются за счёт «Теплосетей». По истечении их срока эксплуатации (4 года) компания за свои деньги производит их замену или необходимый ремонт. В этом, кстати, основное отличие от предлагаемой системы в России, где предусматривается плата за установку счётчиков из личного кармана населения. Минусов тоже хватает. Ведь холодная вода для подогрева покупается через посредника («Теплосети» её фактически закупают у «Водоканала»). Естественно, её цена для жителя получается выше. Для жителя вводится дополнительная ежемесячная оплата за «техническое обслуживание счётчиков» — от 4,96 до 6,44 литов, то есть от 50 до 70 рублей. Снимать сведения о расходах воды в отдельно взятой квартире (периодическая проверка деклараций жителей) будут работники «Теплосетей» или специальные удалённые устройства снятия и передачи информации. В этом случае стоимость такого счётчика достигает по российским меркам 3000–5000 рублей. Возможно, вырастет и плата за счётчик.
«Второй стог сена». В случае если жители не желают связываться с «Теплосетями», то тогда тепло и питьевая вода для подготовки горячей воды (как в первом случае) покупается перед бойлером, по показателям установленного там счётчика. Договоры с поставщиками подписывает управляющая компания или другое уполномоченное жителями многоквартирного дома лицо. Вся вода и тепло для её подогрева, зафиксированные на вводных счётчиках, разделяются между жителями. Следовательно, если между показателями вводных счётчиков и декларированными показателями жителей образуется разница, которая, как правило, появляется из-за неправильно функционирующих квартирных счётчиков (к примеру, житель на него магнит повесил, из-за чего стрелки не крутятся), то эту разницу оплачивают добропорядочные жители. Масштабы такого воровства достигают приблизительно 0,3 процента годового бюджета страны. По сведениям министерства энергетики, в течение года такие выплаты «за того парня» составляют 33 миллиона литов. Это – минус.
Что касается плюсов, то убирается посредник при приобретении холодной воды, используемой для производства горячей. Следовательно, цена, по идее, должна быть меньше. Счётчики для установки в квартирах выбирает сам житель (товарищество). Есть возможность их закупки по более низким ценам, в среднем до 70 литов (около 750 рублей). Кроме того, нет оплаты за «техническое обслуживание». Однако тем самым не устраняется категория «недобросовестный житель». Так что теперь рядовой литовский обыватель раздумывает, к какому «стогу» ему брести. Откровенно говоря, мне и самому не понятно, чем «Теплосети» хуже или лучше «Водоканала»? Что там монополист, что тут… Было решено, что если к определённому сроку граждане не определятся с выбором, то они автоматически «прикрепляются» к поставке горячей воды от «Теплосети». Почему? А кто его знает, «жираф большой»… Впрочем, большинство жителей Литвы в этом усматривают лоббистские старания крупнейших монополистов, приватизировавших тепловые хозяйства крупных городов республики.
Что же мы получаем в результате? Всего в Вильнюсе сегодня 4600 многоквартирных домов (сиречь потенциальных товариществ), жители которых должны были выбрать поставщика горячей воды. Цена горячей воды в литовской столице – 15,93 лита за кубометр (около 170–180 рублей). По положению на 1 апреля всего 10 (0,2 процента!) товариществ официально заявило, что будут покупать воду так, как было и раньше, то есть отдельно воду и отдельно тепло для её подогрева. Не думаю, что за оставшееся время число домов, присоединившихся к этому решению, значительно вырастет. Все остальные, следовательно, попали в цепкие объятия «Теплосетей». Таким образом, компания должна будет произвести «бесплатную» для жителей (где бывает бесплатный сыр, видимо, все очень хорошо знают) замену счётчиков горячей воды, которые уже «не боятся» магнитов недобросовестных клиентов. После этого вводится дополнительная ежемесячная плата «за счётчик», устанавливается постоянная, а не переменная плата¬ за «змеевик», а также постоянная, но контролируемая госкомиссией стоимость тепловой энергии для жителей. Последним остаётся надеяться, что эта цена такой реформы по-литовски будет «подъёмной» не только для среднестатистических жителей, но и для пенсионеров, других малообеспеченных категорий населения.

По материалам Парламентской газеты



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!