text
ЖКХ

О создании региональных систем расчетов за жилищно-коммунальные услуги

  • 3 ноября 2015
  • 924

Серьезным инструментом, направленным на исключение возможности мошенничества УК, а именно вывода финансовых средств, полученных ими от потребителей за коммунальные услуги, должна стать система расчетов за ЖКУ, созданная на основе информационно-расчетных центров в лице кредитных организаций и направленная на обеспечение доведения платежей потребителей непосредственно до исполнителей и РСО.

Серьезным инструментом, направленным на исключение возможности мошенничества управляющих организаций, а именно вывода финансовых средств, полученных ими от потребителей за коммунальные услуги – коммунальные ресурсы, поставленные ресурсоснабжающими организациями, при плавном переходе на систему прямых договорных отношений между потребителями и РСО, должна стать система расчетов за жилищно-коммунальные услуги, созданная на основе информационно-расчетных центров в лице кредитных организаций и направленная на обеспечение доведения своевременно и в полном объеме платежей потребителей непосредственно до исполнителей и ресурсоснабжающих организаций.

Проблема неплатежей за поставленные ресурсы по-прежнему лидирует в списке причин низкой эффективности жилищно-коммунальной сферы. Иски, предъявляемые ресурсоснабжающими организациями по взысканию просроченной задолженности, – наиболее частый случай судебного разбирательства. Низкая платежная дисциплина управляющих организаций уже стала притчей во языцах. Не удается исключить возникновение фирм-однодневок, собирающих с населения плату за поставленные коммунальные ресурсы и исчезающих затем бесследно, не уменьшается количество судебных исков к недобросовестным руководителям управляющих организаций, председателям ТСЖ, практикующим мошеннические схемы.

Обеспечение в таких условиях надежного энергоснабжения потребителей оказывается под вопросом. А от состояния платежной дисциплины за энергоресурсы напрямую зависит энергетическая безопасность региона.

И хотя причин такого положения вещей множество, в отрасли складывается мнение, что решающим фактором является посредническая природа деятельности управляющих организаций в сфере предоставления коммунальных услуг. Данные организации, не вырабатывая электрическую или тепловую энергию, не поставляя коммунальные ресурсы и не имея для этого соответствующего технологического оснащения, управляют серьезными финансовыми потоками, солидными объемами денежных средств граждан – потребителей этих ресурсов.

Согласно нормам Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги по общему правилу вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма управляющей организации.

Жилищный кодекс РФ предоставляет собственникам помещений в МКД право вынести на общем собрании решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Это решение будет действовать также в отношении наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в этом доме. Такое решение может быть вынесено как в отношении всех коммунальных услуг, так и лишь по части из них. В дальнейшем, при внесении платежей в соответствии с решением собрания, будут считаться исполненными обязательства соответствующих лиц перед управляющей организацией, отвечающей за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в данном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Однако, в силу собственной пассивности, собственники помещений в многоквартирных домах чрезвычайно редко реализуют упомянутое право.

Актуальной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги в части создания правовых основ деятельности активно возникающих в последнее время на региональном и муниципальном уровнях информационно-расчетных центров, наведения порядка в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги и обеспечения доведения своевременно и в полном объеме платежей, внесенных потребителями жилищно-коммунальных услуг, непосредственно до исполнителей и ресурсоснабжающих организаций.

В настоящее время экспертным сообществом активно обсуждается идея о наделении на законодательном уровне высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) правом принимать решение о функционировании в субъекте РФ информационно-расчетного центра (ИРЦ). При этом ИРЦ может быть создан, отобран на конкурсной основе или определен в порядке, определяемом нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Предполагается, что в субъекте РФ может функционировать несколько ИРЦ.

Более подробно о функциях ИРЦ и возлагаемых на него задачах читайте в №11 2015 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:


«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Вы сможете продолжить чтение сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжайте читать статью.
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это недолго.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.