Сборы за негативное воздействие на окружающую среду: важные нюансы

1249
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Росприроднадзор в целях урегулирования вопросов, возникающих при осуществлении полномочий по администрированию доходов бюджетов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, направляет для информации и использования в работе разъяснения.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как производятся учеты и сборы за негативное воздействие на окружающую среду
  • Нюансы в уплате за негативное воздействие на окружающую среду

Сборы за негативное воздействие на окружающую среду являются привычной процедурой. Что нужно об этом знать?

Сборы за негативное воздействие на окружающую среду: авансовые платежи

С 1 января 2016 г. в соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере ¼ части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — ПНВ), внесенной за предыдущий год.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 г. в срок до 1 марта 2017 г.

При внесении остальными плательщиками ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что ¼ часть ПНВ от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным бюджетным законодательством Российской Федерации кодам бюджетной классификации (далее — КБК).

В 2016 г. КБК для заполнения платежных документов остаются такими же, как и в 2015 г.: 048 1 12 01010 01 6000 120, 048 1 12 01030 01 6000 120, 048 1 12 01040 01 6000 120, 048 1 12 01070 01 6000 120.

При определении ¼ суммы ПНВ учитываются суммы платы, фактически внесенные (не начисленные) за I–IV кварталы 2015 г.

За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и ПНВ начисляются пени.

Предложения территориальных органов по доработке ПТК «Госконтроль» в части электронного контроля уплаты пеней следует направлять в Росприроднадзор.

За разъяснениями правомерности применения ст. 8.41 КоАП РФ в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, Росприроднадзор обратился в Минприроды России. Позиция министерства будет направлена территориальным органам Росприроднадзора дополнительно и использована при подготовке изменений в Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» (направлены в территориальные органы для руководства в работе письмом от 30.11.2012 № ВК-03-01-36/16269).

При определении ¼ части суммы ПНВ, уплаченной за 2015 г., не учитываются суммы платежей, внесенные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013 г., 2014 г. и т. д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Обратите внимание:Закон № 7-ФЗ не содержит исключений из нормы внесения авансовых платежей. Следовательно, если хозяйствующим субъектом в 2015 г. ПНВ исчислялась и вносилась за сверхлимитное загрязнение ввиду отсутствия разрешительной документации, то в 2016 г. квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 г.

По итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

Если хозяйствующий субъект производил уплату за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в 2016 г. уплачивается ¼ часть суммы от уплаченной в 2015 г. по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 г.) при подаче декларации об уплате за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующий субъект осуществит перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Как и в предыдущем случае, по итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Соответствующий проект постановления Правительства РФ дорабатывается Минприроды России.

Также обращаем внимание, что Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утв. Госкомэкологии РФ 29 декабря 1998 г., утратили силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Минприроды России от 01.10.2014 № 421.

Если предприятие открылось в 2016 г., авансовые платежи не подлежат внесению в течение 2016 г., а плата по такому предприятию будет подлежать внесению в полном объеме в срок до 1 марта 2017 г. (за 2016 г.).

По итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о ПНВ. В течение 2017 г. авансовые платежи будут подлежать внесению от сумм платы, уплаченных за 2016 г. и указанных в декларации о ПНВ.

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» сохранял свою актуальность до 1 января 2016 г. Он не предусматривает ни положение об авансовых платежах, ни форму их расчета.

Таким образом, в течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи по уплате за негативное воздействие на окружающую среду вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о ПНВ плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 г.

Сборы за негативное воздействие на окружающую среду: исключения

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, плата за такое воздействие не взимается.

В силу ч. 7 ст. 23 Закона № 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в т. ч. соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством РФ.

Сборы за негативное воздействие на окружающую среду: важные нюансы

Проект постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» подготовлен Минприроды России и проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. До его принятия ПНВ подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Сборы за негативное воздействие на окружающую среду: твердые коммунальные отходы

В связи с многочисленными обращениями территориальных органов по вопросу внесения платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) ввиду отсутствия в субъектах РФ региональных операторов по обращению с отходами отмечаем следующее.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставил переходный период (до 1 января 2017 г.) для введения коммунальной услуги по обращению с ТКО в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами РФ, введения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и т. д.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором применяются положения действующего законодательства.

Учитывая изложенное, в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в т. ч. твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

О методических документах по сборам за негативное воздействие на окружающую среду

Дополнительно при осуществлении полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо учитывать и разъяснения, данные письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099.

Кроме того, учитывая изменения бюджетного законодательства и законодательства по уплате за негативное воздействие на окружающую среду, в 2016 г. планируется отменить Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Росприроднадзора от 23.10.2015 № 849, и издать новый приказ.


О плате за негативное воздействие на окружающую среду*

*Извлечения из письма Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль