О стратегии развития ЖКХ в условиях экономического кризиса

493
Cогласно теории систем надежность любой системы определяется надежностью ее самого слабого элемента или звена. Если говорить о надежности российской экономики как системы, то ЖКХ является одним из таких слабых звеньев по показателям износа основных фондов, объемам необходимых инвестиций для их восстановления, дебиторской и кредиторской задолженности.

В то же время цели государства, представителей бизнеса и населения практически никогда не совпадают. Бизнес стремится к максимальным ценам на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а органы власти и управления, устанавливая правила игры, должны защищать интересы населения и стимулировать бизнес к эффективной деятельности. В условиях рыночных отношений, а в условиях кризиса особенно, программа развития отрасли должна направить участников на установление баланса их интересов.

Летом 2015 г. несколько экономических событий в России сплелись в один неблагоприятный узел. Вместе с падением индекса промышленного производства за 1-е полугодие 2015 г. на 3%[1] произошло существенное снижение курса рубля по отношению к доллару США примерно на 15% за первые два летних месяца.

Также несмотря на снижение реальных доходов населения за 1-е полугодие того же года примерно на 3,1% с 1 июля повысились тарифы на услуги ЖКХ, при этом среднее удорожание тарифов для населения составило 8,3%. Больше всего подорожало водоснабжение – на 9,1%, электроэнергия подорожала на 8,5%, теплоснабжение – на 8,4%, газ – на 7,5%[2].

Это наверняка обострит и так издавна болезненную проблему жилищно-коммунальной отрасли – проблему задолженности. В целом же по России задолженность по ЖКХ на начало лета 2015 г. превысила 1,025 трлн руб. За год эта сумма выросла на 15%. При этом задолженность населения в общем объеме составила только 212 млрд руб[3]. Скорее всего, одновременно сокращение доходов и повышение тарифов на услуги ЖКХ должны вызвать дальнейшее увеличение долгов.

Общеизвестно, что жилищно-коммунальное хозяйство, имея существенный износ основных фондов, и так испытывает острый недостаток инвестиционных средств для их модернизации. В силу дальнейшего углубления долговой проблемы его инвестиционная непривлекательность по логике должна только усиливаться.

К сведению

Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на основе данных о динамике производства важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении). В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности 2010 базисного года. С учетом поправки на неформальную деятельность.

Источник: Росстат

В этих сложных условиях в начале августа была одобрена и принята за основу на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ разработанная Минстроем России Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Как было отмечено на этом заседании, целью Стратегии является создание высокотехнологичной, современной отрасли, которая обеспечивает качественные жилищно-коммунальные услуги потребителям. Также было заявлено, что этот документ отражает все те меры, которые сегодня реализуются в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По подавляющему большинству направлений приняты концептуальные решения. Значительная часть уже реализована в рамках законодательных актов и сегодня уже идет практическая реализация[4].

Итак, что же получается?

В предыдущие «тучные» годы, несмотря на многочисленные декларации реформ, призывов к государственно-частному партнерству, пакеты принятых нормативных документов по самым разным сторонам деятельности отрасли (тарифообразование, лицензирование, нормирование потребления услуг и др.), качественных сдвигов по наиболее проблемным участкам – модернизация объектов инженерной инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности, снижение сумм дебиторской задолженности организаций отрасли, сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов, воды, аварийности – достигнуто так и не было.

Очевидно, что разразившийся осенью 2014 г. финансовый кризис обострил до предела и так хроническую проблему дефицита финансирования экономики страны в целом и ЖКХ в частности.

В начале 2015 г. правительство страны приняло так называемый антикризисный план[5], целью которого было обозначено «обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры». План включает набор мероприятий, выполнение которых, по мнению правительства, должно способствовать активизации структурных изменений в экономике, стабилизации деятельности системообразующих организаций в ключевых отраслях (в т. ч. и в ЖКХ), снижению инфляции и смягчению последствий роста цен на социально значимые товары и услуги и т. п. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти мероприятия представляют собой те или иные способы выделения средств из бюджета (прямое финансирование, под гарантии бюджета, субсидирование процентных ставок, налоговые послабления и т. п.), причем сами суммы не везде (включая ЖКХ) были определены. Никаких иных механизмов стимулирования самих хозяйствующих субъектов, работников в повышении эффективности деятельности данным распоряжением не предусмотрено. То есть активизация деятельности хозяйствующих субъектов (видимо, и самих работников) должна происходить в экстремальной ситуации финансового кризиса, напряженной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации благодаря бюджетным вливаниям в той или иной форме.

Следует добавить, что особой связи между мероприятиями ЖКХ в антикризисном плане и проектом Стратегии по тексту не наблюдается. Создается впечатление, что оба документа вышли вследствие ситуационного подхода к управлению. То есть разразился финансовый кризис – следует разработать и принять антикризисный план, к началу лета экономическая ситуация, казалось бы, стабилизировалась – можно думать в долгосрочном аспекте, разработать и принять стратегию. Только вот к концу лета 2015 г. падение показателей промышленного производства, курса национальной валюты и реальных доходов населения вместе с нефтяными ценами стало носить неуклонный и неудержимый характер. И это, с нашей точки зрения, обуславливает внесение корректировок в планы развития отрасли.

В данной статье затрагиваются вопросы только коммунальной составляющей ЖКХ, развитию которой посвящен разд. IV.4 Стратегии.

Следует сразу оговориться, что при представлении самой Стратегии руководством Минстроя России было заявлено, что ее разработчик старался «подготовить его коротким и понятным»[6]. Такое намерение можно только приветствовать, однако оно таит угрозу упущения каких-то важных сторон данной проблемы. Например, обращает на себя внимание малый размер раздела, посвященного анализу состояния коммунального хозяйства. Более того, приведенные цифры являются результатом не исследования или отчетности, статистической или иной, а опросов населения об их отношении к положению в отрасли и экспертной оценки того или иного участка деятельности. Подобный подход страдает субъективизмом, и результирующие цифры могут искажать реальный уровень состояния описываемых явлений. Из этого следует, что намечаемые ориентиры (параметры) развития по тем или иным проблемным участкам деятельности также могут оказаться необоснованными. Между прочим, в Стратегии многие из них даже отсутствуют. Здесь имеется в виду, что, как правило, в программных документах приводится таблица ключевых целевых параметров отрасли на момент начала действия документа и на момент его завершения: что мы имеем и чего собираемся достичь. В рассматриваемом проекте Стратегии подобной таблицы нет, т. е. отсутствует прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития, что, с одной стороны, придает декларируемым целям некоторую расплывчатость, а с другой стороны, не соответствует требованиям ст. 1 федерального закона от 28.07.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Вообще, следует согласиться с критикой в адрес данного проекта, опубликованной в СМИ, особенно в той части, в которой подмечено, что Стратегия отражает то, чем и так занимается Минстрой России, поскольку в ней сведены в одно целое различные направления деятельности, которую он ведет: лицензирование управляющих организаций, региональные системы капитального ремонта, привлечение инвестиций через передачу неэффективных МУПов в концессию[7]. Что касается коммунальных отраслей, то в указанный ряд с оговоркой, что нормативные законодательные документы уже приняты Правительством РФ и ФСТ России, можно внести «поэтапный переход от использования открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения к использованию закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения» (подраздел 4.2), переход к долгосрочному тарифному регулированию в водоснабжении (подраздел 4.1), теплоснабжении (подраздел 4.3).

В целом же указанные подразделы 4.1–4.3 практически не иллюстрированы и не подкреплены никакими цифрами (не приводятся ни текущие, ни целевые показатели потерь ресурсов, аварийности и надежности) и содержат абстрактные формулировки (например, в сфере водоотведения в 2015 г. будет доработана нормативная правовая база, регулирующая сбросы сточных вод и отношения между организациями, осуществляющими водоотведение, и их промышленными абонентами).

Полный текст статьи вы можете прочитать в №11 2015 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".


[1] http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/161.htm

[2] http://www.gks.ru/; http://www.topnews.ru/news_id_79281.html

[3] http://www.regnum.ru/news/economy/1952804.html/

[4] http://minstroyrf.ru/press/odobren-proekt-strategii-razvitiya-zhilishchno-kommunalnogo-khozyaystva-d...

[5] Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

[6] http://minstroyrf.ru.

[7] http://president-sovet.ru.

О стратегии развития ЖКХ в условиях экономического кризиса

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44