Интервью с министром строительства: «правительственный час» для Минстроя России

205
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
К «правительственному часу» в Государственной Думе депутатами – представителями партийных фракций и комитетов были подготовлены вопросы Министру строительства и ЖКХ РФ М.А. Меню.

Вниманию читателей предлагаются извлечения из официального ответа Минстроя России по существу поставленных вопросов*, которое по сути можно назвать интервью с министром строительства.

Доходы государства распределяются между бюджетами регионов и федеральным бюджетом с перевесом в пользу последнего. В результате перераспределения полномочий и доходов муниципалитеты оказались в сложной ситуации. Села и поселки живут без воды и электроэнергии, не вывозится мусор, потому что районное управление не справляется с обязанностями по ремонту и эксплуатации.

Каким вы видите выход из создавшегося положения?

По предварительным данным 2015 г., распределение объема налоговых доходов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ сложилось в 2015 г. в пропорции 56 на 44 %.

Почти треть доходов, поступающих в федеральный бюджет, перераспределена по каналам межбюджетных трансфертов. Для консолидированных бюджетов субъектов РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета составляют 17 % доходов.

В 2007–2014 гг. расходные полномочия муниципальных образований существенно сократились за счет принятия на федеральном уровне решений о передаче отдельных «ресурсоемких» полномочий органов местного самоуправления на федеральный и региональный уровни власти. На момент передачи полномочий они оценивались в следующих объемах:

  • на федеральный уровень с 2012 г. были переданы полномочия на содержание милиции общественной безопасности (полиции) – 20 млрд руб.;
  • на региональный уровень:
  • с 2007 г. – по опеке и попечительству – 14 млрд руб.;
  • с 2012 г. – по оказанию первичной медицинской помощи населению – 220 млрд руб.;
  • с 2014 г. – по финансовому обеспечению образовательного процесса в дошкольном образовании – 207,1 млрд руб.

Это повлекло перераспределение доходных источников из бюджетов муниципальных районов и городских округов соответственно в доходы федерального и региональных бюджетов.

При этом объем расходных полномочий и соответствующих им расходных обязательств, переданных в 2006–2014 гг. на региональный и федеральный уровни, превысил объем централизованных для компенсации сокращения обязательств доходов местных бюджетов.

Кроме того, в 2014 г. федеральными законами от 27.05.2014 № 136-ФЗ и от 23.06.2014 № 165-ФЗ в законодательство о местном самоуправлении были внесены существенные изменения, направленные на перераспределение с 2015 г. вопросов местного значения и полномочий между сельскими поселениями и муниципальными районами. Так, у сельских поселений 26 из 39 наиболее затратных вопросов местного значения перешли на районный уровень. В том числе не только в сфере коммунального хозяйства, но и в сферах: дорожной деятельности, обеспечения граждан жилыми помещениями, организации транспортного обслуживания населения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, проведения аварийно-спасательных работ. При этом по решению региона указанные вопросы местного значения могут быть сохранены полностью или частично за сельскими поселениями вместо муниципального района.

В этой связи с 2015 г. перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений стал дифференцированным. Упомянутое перераспределение не затронуло городские поселения.

По данным финансовых органов субъектов РФ, объем расходов по переданным от сельских поселений муниципальным районам полномочиям составляет 45 % от объема расходных обязательств сельских поселений (в условиях 2013 г. – 90,7 млрд руб.).

При этом в целях обеспечения с 2015 г. сбалансированности бюджетов муниципальных районов в условиях нового разграничения вопросов местного значения Федеральным законом от 29.11.2014 № 383-ФЗ были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, направленные на перераспределение налоговых и неналоговых доходных источников из бюджетов сельских поселений в бюджет муниципального района только в сумме 42,5 млрд руб.

Оставшийся объем новых расходных полномочий муниципальных районов (до 48,2 млрд руб.) предусматривалось сбалансировать в рамках межбюджетного регулирования на региональном и муниципальном уровнях за счет изменения передаваемых дополнительных налоговых отчислений и объемов предоставляемых межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

При этом у субъектов РФ появилось право на обратное перераспределение из бюджетов муниципальных районов в бюджеты сельских поселений до 8 % норматива отчислений от НДФЛ и до 20 % норматива отчислений от единого сельскохозяйственного налога в зависимости от объемов, сохраняемых за сельскими поселениями вопросов местного значения.

Таким образом, распределение доходных источников по уровням бюджетной системы должно зависеть не от баланса поступлений, а от системы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.

Учитывая, что решение о сохранении за сельскими поселениями тех или иных вопросов местного значения, в т. ч. в коммунальной сфере, принимается субъектом РФ, а выравнивание бюджетной обеспеченности указанных муниципальных образований осуществляется субъектом РФ и муниципальным районом, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов должны принимать более эффективные меры по распределению полномочий и обеспечению сбалансированности бюджетов сельских поселений. В том числе с использованием действующих механизмов межбюджетного регулирования.

Кроме того, по мнению Правительства РФ, повышение качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг должно быть обеспечено за счет привлечения частных инвестиций в отрасль ЖКХ. Один из ключевых инструментов, необходимых для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, снижения изношенности основных фондов и повышения качества предоставляемых услуг, – механизм заключения концессионных соглашений.

При этом точечное софинансирование проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда ЖКХ (особенно в малых населенных пунктах) является эффективным механизмом государственной поддержки. Эти средства могут быть направлены на субсидирование процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым инвестором, на оплату части расходов по созданию (реконструкции, модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры и подготовки проекта.

Коммунальным объектам в малых городах, а также иным инвестиционным проектам в сфере ЖКХ будет оказываться специальная поддержка со стороны государства. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451 в малых городах, с населением не более 250 тыс. человек, предполагается финансовая поддержка на реализацию проектов модернизации в размере до 60 % от стоимости проекта, за счет средств бюджета муниципального образования или субъекта РФ – в размере до 20 % и за счет средств инвестора – в размере не менее 20 %. При этом малым городам будет предоставляться прямое софинансирование.

На эти цели в 2016 г. предусмотрено 3,4 млрд руб.

Какую работу по сокращению задолженности и выработке дополнительных мер по повышению ответственности плательщиков проводит Минстрой России?

Основными причинами существования и роста задолженности, по оценке Минстроя России, являются:

Интервью с министром строительства: «правительственный час» для Минстроя России

1. Существовавшая до вступления в силу Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации   в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307-ФЗ) излишне мягкая ответственность за неоплату жилищно- коммунальных услуг, энергоресурсов по всей цепочке поставки ресурса – от производителя до потребителя. Размер пени был настолько низок, что экономически было выгодней «кредитоваться» за счет поставщика коммунальных услуг или топливно-энергетических ресурсов, нежели своевременно рассчитываться за поставленные услуги и ресурсы.

Законом № 307-ФЗ размер пени был существенно повышен. Стало невыгодно не платить, поскольку теперь это равносильно получению коммерческого кредита со ставкой 30,8%. Кроме того, были введены дополнительные меры экономического и административного воздействия на злостных неплательщиков в виде обязательного предоставления последними обеспечения исполнения обязательства (банковской, государственной (муниципальной) гарантий при неисполнении обязательств), а также привлечения к административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации руководителей предприятий-неплательщиков.

Для граждан режим взимания таких пеней смягчен – пени будут начисляться по старой ставке (1/300 ставки рефинансирования Банка России) не с первого, а с 31-го дня просрочки, а начисление пеней в повышенном размере (1/130) будет осуществляться только с 91-го дня просрочки.

2. Непрерывность процесса и характера оказания жилищно-коммунальных услуг и поставки отдельных энергетических ресурсов делает практически невозможным отказ от их оказания или поставки даже при наличии существенных нарушений по оплате. Например, невозможно прекратить или ограничить подачу тепловой энергии злостным неплательщикам – физическим лицам или ТСЖ, управляющей организации. Ни по каким основаниям нельзя ограничить теплоснабжение и электроснабжение потребителей, отнесенных законодательством к категории неотключаемых и социально значимых, – школ, больниц, уголовно-исправительных учреждений и т. п.

3. Практика ухода от исполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии предприятиями ЖКХ, в т. ч. путем их периодичного банкротства с последующей передачей имущества вновь созданным организациям.

4. Недостаточно активная работа органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на местах по принятию соответствующих мер для ликвидации задолженности.

5. Отдельные проблемы правового регулирования вопросов взыскания задолженности с потребителей, в результате которых увеличивается объем безнадежной ко взысканию задолженности. Например, несовершенство процедуры получения судебного приказа.

6. Деятельность платежных агентов напрямую не регулируется жилищным законодательством. В ряде случаев их намеренно привлекают недобросовестные исполнители коммунальных услуг для организации нецелевого использования денежных средств, подлежащих перечислению в адрес ресурсоснабжающих организаций.

В части осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при расчетах за потребленные топливно-энергетические ресурсы в 2015 г. в жилищной сфере стал действовать дополнительный механизм борьбы с неплатежами. В частности, подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

В целях реализации ст. 162 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416).

В соответствии с подп. «ж» п. 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.

Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю. К настоящему моменту уже имеется судебная практика по данному вопросу о привлечении к административной ответственности за указанные нарушения.

Минстроем России будет продолжена работа по выработке и реализации мер, направленных на повышение платежной дисциплины и снижение задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в т. ч.:

1. Безусловная реализация мер, предусмотренных Законом № 307-ФЗ, а также принятие всех подзаконных нормативных правовых актов во исполнение указанного закона.

2. Принятие проекта федерального закона по вопросу введения прямых договоров между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, исключающих необоснованное посредничество между конечным потребителем и поставщиком коммунального ресурса.

3. Внесение изменений в законодательство, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов взыскания задолженности с потребителей, в т. ч. путем:

  • введения правила о том, что долг за жилищно-коммунальные услуги следует за помещением, а не за конкретным потребителем;
  • оптимизации судебных процедур по взысканию задолженности за жилищно- коммунальные услуги – подачи требования в суд по месту нахождения многоквартирного дома, в котором расположено помещение, расширения возможности использования судебного приказа по такого рода требованиям.

Проблемами для сферы ЖКХ остаются низкий уровень оплаты, непрестижность труда в отрасли, а также отсутствие значимых социальных гарантий.
Что планирует министерство для привлечения специалистов и рабочих, владеющих современными технологиями и оборудованием, а также квалифицированных управленцев?

Помимо мер, направленных непосредственно на модернизацию сферы ЖКХ, Минстрой России прилагает усилия для популяризации отрасли, изменения ее имиджа, а также повышения престижности профессий жилищно-коммунального хозяйства. Список мероприятий отражен в т. ч. в плане по информированию, утв. Заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком, а также в медиаплане министерства на 2016 г.

Среди предложенных вариантов решения задач – подготовка и тиражирование сюжетов о «героях ЖКХ», проведение тематических фотовыставок, создание сериала о людях, работающих в отрасли, запуск на региональных телеканалах специальных проектов об отрасли и о сотрудниках. Ведется работа также над созданием гимна ЖКХ и установлением своего профессионального праздника.

Впервые в 2016 г. будет проведен всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший сантехник», который вышел из регионального смотра лучших представителей профессии. Конкурс на протяжении 5 лет проходил в Челябинске, поэтому принято решение оставить местом его проведения столицу Урала.

Кроме того, планируется запустить всероссийский проект «Невидимки». Речь идет о конкурсе фотографий людей, результаты работы которых мы видим ежедневно, но сами они остаются за кадром: дворников, крановщиков, водителей спецтехники и пр. Конкурс будет проводиться в социальных сетях. Лучшие работы, отобранные профессиональным жюри, а также работы, получившие наибольшее количество лайков, примут участие в масштабной выставке, которая пройдет в одном из культурных комплексов Москвы.

Все эти меры направлены на привлечение внимания к особому значению деятельности каждого из 2 млн сотрудников отрасли, которые трудятся в 30 разных сферах 24 часа 7 дней в неделю. А работникам ЖКХ участие в таких мероприятиях позволит почувствовать важность профессии, ее востребованность и даже престижность.

Установленные нормативы потребления коммунальных ресурсов зачастую не отражают реального состояния многоквартирного дома, а соответственно, и фактического объема потребления ресурса на общедомовые нужды. Из каких источников предполагается оплата сверхнормативного платежа за общедомовые нужды?
Каким образом планируется добиваться энергосбережения в многоквартирных домах после вступления в силу указанного положения?
Насколько обоснованно применение в отношении нежилых помещений социально ориентированных нормативов на общедомовые нужды и тарифа для населения?
Не считаете ли вы целесообразным отложить срок вступления в силу переноса платы за общедомовые нужды в жилищную услугу?

Требование о том, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, как раз направлено на повышение прозрачности платежа гражданина и его защиту от необоснованного выставления ему так называемых общедомовых расходов, которые порой в разы превышают его личное потребление.

Указанная схема обеспечивает прозрачность формирования расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества многоквартирного дома, и их четкую фиксацию в составе платы за жилищную услугу для потребителей, а у лиц, ответственных за управление многоквартирным домом (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК), появится экономический стимул к проведению энергоэффективных мероприятий и выявлению несанкционированного потребления.

В целях реализации указанных положений Жилищного кодекса РФ Минстрой России разработал и направил в Правительство РФ на рассмотрение проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме» (далее – проект).

Проект предусматривает ряд положений, направленных на стимулирование проведения энергосберегающих мероприятий исполнителем коммунальных услуг:

  • определен размер и порядок применения повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги исполнителем коммунальной услуги – в тройном размере до 1 июля 2016 г., далее в пятикратном;
  • закреплено право исполнителя коммунальных услуг устанавливать специальные контрольные и антимагнитные пломбы в целях фиксации факта несанкционированного вмешательства в работу приборов учета;
  • установлена возможность включать в состав общего имущества автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в т. ч. совокупность измерительных комплексов: приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета;
  • упрощен порядок фиксации количества лиц, проживающих в жилом помещении, с целью корректного расчета платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета коммунальных ресурсов;
  • сокращены сроки проверки достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проверки состояния указанных приборов учета.

Что касается расчетов с собственниками нежилых помещений за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, необходимо отметить, что даже при переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями потребители не приобретают ресурсы на ОДН. Это расходы управляющей организации, которая оказывает услуги по содержанию общего имущества и в целях надлежащего оказания этих услуг приобретает коммунальные ресурсы. Для управляющей организации справедливо установление тарифа для категории «население».

Также Минстроем России подготовлен проект федерального закона, предусматривающий введение контроля за обоснованностью установленных нормативов потребления коммунальных услуг и наделение этим полномочием органов государственного жилищного надзора. Это позволит минимизировать злоупотребления в вопросах установления нормативов в регионах.

Относительно переноса срока включения расходов на ОДН в плату за содержание жилого помещения. Минстрой России поддержал данную инициативу. Однако необходимо подчеркнуть, что других переносов сроков мы не поддержим.

Поэтому и органы власти субъектов РФ, и управляющие организации, и поставщики ресурсов, и потребители коммунальных услуг должны использовать этот год максимально эффективно, чтобы подготовиться к введению новых норм: установить приборы учета, если есть техническая возможность; оснастить их антивандальными пломбами; провести технические осмотры внутренних коммуникаций в доме; ликвидировать протечки и воровство коммунальных ресурсов и т. д. Субъекты же должны до конца года в соответствии с уже принятыми решениями установить обоснованные нормативы.

Какие механизмы государственной поддержки текущей деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства планируется реализовать в 2016 г.?

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451 утвержден порядок предоставления финансовой поддержки модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда ЖКХ, предусматривающий субсидирование процентной ставки в размере 65% ключевой ставки Банка России по кредитам (займам), привлекаемым на строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов ЖКХ (в т. ч. находящихся на территории крупных населенных пунктов), и дополнительно для населенных пунктов, численность населения в каждом из которых не превышает 250 тыс. человек, на следующие цели:

  • оплату части расходов по созданию, реконструкции объектов ЖКХ – не более 60% от стоимости проекта и не более 300 млн руб.;
  • софинансирование подготовки и экспертизы проектной документации, разработки программ комплексного развития и схем ресурсоснабжения, регистрации прав собственности, разработки бизнес-плана, подготовки конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения – не более 5 % от планируемой стоимости проекта и не более 5 млн руб.

На реализацию указанных мер государственной поддержки на 2016 г. предусмотрено порядка 3,4 млрд руб.

В ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) не содержится четкого разграничения по видам ремонта, что позволяет один и тот же вид работ относить как к текущему, так и к капитальному ремонту.
Планируется ли разработка на федеральном уровне нормативного правового акта, разграничивающего текущий и капитальный ремонты?

При отнесении работ к капитальному либо текущему ремонту следует руководствоваться определением капитального ремонта, установленным п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ.

Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Минстроем России планируется разработка нормативного правового акта, предусматривающего четкое разграничение капитального ремонта и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в т. ч. с утверждением состава работ, который включается в тот или иной вид ремонта. Его принятие позволит обеспечить эффективное расходование средств собственников при проведении того или иного ремонта.

С 1 января 2016 г. вступило в силу требование о необходимости подготовки и утверждения проекта планировки и межевания территории в целях подготовки проектной документации линейных объектов. Проводилась ли Минстроем России оценка последствий его введения?

Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ (далее – Закон № 41-ФЗ) в ч. 11 ст. 48 ГрК РФ было внесено уточнение, согласно которому подготовка проектной документации для строительства/реконструкции линейного объекта должна осуществляться на основании проекта планировки и проекта межевания территорий, а не на основании градостроительных планов земельных участков (далее – ГПЗУ). Отлагательной нормы, позволяющей осуществлять подготовку проектной документации для строительства/реконструкции линейных объектов на основании ГПЗУ, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Переход от подготовки ГПЗУ в отношении земельных участков для размещения линейных объектов к документации по планировке территории в рамках Закона № 41-ФЗ был одним из мероприятий, утвержденных распоряжением Председателя Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности».

Однако со времени вступления в силу Закона № 41-ФЗ до конца 2015 г. полноценный уход от ГПЗУ так и не совершен в силу положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, которым предусматривался переходный период. Данный переходный период постоянно продлевался.

Следует отметить, что в связи с изменениями в Земельный кодекс РФ, внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, образование земельных участков для размещения линейных объектов осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Также Федеральным законом от 03.12.2014 № 499-ФЗ изменен порядок изъятия земельных участков: изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Таким образом, по действующему законодательству без документации по планировке территории невозможно осуществить не только разработку проектной документации линейного объекта, получить для его реконструкции/строительства разрешение, но и оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, в случае если размещение такого объекта требует образования земельных участков и (или) их изъятия для государственных или муниципальных нужд. Сложно представить ситуацию, при которой для строительства линейного объекта не потребуется образование земельных участков.

Таким образом, в связи с указанными изменениями земельного законодательства осуществление проектирования линейных объектов на основании ГПЗУ становится неактуальным. Однако возникает потребность в совершенствовании порядка подготовки документации по планировке территории для размещения линейных объектов.

С этой целью Минстроем России созда- на межведомственная рабочая группа (далее – МРГ), в состав которой вошли представители организаций, являющихся застройщиками линейных объектов, а также представители Государственной Думы, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, правительства г. Москвы, правительства Московской области.

На заседаниях были рассмотрены цели, для достижения которых подготавливается документация по планировке территории (далее – ДПТ), предназначенная для размещения линейных объектов, в т. ч. обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, соблюдение имущественных прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости, попадающие в зоны с особыми условиями использования территорий, подлежащие установлению в связи с размещением планируемого объекта капитального строительства, обеспечение обоснованности и эффективности планировочных решений, соблюдения порядка образования земельных участков и иные цели.

По результатам проведенных заседаний МРГ была достигнута согласованная позиция: значимость причин, по которым требуется подготавливать документацию по планировке территории, несоизмерима с рядом обременений, накладываемых на застройщика в связи с ее разработкой, так как обеспечение безопасности жизни и здоровья человека является основной задачей государства.

Также на заседаниях МРГ отмечено, что требуется подготовка ряда нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области подготовки документации по планировке территории. В том числе устанавливающих:

  • состав и содержание проектов планировки территории, предназначенных для размещения объектов федерального значения;
  • требования к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации.

Документы разработаны Минстроем России и находятся на финальных стадиях процедур согласования.

На заседаниях МРГ были также выработаны критерии отнесения линейных объектов капитального строительства к объектам, строительство (реконструкцию) которых целесообразно осуществлять без предъявления требования об обязательной разработке документации по планировке. Эти критерии требуют детальной проработки с заинтересованными органами власти и общественными организациями.

Было принято решение о недопустимости продлевать норму ч. 4 ст. 4 Закона № 191-ФЗ.

Проектом поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 778655-6 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено ввести в Градостроительный кодекс РФ положение о том, что состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающей размещение линейных объектов, устанавливаются Правительством РФ.

Как уже отмечалось, Минстрой России разработал проект постановления Правительства РФ, устанавливающий состав и содержание проектов планировки территорий, предназначенных для размещения объектов федерального значения. Документ подготовлен совместно с ведущими проектными институтами, занимающимися вопросами подготовки градостроительной документации, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уже получил положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. В проекте учтены особенности ДПТ для линейных объектов различного назначения (энергетика, трубопроводный транспорт, железные и автодороги). Впоследствии можно будет распространить уже подготовленные Минстроем России требования к ДПТ на все линейные объекты.

Какие меры принимаются в целях повышения безопасности эксплуатации лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах?

В соответствии со ст. 166 ЖК РФ в рамках реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в обязательном порядке уже осуществляется замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, а также ремонт лифтовых шахт. Программы долгосрочные и реализуются в обязательном порядке во всех субъектах РФ. Например, за 2014–2015 гг. в рамках указанных программ, по данным Минстроя России, был запланирован ремонт более 9 тыс. лифтов.

По поручению Правительства РФ Минстрой России проанализировал трагические события с нарушением работы лифтов. Было установлено, что основной их причиной стало недостаточное правовое регулирование одного из важнейших жизненных циклов лифта – его эксплуатации непосредственно в доме.

Несмотря на наличие жесткой ответственности за нарушение требований безопасности при использовании лифта (административный штраф до 600 тыс. руб., административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения), оказались возможными такие трагические события. Основной проблемой, на наш взгляд, сейчас является размытость и необязательность требований к самим работам по обслуживанию лифта и к организациям, осуществляющим обслуживание лифтов, и, как следствие этого, невозможность осуществлять более жесткий контроль за их деятельностью.

Поэтому в первую очередь необходимо ликвидировать возникшие пробелы в нормативно-правовом регулировании вопросов эксплуатации лифтов и установить:

  • конкретизированные требования к порядку и процедуре ввода лифтов в эксплуатацию, в т. ч. обязательное требование о постановке лифта на учет в надзорном органе;
  • комплекс работ, выполнением которых обеспечивается безопасное содержание и использование по назначению лифтов;
  • полномочия контролирующих органов: Ростехнадзора (в части лифтов, находящихся в промышленных и административных зданиях), ГЖН (в части лифтов, находящихся в жилищном фонде) при проведении проверок за соблюдением требований к эксплуатации лифтов;
  • жесткие сроки проведения регулярных технических осмотров лифтов, порядок проведения таких осмотров, в т. ч. установление запрета обслуживающим лифты организациям на проведение обследований (в целях получения объективной оценки заказчиком обследования должны выступать собственники либо лицо, ответственное за управление многоквартирным домом) и ответственность за несоблюдение указанных требований;
  • требования к профессиональной подготовке и квалификации сотрудников специализированных организаций по обслуживанию лифтов и лифтового оборудования.

Кроме того, должно быть введено требование к необходимости обязательного уведомления о начале деятельности для допуска специализированных организаций к обслуживанию лифтов. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должны быть подготовлены в ближайшее время.

Соответствующий комплекс мер будет реализован в 2016 г.

На совещании у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева (протокол от 02.02.2015 № ДМ-П9-9пр) Минстрою России совместно с Минфином России было дано поручение проработать вопрос льготного кредитования граждан для финансирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Каковы результаты?

В целях развития механизмов льготного кредитования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах было предложено распространить действие существующего механизма кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на заемщиков, являющихся субъектами МСП (управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы).

Использование данного механизма позволит кредитным организациям на льготных условиях (по ставке 12–13 %) выдавать кредиты управляющим организациям и жилищным кооперативам на цели проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

ОАО Банк «Возрождение» и ОАО КБ «Центр-инвест» разработаны типовые продукты кредитования капитального ремонта, заемщиками по которым являются ТСЖ, ЖК, ЖСК.

По итогам 2015 г. на проведение капитального ремонта был выдан 21 кредит.

Минстроем России указанная работа была проведена в рамках подготовки проекта постановления Правительства РФ об определении порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В настоящее время указанный проект постановления проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. После его принятия работа по стимулированию кредитования капитального ремонта МКД будет продолжена.

Сегодня нарушение управляющей организацией требований по содержанию жилищного фонда может квалифицироваться по выбору контролирующих органов по ст. 7.23.1, 7.22 и 14.1.3 КоАП РФ. При этом одно и то же правонарушение может быть квалифицировано по ст. 7.23.1, 7.22 КоАП РФ или по ст. 14.1.3 КоАП РФ. Разница лишь в размере санкций – по ст. 14.1.3 КоАП РФ вплоть до дисквалификации.
Как Правительство РФ, Минстрой России относятся к разграничению применения этих статей?

Безусловно, формирование сбалансированных подходов по привлечению управляющих организаций к ответственности в ходе осуществления лицензионного контроля имеет актуальный статус.

Минстрой России поддержал инициативу Государственной Думы по внесению изменений в КоАП РФ и направил развернутые предложения по корректировке проектируемых норм, в т. ч. регламентирующих привлечение к ответственности лицензиатов в сфере управления многоквартирными домами.

До внесения изменений в КоАП РФ, по мнению Минстроя России, при рассмотрении вопроса о привлечении лицензиата к административной ответственности и с учетом наличия в КоАП РФ статей, предусматривающих разные по размеру штрафные санкции за пересекающиеся по составу правонарушения, целесообразно при решении вопроса о выборе конкретной меры ответственности учитывать, привлекалась ли ранее управляющая организация к административной ответственности по рассматриваемым статьям и назначались ли ей ранее наказания за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. Если нет – составлять протокол по статье КоАП РФ, предусматривающей меньшие санкции.

Планируется ли продлить срок реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище»?

В малых населенных пунктах самые весомые проблемы – высокая степень износа основных средств, отсутствие инвестиционной активности, а также длительные сроки окупаемости инвестиций.

Основным инструментом поддержки проектов по модернизации их объектов коммунальной инфраструктуры с 2016 г. является механизм предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (постановление Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451). Поддержка может в т. ч. направляться на оплату части расходов по созданию (реконструкции, модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры и подготовке проекта (не более 60 % от стоимости проекта и не более 300 млн руб.). На реализацию мер государственной поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на 2016 г. предусмотрено 3,4 млрд руб.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 утверждена корректировка ФЦП «Жилище» на 2011–2015 гг., в т. ч. предусматривающая продление реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2015–2020 гг., а именно на завершение строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры с объемом софинансирования из федерального бюджета в 2016–2020 гг. 2028,62 млн руб. Согласно правилам, утвержденным указанным постановлением, включение новых объектов строительства не предусматривается.

Когда фактически сможет полностью заработать новый порядок по обращению с твердыми коммунальными отходами?

По мнению Минстроя России, текущий, 2016 г. является переходным периодом для перевода услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов из жилищной в коммунальную.

За этот год субъектам РФ предстоит провести работу по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, разработке территориальной схемы обращения с отходами, проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и установлению тарифов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, в т. ч. региональному оператору.

Только после завершения всех необходимых процедур региональный оператор приступит к своим обязанностям. А потребители будут обязаны оплатить его услуги.

*Письмо Минстроя России от 11.02.2016 № 3670-ММ/02.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях