Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ: подводим итоги введения

374
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Много копий сломано в дискуссиях о правомерности введения лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. На страницах журнала подводились предварительные итоги, публиковались результаты общественных обсуждений в общественной палате и государственной думе. Что же на самом деле получили потребители жилищно-коммунальных услуг в результате и почему лицензирование было так необходимо, вы узнаете из статьи.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ по управлению многоквартирными домами (МКД) как мера усиления государственного регулирования отрасли, вызывающей постоянный рост недовольства потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), давно назрело. Такое решение ни у самих управляющих организаций (УО), ни у жителей как потребителей этих услуг не вызывает сомнений.

На протяжении последних лет после того, как канули в Лету отношения, где подрядчиками выступали жилищные организации, а заказчиками — представители местных органов власти, между УО велась борьба в буквальном смысле за каждый дом.

И ладно бы, если бы боролись за качество предоставляемых жителям этих домов услуг, но в ряде случаев к управлению МКД стали приходить недобросовестные УО, целью которых стало только извлечение максимальной прибыли.

Пример

Еще на слуху деятельность в Санкт-Петербурге такой организации, как ООО «Питер Дуссманн», учредителем которого был немецкий концерн Dussmann Group. Деньги с жителей домов, которыми управляла эта организация, собирались так же, как и с других, но по сути содержанием зданий организация занималась весьма поверхностно — только уборка, замена лампочек по заявке от жителей. А уж о текущем ремонте жителям приходилось только мечтать. Собранные деньги уходили в концерн, и только там принимали решение о выделении финансирования на смену проржавевших труб, прогнившей кровли, на ремонт незакрывающихся окон и дверей на лестницах. Конечно, из Германии виднее, на что тратить деньги жителей!

И если раньше заказчик мог не заплатить за невыполненные подрядчиком работы, то сейчас все отдано на откуп собственникам помещений в МКД.

Да, по договору управления и закону они тоже могут не платить за невыполненную работу. Только для этого надо осуществлять постоянный контроль за работой УО, следить за качеством предоставленных ею услуг.

Роль СРО свелась только к защите интересов своих участников — УО.

Такой контроль призван обеспечить совет МКД, но не всегда имеется возможность включить в состав совета грамотных специалистов из числа собственников помещений.

Осуществляемый госжилинспекциями государственный жилищный надзор носит характер «экстренного вызова» — напишет житель обращение в госжилинспекцию о нарушении его прав, и только тогда инспектор будет иметь право провести проверку соблюдения УО обязательных требований.

Конечно, в случае выявления нарушений будут и протокол об административном правонарушении с предусмотренным законом штрафом для УО, и предписание об устранении выявленных нарушений, и дальнейший контроль за исполнением предписания, и, в случае неисполнения предписания, судебное разбирательство у мирового судьи. Но постоянный рост обращений граждан в госжилинспекции показывает, что качество предоставления услуг по управлению МКД если и растет, то очень медленно.

Очевидно, что решение о дополнительном контроле деятельности УО в виде саморегулирования также не принесло результатов — количество жалоб и недовольство граждан продолжало ежегодно расти, а роль СРО свелась только к защите интересов своих участников — УО. К развитию института грамотного потребителя СРО не прилагали абсолютно никаких усилий, и это несмотря на то, что Жилищный кодекс уже предоставлял вполне жизнеспособные конструкции усиления контроля собственника за качеством предоставления услуг в виде советов МКД, регулярных общих собраний для рассмотрения проблемных вопросов.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ не палка в колесе, а ожидаемая мера

Вот в такой непростой ситуации оказались жители домов, и введение лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ стало серьезным шагом на пути наведения порядка в такой сложной отрасли, поскольку от качества предоставляемых УО услуг зависит комфортное и безопасное проживание жителей в МКД.

Сегодня звучит много критики от представителей СРО и УО, которым лицензионный контроль приходится «не по вкусу», которые на рост жалоб населения раньше на протяжении всего своего существования не обращали внимания, системных решений по развитию грамотного потребителя не принимали. А сегодня, когда эта совершенно справедливая и своевременная реакция любого государства на многочисленные жалобы своих граждан обретает конкретные формы государственного надзора в наиболее ответственных отраслях народного хозяйства, мы вместо оперативной адаптации предпринимателя к новым условиям работы в очередной раз сталкиваемся с неконструктивной точкой зрения об излишней государственной опеке предпринимателя.

Введение лицензирования деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ  стало серьезным шагом на пути наведения порядка в такой сложной отрасли.

Мало того, часть своих непосредственных обязанностей УО пытаются переложить на государство, что также подтверждается, например, мнением генерального директора ООО «Юр-Экспресс» И.С. Измайлова, опубликованным в статье «Лицензирование: первые итоги» журнала «Управление многоквартирным домом» № 7/2015.

К таким непосредственным обязанностям необходимо отнести отдельные составляющие услуги по управлению МКД, исполнение которых ожидается по каким-то причинам от государства и органов государственного жилищного надзора:

  • постоянный «пообъектный мониторинг состояния жилищного фонда», реализация которого предусмотрена органами государственной технической инвентаризации по единой методике оценки состояния жилищного фонда по заказу УО согласно требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
  • снижение «тарифов на жилищные услуги за счет публичности полученных сведений о состоянии общего имущества», определение которых сегодня согласно Жилищному кодексу проводят УО по согласованию с собственниками помещений и размер которых сегодня государством не регулируется;
  • «эффективное формирование региональных программ капитального ремонта и снижение уровня коррупции при расходовании средств бюджета на ремонт и восстановление жилищного фонда», что, в первую очередь, зависит от самой УО, имеющей все возможности фактически осуществлять технический надзор и контроль при освоении средств бюджета от лица собственников помещений, без приемки работ которыми оплата бюджетных средств сегодня не осуществляется.

В очередной раз автор статьи рассуждает о чрезмерно жестких мерах административного воздействия со стороны органов государственного жилищного надзора, не задумываясь, что может стать с соблюдением интересов граждан в обществе, в котором безнаказанность оправдывается подобными рассуждениями. Кроме того, элементарные арифметические вычисления показывают, что размер штрафа в 1,152 млрд руб. по отношению к стоимости обслуживания 3,3 млрд кв. м жилищного фонда Российской Федерации составит 0,1 %, или 2,9 коп./кв. м в месяц, при ориентировочной средней стоимости услуг по содержанию и ремонту 1 кв. м 30 руб./мес.

В данном случае справедливо будет прислушаться к подобному мнению об излишнем государственном контроле УО только тогда, когда проблемы содержания жилищного фонда отойдут в понимании потребителя на второй план. Когда в обществе укоренится мнение о каждом руководителе УО как о грамотном и неравнодушном специалисте своего дела. Когда труд коммунальщиков будет вызывать уважение и почет, а не упоминаться в сводках уголовных новостей. Когда безразличное отношение к своему имуществу сменится у собственника — потребителя не только желанием, но и возможностью сделать его более комфортным и безопасным для повседневной жизни. Все это сегодня, в первую очередь, в руках самих УО — постав щиков ЖКУ.

Мнение автора статьи о неэффективности органов государственного жилищного надзора и абсурдности лицензионных требований не заслуживает внимания уже на том основании, что построено оно на его ошибочном суждении о замене государственного контроля новым механизмом регулирования деятельности УО. Замена, действительно, наблюдается, но это замена не оправдавшего себя на протяжении десятилетия метода саморегулирования в сфере ЖКХ.

Выводы автора статьи о коррупции и аффилированных компаниях, о «выдавливании собственника» из гражданско-правовых отношений при предоставлении ЖКУ, о нарушении лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами конституционных прав граждан в пояснениях не нуждаются, так как основаны на его субъективной оценке и домыслах — конкретные примеры им не приводятся, а результаты безаварийного начала отопительного сезона говорят сами за себя лучше любых доказательств.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ

Как прошло лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ в Санкт-Петербурге

Кратко изложим результаты лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, где в декабре 2014 г. была создана лицензионная комиссия и утверждены все необходимые нормативные правовые акты субъекта РФ.

В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в начале марта 2015 г. принято решение об организации Межведомственной рабочей группы по введению лицензирования управляющих организаций в сфере ЖКХ на территории Санкт-Петербурга. Основным решением рабочей группы была организация максимально оперативного обмена информацией в целях своевременной проверки соискателей лицензии и обеспечения работы лицензионной комиссии.

В состав рабочей группы от администраций районов Санкт-Петербурга были назначены должностные лица, персонально отвечающие в пределах полномочий органа власти за исполнение мероприятий по введению лицензирования в районе. В рамках деятельности рабочей группы был организован постоянный контроль за проведением общих собраний собственников помещений в МКД и открытых конкурсов по отбору УО.

Лицензионной комиссией Санкт-Петербурга выданы лицензии 359 управляющим компаниям, а также вынесено 31 отрицательное решение об отказе в предоставлении лицензии в связи с несоблюдением лицензионных требований. Администрациями районов Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном законом, своевременно организованы и завершены мероприятия по выбору способа управления 1001 МКД, обслуживание которыми ранее осуществлялось этими соискателями лицензии.

Собственники 780 МКД на общих собраниях выбрали новый способ управления. В 221 МКД решения были приняты по результатам проведения открытых конкурсов.

Статистика

С января 2015 г. Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга была обеспечена проверка знаний на квалификационных экзаменах должностных лиц УО и получение ими квалификационных аттестатов. В этих целях подобраны необходимые помещения, обеспечивающие соблюдение условий, исключающих недостоверную оценку знаний претендентов.

Всего инспекцией принято 1053 заявления должностных лиц о допуске к квалификационному экзамену. 49 претендентам в допуске было отказано в связи с нарушением порядка подачи или порядка оформления заявлений. Проведено 99 квалификационных экзаменов для 983 должностных лиц. По результатам квалификационных экзаменов оформлено и выдано 746 квалификационных аттестатов. Проведение квалификационных экзаменов продолжается и в настоящее время.

Следует особенно отметить оперативное реагирование на возникавшие в процессе лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ ситуации со стороны федеральной законодательной и исполнительной ветвей власти. Минстроем России не только в течение одного-двух месяцев выпускались методические пособия, но и постоянно письменно инструктировались органы государственного жилищного надзора для исключения непредвиденных ситуаций и обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации жилищного фонда.

Уполномоченный Правительством РФ орган ведет сводный федеральный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц и осуществляет контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований Жилищного кодекса и Закона № 99-ФЗ. Сведения в реестрах общедоступны, хранятся три года с даты внесения.

Выводы

С введением лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ значительно повышается ответственность УО, вводится оценка соответствия соискателя лицензии и лицензиата требованиям федеральных законов. Лицензионные требования включают условия создания и деятельности соискателя лицензии. Оценка деятельности УО начинается с момента соискания лицензии, когда орган государственного жилищного надзора проверяет достоверность предоставленных соискателем лицензии сведений. Все документы лицензиата, вся его история и результаты лицензионного контроля с момента подачи им заявления о предоставлении лицензии формируются в одном лицензионном деле УО, которое ведется Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на протяжении всего времени существования УО.

С 1 мая 2015 г. инспекцией организован лицензионный контроль деятельности организаций-лицензиатов, управляющих МКД по договорам управления.

Новый вид контроля значительно повышает ответственность лицензиатов за неисполнение обязанностей по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда вплоть до исключения МКД из Реестра и аннулирования лицензии. Исключение из Реестра лицензий субъекта РФ сведений о доме — основание для прекращения лицензиатом деятельности по управлению МКД. В то же время окончательный выбор, независимо от решения лицензионной комиссии, остается за собственниками помещений, которые могут принять решение о сохранении договора с любым лицензиатом, независимо от нарушения им установленных правил содержания и ремонта жилищного фонда.

Таким образом, создан новый механизм государственного контроля, который не позволяет управлять МКД недобросовестным УО с обязательным учетом мнения собственников этих домов.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль