Рынок тепловой энергии России: проблемы законодательного регулирования

644
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
В.М. Вахрин, 
заместитель губернатора Тюменской области

В этой статье вы прочитаете:

  • Как регулируется рынок электрической тепловой энергии в России
  • Проблемы законодательного регулирования рынка тепловой энергии

Основными новеллами законодательства в сфере теплоснабжения являются целевая модель рынка тепловой энергии, схема теплоснабжения и единая теплоснабжающая организация. Однако о последствиях их внедрения продолжаются споры. И высказываются различные предложения по изменению и совершенствованию нормативных правовых документов.

Решению вопросов развития теплогенерирующего бизнеса, поиску баланса интересов теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, потребителей и органов власти в Тюменской области уделяется значительное внимание. За последние 3,5 года НВВ производства тепла при комбинированной выработке (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2) увеличилась на 60%. НВВ магистральных сетей (без потерь, только содержание) выросла в 2,5 раза – до 802 млн руб. Начиная с 2014 г. в тарифах распределительных сетей закладываются средства на капитальный ремонт сетей – с 10 млн руб. сумма возросла до 524 млн руб. В тарифных решениях полным рублем предусмотрена амортизация. Таким образом, нельзя говорить, что системе не хватает средств. Более 1 млрд руб. в год региональный бюджет субсидирует плату граждан за услуги теплоснабжения.

Существующее положение регулирования рынка тепловой энергии в России

Целевая модель рынка электрической тепловой энергии в России, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1949-р, предусматривала отказ от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, переход на ценообразование методом альтернативной котельной и порождала мегарегулятор рынка в лице единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

В настоящее время обсуждается измененный вариант концепции:

1. Предусматривается переход к регулированию методом альткотельной только в ценовых зонах комбинированной выработки. При этом по-прежнему не исключается последующий переход к повсеместному регулированию таким методом всей сферы услуг теплоснабжения.

2. Определение цены методом альткотельной возвращается от Совета рынка к органам государственного регулирования.

3. Должны будут разрабатываться в бесчисленном количестве – для каждой ЕТО – стандарты и правила взаимодействия с потребителями и другими теплоснабжающими и теплосетевыми организациями. Причем каждая ЕТО и станет разработчиком таких стандартов и правил для зоны своего влияния. Планируется, что ЕТО могут быть назначены в отрыве от процесса принятия схем теплоснабжения.

Также следует отметить, что появился проект методики определения цены методом альткотельной.

Вместе с тем все эти изменения нельзя считать поворотными.

Негативные моменты

Какие проблемы видятся в новой модели и в существующем регулировании отрасли и какие пути их решения мы предлагаем?

Главное, не надо отказываться от существующих методов государственного регулирования тарифов. Для потребителей Тюмени, например, метод альтернативной котельной увеличивает тарифы на 35%.

Пример

Сейчас тариф 1475 руб./Гкал (с НДС) до конечного потребителя. По методу альткотельной это 1994 руб/Гкал – что больше на 519 руб.

Весь сверхрост коммунального платежа ляжет на региональный бюджет, поскольку субъект ограничивает его предельный рост. С июля текущего года это ограничение составляет 5,9%. Даже с учетом переходного периода весь опережающий рост ляжет на потребителя и бюджетную систему.

Модель не гарантирует, что генератор – ЕТО, получив дополнительную выручку, будет замещать котельные с существующим тарифом выше уровня цены альткотельной. И вся конструкция сегодня предполагает бюджетное финансирование деятельности хозяйствующих субъектов. 

Выглядит это следующим образом. Муниципалитет обязан утвердить схему теплоснабжения. Мероприятия в схему предлагаются самими теплоснабжающими организациями. Например, разработанная для Тюмени схема предусматривает мероприятия на 18,5 млрд руб. Далее все эти мероприятия регулятор обязан включить в инвестиционную программу теплоснабжающей организации и на каждое мероприятие указать источник:

  • тариф. Но всерьез рассматривать его в качестве источника финансирования дополнительных расходов нельзя;

  • плата за техприсоединение. Ее размер должен обеспечивать приоритет развития когенерационного источника, т. е. не превышать 5 млн руб. за Гкал. Для схемы Тюмени эта величина составила более 7 млн руб., что однозначно привело бы к отказу потребителей от присоединения к централизованной системе теплоснабжения.

И в случае нехватки первых двух источников финансирования мероприятий инвестпрограммы – а это как раз наш вариант – источником должен быть указан бюджет субъекта согласно постановлению Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации».

Получается, что горе-инвестор возьмет в банке кредит, выполнит сетевое строительство, все объекты оформит в свою собственность, а возврат кредита и процентов по нему должны будут обеспечить региональные власти из своей бюджетной системы. Весьма привлекательная модель капитализации частных компаний, в т. ч. иностранных, за счет потребителей и бюджета! При этом и банки не будут обижены.

Рынок тепловой энергии России: проблемы законодательного регулирования

Теперь о статусе ЕТО. Сначала мы определили критерии выбора ЕТО – в постановлении Правительства РФ от 08.08.2012 № 808. А потом озаботились, какой у ЕТО будет функционал. Не странно ли это?

Поскольку определено, что в конкурсе на ЕТО побеждает тот, у кого больше емкость сети, выбором это назвать нельзя. В жизни емкость магистральной сети, обычно принадлежащей генератору, всегда больше емкости распределительной сети, обычно принадлежащей муниципалитету. Таким образом, статус ЕТО правовым регулированием заведомо отдали крупным генерирующим компаниям.

Пользуясь своими мегаполномочиями, ЕТО забирает конечного потребителя. Иными словами, выбирает себя в качестве объекта дальнейшего развития и тем самым полностью монополизирует рынок, который затем сама и регулирует.

И ради чего все это затевается, какой же основной функционал у ЕТО?

Цель – обеспечить надежность и качество услуги теплоснабжения. Но все регулирование осуществляется на распределительных сетях и внутридомовом имуществе. Каким образом генератор и магистраль могут обеспечить качество? Магистральный трубопровод и конечный потребитель не связаны напрямую друг с другом. У магистрали нет возможности регулировать параметры конечной услуги. О каких отношениях тогда речь?

Есть опасения, что после наделения ответственностью за качество генератора, не имеющего к качеству ни малейшего отношения, в дальнейшем будет поставлен вопрос о передаче распределительных сетей генератору под решение этой задачи. И с рынка будут вытесняться конкуренты.

И еще один нелогичный момент: зачем полномочия по определению ЕТО для городов с населением свыше 500 тыс. человек отдали Минэнерго России? Для повышения ответственности за принимаемые решения по крупным городам такую функцию следовало бы закрепить за субъектами РФ. Либо оставить на уровне муниципалитетов.

Предлагаемые доработки концепции рынка тепловой энергии России

Мы предлагаем:

1. Изменить критерии выбора ЕТО. Основным критерием сделать возможность обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

2. Учесть положения подписанной Президентом РФ стратегии национальной безопасности, которая предусматривает усиление государственного регулирования сферы ТЭК. И в этой связи не отказываться от методов долгосрочного государственного регулирования.

3. Сформулировать в федеральном законодательстве для регуляторов четкие критерии отнесения в тарифы затрат на ремонтные работы на инженерных сетях и сооружениях. Сегодня есть примеры, когда организация заявляет к включению в тариф 1,8 млрд руб., потом уточняет заявку, снижая ее до 590 млн руб., а в тариф получает 64 млн руб.

4. Применять исключительно ресурсный метод ценообразования при осуществлении сетевого строительства. Он позволяет снизить цену линейных объектов втрое. Сейчас для целей регулирования применяются укрупненные сметные нормативы и базисно-индексный метод ценообразования.

Такой подход позволит сбалансировать систему общественно-экономических отношений в сфере теплоснабжения и не только избежать деградации, но и обеспечить устойчивое развитие отрасли.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!