Организация и проведение общих собраний собственников: что изменилось

3479
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В действующее законодательство, регламентирующее порядок проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в конце июня 2015 г. были внесены существенные изменения. В числе прочих были внесены корректировки в ст. 44–48 ЖК РФ, предусматривающие не только модернизацию старых, но и введение новых правил регулирования порядка проведения общего собрания собственников.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Изменения порядка организации и проведения общих собраний собственников жилья
  • Нюансы и ключевые вопросы проведения общего собрания собственников помещений МКД

Рассмотрим некоторые из нововведений в части организации и проведении обещего собрания собственников помещений МКД.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена новая ст. 44.1 ЖК РФ, закрепляющая формы организации и проведения общих собраний собственников помещений МКД. Указанной статьей, в частности, установлено, что общее собрание может проводиться посредством:

1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 ЖК РФ);

3) очно-заочного голосования.

Форма проведения общего собрания собственников жилья в обязательном порядке должна указываться в сообщении о проведении общего собрания собственников жилых помещений МКД.

В отношении очного и заочного голосований существенных изменений внесено не было. Так, действующая редакция ч. 1 ст. 47 ЖК РФ устанавливает правило, согласно которому в случае, если собрание в форме совместного присутствия не имело кворума, дальнейшие общие собрания с такой же повесткой дня могут быть проведены в форме заочного голосования.

Часть 3 указанной статьи, однако, претерпела значительные изменения. В частности, действующая редакция предусматривает альтернативный способ организации и проведения общих собраний собственников жилья, а именно – в форме очно-заочного голосования. Указанный формат проведения собрания предполагает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в много­квартирном доме.

Федеральный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

 Учебный центр для специалистов по управлению МКД

 Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»

 Форма обучения: заочная.

 Продолжительность: 72 часа.

 Выдается удостоверение установленного образца.

 Получить бесплатный доступ >>

В некоторой степени указанные изменения представляются шагом в направлении либерализации порядка проведения общих собраний, в то время как в течение нескольких лет законодательство в сфере проведения общих собраний собственников ужесточалось.

Если рассмотреть проводимые изменения в сочетании с анализом правоприменительной практики, то получается следующая картина.

До внесения Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ изменений в Жилищный кодекс РФ допускалось проведение общих собраний собственников помещений посредством заочного голосования без проведения собрания в форме совместного присутствия. Внесенными изменениями такая практика – как минимум на бумаге – была прекращена якобы по мотивам того, что проведение общих собраний только посредством заочного голосования породило нарушение прав граждан в связи с участившимся обходом квартир и сбором подписей без обсуждения поставленных на повестку дня вопросов.

Поначалу суды буквально применяли упомянутые нормы, указывая, что непроведение очного собрания и переход непосредственно к заочному голосованию противоречит действующему законодательству, в связи с чем решения, принятые на заочном собрании, являются недействительными. Но впоследствии практика коренным образом изменилась, можно сказать, в сторону ее либерализации. Причиной этого стала ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, закрепляющая правило, согласно которому суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование собственника, обратившегося с исковым заявлением, не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. Учитывая такие обстоятельства, суды, как правило, стали отказывать заявителям в признании решений собраний собственников недействительными только по тем мотивам, что решению собрания в заочной форме, оформленному протоколом, не предшествовало проведенное по всем правилам собрание в форме совместного присутствия, пусть и признанное несостоявшимся.

Причем следует отметить, что отсутствие протокола очного собрания, даже признанного несостоявшимся, вполне могло стать основанием для признания решения собрания в форме заочного голосования недействительным, хотя и не всегда. Но практика наглядно показала, что оформление протокола очного голосования, признанного несостоявшимся, даже если в нарушение требований закона информация о нем, а также о предшествующем очном собрании была размещена в виде объявлений на стенах подъездов МКД вместо рассылки с уведомлением о вручении в адрес всех собственников, является достаточным доказательством проведения собрания и основанием для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решения как минимум по мотивам процессуальных нарушений.

Практика, подтверждающая данную логику, стала общепризнанной и устоявшейся (см. решение Дубненского городского суда от 09.09.2014 по делу № 2-636/2014, апелляционное определение Московского областного суда от 29.10.2014 по делу № 33-24155/2014, апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.03.2015 по делу № 33-3626/2015 и множество других судебных актов).

По мнению автора, логику Жилищного кодекса РФ, положенную в основу запрета на проведение собраний в форме заочного голосования при непроведении собрания в форме совместного присутствия, как направленную на недопущение обхода квартир с целью сбора подписей полностью разрушило принятие Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 181.4 ГК РФ, введенной в действие указанным Федеральным законом, процессуальные нарушения, допущенные при принятии решения собрания, относятся к основаниям, по которым решение является оспоримым и может быть признано недействительным. Однако п. 4 этой же статьи предусмотрено, что решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

Положение указа данного пункта представляется серьезно отличающимся от рассмотренной ранее ч. 6 ст. 46 ЖК РФ. Если норма жилищного законодательства, посвященная возможности признания решения общего собрания действительным при наличии процессуальных нарушений, в случае когда голосование истца на эту самую действительность повлиять не могло, носила диспозитивный характер, т. е. могла толковаться судами в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то норма Гражданского кодекса РФ носит императивный характер.

Можно, конечно, говорить о том, что в принципе Жилищный кодекс РФ как специальный нормативный правовой акт должен превалировать над положениями Гражданского кодекса РФ в части регулирования вопросов принятия решений собраний, однако практика восприняла скорее положения Гражданского кодекса РФ, трактуя их в неразрывном единстве с нормами Жилищного кодекса РФ и констатируя невозможность признания решения собрания недействительным по мотивам одних лишь процессуальных нарушений (даже при непроведении собрания в форме совместного присутствия), если голосование истца на оспариваемое решение повлиять не могло (см. апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.01.2015 по делу № 33-58/2015 и многие другие судебные акты).

Организация и проведение общих собраний собственников: что изменилось

Вместо того чтобы отменить правило об обязательном проведении собраний в форме совместного присутствия[1] и тем самым сэкономить немало времени и нервов собственникам, управляющим организациям, прокуратуре, жилищной инспекции и судам, законодатель вводит новый подинститут в институт общих собраний собственников помещений в МКД – собрание в форме очно-заочного голосования. Причем из новой редакции ст. 47 ЖК РФ не следует, что указанный формат собрания, по аналогии с заочным голосованием, применим только в случае, если собрание в форме совместного присутствия не имело установленного законом кворума. Следовательно, собрание в очно-заочном формате может иметь место и при подготовке собрания изначально.

При этом, поскольку в соответствии с ч. 4.1 ст. 48 ЖК РФ, введенной в действие рассматриваемым Федеральным законом, голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в много­квартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, указанный формат собрания фактически нивелирует необходимость проведения очного собрания.

Зачем вводятся подобные усложнения и какую пользу они принесут на практике не совсем понятно. Представляется, что сложившаяся практика правового регулирования механизмов проведения общих собраний не нуждается в таком разнообразии форматов (являющимся дифференцированным лишь на бумаге, в то время как на практике чаще всего применяется исключительно заочный формат голосования). В ином случае при столь сильном отрыве правоприменительной практики от буквы закона последний превращается в фикцию.

Более подробно обо всех аспектах нововведений в порядке организации и проведения общих собраний собственников МКД вы можете прочесть в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Таким образом, рассматриваемый закон можно оценить как очередной шаг на пути сворачивания либеральных начинаний в сфере ЖКХ и усиления государственного контроля и надзора.


[1] Признав фактически если и не ошибку, то как минимум определенную неправоту или поспешность.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль