Регулирование тарифов ЖКХ по новому принципу «инфляция минус»

724
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Разумов М.Э.
советник Аппарата Государственной Думы
Вокруг тарифов ЖКХ не утихают споры в профессиональной среде: кто-то считает, что их величина не покрывает затрат коммунальных предприятий, а кто-то, наоборот, уверен в том, что их рост нужно сурово ограничивать. Минэкономразвития России предлагает новый подход к регулированию тарифов в инфраструктурном секторе — на основе принципа «инфляция минус».

Усилия правительства в последние годы направлены на обеспечение роста экономики страны. Для этого требуется повысить конкурентоспособность российских производителей, создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и добиться устойчивого функционирования инфраструктуры. Важная роль в решении этих задач отводится государственной политике в сфере регулирования тарифов ЖКХ.

К чему привел затратный механизм тарифного регулирования ЖКХ

В период с 2000 по 2015 г. темпы роста цен и тарифов на товары и услуги инфраструктурных организаций существенно превышали инфляцию. Во многом этому способствовало увеличение финансовой составляющей инвестиционных программ организаций инфраструктурного сектора. А обусловлено это было в том числе применяемыми методами регулирования тарифов ЖКХ: они стимулировали рост капитальных вложений в денежном выражении.

Инвестиции компаний достигли значительных объемов: 8,7 трлн руб. в 2008–2015 гг. суммарно по ПАО «Газпром», ПАО «Россети» и ОАО «РЖД». Однако ни улучшения качества, ни обновления действующих производственных мощностей инфраструктурного сектора не произошло. Во всех регулируемых отраслях и организациях сохраняется тренд на старение инфраструктуры. Доля основного оборудования, эксплуатируемого за пределами нормативных сроков службы, достигла к настоящему времени 40–50 % и продолжает расти. В секторе водоснабжения и теплоснабжения в течение последних 10 лет ежегодные темпы обновления основных фондов составляют лишь 1,5–2,0%. Для устойчивого снижения износа коммунальной инфраструктуры этого недостаточно, требуются более высокие показатели.

Инвестиционные источники включают в тарифы, но не направляют в необходимом объеме на обновление существующей инфраструктуры и ее поддержание в нормативном состоянии. Это связано как с отсутствием работающих механизмов контроля на всех этапах исполнения инвестиционных программ, так и с невозможностью долгосрочного планирования деятельности субъектов инфраструктуры. В итоге сформировалась модель деятельности инфраструктурных компаний, основанная на извлечении краткосрочной выгоды из использования располагаемых активов.

Если ситуация будет развиваться в том же направлении, то нас ожидает дальнейшая деградация инфраструктуры и вынужденный рост тарифной нагрузки на потребителей. В текущей же экономической ситуации необходимо обеспечить устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей при сдерживании тарифного роста.

К сведению

В период с 2000 по 2015 г. цены на газ выросли в 15 раз (в 2,5 раза выше инфляции), тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов — в 10 раз (в 1,7 раза выше инфляции), тарифы на водоснабжение и теплоснабжение — в 28 раз (в 4,7 раза выше инфляции).

Суть новой схемы регулирования тарифов ЖКХ

Минэкономразвития России предлагает до конца 2016 г. запустить процесс реформирования системы тарифного регулирования в ЖКХ. Новая модель строится на двух базовых принципах.

1. Принцип гарантированной долгосрочной индексации тарифов.

Тарифы (размер индексации тарифов) устанавливаются не выше целевой инфляции («инфляция минус») на срок не менее пяти лет. При этом государство выступает гарантом соблюдения долгосрочных тарифов — гарантирует компенсации из бюджета в случае их пересмотра. Компании, добившиеся повышения эффективности, получают экономию расходов относительно учтенного в тарифах уровня и сохраняют ее за собой. При таком подходе собственники инфраструктуры и потенциальные инвесторы, прежде всего в секторе коммунального хозяйства, смогут планировать операционную и инвестиционную деятельность на долгосрочную перспективу.

2. Принцип контроля уровня обновления основных фондов.

Организации будут обязаны расходовать инвестиционные ресурсы (прежде всего амортизацию) на поддержание состояния и обновление основных фондов. Чтобы контролировать исполнение обязательств, следует установить ключевые показатели деятельности инфраструктурных организаций, связанные с темпами обновления фондов, качеством и надежностью оказываемых услуг. При этом инвестиции в новое строительство формируются за счет платы за присоединение, увеличения объемов потребления услуг или иных «нетарифных» источников.

Размер индексации тарифов на услуги инфраструктурного сектора на период с 2017 по 2021 г. не должен превышать целевую инфляцию, с дифференциацией между отраслями. При этом в сфере водоснабжения и теплоснабжения требуется предварительно выравнять исходную тарифную базу между регионами и компаниями. Для этого размер индексации в данных отраслях в 2017–2019 гг. нужно определить как средний по стране. Начиная с 2019 г. будет устанавливаться предельный уровень индексации как для отраслей в целом, так и для одельных регионов и компаний.

Что в итоге нового нас ждет в тарифном регулировании на 2017 год?

Минэкономразвития России предлагает кардинально изменить подходы к регулированию тарифов ЖКХ. В результате обещается понятный и прозрачный процесс формирования долгосрочных и предсказуемых тарифов. Однако профсообщество не разделяет столь оптимистичных взглядов разработчиков проекта.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения считает, что концепция требует существенной доработки.

В отличие от других отраслей, в сфере водоснабжения и водоотведения полезный отпуск падает. Индексация тарифов без достаточной базы и устойчивого полезного отпуска или дополнительной корректировки на снижение полезного отпуска существенно ухудшит состояние инфраструктуры.

В организациях водоснабжения и водоотведения основной источник капитальных вложений — тариф. Доходы от регулируемой деятельности составляют в выручке водоканалов 97% и более, плата за подключение формируется в соответствии с законом на основании тарифа «за последнюю милю» — только расходы на прокладку сетей от существующих сетей до точки подключения абонента. Исключение составляют крупные абоненты — с нагрузкой более 10 куб. м/ч. В концепции предлагается пересмотреть подходы к определению платы за подключение.

Индексация тарифов на инфляцию недостаточна для выравнивания базы, так как в большинстве субъектов текущая деятельность водоканалов убыточна.

Ассоциация ГП и ЭСК также предлагает доработать документ.

Безусловно, потребители должны быть защищены от немотивированного роста тарифов. Для этого нужно совершенствовать процедуры тарифного регулирования в сфере ЖКХ, создавать внутренние стимулы к повышению эффективности, а не устанавливать ограничения. Субъект РФ может принять решение о выходе за пределы этого ограничения. Но на практике такая возможность используется крайне редко, так как это может вызывать критику со стороны федеральных властей.

Главный минус решения, предлагаемого Минэкономразвития России, состоит в том, что те компании, которые уже имеют достаточный или даже завышенный уровень тарифов, получат очевидные преференции. И напротив, отрасли или компании, имеющие хроническое недофинансирование (по разным причинам), будут убыточными и в дальнейшем. В случае принятия предложения Минэкономразвития России для таких компаний необходимо предусмотреть исключения: если муниципалитет или региональные власти утверждают инвестиционный проект для данной регулируемой организации, то принцип «инфляция минус» для нее может быть нарушен. Однако, как уже упоминалось, на практике региональные власти применяют такие меры крайне редко.

Решение о долгосрочной индексации тарифов может быть принято за основу только в одном виде: установление эталонных затрат (либо приемлемого уровня затрат на основании бенчмаркинга) и индексация действующих тарифов до такого уровня в течение заранее определенного среднесрочного периода, например пяти лет. В противном случае мы не только законсервируем существующую неэффективность тарифного регулирования в сфере ЖКХ (где-то — в ущерб регулируемым организациями, где-то — в ущерб потребителям), но и спровоцируем ее нарастание.

К сведению

Минэкономразвития РФ предложило на 2017 г. индексировать тарифы:

  • на передачу электроэнергии по сетям — на 3 %;
  • на электроэнергию для населения — на 4 %;
  • на газ — на уровень не выше 3 % как для населения, так и для промышленности;
  • на транспортировку газа — на 3 %.

Предложения сформированы исходя из нового прогноза по инфляции в 2017 г. на уровне 4 %.

Предлагаемые Минэкономразвития России гарантированная долгосрочная индексация тарифов и контроль уровня обновления основных фондов в настоящее время применяются при финансировании строительства новой генерации через цены договоров о предоставлении мощности (ДПМ).

Возможность получения оплаты мощности по цене ДПМ в течение десяти лет у генерирующих компаний прямо привязана к факту ввода в эксплуатацию новой мощности: хорошая цена только при условии выполнения инвестиционных обещаний, иначе — существенные штрафные санкции. Таким образом, здесь оба заявленных принципа уже работают, и именно из-за них оптовый рынок электроэнергии (ОРЭМ) в последние годы имеет опережающий инфляцию рост цен на электроэнергию. Если в 2016 г. уже половина платежа за мощность на ОРЭМ шла поставщикам по ДПМ, то на 2017 г. в связи с увеличением объема вводов по ДПМ 2/3 платежа за мощность будет приходиться на ДПМ, а сам платеж увеличится на 30 %.

При этом новые ДПМ не приводят к выбытию старой мощности, а ценообразование на рынке в настоящее время построено так, что чем больше старой мощности, тем меньше платеж за нее. В итоге в части генерации реализованные на практике концептуальные предложения Минэкономразвития России о долгосрочной индексации и контроле обновления фондов ведут к росту цен выше инфляции. Причем этот рост дополнительно усугубляется образованием ненужных резервов (старых мощностей), финансирование которых не прекращается.

Данный пример показывает, что двух принципов, предлагаемых Минэкономразвития России, недостаточно. В отношении конкретной регулируемой организации это может вызвать избыточные инвестиции: желание организации сохранить тарифную выручку может привести к ненужному строительству. Возможны ситуации, когда правильнее выбрать отказ от содержания ненужных мощностей и сокращение тарифов, а не их долгосрочную индексацию. Или, наоборот, нужно будет принять решение о необходимости обновления основных фондов и пойти на опережающее инфляцию повышение тарифов.

Предложенную Минэкономразвития России концепцию следует дополнить принципом контроля целесообразности инвестиций и выбора вариантов обновления (полная замена оборудования или модернизация, нужно расширение мощности или нет и т. п.).

В случае принятия предложенной Минэкономразвития России индексации регулируемых цен (тарифов) на основе принципа «инфляция минус» необходимо будет также:

  • делить расходы регулируемых организаций на подконтрольные и неподконтрольные. Подконтрольные расходы должны рассчитываться по предлагаемым Минэкономразвития России принципам «инфляция минус». Неподконтрольные расходы, на величину которых организация не может напрямую влиять, должны включаться в регулируемые цены (тарифы) прямым счетом;
  • контролировать целесообразность и правильность реализации инвестиционных мероприятий. В то же время Ассоциация ГП и ЭСК считает правильным использование амортизации для поддержания состояния и обновления основных фондов, а платы за присоединение, платежей новых присоединенных потребителей и средств из прочих нетарифных источников — на инвестиции в новое строительство;
  • предусмотреть исключения из принципа «инфляция минус». Если муниципалитет или регион утвердил инвестиционный проект для данной регулируемой организации, то принцип «инфляция минус» для нее может быть нарушен (аналогично тому, как в настоящее время по запросу региональных властей может быть превышен предельный тарифный индекс);
  • включить в базовую величину регулируемой цены (тарифа), которая потом будет индексироваться, величину нормативной прибыли. Также правильно оставлять регулируемым организациям экономию расходов относительно учтенного в тарифах уровня, поскольку заинтересованность собственника и его возможности для инвестирования напрямую связаны с наличием условий получения прибыли.

Таким образом, метод регулирования тарифов ЖКХ по принципу «инфляция минус» можно расценивать только как временное решение, и в среднесрочной перспективе данный вопрос должен быть пересмотрен.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях