text
ЖКХ

Регулирование тепловой энергии: об изменениях на рынке

  • 19 июля 2016
  • 385
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

История реформирования ЖКХ насчитывает уже более 10 лет. За это время приняты законы, регулирующие отношения в различных отраслевых сферах, активно внедряется конкуренция и другие рыночные механизмы. Но законодательство требует донастройки, снятия вопросов, возникающих в процессе его применения. И сфера теплоснабжения не исключение.

М.Э. Разумов, 
эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете: 

  • Изменения в регулировании тепловой энергии России
  • Нововведения в части государственного регулирования тарифов на тепловую энергию

Регулирование тепловой энергии в России является аткуальным вопросом. Финансовые проблемы предприятий, старение, в т. ч. моральное, оборудования, споры вокруг тарифной политики, вопросы надежности и эффективности централизованной системы — вот далеко не полный список задач, которые уже невозможно оставить без внимания.

В 2015 г. Правительством РФ принят план по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии (распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1949-р). С ее помощью предполагается создать экономические стимулы для повышения эффективности, надежности и качества системы теплоснабжения, сбалансировать отношения между всеми участниками этого рынка.

Регулирование тепловой энергии: предлагаемые изменения

В целях поддержки развития централизованного теплоснабжения и повышения доли выработки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки необходимы изменения системы отношений и модели ценообразования в сфере теплоснабжения, которые обеспечат привлечение частных инвестиций в модернизацию теплоснабжения. Разработан соответствующий законопроект, в котором определены основные принципы упомянутой целевой модели.

1. Предлагается изменить систему регулирования тепловой энергии: существующее государственное регулирование всех тарифов на тепловую энергию отменить и устанавливать только предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Определять эту предельную цену будет цена «альтернативной котельной». Под этим термином понимается цена тепловой энергии, поставляемой альтернативным, замещающим централизованное теплоснабжение источником.

При первичном установлении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) его величина может быть утверждена ниже цены «альтернативной котельной». В этом случае осуществляется поэтапное равномерное доведение такой предельной цены до цены «альтернативной котельной». График увеличения предельного уровня цены утверждает высшее должностное лицо субъекта РФ. Срок действия — не более 5 лет. После утверждения в документ не должны вноситься никакие изменения. Случаи, когда срок может быть увеличен до 10 лет, устанавливает Правительство РФ.

2. Изменяется также система отношений в сфере теплоснабжения. Прежде всего это касается роли единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТО). Помимо исполнения функции единого закупщика и поставщика тепловой энергии (мощности), она должна будет нести ответственность перед каждым потребителем в зоне своей деятельности за качество и непрерывность теплоснабжения в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, и правилами, которые должно определить Правительство РФ.

Для этого ЕТО предоставляется возможность влиять на оптимизацию и развитие системы теплоснабжения:

  • разрабатывать и направлять на утверждение в уполномоченные органы исполнительной власти схему теплоснабжения;
  • управлять загрузкой тепловых мощностей (критерии устанавливаются федеральным законом);
  • согласовывать вывод источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
  • исполнять для потребителей функцию «одного окна», в т. ч. по подключению к системе теплоснабжения.

Взаимоотношения между ЕТО и другими теплоснабжающими, теплосетевыми организациями строятся в рамках свободных договорных отношений. Регулировать эти отношения будут федеральный закон и разработанные ЕТО стандарты. Требования к таким стандартам должны устанавливаться Правительством РФ.

Предполагается ввести муниципальный контроль выполнения ЕТО инвестиционных мероприятий в рамках схемы теплоснабжения, которые необходимы для развития системы теплоснабжения, повышения ее надежности и энергетической эффективности.

Законопроект также предусматривает в качестве дополнительного механизма обязанность для ЕТО и органа местного самоуправления заключить соглашение о реализации схемы теплоснабжения:

  • ЕТО должна выполнять мероприятия, необходимые для реализации схемы теплоснабжения, в т. ч. для достижения ее целевых показателей;

  • уполномоченные органы местного самоуправления обеспечивают условия для этого.

Внедрение новой модели регулирования тепловой энергии

Целевую модель рынка тепловой энергии предполагается внедрять поэтапно. Поселения и городские округа должны быть из разных ценовых зон теплоснабжения (за исключением городов федерального значения). Для ценовых зон законопроект устанавливает пять обязательных критериев:

1) комбинированная выработка тепловой и электрической энергии — 50% и более от производимого объема;

2) предложение отнести поселение, городской округ к ценовой зоне теплоснабжения — от ЕТО или нескольких ЕТО на этой территории с объемом (суммарным объемом) поставки тепловой энергии 50% и более от общего ее потребления на указанной территории;

3) утвержденная схема теплоснабжения;

4) согласие на отнесение поселения, городского округа к ценовой зоне — от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

5) согласие на отнесение поселения, городского округа к ценовой зоне — от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

Перечень ценовых зон теплоснабжения утверждает Правительство РФ на основании предложений Минэнерго России в соответствии с критериями, установленными законопроектом.

Первый этап — с 1 января 2016 г. по 1 января 2019 г.

До 1 января 2017 г. модель вводится на территориях с преобладанием производства тепловой энергии на источниках комбинированной выработки электрической и тепловой энергии при условии наличия предложений от крупнейших по объемам поставки ЕТО и утвержденной схемы теплоснабжения. После указанной даты модель можно будет распространить на территории без преобладания когенерации.

По окончании первого этапа регулирования тепловой энергии Правительство РФ должно проанализировать практику внедрения и достигнутые результаты. По согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований может быть принято решение расширить перечень ценовых зон теплоснабжения.

Регулирование тепловой энергии: об изменениях на рынке

Для внедрения новой модели предусматривается переходный период. Он необходим для того, чтобы на территориях внедрения ЕТО провели договорные кампании, были разработаны новые стандарты деятельности, установлен предельный уровень цены и т. д. Продолжительность переходного периода не может превышать шести месяцев.

Предполагаемые результаты изменений регулирования тепловой энергии

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.

В результате внедрения предлагаемой целевой модели рынка тепловой энергии у участников рынка теплоснабжения появится заинтересованность инвестировать в повышение эффективности систем теплоснабжения, в т. ч. в расширение когенерации. Это повлечет увеличение ВВП, создаст рабочие места в ключевых отраслях российской экономики — добывающей и перерабатывающей, строительстве, машиностроении и металлообработке, приборостроении и др. Также это приведет к дополнительным налоговым отчислениям в бюджетную систему страны, которые в т. ч. могут стать источником выплат субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Законопроект одобрен на заседании Правительства РФ. Однако у профессионального сообщества все еще есть вопросы к разработчикам, предложения по уточнению терминологии, разъяснению отдельных положений. Существуют и опасения, что новая модель может оказать отрицательное влияние на состояние централизованного теплоснабжения в некоторых регионах. Время до утверждения документа еще есть. Хотелось бы надеяться, что закон будет работоспособным и действительно изменит ситуацию в российском теплоснабжении.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь !

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
Быстрая регистрация
Чтобы скачивать документы, зарегистрируйтесь.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Регистрируйтесь
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.