О совершенствовании законодательства о водоснабжении и водоотведении

594
shutterstock.com
shutterstock.com
Законопроектом устраняется ряд неточностей и пробелов, существующих в действующей редакции Закона.
М.А. Разумов,
эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете:

  • О подробностях закона «О водоснабжении и водоотведении» и поправках к нему
  • О нормах водоотведения сточных вод
  • О тарифах на очистку сточных вод для разных групп абонентов

Государственной Думой принят 14 ноября 2014 г. в первом чтении очень ожидаемый проект федерального закона № 386179–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Законопроект), направленный на совершенствование правового регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, оптимизацию закрепленных в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон) норм, в т. ч. с учетом решения проблем, которые были выявлены в процессе разработки подзаконных нормативных правовых актов.

Согласно действующей редакции Закона (ст. 2) под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод. Однако во многих муниципальных образованиях водоканалы либо не осуществляют очистку сточных вод, либо есть часть объектов, где очистка не производится. Формально на такие случаи действие Закона не распространяется. Поэтому Законопроектом предлагается новое понятие «водоотведение» — прием, транспортировка, а также очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и обращение с осадком сточных вод (при осуществлении таких видов деятельности).

Также в действующей редакции ст. 2 Закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам. На практике невозможно включить в тариф на водоснабжение такой этап, как «подъем воды» (из подземных скважин), а затраты на него весьма существенны. Законопроектом в водоснабжение включается подъем воды.

Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация только водоснабжения населения, в то время как из смысла всей ч. 1, а также с учетом норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления должна относиться также и организация водоотведения.

Законопроектом предлагается следующее: если лицо приобретает долю в праве собственности на объект, оно принимает на себя в полном объеме права и обязанности абонента по договору водоснабжения, договору водоотведения, заключенным до даты возникновения соответствующих прав на такие объекты.

Предусмотрено закрепление необходимости одновременного вступления в силу договоров по транспортировке воды (сточных вод) и договоров водоснабжения (водоотведения) между гарантирующими организациями и их абонентами, так как в противном случае транзитная организация может брать плату за транспортировку при отсутствии самой услуги, оформленной в виде договорных отношений между гарантирующей организацией и ее абонентами.

Статья 18 Закона регулирует отношения по подключению (технологическому присоединению) объектов заявителя к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. В этой части предлагается предоставить заявителю право на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них собственными силами. Кроме того, действие норм ст. 18 будет распространяться не только на объекты капитального строительства, но и на временные постройки.

Существующая коллизия законодательства, пользуясь которой абонент может не допустить водоснабжающую организацию к приборам учета для снятия показаний на протяжении полугода без риска наложения санкций, будет устранена путем корректировки ст. 20 «Организация коммерческого учета» Закона.

Водоотведение сточных вод и охрана окружающей среды

Вопросам охраны окружающей среды планируется уделить особое внимание. Глава 5 Закона претерпит существенные изменения в целях повышения эффективности контроля за сточными водами, усиления охраны водных объектов, упорядочения отношений, возникающих у организаций, осуществляющих водоотведение, с их абонентами.

Действующая система нормирования сбросов сточных вод, в основу которой положены рыбохозяйственные нормативы, давно является предметом критики профессионального сообщества. По ряду показателей требования к составу сточных вод вопреки логике более суровые по сравнению с требованиями санитарных норм и правил в отношении питьевой воды, что явно нелогично, нецелесообразно и с технологической точки зрения нереализуемо. Предполагается использовать для нормирования сбросов технологические нормативы. Будет взят ориентир на применяемые в странах Евросоюза принципы нормирования — по содержанию азота и фосфора, по химическому и биологическому потреблению кислорода, по объемам, в которых присутствуют микроорганизмы и взвешенные вещества. Ведь именно для удаления этих загрязнений проектировались очистные сооружения в населенных пунктах нашей страны. Для расчета технологических нормативов предполагается использовать показатели, достигаемые при применении наилучших доступных технологий, реестр которых уже активно формируется. И ответственность организаций ВКХ следует ограничить исключительно в отношении перечисленных показателей. А по иным загрязняющим веществам предлагается осуществлять выдачу лимитов на сброс на длительный срок, отталкиваясь от объемов фактического сброса за предшествующие годы.

Организации ВКХ, осуществляющие водоотведение, обяжут более детально формировать планы по снижению сбросов. Конкретизация содержания таких планов должна будет произойти за счет установления требований по строительству очистных сооружений, на которых в отношении сточных вод осуществляются последовательно:

  • биологическая очистка;
  • глубокая биологическая очистка;
  • биологическая очистка с удалением азота и фосфора;
  • доочистка.

Реализация планов снижения сбросов должна быть взаимоувязана поэтапно с установлением технологических нормативов по ранее перечисленным веществам.

Также предполагается сохранение возможности не перечислять плату абонентов за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод в бюджет, а использовать ее для проведения модернизации и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения.

Будет уточняться порядок формирования нормативов допустимых сбросов по крупным абонентам. Например, со снижением концентраций веществ в очищенных сточных водах, поступающих с очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение, будут кратно уменьшаться и нормативы допустимых сбросов, а также плата за их превышение с учетом снижения. Такие абоненты будут применять технологические нормативы, при расчете которых учитывались технологические возможности и целесообразность локальной очистки сточных вод.

Организации, осуществляющие водоотведение, будут направлять полученную от абонентов плату за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод на оплату негативного воздействия на окружающую среду, компенсировать за счет нее причиненный окружающей среде вред, финансировать мероприятия по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения в соответствии с собственной инвестиционной программой.

