text
ЖКХ

Установление нормативов потребления коммунальных услуг: кто должен это контролировать

  • 4 мая 2016
  • 430
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Отсутствие контроля со стороны Правительства РФ за установлением и применением в регионах нормативов потребления коммунальных услуг стало все острее напоминать о себе в последнее время. Рассмотрим, в чем это проявляется и какие меры следует предпринять для исправления ситуации.

М.Э. Разумов, 
эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как происходит установление нормативов коммунальных услуг в жилых помещениях
  • Кто должен контролировать применение нормативов коммунальных услуг

Установление нормативов потребления коммунальных услуг в субъектах РФ сопровождается рядом негативных моментов. Проблемы при этом выявляются следующие.

Темпы роста тарифов на коммунальные услуги и платы граждан за коммунальные услуги ограничиваются на федеральном уровне. На территории многих регионов осуществляют деятельность инфраструктурные компании. И если у региона есть по отношению к ним обязательства по установлению размера тарифа, возникают попытки власти «усидеть на двух стульях»: с одной стороны – не превысить установленные ограничения, с другой – соблюсти обязательства перед инфраструктурными компаниями. В результате регионы начинают манипулировать размерами и применением нормативов потребления коммунальных услуг, подгоняя их под имеющиеся ограничения.

К СВЕДЕНИЮ

Самый низкий норматив на холодное водоснабжение установлен в Ненецком автономном округе – 1,92 куб. м на человека, а самый высокий – в Москве, 6,88 куб. м на человека.

На горячее водоснабжение самый высокий норматив в Тамбовской области – 6,04 куб. м на человека, самый низкий в Алтайском крае – 1,82 куб. м на человека.

Органы исполнительной власти субъектов РФ игнорируют положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Ярким примером может служить повсеместное несоблюдение требований указанных Правил по учету конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома при установлении и определении нормативов потребления коммунальных услуг. Зачастую для всего муниципального образования действует единая величина норматива.

Размеры установленных нормативов имеют колоссальный разброс. В двух соседних регионах с идентичными природно-климатическими и социально-экономическими условиями в типовых серийных многоквартирных домах размер норматива потребления коммунальных услуг может отличаться в несколько раз.

Пример

В Челябинской области норматив потребления на холодную воду установлен в размере 6,05 куб. м на человека, а в соседней Тюменской области – 2,81 куб. м.

В домах без приборов учета определить нормативы потребления коммунальных услуг в размере максимально приближенном к факту помогает метод аналогов. Его применение не позволяет искусственно манипулировать объемами. Однако в регионах этот метод не пользуется популярностью.

Нормы Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не исполняются рядом субъектов РФ. В частности, не определяются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требует, чтобы нормативы потребления коммунальных услуг стимулировали к установке потребителями приборов учета коммунальных услуг и общедомовых приборов учета. Однако этого не происходит.

Пример

В Брянской и Псковской областях, республиках Ингушетия и Северная Осетия – Алания, в Ставропольском крае норматив на отопление установлен довольно низкий – 0,01 Гкал/кв. м. 

Основная причина возникновения таких проблем – отсутствие какого-либо контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти за процессом установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Представляется необходимым и своевременным:

  • наделить Правительство РФ полномочиями на определение ответственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением и применением в субъектах РФ нормативов потребления коммунальных услуг;

  • создать специальную комиссию в указанном федеральном органе исполнительной власти. Наделить ее полномочиями на рассмотрение и досудебное урегулирование разногласий, возникающих при определении и установлении нормативов потребления коммунальных услуг;

  • актуализировать правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учетом:

  • современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов населением;

  • выверенных значений нормативных показателей, используемых при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчетным методом.

В настоящее время эти предложения активно обсуждаются в Государственной Думе. После обсуждения планируется их реализация.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.