ЖКХ: пора государству взяться за дело

12 октября 2012 1338
За последние несколько лет сфера жилищно-коммунального хозяйства стала для жителей России одной из самых обсуждаемых. Россияне не только переживают за перемены, происходящие в жилищном секторе, но и пытаются самостоятельно повлиять на дальнейший исход событий.

За последние несколько лет сфера жилищно-коммунального хозяйства стала для жителей России одной из самых обсуждаемых. Россияне не только переживают за перемены, происходящие в жилищном секторе, но и пытаются самостоятельно повлиять на дальнейший исход событий.

Уже осенью этого года по всей России пронеслась волна митингов, организованных коммунистами, против творящегося сегодня в сфере ЖКХ. Одной из самых главных проблем отрасли митингующие называют повышение коммунальных тарифов. Именно поэтому представители правящей партии предполагают, что решить существующие проблемы в ЖКХ возможно, ограничив рост тарифов. Однако, к сожалению, мало кто из политиков задумывается над тем, что за снижением цены как коммунальных, так и жилищных услуг следует ухудшение их качества. Так, по официальным данным ВЦИОМ, более 50 миллионов человек по всей стране потребляют некачественную воду!

Например, в городе Рыбинск (Ярославская область), в котором проживает около 200 тысяч человек, 95% подаваемой воды не соответствует действующим СанПиНам. Более того, ежедневные потери составляют более 30 процентов, с учетом того, что на человека приходится более 250 литров в день. Инвесторы считают, что для ликвидации сложившийся ситуации с водоснабжением и переводом его на более высокий уровень, необходимо затратить порядка трех миллиардов рублей в течение трех лет. Другой вопрос: изменится ли ситуация при таких расходах.

По экспертным оценкам, модернизация инфраструктуры жилищного и коммунального комплекса обойдется стране в 450 миллиардов рублей. Это значит, что каждая российская семья должна ежемесячно оплачивать сверх положенного порядка 600-700 рублей, чтобы обеспечить модернизацию систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и утилизацию твердых бытовых отходов. Эксперты считают, без этих вложений качество предоставляемых населению ЖКУ не улучшится. Об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня более 86 процентов действующих коммунальных тарифов составляют операционные расходы, в то время как в Великобритании эта цифра меньше в 48 раз! Несмотря на это, Россия находится на 43 месте из 87 по абсолютному значению среднего платежа за жилищные и коммунальные услуги. С учетом климатических особенностей его можно назвать сравнительно низким.

Если вернуться к приведенному выше примеру Рыбинска, то, по мнению экспертов, за счет частных инвестиций городу необходим рост тарифов в два раза. Если же брать федеральные ограничения, то для решения вопроса понадобится 2 миллиарда рублей бюджетных средств. Какой из двух предложенных путей эффективнее, решать региональным властям совместно с населением.

Как уже отмечалось выше, за ростом коммунальных тарифов должно следовать и повышение качества предоставляемых услуг. На территории Российской Федерации за это отвечают структуры Роспотребнадзора, Росприроданадзора, Ростехнадзора, а также федеральные, региональные органы власти и муниципалитеты. Однако их контролю подвластен лишь конечный результат, а не регулирование все тех же тарифов и инвестиций. На федеральном уровне политические соображения преобладают над экономическими расчетами, с региональных властей спрашивают за ограничение роста тарифов, но не за качество коммунальных услуг. Ни один из органов власти не несет реальной ответственности за качество поставляемых населению ЖКУ. Улучшить ситуацию, по мнению большинства специалистов, способно создание Единого Центра компетенций и ответственности за состояние жилищно-коммунального хозяйства.

Так, например, за чистотой и освещением в подъезде, за исправностью лифта и уборку придомовой территории должны следить сами жильцы многоквартирного дома. Теплые батареи, чистая холодная и горячая вода в кране вместе с бесперебойным электроснабжением станет компетенцией региональных и местных органов власти, которые должны инициировать строительство новых инженерных сетей, котельных, очистных сооружений, заводов по переработке твердых бытовых отходов. За честный и прозрачный расчет платежей, за доступность информации, оперативное реагирование на проблему и возможность добиться справедливости вместе с неизбежным наказанием невиновных отвечает сфера государственного контроля и надзора с помощью организации проверок раскрытия информации предприятиями ЖКХ, создания баз данных и контроля за расчетами тарифов коммунальных услуг и размера платы за услуги жилищные. Подобная схема позволяет государственному регулированию ЖКХ обеспечивать повышение качества услуг ЖКУ при неизбежном росте платежа.

Еще одним животрепещущим вопросом для наших граждан, непосредственно связанным с оплатой ЖКУ, остается начисление соответствующих субсидий. Государство обязано помогать малоимущим при росте тарифов на услуги ЖКХ. Так, в 2011 году около 42 миллионов россиян получили поддержку со стороны Федерации на оплату ЖКУ, в размере более 58 миллиардов рублей. Всего субсидии получают более четырех миллионов семей (9,1% семей), среднемесячный размер субсидий на семью составляет менее полутора тысяч рублей.

Наряду с этим возникает вопрос: эффективна ли помощь нуждающимся сегодня? На данный момент субсидии рассчитываются исходя из норматива площади, который меньше стандартной площади квартир, и регионального стандарта стоимости ЖКУ, что, безусловно, далеко от реального платежа. Поэтому получаемая гражданами субсидия незначительна в сравнении с реальной платой. С другой стороны, существует реальная угроза того, что субсидии получают и те потребители, кто не имеет на это законного права. Ведь контроль за уровнем дохода населения не ведется, и получатель субсидии может достаточно зарабатывать, иметь дорогой автомобиль и недвижимость. Для того чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, необходимо изменить сущесвутющий подход к начислению и предоставлению населению субсидий и льгот на оплату ЖКУ.

Но перечисление субсидий жителям с достатком не является единственным нарушением в жилищно-коммунальной отрасли. На сегодняшний день в России количество нарушений в сфере ЖКХ огромное, тем не менее, ни федеральные, ни региональные органы власти не несут никакой ответственности за подобное положение дел. По данным Федерального государственного надзора в области защиты и прав потребителей, выявлено более 15 тысяч нарушений, возбуждено более 6 тысяч административных дел. Ответственность за качество воды, тепла, утилизацию отходов несут жилищные и коммунальные организации, а органы власти остаются в стороне, хотя должны принимать все основные решения по содержанию и развитию инфраструктуры.

И вновь возвращаемся к тому, что именно субъект РФ должен стать единым центром компетенций и ответственности, а повышение показателей качества жилищных и коммунальных услуг обязано служить ключевым показателем деятельности регионального правительства. Регионы должны получить все полномочия по регулированию ЖКХ одновременно со всей полнотой ответственности.

Тем не менее, все вышеперечисленные предложения не решат в один миг проблемы собственников жилья и государства в целом. На это потребуются долгие годы и миллиарды рублей. Однако самое главное - наше желание жить лучше.

По материалам пресс-службы СРО НП «ЖКХ-Групп»



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!