О социальном значении раскрытия данных в информационной системе ГИС ЖКХ

205
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Рыжов А.Б.
Автор: Рыжов А.Б.
руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области
Внесение отдельными участниками правоотношений используемой либо производимой ими информации в информационную систему лишает их власти, проистекающей из сокрытия данной информации или контроля над ее предоставлением.

Когда такое перераспределение власти отвечает государственным, общественным интересам, интересам собственников организации, вводятся правила об обязательном внесении информации в информационную систему ГИС ЖКХ.

Значимость информационной системы ГИС ЖКХ

Большинство наших сограждан имеют доступ или условия для доступа, в т. ч. мобильного, в сеть интернет. Поэтому доступ к информации через интернет-сервисы в современных условиях объективно наиболее доступен.

Обсуждение способов предоставления гражданам информации с руководителями ряда организаций общественного контроля ЖКХ уже в 2014 г. показало предпочтительность использования сети как наиболее надежного, достоверного источника информации, обеспечивающего к тому же возможность объективного установления факта размещения информации.

Утверждение Правительством РФ стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, стандартов раскрытия информации организациями, управляющими многоквартирными домами, включение раскрытия информации в механизм лицензирования управляющих организаций, а в итоге принятие Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ«О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон № 209-ФЗ) и внесение изменений в Жилищный кодекс РФ создали предпосылки для эффективной защиты интересов потребителей.

Официальные информационные системы в ЖКХ, в частности reformagkh.ru, уже сыграли большую положительную роль в информировании граждан о реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185‑ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части мероприятий расселения аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов, в обеспечении общественного контроля, лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Применение подобных систем позволяет в т. ч.:

  • контролировать своевременность представления ответов на обращения граждан;
  • исключить двойное управление домами, двойные платежки;
  • отслеживать наличие протоколов общих собраний, решений собственников и договоров управления; проверять их подлинность;
  • проверять основания действий управляющей организации и РСО;
  • контролировать начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

О корректности работы государственной информационной системы ГИС ЖКХ

Рассмотрим простой жизненный пример. Когда у автора возникли вопросы к обоснованности начислений платы за коммунальные услуги в 2016 г., он направил запрос в организацию, управляющую многоквартирным домом, но не получил ответа. Пришлось обратиться к официальным ресурсам, на которых искомая информация должна быть.

Федеральный портал государственных услуг www.gosuslugi.ru заявляет о возможности скачать платежный документ или заказать его по электронной почте.

О социальном значении раскрытия данных в информационной системе ГИС ЖКХ

*Все скриншоты в статье актуальны на 10 сентября 2016 г.

Однако вид присылаемого и скачиваемого с портала «платежного документа» вызывает изумление.

О социальном значении раскрытия данных в информационной системе ГИС ЖКХ

Ни обжаловать, ни оплатить такой документ невозможно. На обращение в техподдержку этого портала поступил ответ, дезавуирующий приведенное описание услуги на официальном государственном портале.

А как же официальный портал раскрытия информации dom.gosuslugi.ru?

Портал позволяет выяснить, что домом управляет ГБУ «Жилищник Нижегородского района». В его лицензии дом указан.

Про начисления, однако, ничего не узнать. По запросу появляется табличка с информацией о том, что сведения о деятельности ГБУ «Жилищник Нижегородского района» не раскрыты.

Автор обратился через официальный сайт информационной системы ГИС ЖКХ в управляющую организацию с просьбой о раскрытии информации: попросил прислать детализированный платежный документ и внести лицевой счет в ГИС ЖКХ. Ответа в установленный срок не последовало. Более того, после обращения в личном кабинете в ГИС ЖКХ(my.dom.gosuslugi.ru/citizen-cabinet/#/ppa/pom) почему-то пропали даже сведения о праве собственности на квартиру.

А теперь посмотрим, что удалось найти на портале reformagkh.ru.

О социальном значении раскрытия данных в информационной системе ГИС ЖКХ

Совершенно непонятно, как дом мог быть вообще включен в лицензию ГБУ «Жилищник Нижегородского района», если не раскрыта информация, не размещены протокол общего собрания и договор управления. Анкета многоквартирного дома на портале не заполнена.

Портал госуслуг Москвы pgu.mos.ru не позволил автору ни увидеть, ни скачать свой ЕПД.

В ответ на жалобу служба технической поддержки портала обязалась устранить проблему.

О социальном значении раскрытия данных в информационной системе ГИС ЖКХ

Скачать ЕПД удалось после его оплаты (!), когда с момента обращения в службу поддержки прошло 40 дней. В Google Play размещены многочисленные отрицательные отзывы о приложении «Госуслуги Москвы», включая прошлогодние о невозможности скачать ЕПД. Из этого следует, что проблема носит систематический характер.

Оказавшемуся в подобном замкнутом кругу потребителю остается жалеть о том, что ч. 8 ст. 12 Закона № 209-ФЗ признает платежный документ непредставленным, в случае если в информационной системе ГИС ЖКХ не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, только с 1 января 2017 г., а не с начала 2016-го.

Кроме того, поскольку, как показывает практика, интересам потребителя отвечает раскрытие не столько суммарной величины платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сколько детализация платы по видам услуг и исходных данных для расчета такой платы, желательно внести соответствующие изменения в упомянутую ч. 8 ст. 12 Закона № 209-ФЗ.

Как исправить положение

Не все проекты компьютеризации деятельности организаций успешно внедряются. Один из важных препятствующих факторов — противодействие лиц, не желающих тратить усилия на освоение автоматизированного рабочего места, недовольных изменениями привычных процессов и структуры взаимоотношений в организации, в т. ч. не желающих отдавать в информационную систему информацию, владение которой дает им некую власть. Преодоление такого сопротивления возможно лишь при наличии воли и активном вовлечении руководства. В некоторых организациях ведение учета вне корпоративной системы, например в отдельном файле Excel, карается немедленным увольнением.

Исходя из аналогии между процессами создания и внедрения корпоративных информационных систем и ГИС ЖКХ, можно предположить, что фактор сознательного сопротивления внедрению государственной информационной системы ГИС ЖКХ будет играть заметную роль.

Часть участников рынка прямо заинтересованы в отсутствии системы раскрытия информации. И они будут стремиться к дискредитации, откладыванию сроков внедрения ГИС, сворачиванию программы, сокращению перечня раскрываемой информации и снижению практической ценности раскрытия информации для пользователя, смягчению ответственности за нарушения в сфере размещения информации. И в ход тут могут пойти и лоббирование, и кампания дискредитации в социальных сетях и СМИ, а со стороны криминальных структур также и саботаж.

В этой связи цель данной статьи — укрепить решимость лиц, принимающих законодательные и управленческие решения, в полном объеме реализовать революционный потенциал ГИС ЖКХ.

Участники рынка высказывают свое недовольство трудоемкостью введения больших объемов информации, техническими трудностями, длительным временем отклика, обязанностью вводить излишнюю, на их взгляд, информацию.

Увы, наши государственные онлайн-сервисы пока менее удобны, чем задающие потребительские стандарты интернет-сервисы лидеров глобальной IT-индустрии, инвестиции в которые составляют астрономические суммы.

Если интернет-интерфейс официального сайта ГИС ЖКХ и процесс раскрытия информайии работает медленно, проблему длительного отклика портала могут решить качественные клиентские приложения для небольших поставщиков информации в ГИС ЖКХ, в которые информацию можно экспортировать или внести вручную, и впоследствии она будет передана в ГИС ЖКХ в порядке автоматической очереди. Клиентские приложения для потребителей, особенно мобильные, позволят популяризовать ГИС ЖКХ и среди граждан.

Однако продуктивная дискуссия о технических проблемах не должна подменяться утверждениями о якобы нецелесообразности ввода той или иной информации. Задача государства — создать условия для реализации гражданами права на жилище. И обеспечение благоприятных условий для бизнеса может рассматриваться только как элемент решения основной государственной задачи.

Например, критике подвергается обязанность вводить все номера ИПУ, сроки их очередной поверки. Однако наличие/отсутствие ИПУ серьезно влияет на порядок расчета платы граждан за коммунальные услуги, расчеты платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды. А с включением данной платы в состав платы за содержание общего имущества ИПУ станет фактором взаимоотношений собственников помещений в доме с управляющей организацией.

Необходимо помнить, что обеспечение раскрытия информации — важная политическая задача, демонстрирующая волю государства пойти навстречу потребителям и обеспечить восстановление баланса интересов (не только объективное, но и субъективно воспринимаемое).

Раскрытие информации в условиях в целом сбалансированного в части интересов потребителей и участников рынка законодательства укрепит законность в реальной практике ЖКХ, ликвидирует часть фактической власти участников рынка (власти, которая приводит к навязыванию своей воли потребителям и к злоупотреблениям).

В части законодательного обеспечения баланса интересов потребителей и управляющих организаций и ТСЖ, помимо обеспечения информационной открытости, рекомендуется принять ряд мер, в частности:

  • полностью вывести из процесса регистрации граждан по месту жительства и пребывания жилищные организации;
  • исключить из всех подзаконных нормативных правовых актов, связанных с реализацией прав граждан, указания на предоставление справок, выдаваемых жилищными организациями, за исключением справок об отсутствии задолженности за жилье и коммунальные услуги и о наличии соглашения о погашении задолженности;
  • запретить деятельность информационно-расчетных центров ЖКХ, не интегрированных с ГИСЖКХ;
  • направлять копию протокола общего собрания собственников помещений в орган государственного жилищного надзора без «странного» посредничества управляющей организации, правления ТСЖ, ЖК, ЖСК (ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

Современное ЖКХ порождает огромные массивы данных, а проверка законности в силу специфики законодательства требует раскрытия пользователю достоверных копий документов и целых массивов информации. Реальный доступ гражданина к такой информации — это важнейшая социальная инновация.

Если у части граждан когда-то возникло ощущение, что людей вместе с домами «отдали управляющей компании», а такие утверждения приходится слышать, это ощущение возникло от организационного и информационного неравенства собственников помещений в МКД и УО (с правовой точки зрения с равенством сторон все в основном и в теории в порядке). Таким образом, в современных условиях социально-психологическая роль внедрения идеи информационной прозрачности в ЖКХ сопоставима с реформой 1861 г.

С развитием процесса раскрытия информации создается совершенно новая социальная ситуация для 25-летней истории реформирования российского ЖКХ. Поэтому продолжение движения на пути обеспечения достоверного и эффективного раскрытия информации в ЖКХ должно быть неукоснительным и динамичным.

Общественные организации и советы многоквартирных домов просто обязаны обеспечивать активную политическую поддержку внедрению ГИС ЖКХ и активно осваивать и использовать открывающиеся ГИС ЖКХ возможности для защиты прав и законных интересов граждан.

Поскольку цели государственных сервисов (выполнение функционала информационного обеспечения регулируемых законодательством общественных отношений) и стратегий IT-корпораций (завоевание глобальной аудитории, монетизация) абсолютно разные, требования к программному обеспечению государственных информационных систем должны быть совершенно иные.

О социальном значении раскрытия данных в информационной системе ГИС ЖКХ

В этой связи в государственных информационных системах нужно исключать коммерциализацию, переходить на отечественное ПО, ориентированное на конкретные задачи информатизации, надежность и экономичность, контролировать грамотность принимаемых технических решений, начиная со структур баз данных.

Как уже отмечалось, в социальных сетях и на различных мероприятиях активно обсуждается трудоемкость внесения информации в ГИС ЖКХ, заслуженно критикуются ее технические недоработки. Объем критики приобретает некоторые черты информационной кампании.

Вместе с тем мы должны понимать, что раскрытие информации разрушает возможности извлечения монопольной ренты и полностью противоречит интересам недобросовестных участников рынка.

Тем самым внедрение государственной информационной системы ГИС ЖКХ отвечает ожиданиям граждан, их интересам. Наполнение ГИС ЖКХ информацией, принуждение к тому участников рынка станет символом эффективности и воли государства в наведении законности и порядка в жилищно-коммунальной сфере.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!