Основы разработки средств независимой оценки профессиональной квалификации

524
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Институт оценки профессиональных квалификаций работников, введенный Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“», затрагивает все элементы получения и обновления знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в различных областях экономической деятельности и требует ответственного и профессионального подхода к разработке контрольно-оценочных средств для проведения профессионального экзамена.

Л.Н. Чернышов, 
д-р экон. наук, профессор, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям


В этой статье вы прочитаете: 

  • Требования к независимой оценке профессиональной квалификации и сертификации
  • Основы разработки средств независимой оценки квалификации

Требования к независимой оценке профессиональной квалификации и сертификации

Контрольно-оценочные средства (КОС) должны позволять с достаточной степенью достоверности определять уровень профессиональных квалификаций работника (студента) для качественного и эффективного выполнения им определенных трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями рынка труда.

Под профессиональной квалификацией понимается способность работника действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Профессиональная квалификация — это интегрированный результат деятельности человека, который не сводится только к сумме его знаний и умений, а формируется в процессе обучения и выполнения им трудовых функций.

Этот факт означает, что невозможно, оценив по отдельности знания и умения соискателя (работника, студента), сделать вывод о наличии (сформированности) у него той или иной профессиональной квалификации. Человек может прекрасно знать оптимальную последовательность (алгоритм) трудовых действий, перечень необходимых средств и предметов труда для их осуществления, но не сможет воспроизвести технологию создания объекта труда (процесса или продукта). Тем более в условиях, когда необходим выбор методов в соответствии с конкретной профессиональной ситуацией.

Таким образом, при разработке контрольно-оценочных средств необходимо учитывать, что формирование профессиональных квалификаций возможно только «накопительным» порядком:

  • на основе знаний могут осваиваться умения;
  • умения, которые осмысленно использовались в профессиональной деятельности, ведут к практическому опыту;
  • знания, умения и опыт интегрируются в профессиональную квалификацию.

Исходя из этого, основными процедурами оценки независимой профессиональной квалификаций являются:

  • анализ свидетельств о предшествующем опыте работы соискателя;
  • оценка знаний и когнитивных умений;
  • оценка выполнения трудовых функций, соответствующих подтверждаемой квалификации.

К СВЕДЕНИЮ

Умение — операция (простейшее действие), выполняемая определенным способом и с определенным качеством.

Профессиональные навыки и умения — действия, доведенные до определенного уровня автоматизма.

Знания — сформулированная информация, на которую опираются или которой пользуются в процессе нахождения ответа на задачу.

В соответствии с нормативно-методическими документами Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям алгоритм разработки оценочных средств включает несколько этапов.

Этап 1. Определение предмета оценивания

Предметом оценивания является совокупность знаний, умений, профессиональных навыков, обеспечивающих выполнение соискателем трудовых функций соответствующего уровня квалификации.

В утвержденных для сферы ЖКХ профессиональных стандартах насчитывается более 100 обобщенных трудовых функций.

Пример

Профессиональный стандарт «Специалист по управлению многоквартирным домом», утв. приказом Минтруда России от 11.04.2014 № 236н, содержит пять обобщенных трудовых функций (ОТФ) — A,B,C,D, E и три квалификационных уровня — 4, 5 и 6.

В свою очередь, ОТФ А. «Выполнение сопутствующих работ по организации управления многоквартирным домом» имеет четыре трудовые функции (ТФ):

— ТФ A/01.4. «Прием-передача, учет и хранение технической и иной документации на многоквартирный дом».

— ТФ A/02.4. «Восстановление и актуализация документов по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома».

— ТФ A/03.4. «Обоснование эффективности процессов управления многоквартирным домом.

— ТФ A/04.4. «Анализ и оценка видов работ при эксплуатации многоквартирного дома».

Эти ТФ, с одной стороны, служат основой для определения (описания) наименования профессиональной квалификации, а с другой — содержат информацию о знаниях и умениях, являющихся предметом оценки при проведении профессионального экзамена.

В данном примере перечисленным трудовым функциям соответствует наименование профессиональной квалификации — «Техник многоквартирного дома». И в этом случае КОС должны разрабатываться:

  • под трудовые и обобщенные трудовые функции, содержащиеся в профессиональном стандарте«Специалист по управлению многоквартирным домом»;

  • или профессиональные квалификации, сформированные на базе этих трудовых функций.

Этап 2. Выбор объекта оценивания

Объектами оценки могут служить:

  • процесс деятельности;
  • продукт деятельности.

Оценка процесса деятельности обычно применяется, если:

  • обеспечить оценку продукта деятельности технически сложно.

Пример

Конструкция крупномасштабна. Оценить продукт невозможно без ее разрушения;

  • продукт отсутствует. Это характерно для ряда специальностей в сфере ЖКХ;
  • для оценки принципиально важны технология реализации трудовой функции и сопутствующие условия деятельности.

Таким образом, процесс оценивается в случае, когда:

  • необходимо проверить и оценить правильность применения рецептуры, технологии, инструментов, оборудования; соблюдение правил техники безопасности и т. д.;
  • значим временной фактор и необходим хронометраж;
  • результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс;
  • продукт как результат выполнения трудовых функций имеет отсроченный характер и (или) его оценивание сложнее, чем сам процесс получения продукта.

Пример

Для оценки квалификаций соискателя по ОТФ «Обработка воды химическими реагентами» в профессиональном стандарте «Коагулянщик» важно оценить не только правильность подобранной рецептуры химических реагентов, но и соблюдение режима их внесения в исходную среду для получения установленного нормативными документами качества воды.

При оценке процесса деятельности результаты зафиксированных параметров деятельности соискателя сравнивают с эталонной технологией на основе совокупности выработанных и согласованных критериев оценки.

Среди них могут быть:

  • надлежащая последовательность действий;
  • целесообразный выбор средств и предметов труда;
  • выполнение других регламентированных условий деятельности и процедур.

Такое структурированное наблюдение должно состоять из совокупности стандартизованных и унифицированных процедур, реализуемых в онлайн-условиях или в виде просмотра видеозаписи. При этом оценивание может происходить и в реальных производственных условиях.

Основы разработки средств независимой оценки профессиональной квалификации

Модельные ситуации и имитации обычно используются, когда специфика профессиональной деятельности соискателя не позволяет организовать компактную процедуру оценки.

Пример

Имитация требуется для оценки трудовых функций: «Организовывать и проводить собрания собственников общего имущества МКД», «Предотвращать и разрешать конфликты с собственниками общего имущества МКД», которые входят в профессиональный стандарт «Специалист по управлению многоквартирным домом».

При этом профессиональная или квазипрофессиональная деятельность соискателя может осуществляться в реальных или имитируемых производственных ситуациях. Например, в формате кейса.

К СВЕДЕНИЮ

Когнитивные умения — умения самостоятельно приобретать знания.

Квазипрофессиональная деятельность — это моделирование предметного и социального содержания труда специалистов, создание реальных ситуаций в деловой игре.

Если технологические процессы растянуты во времени на дни и недели, то ограничения в способах оценки профессиональных квалификаций неминуемы. Отдельные профессиональные квалификации могут оцениваться в форме интеллектуальных, а не предметно-прикладных способов деятельности. Например, навык ремонта оборудования можно оценивать с помощью специальной компьютерной имитации.

Таким образом, выбор способа и условий оценки чаще всего — это задача оптимизации. Решается она в каждом конкретном случае с учетом всех значимых факторов и оснований.

К СВЕДЕНИЮ

Кейс — это описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного и/или быстрого решения.

Кейсы классифицируются по различным признакам.

Для оценки определенных качеств используется четыре типа кейсов:

1. Строгий или структурированный — краткое и точное изложение ситуации с использованием конкретных цифр и данных. Предназначен для оценки знания или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний.

2. Неструктурированный — материал с большим количеством данных. Предназначен для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного, выяснения навыков работы в определенной области.

3. Первооткрывательский — объем материала может быть разным. Здесь важен не правильный ответ, а способность к нестандартному мышлению и выдвижению креативных идей.

4. «Маленькие наброски» — содержит 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений, знакомит только с ключевыми понятиями. Требуется использовать собственные знания.

Другим подходом в классификации является разделение кейсов по степени сложности.

Различаются также кейсы сюжетные — с включением рассказа о произошедших событиях, действиях отдельных лиц и организаций и бессюжетные — статистические материалы, расчеты.

В зависимости от субъекта кейсы подразделяются на личностные, организационно-институциональные, многосубъектные.

Кейсы могут состоять из ряда вопросов, на которые необходимо дать ответ при решении, или представлять собой кейсы-задания, которые предполагают формулировку задачи и ее решение.

В современном значении «кейс» — это случай из практики, который наглядно демонстрирует какую-либо производственную ситуацию.

Решение кейсов — это задание, в котором соискатель ищет выход из проблемной производственной ситуации.

Как правило, структура кейса включает:

— подробное описание практической ситуации;

— формулировку проблемы, вопросов, задания;

— сопутствующие факторы и положения;

— нормативно-методическое и материально-техническое обеспечение — наглядный или другой иллюстрационный материал;

— этапы оценки решения кейса.

Оценка продукта деятельности возможна при условии, когда для целей оценки не важно, как создан продукт.

В данном контексте продукт рассматривается как вещественный или нематериальный результат человеческого труда — предмет, услуга, идея, которые могут существовать независимо от их создателя. То есть не имеет значения соблюдение требований к процессу деятельности: строго определенной последовательности, скорости действий, отбора ресурсов и т. д.

Такие ситуации распространены в процедурах оценки профессиональных компетенций бухгалтеров, экономистов, менеджеров.

Пример

Продуктом деятельности бухгалтеров, экономистов, менеджеров, который может быть достаточно объективно оценен, являются бухгалтерские проводки, экономические расчеты и обоснования, организационные схемы и должностные инструкции, оформленные счета, отчеты, бизнес-планы и т. д.

В технических специальностях такие ситуации встречаются реже. Поэтому для оценки профессиональных квалификаций приходится оценивать и продукт, и процесс деятельности. В этом случае процедура оценки может быть дополнена защитой эссе или обоснованием соискателем своей позиции в процессе собеседования.

Пример

Обобщенная трудовая функция ОТФ Д.5 «Организация расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома» в профессиональном стандарте «Специалист по управлению многоквартирным домом» не требует демонстрации владения методиками расчета платы за услуги и работы. Можно описать эту производственную ситуацию в соответствующем эссе.

Технология оценки продукта деятельности основана на сравнении его отдельных характеристик с эталоном. Для этого также применяются практические задания и кейсы. Они используются и в случае, если необходимы длительные процедуры оценивания.

Таким образом, продукт деятельности оценивается, когда:

  • качество и характеристики продукта важнее, чем методы и технологии, использованные для его получения;
  • сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом, например из-за его продолжительности.

«Продуктовый» способ оценивания эффективен и с точки зрения соотношения «степень объективности оценки» и «ресурсоемкость оценки», и с точки зрения сохранения во времени продукта, произведенного соискателем. Этот продукт может быть оценен в разное время разными экспертами, наглядно демонстрируя свои качества, которые привели к той или иной оценке квалификаций соискателя.

Этап 3. Определение способов оценивания

В основе выбора способов оценивания выступает тип личности и соответствующий ему тип профессиональной среды. Американский психолог Джон Холланд определил шесть типов личности в соответствии с классом решаемых профессиональных задач:

  • реалистический;
  • исследовательский;
  • артистический;
  • социальный;
  • предпринимательский;
  • конвенциальный.

Реалистическому типу свойственны эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: инструментами, машинами и пр. Они отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Профессии — механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Артистичный тип отстраняется от проблем и видов деятельности, требующих применения физической силы. В общении с окружающими представители этого типа опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Им присущи сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений; несоциальность, оригинальность. Профессии — музыкант, художник, фотограф, писатель, актер и т. п.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Его представители обладают социальными умениями и остро нуждаются в контактах, стремятся поучать, воспитывать. Они активны, стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем и решают вопросы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Профессии — врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Для этого типа личности характерны серьезность, настойчивость, консерватизм, исполнительность.Профессии — бухгалтер, программист и пр. Предприимчивый тип личности выбирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключениям. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Активен, предприимчив. Профессии — директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.Профессии в первую очередь научные — математик, физик, астроном и т. д.

В профессиях, приведенных для каждого типа личности, его представители могут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Каждый человек обладает личностными свойствами, характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты одного или нескольких типов.

Пример

В сфере ЖКХ доминируют профессиональные квалификации технического профиля. Они более привлекательны для реалистического типа личности. Его представители в наибольшей степени соответствуют профессиям типа «человек — техника» и «человек — природа». Их характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. То есть в деятельности профессионала преобладает выполнение предметных функций, которым соответствуют практические задания, связанные с использованием инструментов, техники.

От содержания вида профессиональной деятельности, средств и предметов труда, которые в нем используются, а также ресурсов процедур оценки — временных, кадровых, материально-технических зависит выбор средств оценки профессиональных квалификаций.

В процессе независисмой оценки профессиональной квалификации и сертификации должны применяться разные способы оценивания и типы заданий:

  • тесты;
  • опросы в форме собеседования, свободного или структурированного интервью, анкетирования;
  • самооценки по установленным критериям или оценки по методу «360 градусов»;
  • портфолио.

К СВЕДЕНИЮ

Метод «360 градусов» — это оценочное мероприятие, которое заключается в сборе информации о человеке (или группе) от взаимодействующих с ним лиц. В основе метода — «круговая» оценка по компетенциям сотрудника руководителем, его коллегами, подчиненными, клиентами, а также самооценка. Термин был введен П. Уордом в 1997 г. Уорд определял данный метод как систематический сбор информации относительно результатов индивидуума или группы, получаемый от окружения.

Тестовые задания для независимой оценки профессиональной квалификации и сертификации могут быть нескольких типов.

Задания закрытого типа — на выбор одного или нескольких правильных ответов.

Пример

По ОТФ А. «Выполнение сопутствующих работ по организации управления многоквартирным домом» профессионального стандарта «Специалист по управлению многоквартирным домом» структура таких тестов может иметь вид, представленный в табл. 1.

Таблица 1

№ п/п

Наименование теста

Выбранный ответ

Вариант ответа

1

Порядок передачи технической и иной документации на МКД при изменении способа управления регламентирован:

А

Договором управления

Б

Нормативным правовым актом органа местного самоуправления

В

Постановлением Правительства РФ

2

Управляющая организация (УО) не передает техническую и иную документацию на МКД товариществу собственников жилья, мотивируя свои действия тем, что она эти документы не получала от предыдущей УО. Обоснованна ли позиция УО?

А

Необоснованна

Б

Обоснованна

В

Обоснованна, но только при предоставлении доказательств неполучения такой документации от предыдущей УО

3

Перечень технической и иной документации на МКД, подлежащей передаче при изменении способа управления МКД, определяется:

А

Только постановлением Правительства РФ № 491

Б

Только постановлением Госстроя России № 170

В

Нормативными правовыми актами, регламентирующими управление МКД

4

Копия акта приема-передачи технической и иной документации подлежит передаче:

А

В органы государственного жилищного надзора субъекта РФ

Б

Председателю совета МКД

В

В органы муниципального жилищного контроля

5

Акты об оказании услуг и выполнении работ по надлежащему содержанию общего имущества являются:

А

Бухгалтерскими документами УО

Б

Составной частью технической документации

В

Иной документацией на МКД

Задания закрытого типа должны содержать от 30 до 35 тестов.

Задания на установление правильной последовательности

Пример

По ТФ «Технология и техника обслуживания домовых санитарно-технических систем и оборудования» профессионального стандарта «Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования», утв. приказом Минтруда России от 21.12.2015 № 1076н, структура такого задания может иметь следующий вид:

1. Сформулируйте последовательность операций при испытании систем водоснабжения из стальных труб гидростатическим (или манометрическим) методом (правильный ответ В, А, Б, Д, Г).

А. Присоединение гидропресса (или компрессора) к испытываемой системе и установка манометра.

Б. Наполнение системы в целом пробным избыточным давлением, равным 1,5 избыточного рабочего давления (или воздухом — 0,1 МПа), и осмотр системы (или обмыливание эмульсией монтажных стыков и соединений) с отметкой мелом дефектных мест.

В. Установка заглушек на подводках к санитарно-техническим приборам.

Г. Сдача системы.

Д. Снижение давления (или сброс давления до атмосферного) и устранение дефектов.

Задания на установление соответствия

Пример

По ТФ «Технология и техника обслуживания домовых санитарно-технических систем и оборудования» профессионального стандарта «Слесарь- монтажник домовых санитарно-технических систем и оборудования» структура такого задания может иметь следующий вид:

Установите соответствие диаметра условного прохода стальных труб между Ду, мм, и Ду, дюймы (правильный ответ — 1б, 2а, 3г, 4в) (табл. 2).

Таблица 2

Диаметр условного прохода Ду, мм

Диаметр условного прохода Ду, дюймы

1. «15»

а) «1»

2. «25»

б) «½»

3. «32»

в) «1½»

4. «40»

г) «1¼»

Задание «отметка на карте» применяется при использовании компьютерных технологий оценки квалификаций соискателя.

Задания в открытой форме или эссе — на дополнение или свободное изложение. Критерий оценки тестирования: один верный ответ — один балл.

Портфолио. Как правило, портфолио может включать:

  • резюме или СV;
  • документы, свидетельствующие о квалификации соискателя;
  • видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и др.

К СВЕДЕНИЮ

СV (сurriculum vitae) — в переводе с лат. «ход жизни». Автобиография, описание трудовой деятельности человека, его образования и т. д.

CV и резюме в нашей стране часто применяются как полные синонимы и обозначают документ, который соискатель оформляет и должен предоставлять в составе портфолио для сдачи профессионального экзамена по той или иной профессиональной квалификации. В них должно быть представлено краткое описание жизни и профессиональных навыков соискателя, содержаться информация о каждом месте работы и специальности, приобретенной в процессе учебы и трудовой деятельности.

В то же время тесты, опросы, портфолио, самооценка не являются достаточными для оценки квалификации. Они используются обычно на предварительном этапе оценочной процедуры. Данные типы заданий нецелесообразно совмещать с заданиями, модулирующими профессиональную деятельность:

  • проведение производственных работ;
  • обработка и анализ получаемой производственной информации;
  • разработка и защита проекта (модели, подхода, решения и т. п.);
  • решение кейсов и др.

Оптимальным для оценивания квалификации является очное испытание в условиях, воспроизводящих типовые ситуации профессиональной деятельности. В этом случае эксперт лично наблюдает профессиональную или квазипрофессиональную деятельность соискателя и оценивает качество его работы или произведенного им продукта. Здесь используется прямое подтверждение: экзаменатор может услышать или увидеть, наблюдать, оценить качество результата деятельности соискателя, получить ответы на вопросы.

Если время, необходимое для выполнения задания, не позволяет выполнить его «здесь и сейчас», то может быть использована оценка качества результатов деятельности соискателя, созданных вне профессионального экзамена — портфолио документов, видеозаписей фрагментов деятельности. В этом случае оценка обычно дополняется защитой-обоснованием. Возможны сочетания нескольких видов подтверждения.

Пример

Соискатель в соответствии с ОТФ В.5 «Организация и осуществление работ по химическому анализу воды в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» профессионального стандарта «Специалист по химическому анализу воды в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», утв. приказом Минтруда России от 15.09.2015 № 640н, на экзамене должен подобрать метод проведения химического анализа сточных вод, концентрация загрязняющих веществ в которых выбрана случайным образом. Результаты подбора метода химического анализа воды в системах питьевого водоснабжения, а также питательной воды в системах теплоснабжения могут быть представлены в документах портфолио.

Портфолио используется как дополнительный способ оценки для профессий высоких квалификационных уровней, когда в процедуре комплексного практического задания за ограниченное время сложно оценить все необходимые квалификации соискателя. Следует иметь в виду, что отсроченная и опосредованная оценка результатов работы соискателя связана с рисками невозможности:

  • полностью исключить факты плагиата и компиляции;

  • оценить уровень самостоятельности выполнения работ.

Обычно анализ и оценка портфолио соискателем дополняются практическими и проектными заданиями, выполненными в аудитории под наблюдением экспертов-оценщиков, в т. ч. в формате кейсов, профессиональных задач и т. д.

Пример

При оценке практических навыков диспетчера многоквартирного дома по ОТФ А.5 «Обеспечение проведения работ по эксплуатации, обслуживанию и санитарному содержанию общего имущества МКД» профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации обслуживанию МКД», утв. приказом Минтруда России от 11.04.2014 № 238н, структура кейса может выглядеть следующим образом.

Проблема. В диспетчерскую службу компании, управляющей многоквартирным домом, поступила информация от собственника квартиры (Х) на пятом этаже дома по адресу (Y) о протечке потолка в квартире. Три дня назад появилось мокрое пятно, сегодня инфильтрат (вода) капает на пол и стекает по стенам.

Задание. Необходимо определить возможные причины протечки и сформулировать сменное задание линейному персоналу управляющей организации для устранения нештатной ситуации.

Сопутствующие факторы и положения. Период времени — ранняя весна. Температура воздуха 4 °С. Дом панельный, многоквартирный, серии К-7. Кровля мягкая.

Этапы оценки решения задания соискателем

1. Форма и результаты общения с заявителем.

2. Правильность принятого решения для локализации причин протечки в квартире (Х) на пятом этаже дома по адресу (Y) для линейного персонала управляющей организации.

Таким образом, соискателю дается возможность на основании опыта и анализа профессиональной ситуации выбрать обоснованный и эффективный способ ее решения.

Косвенными доказательствами наличия соответствующей квалификации могут выступать также «свидетельские показания»: третье лицо свидетельствует о достижениях соискателя в соответствующих видах деятельности. Это могут быть рекомендация, отзыв, рецензия. Если собрать доказательства в реальных условиях невозможно, следует смоделировать ситуацию, в которой соискатель в виртуальном режиме опишет, обоснует, докажет оптимальность своих решений и аргументирует профессиональное поведение.

Этап 4. Проектирование заданий для оценки

При разработке оценочных средств следует руководствоваться следующими правилами.

1. Каждый комплект оценочных средств должен представлять собой структурированную информацию, содержащую:

  • сведения, определяющие основания для разработки КОС и их назначение;
  • требования к условиям проведения оценки квалификации: место выполнения, необходимое оборудование/материалы;
  • инструменты оценки, варианты экзаменационных заданий, условия их выполнения и оценки;
  • время, отводимое на проведение профессионального экзамена, необходимость наблюдения за ходом проведения профессионального экзамена;
  • источники, которыми можно пользоваться соискателю, и др.

Форма такого документа приведена в приложении к настоящей статье.

Тесты, опрос, анкетирование, самооценка, портфолио, очное (в режиме «здесь и сейчас») испытание в условиях, воспроизводящих типовые ситуации профессиональной деятельности, кейсы, эссе и др., используемые для оценки квалификации, должны:

а) обеспечивать проверку всех параметров, обеспечивающих качественное выполнение ТФ;

б) формулироваться так, чтобы соискатель четко понял, что он должен выполнить, чем может воспользоваться, где должен выполнять задание, в каком виде должен быть представлен результат, каковы критерии оценки и в какое время он должен выполнить задания.

2. Для каждого задания определяются критерии оценивания. Выбор критериев зависит от объекта оценки.

Оценка квалификации соискателя по продукту профессиональной деятельности при определении критериев оценки должна иметь ссылку на эталон качества данного продукта либо описание эталона.

Пример

Эталоном качества продукта либо описанием эталона (требования) могут служить: ГОСТ, своды правил (СП), технические условия (ТУ).

При отсутствии нормативно установленного эталона продукта или процесса (ГОСТ, СП, ТУ) необходимо использовать качественные характеристики продукта или процесса — правильность, точность и т. д.

При формировании критериев и критериальных значений оценки необходимо соблюдать принцип однозначного трактования.

Критерии оценки могут включать:

  • правильную последовательность выполнения всех требуемых действий согласно требованиям производственного или технологического процесса (технологических карт);
  • выполнение действий с соблюдением требований техники безопасности, охраны труда, требований санитарии и гигиены в зависимости от области деятельности;
  • время выполнения;
  • соответствие требуемым моделям поведения и др.

Обратная связь

Оценка профессиональных квалификаций всегда будет состоять из ряда последовательных испытаний.

Испытания состоят из тестов, заданий на установление последовательности, открытых заданий или эссе, портфолио, кейсов и др. в различной комбинации. Поэтому в КОС необходимо предусмотреть оценку соискателя по каждому заданию в отдельности с последующим определением суммарного результата. Этот результат должен быть установлен в комплекте оценочных средств.

Основные принципы и правила организации и проведения оценки профессиональных квалификаций в Центре оценки квалификаций (ЦОК) или Экзаменационном центре (ЭЦ) должны быть разъяснены соискателю до начала профессионального экзамена.

Подготовленные таким образом оценочные средства после их утверждения СПК ЖКХ являются основанием для проведения ЦОК или ЭЦ профессионального экзамена.

В свою очередь, уполномоченные организации СПК ЖКХ координируют апробацию первой редакции КОС в процессе оценочных процедур в подведомственных ЦОК и ЭЦ, чтобы при необходимости своевременно внести в них изменения и дополнения.

Приложение (во вложении)

Вложенные файлы



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!