Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

277
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Задорожная А.Ю.
руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог
Ближе к зиме дорожные службы расчехляют дорожную технику, обновиляют запасы противогололедных реагентов и приступают к борьбе со снегом и льдом.

В арсенале служб самые разные средства — от обычного песка с солью до сложных многокомпонентных составов. Все они по-разному справляются с гололедом, совершенно неодинаково влияют на окружающую среду, людей и металлические конструкции. Водители винят реагенты в грязи на дорогах, но насколько эти обвинения соответствуют действительности?

Противогололедные материалы подразделяются на:

  • фрикционные — песок, гравий, щебень;
  • химические — растворимые соли, плавящие лед;
  • комбинированные — смесь фрикционных и химических компонентов.

Чаще всего в городах используют либо комбинированные материалы — песко-соляную смесь, либо химические реагенты — техническую соль марки «галит» или композиции из нескольких видов солей.

Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Фото 1. Галит и осадок при его растворении

При использовании песко-соляной смеси ответ на вопрос «откуда грязь?» вполне понятен. В крупном городе за зиму может быть использовано до 100 тыс. т песка. При этом качество данной смеси никто не проверяет. Песчано-гравийная смесь по документам может на практике оказаться песком, набранным из соседнего карьера, или илом с берега реки. Такая посыпка не только не улучшает сцепление колес с дорогой, но и покрывает улицы города черной жижей, чавкающей под ногами. Летом же из нее образуется мельчайшая пыль, которая поднимается в воздух и забивает легкие горожан.

Основной способ снизить количество грязи при таком методе уборки — сокращать объемы песка и заменять на растворимые солевые реагенты. За границей, кстати, использование песка в городах запрещено из-за повышенного пылеобразования.

Химические реагенты — это соли, которые при взаимодействии со льдом и снегом, растворяются. Однако насколько полно данные вещества растворятся, зависит от их качества. Например, одна из самых дешевых марок технической соли — «галит» может содержать до трети нерастворимого осадка — глины, песка и примесей тяжелых металлов. То есть треть объема высыпанных реагентов все равно остается на улице, смешивается с растаявшим снегом и добавляет грязи на дорогах.

Выход из данной ситуации — закупка реагентов с более высоким содержанием действующего вещества и ограничение по количеству нерастворимого остатка. Современные многокомпонентные реагенты чаще всего содержат менее 1% нерастворимых веществ, что существенно повышает качество уборки.

Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Фото 2. Реагент, растворенный в воде

Однако иногда даже при применении самых чистых и современных средств дороги все равно чище не становятся. Причин этому может быть множество.

Первая — это способы уборки других улиц. Чаще всего многокомпонентными реагентами в городах убирают лишь центральные дороги, по-прежнему посыпая песком окраины. Эта грязь разносится колесами по всему городу.

Добавляется она и с многочисленных строек. Они должны оборудоваться мойками на выезде, но это соблюдается далеко не всегда.

Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

В прямом смысле черное дело делают в городах многочисленные газоны. Про неправильно устроенные в российских городах придорожные склоны не писал только ленивый. Но от реальности не уйти. Почва, смываемая талым снегом и сдуваемая ветрами на проезжую часть, значительно добавляет грязи. Если почва в городе глинистая, то грязь превращается в сущее наказание для автомобилистов. Она липнет на стекла, плохо смывается водой.

Пример

Такое «наказание» испытывают, например, автомобилисты в Екатеринбурге. Там содержание глины в почвах в некоторых районах достигает 54%. Колеса машин перемешивают все это с растаявшим снегом и превращают в липкую жижу.

Ситуацию могло бы значительно улучшить наличие и рабочее состояние ливневых канализаций в городах. Талому снегу просто некуда стекать, и он скапливается вдоль бордюров, образуя огромные лужи. Достаточно посмотреть на заграничные города, чтобы понять: растворимые реагенты, хорошая ливневка и правильно оформленные газоны решают проблемы «грязной» зимы.

Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Фото 3. Вариант оформления слива воды с тротуара в Вашингтоне

Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Фото 4. Один из переходов в Москве

Например, Нью-Йорк. Чтобы сэкономить средства на вывоз осадков и не создавать лишних пробок грузовиками со снегом, здесь его предпочитают полностью растапливать химическими реагентами. При этом дороги и тротуары через несколько часов становятся чистыми, а на автомобилях если и есть следы, то в виде белых соляных разводов. Почему? Реагенты другие? Нет, те же. В основном это либо хлорид натрия, либо многокомпонентные смеси нескольких хлоридов. Но дорожное полотно в США имеет выпуклую форму. То есть вся вода стекает к обочинам, а на них — решетки канализации. На тротуарах через несколько сот метров целый кусок из решеток. Все, что растаяло, тут же уходит под город на очистку и переработку. У нас же даже в Москве ливневые люки один на километр, если есть. Чаще всего забит он грязью либо специально законсервирован дорожными службами, чтобы вода, замерзнув, случайно не разорвала систему.

Теперь посмотрим на газоны. За границей открытые почвы — только в городских парках. Вдоль дорог вся поверхность заасфальтирована, деревья забраны в решетки, а если где-то и есть открытый грунт, то он посыпан крупной щепой или укрыт хвойными ветками. Такое покрытие задерживает пыль и не дает ей смешиваться с талым снегом. Сами газоны находятся ниже тротуаров, поэтому почва остается, где ей и положено быть, а не под ногами пешеходов и колесами автомобилей.

Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Фото 5. Вашингтон. Засыпка открытого грунта щепой

Ответ на вопрос «как сделать город чище зимой?» заключается в комплексном подходе. Проблему не решить за одно мгновение. Но некоторые вещи можно сделать уже сейчас.

  • Во-первых, по возможности стоит сократить объемы обработки дорог противогололедными реагентами с высоким содержанием нерастворимого остатка. Фрикционные материалы в виде песка и гравия требуют больше затрат на их распределение и устранение последствий от применения: уборку улиц, очистку ливневых стоков.
  • Во-вторых, весной при плановом ремонте бордюрный камень должен быть поднят на высоту минимум 10 см от поверхности газона. Открытые слои почвы могут быть посыпаны декоративной щепой или укрыты мелкой газонной сеткой. При выборе травы, цветов и деревьев лучше отдавать предпочтение солеустойчивым растениям. В настоящее время селекционеры предлагают разные виды зеленых насаждений, более приспособленных к городской среде. Их семена специально закаляют в соляных растворах. Такие растения дольше живут и менее восприимчивы к тяжелым металлам, попадающим из выхлопных газов транспорта и выбросов предприятий, хлоридам из снега с дорог, отсутствию питательных веществ в почвах на урбанизированных территориях. При этом, выбирая газонные травы, стоит отдавать предпочтение ранним сортам. Одно из самых «пылящих» времен года — с марта по май. Когда снег во многих регионах уже растаял, а зелень еще не появилась. Почва, ничем не удерживаемая, легко поднимается в воздух, добавляя немалую долю грязи и так не совсем чистым улицам.
  • В-третьих, для более эффективной уборки и избавления от пыли дорожные и тротуарные покрытия лучше промывать не чистой водой, а специальными шампунями. Данные средства содержат поверхностно-активные вещества, которые эффективно расщепляют грязь, масло и бензин и при этом содержат антистатики, препятствующие налипанию пыли. Мойка такими средствами требует меньшего количества проходов техники и значительно повышает качество самого мытья.

В некоторых городах, где дорожные службы частично перешли с песка на растворимые реагенты, срок весенней уборки города сократился с месяца до недели, а стоимость содержания дороги уменьшилась на 10–15%.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль