Обеспечение безопасной эксплуатации газового оборудования

2400
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Важнейшую роль в безопасной эксплуатации газового комплекса в многоквартирных и жилых домах в целом играет своевременное и качественное обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
А.Б. Мачулин, генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис»
А.С. Качелин, канд. экон. наук, руководитель Аналитического центра ООО «Промгазэнергосервис»

В этой статье вы прочитаете:

  • Как обеспечить безопасную эксплуатацию газового оборудования
  • Проблемы эксплуатации сетей газопотребления и газораспределения

Проблема безопасной эксплуатации газового оборудования в многоквартирных и жилых домах набирает актуальность. Опора на рыночные механизмы в жилищно-коммунальной сфере наряду с несовершенством законодательства оборачивается потерями и для граждан, и для организаций, работающих на этом рынке. Предлагаем вниманию читателей два взгляда на проблему изнутри — с позиций газоснабжающей и обслуживающей газовое оборудование организаций.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Безопасная эксплуатация газового оборудования: действующее законодательство

При эксплуатации сетей газопотребления собственники или наниматели жилых помещений организуют постоянный контроль и поддерживают сеть в исправном состоянии. Основные требования к безопасной эксплуатации газового оборудования зданий прописаны в Жилищном и Гражданском кодексах РФ. Исходя из них формируются иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения хозяйствующих субъектов, в т. ч. устанавливающие требования к системам, процессам, исполнителям и потребителям при обеспечении безопасного и постоянного газоснабжения.

С переходом от государственного регулирования к рыночным отношениям многие институты власти и хозяйствующие субъекты оказались не готовы в новых условиях определить порядок и организовать безопасную эксплуатацию систем газопотребления в многоквартирных и жилых домах.

Наглядный пример — вступившие в действие с 1 июня 2013 г. Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — Правила № 410). Они регламентируют отношения между владельцами квартир и теми, кто обслуживает газовое оборудование.

Правила № 410 направлены на обязательное обеспечение безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее — ВДГО, ВКГО) как со стороны заказчика, так и со стороны газораспределительной организации (далее — ГРО) и специализированной организации (далее — СО). На сегодня мы имеем документ, который прописывает:

  • требования к организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в т. ч. обязательный минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

  • требования к лицам, имеющим право на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

  • порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее — договор);

  • права, обязанности и ответственность сторон договора — заказчика и исполнителя соответствующих работ (услуг) по договору;

  • порядок расчетов по договору;

  • порядок и условия приостановления подачи газа, в т. ч. случаи, когда исполнитель обязан приостановить подачу газа, а когда вправе осуществить указанные действия по собственному усмотрению — как с предварительным уведомлением заказчика, так и без этой процедуры.

Вместе с тем действующие Правила № 410 наделили исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене ВДГО и (или) ВКГО только ГРО. Газораспределительная организация занимается транспортировкой газа по договору с поставщиком газа. Рынок оказался монополизирован в интересах одного хозяйствующего субъекта, так как нет четкого определения, что подразумевается под термином «специализированная организация».

Верховный Суд РФ признал недействующими пп. 2, 6, 7, 10, 24–30, 32, 34–36, 80 Правил № 410, монополизирующие техническое обслуживание, ремонт, замену ВДГО и ВКГО газораспределительными организациями (решение Верховного Суда РФ от 10.12.2013 по делу № АКПИ 13–826).

Вступившее в законную силу судебное решение в соответствии со ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций. Оно подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Причины аварийности

В то время как федеральные органы исполнительной власти второй год из-за бюрократических проволочек или лоббирования интересов крупного хозяйствующего субъекта не могут привести Правила № 410 в соответствие с действующим законодательством, в стране растет количество несчастных случаев, связанных с использованием газа в быту, из-за ненадлежащего технического состояния ВДГО и ВКГО.

Невыполнение требований нормативных правовых актов при организации предоставления коммунальной услуги по газоснабжению лежит в основе аварийности.

Одно из условий предоставления коммунальной услуги по газоснабжению — заключение договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО. В нем устанавливаются обязанности сторон, в т. ч.:

  • порядок доступа в квартиры к ВДГО и ВКГО;
  • перечень действий при проведении технического обслуживания и ремонта.

Исполнение договоров сторонами позволяет поддерживать газовое оборудование в исправном состоянии и значительно снижает аварийность.

Требования к заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО подробно изложены в Правилах № 410. Но на практике возникают некоторые нестыковки. При заключении договора на техническое обслуживание ВДГО границы имущественной ответственности следует определять от крана на вводе, включая изолирующий фланец. Они относятся к сети газораспределения. А кран на отпуске — к ВДГО (общедомовому имуществу).

Проблемы заключения договоров на техническое обслуживание

Остается проблематичным обеспечение доступа к ВДГО и ВКГО специалистов ГРО и СО собственниками, нанимателями. Значительные препятствия возникают при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт ВКГО с собственниками, которые являются заказчиками услуги.

Заказчики самостоятельно договор на техническое обслуживание и ремонт ВКГО не заключают, а полномочия для заключения договора управляющим организациям, товариществам собственников жилья и кооперативу не делегируют. В отсутствие договора на техническое обслуживание ВКГО специалисты ГРО или СО не могут получить доступ к ВКГО для его технического обслуживания и ремонта.

Для побуждения заказчика заключить договор на техническое обслуживание ВКГО или делегировать полномочия управляющей организации, ТСЖ, ЖСК необходимо осуществлять настойчивую, активную агитацию, применять административное воздействие. В том числе и к упомянутым организациям, сотрудники которых сами порой создают барьеры для работы.

Правилами № 410 в соответствии с Гражданским кодексом РФ предусмотрен порядок заключения договора путем направления оферты. В действующей редакции п. 30 Правил № 410 требует уточнения, так как ограничивает права СО, предоставленные Гражданским кодексом РФ. Это отмечено в решении Верховного Суда РФ от 10.12.2013 по делу № АКПИ 13–826. Специализированные организации и ГРО имеют право самостоятельно или с помощью третьих лиц направить оферту (публичную оферту) с использованием платежного документа (ЕПД). Применение данной нормы значительно упрощает документооборот, снижает затраты. Определяются собственники, которые не заключили договор на техническое обслуживание ВКГО.

Федеральный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

 Учебный центр для специалистов по управлению МКД

 Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»

 Форма обучения: заочная.

 Продолжительность: 72 часа.

 Выдается удостоверение установленного образца.

 Получить бесплатный доступ >>

Значение технического обслуживания

Почему для безопасной эксплуатации газового оборудования так важны техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО?

К основным видам деятельности при эксплуатации системы газопотребления многоквартирных и жилых домов относятся:

  • техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО;
  • текущий и капитальный ремонт, замена газоиспользующего оборудования;
  • аварийно-диспетчерское обслуживание аварийно-диспетчерской службой ГРО;
  • диагностика ВДГО и ВКГО;
  • техническое обслуживание и ремонт вентканалов и дымоходов.

Пробелы в терминологии ставят под угрозу обеспечение безопасности.

Благодаря техническому обслуживанию и ремонту выявляются технические и социальные риски, степень влияния человека в конкретной квартире на безопасность всего дома. Большая часть выявленных несоответствий (рисков) устраняется сразу при обнаружении — в первую очередь утечки газа, отключается неисправное ВДГО или ВКГО.

О необходимости законодательных изменений

К общепринятым рискам — техническим, человеческому фактору, социальным, экономическим и экологическим — за последние три года прибавились риски нормативно-правового характера и управленческие.

В период формирования рынка услуг ГРО являлись фактически монополистами. Это давало возможность сокрытия реального неудовлетворительного состояния сетей газопотребления жилых зданий. Не уделялось должного внимания капитальному ремонту и замене оборудования. Значительный упор делался на наличие в ГРО аварийно-диспетчерской службы (АДС). Работа АДС ГРО строится по уже случившимся событиям, как правило — утечкам газа. Техническое же обслуживание организуется на упреждении инцидентов и аварий методом визуального и технического контроля состояния ВДГО и ВКГО.

Правила № 410 имеют целый ряд необоснованных требований, подлежащих корректировке. Решением Верховного Суда РФ, вступившим в законную силу 10 января 2014 г., предписывалось внести изменения в определенные статьи Правил № 410. Прошло более двух лет, а изменений нет до сих пор.

Федеральный закон от 31.03.1999 № 69‑ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон № 69‑ФЗ) не регулирует деятельность организаций по техническому обслуживанию и ремонту опасных производственных объектов. Он определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

ПоложенияЗакона № 69‑ФЗ основываются на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время предпринимается очередная попытка внести в него изменения, направленные на монополизацию рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО.

А самый главный вопрос — что же подразумевается под «специализированной организацией» — на сегодняшний день открыт. И заинтересованный федеральный орган исполнительной власти в лице Минстроя России не стремится урегулировать его законодательно.

Сам термин «специализированная организация» имеет две составляющие:

  • техническую — специализация по определенному виду деятельности, в данном случае — техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО;

  • экономическую — в объеме валового продукта. Объем дохода от технического обслуживания и ремонта может исчисляться в процентах от валового продукта. При государственном регулировании применялась норма 30–35% от ВП.

Росстандарт термин «специализированная организация» не стандартизировал. Министерство экономического развития РФ в условиях конкуренции экономическую составляющую по этому виду деятельности не рассматривает.

Учитывая действующие нормы права и основываясь на практике применения научных исследований, предлагаем закрепить в Правилах № 410 термин «специализированная организация» с формулировкой:

специализированная организация — это юридическое лицо, основной вид деятельности которого — техническое обслуживание и ремонт ВДГО и (или) ВКГО, имеющая обученный персонал, направившая уведомление в государственную жилищную инспекцию о начале деятельности и заключившая договор на аварийно-диспетчерское обслуживание.

Исходя из анализа состояния эксплуатации систем газопотребления в многоквартирных и жилых домах, законов и подзаконных актов, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов, и их исполнения, готовности общества к обеспечению собственной безопасности, необходимо определить первоочередные действия по снижению аварийности, а именно внести изменения в законодательные и нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

  • Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;

  • КоАП РФ — «Об усилении ответственности юридических и физических лиц»;

  • постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО» и Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные данным постановлением.

Исполнителю коммунальной услуги следует организовать заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО между собственниками и специализированной организацией (СО), ГРО.

Ограничивать поставку газа собственникам газифицированных квартир, не заключившим договор и не обеспечившим проведение технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО, — ГЖИ должна направлять предписание.

Выявленные нарушения эксплуатации ВДГО и ВКГО (риски) устранять в установленные сроки путем проведения текущего ремонта, замены оборудования, вплоть до ограничения поставки газа (коммунальной услуги).

Газоиспользующее оборудование с истекшим сроком службы и имеющее существенные недостатки отключать от сети газопотребления. Собственникам жилья, в т. ч. муниципального, обеспечить замену плит, водонагревателей, отопительных котлов.

В субъектах РФ утвердить планы капитального ремонта ВДГО до 2026 г. и перспективного до 2038 г. с учетом фактического состояния сети газопотребления многоквартирного дома и перспективы развития территории и установить контроль за его исполнением, в т. ч. и целевым освоением денежных средств собственников на капитальный ремонт.

Обеспечить меры по снижению негативного влияния лиц, находящихся в зоне социального риска, проживающих в газифицированных многоквартирных домах.

ФАС России принимать действенные меры к недопущению ограничения конкуренции при организации технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО в субъектах РФ.

Рекомендовать федеральным, региональным и муниципальным СМИ освещать как причины аварий, так и положительный опыт эксплуатации ВДГО и ВКГО.

Органам местного самоуправления целесообразно рассмотреть возможность установки наружной рекламы в районах газифицированных многоквартирных и жилых домов.

В системе высшего и среднего специального образования необходимо актуализировать программы подготовки кадров в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Обеспечение безопасной эксплуатации газового оборудования

Перечисленные мероприятия максимально обеспечат безопасность эксплуатации сетей газопотребления и проживания в жилых зданиях. Они требуют слаженной работы органов местного самоуправления, управляющих организаций, ТСЖ, кооперативов, советов собственников многоквартирных домов, ГРО и СО.

Только совместными усилиями можно обеспечить собственную безопасность.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!