Шаг к новому ЖКХ – концессионные соглашения

2220
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Рынок ЖКХ оценивается Минстроем России в 4 трлн руб. В конце 2013 г. Президентом РФ было дано поручение правительству по передаче в концессию государственных и муниципальных объектов ЖКХ, признанных неэффективными. Уже к 2015 г. число концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры увеличилось в пять раз.

Насколько эффективно ведется работа по передаче объектов ЖКХ частным операторам, как это влияет на развитие отрасли и какова в этом процессе роль Минстроя России, рассказал на общероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ А.В. Чибис. Предлагаем вниманию читателей извлечения из его доклада.

Без частных инвестиций модернизировать, сделать жилищно-коммунальное хозяйство современным, комфортным невозможно. Такова жесткая позиция Минстроя России. Направление движения было задано Президентом РФ. За частными деньгами идут компетенции, идут люди, вместе с ними идут технологии. И тогда действительно жилищно-коммунальное хозяйство способно превратиться в современную отрасль.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Ключевыми механизмами развития определены:

  • долгосрочное тарифное регулирование;
  • концессионные соглашения;
  • предпринимательская прибыль;
  • элементы государственной поддержки — и административной, и финансовой.

Сейчас уже все регионы имеют утвержденные комплексы мер по развитию ЖКХ — «дорожные карты». Минстрой России не ставил жестких рамок. Был предложен модельный документ, ставший образцом, обязательным минимумом. Регионы дополняли и расширяли свои программы по своему усмотрению, ориентируясь на свои интересы. И две трети этой «дорожной карты» направлены на привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Более того, наличие и исполнение этого документа являются основанием и ключевым условием для оказания финансовой поддержки субъекту из Фонда содействия реформированию ЖКХ — на мероприятия, связанные с расселением аварийного жилья.

Была проведена оценка эффективности унитарных предприятий, треть из них была признана неэффективными. По всем регионам утверждены графики передачи этих предприятий в концессию. Объявлено более 1000 концессионных конкурсов, 452 концессионных соглашения заключено на 1 сентября 2015 г.

Пошел процесс заключения и установления долгосрочного тарифного регулирования — 5730 долгосрочных тарифных решений принято. Активность по отраслям различается (рис. 1).

Шаг к новому ЖКХ – концессионные соглашения

Рис. 1. Количество принятых долгосрочных тарифных решений

При этом у нас огромное количество договоров аренды — более 15 тыс. По инициативе министерства правительством дано поручение главам субъектов РФ проработать вопрос о трансформации договоров аренды в новую концессию. С учетом того что обязательства концессионером при этом берутся и по достижению целевых показателей, и по инвестированию. А государство берет на себя обязательство устанавливать тарифы по формуле, которая действует на момент заключения концессии. К сожалению, большинство нынешних договоров аренды-де-факто не несут никаких взаимных прав и обязанностей. У частного оператора по сути отсутствуют какие-либо обязательства по модернизации объекта. То есть поставлены только условия неухудшения. И у власти соответственно отсутствуют обязательства по тарифной формуле. Все это приводит к конфликтам, при смене региональной власти начинается инвентаризация деятельности частного оператора. Часть таких конфликтов министерство в ручном режиме погасило, но с условием, что аренда будет трансформирована в концессию.

Мы неоднократно отмечали, что для того чтобы жилищно-коммунальное хозяйство действительно модернизировать, в ближайшие 5 лет необходимо инвестировать около 500 млрд руб. ежегодно в сферы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с коммунальными отходами. Первый шаг к этому сделан. В рамках утвержденных инвестиционных программ в 2015 г. запланированы инвестиции: в теплоснабжение — 62 млрд руб., водоснабжение — 35 млрд руб., водоотведение — 32 млрд руб. Из них заемных средств — 25%: теплоснабжение — 17 млрд руб., водоснабжение — 8 млрд, водоотведение — 8 млрд руб. В рамках утвержденных инвестиционных программ всего предусмотрено 431 млрд руб. Из них заемных средств около 130 млрд руб. (рис. 2).

Шаг к новому ЖКХ – концессионные соглашения

Рис. 2. Заемные средства в рамках утвержденных инвестиционных программ

Об инструментах. В прошлом году профсообществом поднимался справедливый вопрос о необходимости стимулирующих мер со стороны государства. Чтобы помимо обязанности передать неэффективные предприятия в концессию, помимо законодательства, сформированного, чтобы привлечь капитал, дать ему соответствующие гарантии, появился еще и «пряник». Сегодня мы этого добились — мы запускаем субсидирование процентной ставки по всем кредитам, направленным на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. И государство будет оплачивать проценты, снижая стоимость кредита до 12% годовых.

Но мы пошли дальше: министерство подготовило документы в Правительство РФ, с тем чтобы концессии в муниципалитетах с численностью населения менее 250 тыс. чел. финансировались с уровня Федерации до 60% стоимости самой концессии. Именно стоимости объекта капитального вложения; 20% будет финансировать регион и соответственно 20% — инвестор.

Шаг к новому ЖКХ – концессионные соглашения

Что касается методических инструментов. Минстроем России создан Центр ГЧП, и наши специалисты в ручном режиме по ярким либо проблемным проектам оказывают помощь субъектам РФ. Совместно с ФАС России отработана Типовая конкурсная документация. Подготовлены и опубликованы Справочник инвестора, Справочник наиболее эффективных технологий в ЖКХ, Типовой алгоритм подготовки концессионных соглашений.

Мы стараемся максимально наладить обратную связь с субъектами РФ. То есть помимо социальных вопросов в сфере ЖКХ, связанных с капитальным ремонтом, с управлением жильем, мы в обязательном порядке обсуждаем тему ГЧП в ЖКХ.

Помнится, были сомнения: кому будем отдавать предприятия в концессию — у нас недостаточно концессионеров. Приведу два примера.

Для нас достаточно ярким и важным примером является Волгоград в части водоснабжения.

  1. Начало реализации концессионного соглашения — 2015 г.
  2. Срок реализации — 39 лет.
  3. Количество потребителей — 1,01 млн чел.
  4. Объем финансирования — 58 млрд руб. 100% средства инвестора.
  5. Срок окупаемости проекта — 15 лет.
  6. Инвестор: ООО «Концессии водоснабжения».
  7. Возврат инвестиций — за счет хозяйственной деятельности.
  8. IRR проекта — 18,5%.

Волгоград очень непростой город, его инфраструктура водоснабжения и водоотведения находится в крайне плачевном или критическом состоянии. И то, что новый губернатор вместе со своей командой подготовил достаточно сложный концессионный конкурс, это хороший сигнал для нас по двум причинам.

Первое: фактически появился новый игрок на рынке. Игрок, который занимается водоснабжением и обращением с коммунальными отходами. И это значит, что конкуренция в этой сфере развивается.

И второе: деньги негосударственных пенсионных фондов пошли в ЖКХ. В начале 2013 г. этот вопрос обсуждался на совещании у президента. Возможность прихода пенсионных денег в инфраструктуру в ближайшие годы была достаточно сомнительна. И тогда как раз мы объясняли: если запустим концессию вместе с долгосрочным регулированием в рамках этого проекта, то риски для возврата инвестиций, прежде всего инвестиций пенсионных, фактически будут минимизированы, это будет абсолютно правильным размещением средств. Для инфраструктурных проектов во всем мире — это один из самых важных источников финансирования.

Переработка мусора: г. Чебоксары, г. Новочеркасск.

  1. Количество потребителей — более 500 тыс. жителей.
  2. Начало реализации — 2014 г.
  3. Срок реализации — 25 лет.
  4. Общий объем инвестиций — 1,5 млрд руб. Фактически профинансировано на 1 июля 2015 г. 742 млн руб.
  5. Инвестор: ЗАО «Управление отходами».

Возврат инвестиций за счет:

  • установленных тарифов на утилизацию ТКО;
  • реализации вторичных материальных ресурсов.

Чебоксары стали фактически первым городом в стране, где весь мусор проходит через переработку. То есть новое законодательство обращения с отходами, которое фактически должно заработать в 2016 г., которое мы принимали тоже достаточно активно год назад и много дискутировали по этому поводу, заработало-де-факто благодаря концессии, благодаря новому инвестору, появившемуся на этом рынке.

Безусловно, эти факты, эти сигналы, это движение свидетельствуют о том, что ЖКХ меняется. И что в эту сферу идет добросовестный бизнес, добросовестный предприниматель. Хотя, конечно, мы не снимаем с повестки дня целый набор проблем, донастроек, которые еще потребует сопровождение этих проектов.

Для наглядности рассмотрим, на что может рассчитывать инвестор, который вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство.

Пример

Возьмем небольшой город. Не учитываем господдержку, которая сегодня появилась и может снизить объем затрат частного инвестора.

Объект концессионного соглашения
Количество потребителей: 100–150 тыс. чел.
Обслуживающий персонал: 247 сотрудников.
ФОТ: 75,29 млн руб.

Текущее состояние объекта

Сооружения водоканала Год Износ, %
Водовод D530 мм, сталь 1987 20–60
Водовод D630 мм, сталь 1984 65
Водозабор 1963
Вертикальный осевой насос типа ОПВ-255 ЭГ 1980 70

Реализация проекта
Концессия сроком на 15 лет.
Объем финансирования: 2,475 млрд руб.

Эффективные решения (используются отечественные материалы и технологии)

Наименование Эффект Экономия, %
Частотное регулирование электропривода Экономия электроэнергии 20–60
Экономия воды До 15
Автоматизированные системы управления насосными станциями Экономия электроэнергии 25–50
Экономия воды 25–30
Оптимизация численности сотрудников, в т. ч. управленческого персонала До 40
Модернизация насосных станций Экономия электроэнергии До 20
Экономия воды 25–50
Замена стальных труб на полипропиленовые армированные стекловолокном Экономия электроэнергии До 10
Экономия воды До 15

Результаты проекта
Обслуживающий персонал: 152 сотрудника.
ФОТ: 41,4 млн руб. (экономия до 45%).

Экономия
ФОТ: 33,9 млн руб.
Электроэнергия: 39,3 млн руб.
Доходность за счет экономии: до 22,8%.
Общая доходность: до 27,8%.
Расчетная предпринимательская прибыль: 5%.

Таким образом, можно вложиться в водоканал, оптимизировать соответствующие затраты и при разумном управлении можно получить доходность до 20–28%. Не думаю, что сегодня в российской экономике есть еще отрасль с гарантированным спросом с возможностью зарабатывать такие деньги.

Минстрой России сформировал и опубликовал рейтинг субъектов РФ по созданию условий для привлечения частных инвестиций. Критерии оценки инвестиционной активности регионов:

  • регистрация объектов;
  • график передачи объектов в концессию;
  • «дорожная карта» ЖКХ;
  • проекты ГЧП;
  • объем частных инвестиций;
  • инвестиционные программы;
  • долгосрочные параметры регулирования;
  • конкурсы на концессию;
  • доля заемных средств.

К сожалению, есть определенная инерция в регионах. Но жизнь расставляет все по своим местам сама. Количество бюджетных денег, бюджетных инвестиций достаточно резко сокращается. Раньше региону было проще не заниматься с кем-то, не готовить концессию, не обсуждать что-то с частной компанией, с частным инвестором, а утвердить региональную программу, потратить деньги, освоить, как мы все привыкли, 100%, 80%. Сегодня этих денег нет, а модернизировать инфраструктуру необходимо. И просто в силу экономической ситуации регионы для того, чтобы модернизировать инфраструктуру, вынуждены обеспечивать привлечение частного капитала. В результате отношение региональных властей к частным компаниям, к частному бизнесу в ЖКХ меняется (рис. 3). Остаются, правда, сомнения: а с какими компаниями работать? Именно поэтому мы в ближайшее время, запросив у всех игроков, которые сегодня есть на рынке, соответствующее портфолио, историю успеха, опубликуем их на сайте, для того чтобы субъект РФ, губернатор мог понимать, что в этом бизнесе не одна-две-три компании, а создается конкурентная среда, и важно проводить все процедуры открыто.

Шаг к новому ЖКХ – концессионные соглашения

Рис. 3. Инвестиционная активность регионов

Но мы также понимаем, что есть набор проблем, с которыми нужно разобраться в действующем законодательстве. Первое — повысить уровень платежной дисциплины. Второе — субъект РФ должен стать стороной концессии, потому что именно он отвечает за тарифную формулу. Мы должны дать дополнительную гарантию, что при изменении политического курса, смене губернатора и т. д. у инвестора никаких проблем в части установленных тарифов не возникнет. Чтобы упростить процесс перехода, дадим возможность передавать в концессию имущество с долгами (с определенным перечнем долгов по налогам, по энергоресурсам) и право передавать в концессию имущество, если нет споров о праве, если имущество стоит на балансе МУПа, числится в казне, но права не зарегистрированы, не оформлены в соответствии с законом о госрегистрации, нет кадастрового учета. Дадим право эту работу проводить после заключения договора концессии в течение двух лет.

И вопрос предпринимательской прибыли. Это ключевое изменение парадигмы бизнеса в ЖКХ. Будем откровенны, этот бизнес и сегодня во многих местах прибыльный. Только центр прибыли не в самом предприятии, а сбоку — на подрядах, на закупках и т. д. Мы как раз пытаемся сломать эту порочную практику. Центр прибыли должен быть в самом бизнесе. И это введение долгосрочного регулирования, где тебе возвращаются инвестиции, где эффект от экономии остается в твоем распоряжении, где предпринимательская прибыль легальная, а не нормативная прибыль. Все это как раз позволяет добросовестному бизнесу приходить сюда.

Конечно, не все новые концессии идеальны. Но — «дорогу осилит идущий». Мы видим, что ЖКХ меняется. И мы, безусловно, не отступим от тех принципов, от тех позиций, на которых настаиваем, которые сегодня утверждены как приоритеты государственной политики: частный капитал и инвестиции в ЖКХ.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль