Положение о закупках для унитарных предприятий: разбираемся в нюансах

2309
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Внесены изменения в основные законодательные акты, регулирующие закупочную деятельность.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее — Закон № 321-ФЗ) внес изменения по  положению о закупках для унитарного предприятия в:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ);
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223‑ФЗ).

Основная идея изменений — включение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия, ГУП) в контрактную систему и обеспечение тем самым соблюдения ими норм Закона № 44‑ФЗ при осуществлении закупочной деятельности.

В частности, изменениями в законодательстве о закупках в качестве общего правила предусмотрено исключение Унитарных предприятий из сферы применения Закона № 223‑ФЗ и одновременное распространение на них положений Закона № 44‑ФЗ. После вступления указанных изменений в силу Унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону № 223‑ФЗ только при соблюдении совокупности следующих условий.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

1. Наличие у Унитарного предприятия положения о закупках, принятого в установленном Законом № 223‑ФЗ порядке.

2. Размещение положения о закупках до начала года в единой информационной системе.

3. Особенности закупок унитарными предприятиями:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации, либо за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • либо в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Унитарного предприятия. Исключение: если такой контракт был заключен на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ — осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ, в случаях, установленных поручениями Президента РФ.

Таким образом, применение Унитарными предприятиями Закона № 223‑ФЗ будет являться исключением из правил по аналогии с регулированием, действующим в отношении бюджетных учреждений. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим закупочную деятельность, станет Закон № 44‑ФЗ.

Порядок проведения закупок, предусмотренный Законом № 44‑ФЗ, предполагает существенные ограничения закупочной деятельности для Унитарных предприятий. Среди таких ограничений можно выделить следующие:

1. Ужесточение порядка планирования закупок. Статьи 17, 21 Закона № 44‑ФЗ предусматривают обязанность заказчиков в установленном порядке и в предусмотренные указанными нормами сроки формировать, утверждать планы и планы-графики закупок, а также вносить в них изменения. Помимо общих правил планирования, которые будут распространяться на деятельность ГУП, указанные изменения предусматривают, что план закупок Унитарных предприятий должен быть утвержден в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий (по аналогии с бюджетными учреждениями).

2. Необходимость проведения обязательного общественного обсуждения отдельных закупок. В 2014—2016 гг. такое обсуждение проводится по закупкам, начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд руб. При этом региональным и местным законодательством могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения. С 1 января 2017 г. случаи проведения такого обсуждения и его порядок будут установлены Правительством РФ. По результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы, планы-графики закупок, документацию о закупках, кроме того, закупки могут быть отменены.

3. Необходимость соблюдения правил о нормировании закупок. Правительство РФ устанавливает правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, в т. ч. правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг), и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 4 ст. 19 Закона № 44‑ФЗ).

Изменения в законодательстве о закупках предусматривают принятие Правительством РФ аналогичных правил также в отношении Унитарных предприятий (п. 5 ст. 2 Закона № 321‑ФЗ).

4. Установление закрытого перечня способов осуществления закупок (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного источника) без возможности проведения закупки любыми другими способами. Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон № 223‑ФЗ) позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ).

Статистика закупок за 2016 г. показывает, что более 47% закупок осуществляется заказчиками именно с использованием иных способов. Переход на Закон № 44‑ФЗ предполагает отказ от такой свободы и возможность для Унитарных предприятий проводить закупки только способами, прямо указанными в Законе № 44‑ФЗ.

5. Императивное регулирование процедуры проведения закупки каждым из предусмотренных Законом № 44‑ФЗ способов, включая, среди прочего, требования к содержанию закупочной документации, требования к участникам закупок, срокам проведения закупок, критериям оценки заявок/предложений.

6. Установление закрытого перечня случаев осуществления закупки путем проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного источника без возможности расширения перечня таких случаев.

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон № 223‑ФЗ) дает заказчикам свободу в определении случаев проведения закупки тем или иным способом. Анализ данных о фактически проведенных закупках за 2016 г. показывает, что наиболее популярным после иных способов закупки является закупка у единственного поставщика (данный способ использовался более чем в 45% случаев). При этом анализ положений о закупках для унитарных предприятий свидетельствует о том, что заказчики активно использовали предоставленную Законом № 223‑ФЗ возможность самостоятельно определять случаи проведения закупки у единственного поставщика. Закон № 44‑ФЗ, напротив, не предполагает такой диспозитивности.

По смыслу ст. 72, 83, 93 Закона № 44‑ФЗ указанные способы закупок применяются государственными заказчиками исключительно в случаях, перечисленных в Законе № 44‑ФЗ. Проведение закупок такими способами в иных случаях не допускается.

Так, запрос котировок возможен при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб., а годовой объем закупок с использованием данного способа не превышает 10% совокупного годового объема закупок и составляет не более чем 100 млн руб. (ст. 72 Закона № 44‑ФЗ).

Запрос предложений возможен в семи прямо перечисленных в Законе № 44‑ФЗ случаях (ст. 83). При этом один из таких случаев (заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России) исключается с 1 января 2017 г. (Федеральный закон от 03.07.2016 № 320‑ФЗ).

Большинство перечисленных в ст. 83 Закона № 44‑ФЗ случаев являются специфичными и не имеют широкого применения. В этой связи для большинства Унитарных предприятий применение запроса предложений будет релевантно только в том случае, когда закупка осуществляется на недопоставленное количество товара (работ, услуг) в случае досрочного расторжения ранее заключенного контракта на основании решения заказчика об одностороннем отказе либо в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися по строго определенному перечню обстоятельств.

Основания закупки у единственного поставщика прямо перечислены в ст. 93 Закона № 44‑ФЗ. Перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и не подлежит расширению со стороны заказчика. Указанная статья предусматривает довольно широкий список оснований, однако большинство из них также являются специфичными и не имеют широкого применения.

Положение о закупках для унитарных предприятий: разбираемся в нюансах

7. Необходимость обосновывать закупку, в т. ч. начальную (максимальную) цену, в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ и принятых во исполнение указанного закона подзаконных нормативно-правовых актов.

Статьей 18 Закона № 44‑ФЗ установлено требование об обосновании закупок заказчиком при формировании плана, плана-графика закупок. Указанное положение о закупках для унитарных предприятий предполагает, среди прочего, необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Порядок такого обоснования закреплен в ст. 22 Закона № 44‑ФЗ, которой установлены конкретные методы обоснования, а также случаи применения того или иного метода.

8. Императивное регулирование процедуры заключения, исполнения и расторжения контрактов, в том числе закрепление обязательных для включения в контракт положений.

Процесс заключения, исполнения и расторжения контракта закреплен в § 7 Закона № 44‑ФЗ (ст. 94, 95). Указанные положения предусматривают подробное регулирование поведения заказчика на стадии, следующей после непосредственного осуществления закупки. Например, ч. 4 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ устанавливает обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (за некоторыми прямо указанными в законе исключениями). Часть 1 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ устанавливает закрытый перечень оснований для изменения существенных условий контракта.

Таким образом, помимо существенного ограничения непосредственно деятельности по отбору контрагентов Унитарные предприятия также лишаются значительной части своей свободы в дальнейших договорных отношениях.

Важно отметить, что изменения в законодательстве о закупках вступают в силу с 1 января 2017 г. Согласно п. 9 ст. 2 Закона № 321‑ФЗ до 31 декабря 2016 г. Унитарные предприятия обязаны:

1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ.

2. Осуществлять планирование закупок на 2017 г. и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ.

3. Зарегистрироваться в единой информационной системе.

Примечательно, что положения о закупках для унитарных предприятий, предусматривающие указанные обязанности, вступают в силу также 1 января 2017 г. Следовательно, фактически обязанности возникают только после истечения срока для их выполнения. В этой связи остается непонятным вопрос о возможности применения данных положений на практике.

Выводы

Как видно из приведенного анализа, изменения в законодательстве о закупках требуют кардинального изменения закупочной деятельности Унитарных предприятий. В этой связи Унитарным предприятиям рекомендуется заблаговременно (до вступления в силу изменений) принять все необходимые меры в целях обеспечения готовности перехода на контрактную систему.

Среди таких мер могут быть:

1. Внесение поправок в положение о закупках для унитарных предприятий в соответствии с Законом № 321‑ФЗ и размещение новой редакции положения в единой информационной системе.

2. Проведение тренингов для персонала и должностных лиц, ответственных за закупочную деятельность.

3. Подготовка пакета документов для перехода на Закон № 44‑ФЗ (например, плана финансово-хозяйственной деятельности, плана и плана-графика закупок, шаблона извещения о закупке, проектов государственных контрактов по типовым видам деятельности с учетом императивных норм Закона № 44‑ФЗ).

4. Разработка/внесение корректив в иные внутренние локальные акты, которые регулируют процесс осуществления закупок.

Материал подготовлен экспертами юридической фирмы VEGAS LEX



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме
    Вопросы по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль