Законодательство о госзакупках: чем обернутся ошибки на официальном сайте

222
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

О.Н. Толстобоков, 
канд. техн. наук, эксперт по комплексному контролю государственных и общественных закупок


В этой статье вы прочитаете: 

  • Ошибки размещения проектной документации на Официальном сайте по Федеральному закону 2016 от 18.07.2011 № 223-ФЗ
  • Чем грозят ошибки на сайте в информации о Законодательстве госзакупок

Законодательство о госзакупках требует скрупулезного изучения и точного исполнения. Небольшие, казалось бы, оплошности заказчика могут обернуться для него серьезными последствиями и наказаниями со стороны антимонопольных органов. Разберемся, чем грозят небрежности при размещении на Официальном сайте информации о закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Требования Законодательства о госзакупках

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы на основании:

а) технической документации, определяющей объем и содержание работ;

б) сметы, определяющей цену работ (ч. 1 ст. 743 ГК РФ).

При этом строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства ведутся в соответствии с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 ГрК РФ).

Эта документация содержит текстовые материалы и карты (схемы). Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ она определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при их проведении затрагиваются конструктивные характеристики надежности и безопасности этих объектов.

Соответственно, при осуществлении подрядных закупок (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) как конкурентными, так и неконкурентными способами определения подрядчика у заказчика обязательно должна иметься проектная документация.

Из решения ФАС России по делу от 10.12.2014 № 223ФЗ-147/14 следует, что требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса РФ в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение). В соответствии с п. 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов. Их содержание должно отвечать пп. 10–32.

Федеральный закон РФ о закупках: для справки

Несоблюдение предусмотренных законодательством о госзакупках требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Часть 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ

В частности, согласно п. 28 раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен включать:

1) текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации;

2) сметную документацию.

В сметную документацию по п. 28 должны входить:

1) сводка затрат;

2) сводный сметный расчет стоимости строительства;

3) объектные сметные расчеты;

4) локальные сметные расчеты (сметы);

5) сметные расчеты на отдельные виды затрат п. 30 Положения.

Также согласно п. 42 Положения раздел 9 «Смета на строительство» и раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должны содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пп. 28–31 и п. 32 Положения.

Даже при наличии на Официальном сайте отдельных разделов проектной документации заказчик обязан разместить ее на нем полностью в составе документации о закупке.

Размещение только перечня видов закупаемых подрядных работ

По мнению ФАС России, участники конкурса не смогут сформировать заявку на участие, в т. ч. в части ценового предложения, если в документации не будет исчерпывающих сведений о работах, являющихся предметом конкурса, а именно об их:

  • объеме;
  • качестве;
  • технических характеристиках;
  • результатах.

Такое размещение документации о закупке является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Пример

При проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по завершению строительства объектов энергетического комплекса в Грязинском районе Липецкой области требования к качеству, техническим характеристикам, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, были установлены сообразно проекту договора и его технической части. Вместе с тем на Официальном сайте в составе документации был размещен только перечень видов закупаемых работ (решение ФАС России от 19.01.2015 по делу № 223ФЗ-08/15).

Нарушение сроков размещения проектной документации

Неразмещение в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора проектной документации для предоставления ее генподрядчику является нарушением требований Закона № 223-ФЗ.

Пример

В техническом задании содержатся выдержки из проектной документации «Реконструкция производства». Согласно п. 1.1 проекта договора генеральный подрядчик, с которым заключается договор по итогам конкурса, принимает на себя обязательства выполнить собственными силами и (или) привлеченными силами и средствами комплекс работ по реализации проекта «Реконструкция производства» в соответствии с условиями, в т. ч. проектной документацией.

Из пункта 4.2.1 проекта договора следует, что проектная документация предоставляется генеральному подрядчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора.

При этом проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом конкурса, не размещена на Официальном сайте. Это делает невозможным формирование участниками конкурса заявки, включая и ценовое предложение.

Такое положение нарушает п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение ФАС России от 16.12.2014 по делу № 223ФЗ-153/14).

Предоставление участникам проектной документации только по предварительной договоренности и при официальном запросе

В рассмотренном ФАС России деле п. 8.7 информационной карты установлено, что объем выполняемых работ определяется в соответствии с ч. V «Проект договора на выполнение подрядных работ» и ч. VI «Техническая часть» документации.

Согласно п. 1.3 ч. VI «Техническая часть» документации объем выполняемых работ определяется в соответствии с проектной документацией. 

В соответствии с п. 8.9 информационной карты начальная (максимальная) цена включает, в частности, все расходы и затраты участника процедуры закупки, связанные с исполнением им обязательств по договору — все комиссии, консультационные и иные расходы по привлечению или организации кредитования.

Порядок формирования цены договора (лота) указан в протоколе формирования начальной (максимальной) цены договора (приложение 1 к информационной карте).

Из приложения 1 к информационной карте следует, что начальная (максимальная) цена договора сформирована на основании сводного сметного расчета стоимости строительства (приложение 1 к проекту договора), прошедшего государственную экспертизу в составе проектной документации на реконструкцию здания, модернизацию и техническое переустройство его инженерных сетей. По результатам экспертизы выдано положительное заключение.

При этом согласно п. 8.7 информационной карты, п. 1.3 ч. VI «Техническая часть» документации участники конкурса могут ознакомиться с проектной документацией «в рабочие дни с 10:00 до 14:00 (время московское) по предварительной договоренности при предоставлении официального письменного запроса, заверенного печатью и подписью уполномоченного лица». На Официальном сайте в составе документации законодательства в сфере услуг указанная проектная документация не размещена.

Таким образом, в документации отсутствуют исчерпывающие сведения об объеме и технических характеристиках работ, являющихся предметом конкурса. Это делает невозможным для участника конкурса сформировать заявку на участие в нем.

Возможность предоставления проектной документации участникам только по предварительной договоренности и при предоставлении официального запроса является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4,п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение ФАС России от 21.07.2014 по делу № 223ФЗ-88/14).

Неразмещение проектной документации на Официальном сайте в полном объеме

Объектом долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт объекта являлся участок объекта. Планировалось осуществить комплекс работ по подготовке территории строительства, строительству, содержанию, ремонту и капитальному ремонту в соответствии с положениями документации.

В приложении II тома 1 документации законодательства указано, что детальная информация по объекту долгосрочного инвестиционного соглашения представлена в проектной документации, получившей положительные заключения ФГУ «Главгосэкспертиза России».

Приложение I тома 1 документации определяет, что проектная документация представляет собой «утвержденный Государственной экспертизой технический (инженерный) проект или совокупность технических (инженерных) проектов, содержащий материалы в текстовой форме, в виде карт (схем) и определяющий основные архитектурно-планировочные, функционально-технологические, конструктивные, эксплуатационные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства и эксплуатации» объекта.

Приложением IV тома 1 документации установлено, что заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с материалами проектной документации, размещенными в электронном виде на интернет-сайте заказчика. При этом проектная документация в полном объеме не размещена на Официальном сайте в составе документации.

На заседании комиссии ФАС России представители заказчика подтвердили отсутствие проектной документации в полном объеме на Официальном сайте и на сайте заказчика.

В соответствии с подп. «д» п. 5.2.10 тома 2 документации решение о несоответствии конкурсной заявки требованиям документации может быть принято конкурсной комиссией, если одно или несколько условий, содержащихся в конкурсной заявке, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса, указанным в разд. 6 тома 2 документации.

Пунктом 2.1 приложения 5а тома 2 документации «Требования к подготовке и представлению конкурсных предложений по критерию „Организационно-техническое предложение по реализации инвестиционного соглашения“» установлено, что предложения разрабатываются участниками конкурса на основе материалов документации, по результатам ознакомления с материалами проектной документации.

Исполнителем считается лицо, с которым заключается долгосрочное инвестиционное соглашение по итогам конкурса. В соответствии со ст. 1.1 тома 3 документации исполнитель обязан в порядке и на условиях, установленных долгосрочным инвестиционным соглашением, обеспечить разработку рабочей документации, подготовку территории строительства, выполнение работ по строительству в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Таким образом, требования к качеству, техническим характеристикам, результатам работ в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, а также иные критерии, позволяющие определить соответствие выполняемых работ потребностям заказчика, в полном объеме содержатся исключительно в проектной документации.

ФАС России посчитала, что действия заказчика, выразившиеся в неразмещении на Официальном сайте проектной документации в полном объеме в составе документации на закупку, нарушают требования п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение ФАС России от 10.12.2014 по делу № 223ФЗ-147/14).

Изучая чужие ошибки, заказчики накапливают полезный опыт и уже не совершают собственных. И не несут убытков в виде штрафов.

Итак, при размещении закупки на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт не ограничивайтесь только перечислением видов закупаемых подрядных работ в документации на Официальном сайте. Сведения о них должны быть исчерпывающими — объем, качество, технические характеристики, результаты.

Следите за тем, чтобы проектная документация размещалась на Официальном сайте вовремя, без ограничений для участников конкурса и в полном объеме в составе документации на закупку, сответственно Федеральному закону РФ о закупках.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях