text
ЖКХ

Содержание дорог в зимний период: межгосударственные стандарты

  • 19 июня 2018
  • 9887
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Гололед становится не только причиной каждого второго ДТП зимой, но и способен нанести существенный экономический и экологический урон. Наличие на дороге наката, рыхлого или уплотненного снега снижает скорость потока автомобилей в 2–3 раза, ухудшает пропускную способность дорог, увеличивает расход топлива и объемы выбросов выхлопных газов в атмосферу. А в результате возрастает загрязненность воздуха и почв тяжелыми металлами, нефтепродуктами, угарным газом.

Правила зимнего содержания автомобильных дорог

При появлении гололеда резко возрастает число ДТП, а также страдает экономика страны и экология. Неубранный с дорог снег в 2-3 раза снижает скорость автомобильного потока, из-за чего растет расход топлива и больше выбросов попадает в атмосферу. В статье мы рассмотрим требования ГОСТов к содержанию дорог в зимний период, а также ознакомимся с новыми действующими здесь правилами.

Зимнее содержание дорог – трудоемкий и затратный процесс, требующий серьезного подхода в выборе методик. Зимой 2015-2016 годов в Санкт-Петербурге решили провести эксперимент и отказались от реагентов для плавки льда, оставив только вывоз снега. Результат оказался плачевным – огромные пробки, резкий рост числа аварий и травмированных пешеходов. Этот опыт позволил сделать несколько выводов:

- вывозить и убирать снег механическим путем дорого и сложно, в нашей стране ни один город с этим не справляется на 5-балльную оценку;

- при некоторых погодных условиях никакая техника не способна убрать весь гололед, поэтому без его плавки не обойтись;

- недостатки в уборке дорог всегда приводят к травмам людей.

За одну зиму в крупном городе число серьезно пострадавших и временно лишившихся трудоспособности из-за плохо убранных дорог граждан может составить 5 000-7 000. По информации от травматологов в последние годы большинство пострадавших – это молодые трудоспособные люди. Зарубежные специалисты подсчитали, что при всех расходах на обеспечение чистоты зимних дорог на уровне «черного» асфальта наблюдается положительный эффект для экономики страны.

Нововведения в правилах содержания автомобильных дорог в зимний период

Сохраняющийся высокий уровень негативных последствий ведет к регулярному ужесточению требований к тому, в каком состоянии должны содержаться зимой дороги и пешеходные зоны. Ранее в РФ в этой части работал только ГОСТ-Р 50597-93.

С начала 2016 года начал действовать дополнительный межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014. Он утвержден для всего Таможенного союза. В этом документе содержатся требования относительно состояния проезжей части, тротуаров и прочих элементов автодорог в холодное время.

В 2001 году наша страна также обязалась соблюдать регламент ТР ТС 014/2011, в котором, помимо прочего, описываются правила содержания автодорог. Этот документ требует, чтобы снег убирался со следующих элементов:

- проезжая часть;

- тротуары;

- остановки автобусов и прочего городского транспорта;

- обочины;

- автостоянки.

Сроки уборки снега и скользкого наката определяются значением автодороги. Эти правила в части содержания дорог описываются в ГОСТ 33181-2014.

Допустимый уровень, на котором должны содержаться зимние автодороги, в настоящее время описывается только несколькими пунктами в ГОСТ 50597-93, принятом больше 20 лет назад. В документе устанавливается минимальный коэффициент сцепления и максимальное время на удаление снежного наката (в таблице).

Интенсивность движения, машин в сутки

Время на устранение скользкого наката, ч

Больше 3000

4

1000-3000

5

Меньше 1000

6

Похожие временные интервалы определяются и для очистки от снега тротуаров.

В новом ГОСТ 33181-2014 требования прописаны более детально. Их мы и будем описывать далее.

Зимнее содержание дорог – несколько уровней

Для содержания дорожного полотна разработана 5-уровневая система, в которой 5 уровень – минимально допустимое состояние, а 1 – наивысшее качество.

Дороги в нашей стране сегодня классифицируются по ГОСТ 33382-2015. Основная часть городских дорог относится к категории I и II, в редких случаях – III.

По ГОСТ 33181-2014 на этих автодорогах не должно быть уплотненных снежных масс и возвышений из снега и льда на разделительной полосе и обочине. Для I и II категории обочины требуется полностью очищать от снега.

Запрещается делать снежные валы:

- на остановках городского транспорта, на тротуарах и на расстоянии менее 20 метров от них;

- на разделительных полосах, если их ширина не превышает пяти метров;

- перед переездами через железную дорогу.

Ни один из уровней содержания не допускает наличия уплотненных снежных масс и скользкого наката на проезжей части. Пока снегопад не закончился, возможно сохранение слоя рыхлого снега толщиной от одного до пяти сантиметров. На городских улицах регулярно можно видеть накат, колеи, гололед и прочие снижающие сцепление с дорогой явления. Новый ГОСТ однозначно их появления не допускает.

Исключения в правилах содержания делаются для двух типов автомобильных дорог:

- с щебневым покрытием;

- с интенсивностью движения менее 1 500 машин в сутки.

Этим дорогам разрешается иметь уплотненный снежный покров (УСП), и он также должен соответствовать ряду условий:

- показатель ровности УСП по IRI не должен превышать 6,0 м/км;

- не допускаются повреждения покрова и рыхлые снежные участки, снижающие безопасность движения;

- максимальная глубина колеи – 3 сантиметра.

О погоде: кто заплатит за
автомобиль, разбитый упавшим во дворе деревом


Д.А. Мигунов,
юрист-эксперт в сфере ЖКХ

Дерево упало на автомобиль, припаркованный во дворе. Автовладелец хочет возместить нанесенный ему ущерб и начинает искать виновного: кто должен был ухаживать за деревьями и содержать придомовую территорию? В результате хозяин машины может стать истцом, а организация, управляющая МКД, — ответчиком.

Из статьи вы узнаете, в каких случаях организации, управляющей МКД, придется компенсировать ущерб, причиненный падением дерева, и как аргументировать свою позицию, чтобы этого избежать.

Полный текст статьи читайте в справочной системе «Управление МКД».

Содержание мостов

В этой части новый стандарт не дает никаких послаблений. На мостах не может быть снежных масс, наката, льда или УСН. Очищать их необходимо по тем же правилам, что и остальную проезжую часть – до «черного» асфальтового покрытия.

Лестницы и тротуары

ГОСТ 33181-2014 говорит о том, что все тротуары и уличные лестницы необходимо подвергать обработке противогололедными реагентами. Делается это независимо от уровня содержания.

Наличие рыхлого свежевыпавшего снега здесь допускается, пока продолжается снегопад и идет уборка. При самом высоком уровне содержания толщина его слоя не должна превышать двух сантиметров. Для всех последующих уровней происходит пошаговое увеличение данной толщины на два сантиметра. Это не значит, что 10-сантиметровый слой снега, допустимый правилами в процессе снегопада для 5 уровня содержания автомобильных дорог, может сколь угодно долго лежать на пешеходных дорожках. Он обязательно убирается в течение 1-3 часов после завершения снегопада. Конкретное время, отводимое на уборку, определяется количеством проходящих пешеходов.

Время, в течение которого необходимо произвести уборку тротуара, прописано в ГОСТ Р 50597-93. Например, стандарт дает представителям коммунальных служб всего 1 час на устранение последствий разгула стихии, если по тротуару за час проходит больше 250 человек. За это время необходимо не только произвести уборку снежных масс, но и обработать дорожки противогололедными реагентами.

Никакие виды снежно-ледяных отложений не допускаются на надземных и подземных пешеходных переходах, в галереях и тоннелях. Людям необходимо обеспечивать чистоту и безопасность покрытия для передвижения по городу. Это одно из ключевых правил зимнего содержания автомобильных дорог, и оно не подлежит обсуждению.

За правильным содержанием дорожного покрытия, пешеходных переходов и мостов следит ГИБДД вместе с действующими в местных администрациях департаментами ЖКХ и техническими инспекциями. Если граждане жалуются на недостаточно качественное содержание дорог и тротуаров, то проверкой того, как ответственными организациями и службами соблюдаются ГОСТы и прочие нормативные документы, могут заняться представители Роспотребнадзора и прокуратуры.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Вы сможете продолжить чтение сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжайте читать статью.
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это недолго.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.