Тарифы на очистку сточных вод

Законопроектом предусматривается новый вид тарифов — на очистку сточных вод. Выделение его из состава тарифа на водоотведение необходимо для регулирования организаций, которые осуществляют только очистку сточных вод.

В настоящее время Законопроект активно дорабатывается и готовится ко второму чтению, в т. ч. с учетом официального отзыва Правительства РФ.

Так, в предлагаемой к введению ч. 6 ст. 7 Закона некорректное понятие «доля объектов», отсутствующее в законодательстве Российской Федерации, будет заменено на «доля в праве собственности на объект».

В части 10 ст. 7 Закона будет исключена норма о том, что абонент, помимо внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, ущерб, причиненный централизованным системам водоотведения (во избежание неоправданной двойной ответственности абонентов).

Предлагаемое дополнение ч. 4 ст. 20 Закона о том, что органы исполнительной власти субъекта РФ могут устанавливать требования в отношении оборудования узлов учета (приборов учета) устройствами, обеспечивающими дистанционный съем показаний приборов учета и ведения архива нарушений условий водоснабжения и водоотведения, не содержит четких критериев определения случаев установления таких требований, поэтому необходимо слова «В целях формирования» заменить словами «В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о формировании».

Также Минстроем России в проекте официальных поправок к Законопроекту предлагаются дополнительные изменения с учетом правоприменительной практики и обращений, поступивших от субъектов РФ:

О совершенствовании законодательства о водоснабжении и водоотведении

Дополнительно вводится норма о том, что обращение с осадком сточных вод осуществляется в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления с учетом особенностей, установленных Законом.

Предлагается установление гарантирующей организации и определение зоны ее деятельности для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящейся на территории нескольких муниципальных образований, осуществлять органами исполнительной власти субъектов РФ.

Вводится более корректная формулировка о том, что негативное воздействие сточных вод может оказываться не только на всю централизованную систему водоотведения в целом, но и на отдельные объекты системы.

Пример

У водоканала в эксплуатации имеются только одни очистные сооружения. Негативное воздействие может оказываться на них тоже.

Вводятся дополнительные понятия:

  • очистные сооружения — объекты централизованной системы водоотведения, предназначенные для очистки сточных вод, сбрасываемых в водный объект, в т. ч. хозяйственно-бытовых сточных вод, за исключением сооружений и устройств, предназначенных для очистки сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения;
  • хозяйственно-бытовые сточные воды — сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, образовавшиеся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения.

Имеются спорные вопросы и по гл. 5. С учетом официального отзыва Правительства РФ, а также поправок Минстроя России. Предлагается совершенно новая редакция данной главы.

Нормировать водоканалы предлагается следующим образом:

  • по тем веществам, которые водоканалы способны очищать (азот, фосфор, взвешенные вещества, микроорганизмы, БПК (биологическое потребление кислорода)), данные организации несут полную ответственность на основе технологических нормативов (НДТ);
  • по специфическим веществам, для очистки которых очистные сооружения водоканалов не предназначены (металлы, нефтепродукты и т. д.), перед государством отвечают также водоканалы, но уже по гигиеническим нормативам (требования для источников питьевого водоснабжения). Это в разы более мягкие и адекватные требования! Необходим уход от заведомо невыполнимых, неоправданно жестких рыбохозяйственных нормативов.

Уход от рыбохозяйственных нормативов облегчит ситуацию и для абонентов, нормативы будут намного более мягкими.

Жилье (население) по-прежнему не нормируется.

Сохраняется деление на две группы загрязняющих веществ: влияющие на водные объекты и влияющие на системы канализации. Это справедливо. Водные объекты и системы канализации — разные по своей общественной значимости, уязвимости. Водные объекты должны защищаться более строго, чем системы канализации.

Нормативы в целях защиты систем канализации для всех абонентов единые (кроме жилья), устанавливаются непосредственно в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (Правила № 644), поскольку системы канализации везде одинаковые.

Для нормирования в целях защиты водных объектов абоненты делятся на две группы:

1) мелкие — абоненты с объемом сброса сточных вод менее 200 куб. м/сут. Они составляют подавляющее большинство (более 90%). Эта категория получит нормативы водоотведения по составу сточных вод и единые правила их расчета. Но Правительство РФ должно будет разработать иные, более объективные критерии. Только нормативы этим абонентам теперь будут устанавливать не водоканалы или органы местного самоуправления, а органы власти субъектов РФ по единой методике, закрепленной в федеральных Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (нормативы по составу сточных вод). В отношении платы — общий единый порядок по всей России. Контроль — за водоканалами;

2) крупные загрязнители. Точные критерии их нормирования — это вопрос обсуждения. Минстрой России предлагает следующее. I категория — те, кто получают комплексное разрешение по Федеральному закону «Об охране окружающей среды», кто допускает систематические грубые превышения нормативов по составу, на чьих объектах осуществляется производственная деятельность, определенная Правительством РФ, создающая угрозу загрязнения окружающей среды. Эти абоненты фактически приравниваются к водопользователям: они получают самостоятельное разрешение на сброс, им устанавливаются нормативы допустимых сбросов (Росприроднадзором), их контролируют и водоканалы, и Росприроднадзор. Их деятельность можно приостановить (по КоАП РФ на 90 суток либо через суд). Они должны обязательно разработать план снижения сбросов. Такие абоненты вносят плату не водоканалу, а напрямую в бюджет — плату за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, возникает долг не перед коммерческой организацией, а перед бюджетом.

Важной поправкой является необязательность строить локальные очистные сооружения. При этом можно создавать системы оборотного водоснабжения, внедрять иные технологии производства продукции (товаров), оказывать услуги, проводить работы, обеспечивающие соблюдение нормативов, можно вложиться в очистные сооружения водоканалов



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль