Проект зон санитарной охраны водоснабжения

968
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Основная цель организации зон санитарной охраны — предотвратить загрязнение и истощение источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.
Г.А. Самбурский, 
канд. техн. наук, доцент, руководитель департамента водоподготовки Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

В этой статье вы прочитаете: 

  • Проект зоны санитарной охраны водоснабжения
  • Границы зон санитарной охраны скважин

Проект зоны санитарной охраны водоснабжения: предназначение зон санитарной охраны скважин

Невозможно гарантировать надлежащее качество питьевой воды в системе водоснабжения, если не обеспечен соответствующий санитарный режим самого источника. Например, в водоем, являющийся источником питьевого водоснабжения, вместе с промышленными стоками могут поступить вещества ядовитые либо придающие воде выраженный привкус, запах или окраску. Типовые стадии водоподготовки для поверхностного водоисточника — отстаивание, коагуляция, фильтрация и обеззараживание — далеко не всегда решают проблему очистки от возможных загрязнений, так как барьерная функция сооружений водоподготовки носит достаточно узконаправленный характер и зависит от качества источника водоснабжения. Именно поэтому устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО).

Расчет размеров ЗСО основывается на необходимости обеспечения качества воды, соответствующего гигиеническим требованиям к воде источников централизованного питьевого водоснабжения, в замыкающих створах (гидроузлах) каждой гидротехнической системы первого порядка.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм „Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02“» (далее — СанПиН). Согласно п. 1.4. СанПиН ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Состав зон санитарной охраны

Границы и режим ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Зоны санитарной охраны, согласно СанПиН, организуются в составе трех поясов.

Первый пояс (пояс строгого режима) — территория водозаборов, площадок водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Как правило, он находится в ведении водоканалов либо других эксплуатирующих организаций. Этот пояс предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайных или умышленных загрязнений и повреждений. Санитарные мероприятия по первому поясу в соответствии с требованиями СанПиН выполняют организации водопроводно-канализационного хозяйства или другие владельцы водопроводов. Санитарные мероприятия выполняются за счет собственных средств организаций (владельцев).

Второй и третий пояса (пояса ограничений) охватывают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Эти территории не входят в ведение водоканалов. Права на земельные участки для проведения водоканалами мероприятий во втором и третьем поясах не определены. Из смысла п. 1.5 и подп. «а» и «б» п. 1.15 СанПиН также не следует, что именно владелец водопроводов обязан организовывать второй и третий пояса ЗСО.

Чтобы обязать владельцев объектов, расположенных во втором и третьем поясах, выполнять санитарные мероприятия, нужно прежде всего установить проектом границы ЗСО там, где они отсутствуют. В отсутствие проекта нельзя требовать от владельца объекта (участка) ни выполнения мероприятий, ни выведения объекта из ЗСО.

Организация зон санитарной охраны скважин

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана поселения, когда выбирается источник водоснабжения (п. 1.9 СанПиН). При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Прежде чем организовать ЗСО, нужно разработать ее проект. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с ним (п. 1.11 СанПиН). Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Очевидно, что в целом проект хозяйственно-бытового водоснабжения является прерогативой деятельности органа местного самоуправления (далее — ОМСУ)

Проект ЗСО должен включать:

  • определение границ зоны и составляющих ее поясов;
  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории и предупреждению загрязнения источника;
  • правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов.

После разработки проект ЗСО согласовывается в территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в т. ч. ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения (п.1.10 СанПиН).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Организация и развитие водопроводов, а также издание правовых актов в этой сфере деятельности относятся к ведению муниципальных образований (п. 20 ч. 1 ст. 14, пп. 4, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Создание муниципальных предприятий — это право ОМСУ (ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). При этом ОМСУ, осуществляющие функции и полномочия учредителя муниципального предприятия, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Таким образом, определение заказчика в части разработки ЗСО может быть интерпретировано в зависимости от устава муниципального предприятия, т. е. в зависимости от условий и порядка деятельности, определенных для него ОМСУ.

Проект зон санитарной охраны водоснабжения: ответственность за качество

Необходимые меры по организации ЗСО в целом должны приниматься органами местного самоуправления и исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Следовательно, заказчиком такой работы должен быть либо орган местного самоуправления, либо, согласно переданным полномочиям, муниципальное предприятие, ответственное за централизованное водоснабжение населения.

Видимая простота необходимых действий привлекла в последнее время в эту сферу большое число «специалистов», ориентированных на быстрый заработок. Не стоит обольщаться. Качественный и полноценный расчет, который пройдет экспертизу, возможен только при выполнении полного комплекса полевых и камеральных работ. Заключения об определении границ второго пояса ЗСО чаще всего выдаются в рамках досудебных «заключений специалистов» или назначенных судебных экспертиз. Если к точности и обоснованности проекта возникнут претензии, дело может быть загублено. Поэтому привлекать к работе по составлению проекта ЗСО следует опытного специалиста (компанию), работающего в области гидрологии, гидротехники и водного хозяйства, имеющего соответствующий опыт и рекомендации о реализованных проектах.

К СВЕДЕНИЮ

Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области по результатам проверки выдало администрация Приозерного сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т. ч. установить:

— ограждения первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины;

— специальный знак зоны санитарной охраны (ЗСО).

Проект зон санитарной охраны водоснабжения

Администрация предписание не исполнила. Мировой судья постановил привлечь ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуть штрафу в размере 10 тыс. руб. Районный суд оставил постановление без изменения.

Глава поселения оспорил решения судебных инстанций. Однако Волгоградский областной суд посчитал, что орган местного самоуправления правомерно привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.5КоАП РФ за неисполнение в установленный срок предписания административного органа об устранении нарушений законодательства, поскольку им не установлены ограждения первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины, а также ограждения на кладбищах для мусоросборников, не установлен специальный знак зоны санитарной охраны.


Постановление Волгоградского областного суда от 24.02.2014 по делу № 7а-129/14



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!