Закрыть, нельзя оставить: о переходе с открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на закрытые

905
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Семенов М.Э.
советник генерального директора ООО «РКС-Холдинг»
В сентябре 2015 г. депутаты Курской областной Думы разработали и внесли на рассмотрение Государственной Думы законопроект, которым предлагается ввести запрет на использование с 1 января 2022 г. централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

Суть открытой системы состоит в том, что горячая вода (одна и та же), идущая по одним и тем же трубам, используется одновременно и для отопления, и для горячего водоснабжения. На наш взгляд, законодательное решение о том, чтобы закрывать открытые системы теплоснабжения, было принято верно (Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ) и срок на осуществление перехода от открытых систем теплоснабжения к закрытым вполне достаточный (10 лет).

На сегодняшний день вода для горячего водоснабжения должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Такое требование появилось в 2009 г. на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496–09» (вместе с СанПиН 2.1.4.2496–09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074–01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»). В соответствии с указанным актом санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами устанавливаются гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее — СЦГВ), а также правила контроля качества воды, которая подается этими системами, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Санитарные правила обязательны к исполнению для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Действие данных правил распространяется на централизованное горячее водоснабжение с использованием закрытых и открытых систем теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах, относящихся к группе повышенного эпидемического риска (образовательные, лечебные учреждения и др.).

Соответственно, горячая вода, предназначенная для водоснабжения, в идеале должна идти по отдельным трубам.

В отношении теплоносителя (пара) при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) — той же горячей воды, предназначенного для теплоснабжения, предъявлять такие же строгие требования, как к питьевой воде представляется бессмысленным.

Сейчас же получается, что формально вся горячая вода, находящаяся в открытой системе, должна соответствовать требованиям СанПиН, что влечет дополнительные издержки и массовое невыполнение этих требований.

Другой целью установления запрета использования открытых систем теплоснабжения является повышение энегоэффективности и качества отопления, снижение издержек и повышенного расхода топлива.

Фактически ликвидация открытых систем теплоснабжения — это одно из основных направлений государственной политики в сфере теплоснабжения. Без решения указанной проблемы не могут быть решены задачи по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, поставленные Президентом РФ (перечень поручений от 06.07.2013 № Пр-1479).

Поэтому следует отметить, что требование о разделении систем к 2022 г. обоснованно и не подлежит отмене. При этом обязательно необходимо предусмотреть законодательные механизмы реализации этой нормы.

В соответствии с ч. 9 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении» с 1 января 2022 г. недопустимо использовать централизованные открытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, если при этом производится отбор теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

Часть 8 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает, что программы финансирования мероприятий по прекращению использования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для осуществления горячего водоснабжения и переходу абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к указанным системам, на иные системы горячего водоснабжения должны включаться в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы тех теплоснабжающих организаций, чьи источники тепловой энергии и (или) тепловые сети используются для осуществления горячего водоснабжения. При этом тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются с учетом затрат на финансирование указанных программ.

Таким образом, водоканалы в данной ситуации совершенно не при чем. Законодательство абсолютно четко вменяет обязательства по тому, что системы горячего водоснабжения необходимо закрывать теплоснабжающим организациям.

Схемы теплоснабжения городов с открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения) должны включать мероприятия по закрытию таких систем. И нельзя исключать того, что в ряде муниципалитетов уже приступили к закрытию открытых систем теплоснабжения и уже понесены определенные затраты. В связи с этим отказ от закрытия открытых систем теплоснабжения приведет к постановке вопроса об обоснованности указанных затрат и целевого расходования бюджетных средств и инвестиционных средств регулируемых организаций.

Хочется отметить еще одну проблему.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. При этом обеспечивается соответствие схем водоснабжения и водоотведения схемам энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения с учетом в т. ч. объема тепловой энергии и топлива (природного газа), используемых для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (п. 6 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, далее — Правила № 782). Однако на практике разработка схем водоснабжения и теплоснабжения ведется несогласованно и с нарушением установленных сроков. Это обстоятельство препятствует качественному выполнению схем водоснабжения.

Ранее в рамках Основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, утв Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ, данное противоречие решалось через сопряжение всех отраслевых схем коммунального хозяйства в программе комплексного развития муниципалитета, которая являлась диктующей для отраслевых документов. Действующий же сейчас механизм программ комплексного развития, закрепленный в постановлении Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», напротив, предполагает учет в программе комплексного развития мероприятий из отраслевых схем и не может выполнять роли арбитра между отраслями коммунального хозяйства.

При этом необходимо отметить серьезную проблему — законодательство о теплоснабжении на уровне актов Правительства РФ (постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)») полностью игнорирует норму Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в части включения в инвестиционные программы мероприятий по закрытию систем горячего водоснабжения и соответствующих затрат в тарифы теплоснабжающих организаций. При этом, как показывает практика, в большинстве случаев таких мероприятий нет или для них не предусмотрено финансирование в тарифах.

Также необходимо особо отметить, что закрытие открытых систем горячего водоснабжения (горячего водоснабжения) — это позитивное направление, это улучшение качества жизни населения, и в этом смысле государственная политика движется в правильном направлении. Вместе с тем государственная политика представляется не совсем последовательной, так как обязанностью «наградили», а про деньги, как это обычно бывает, забыли.

В результате теплоснабжающим организациям отмена этой нормы выгодна, т. е. они данный законопроект поддерживают, поскольку финансирование мероприятий по закрытию системы отсутствует и в текущей экономической ситуации прогнозировать направление финансирования на такие мероприятия крайне затруднительно.

До окончания срока применения открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) остается более шести лет. Невозможность осуществления перехода с открытых систем теплоснабжения на закрытые за указанный период авторами законопроекта не обоснована. Следует подходить к решению данного вопроса системно. Гораздо эффективнее было бы не отменять запрет, а выделить деньги (привлечь частные инвестиции) для реализации соответствующих мероприятий.

Таким образом, представляется необходимым внести изменения в упомянутые нормативные правовые акты Правительства РФ, в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400, а также пересмотреть уже утвержденные предельные индексы в сторону их увеличения или же увеличить долю необходимой валовой выручки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в общем предельном индексе, установленном по региону.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме
    Вопросы по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль