Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года: что нас ждет

254
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Гордеев Д.П.
ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»
Необходимость дальнейшего совершенствования жилищно-коммунального хозяйства ни у кого не вызывает сомнений. Правительство РФ определило основные направления развития отрасли на ближайшие годы распоряжением от 26.01.2016 № 80-р. Помимо многочисленных констатаций и описаний уже принятых решений утвержденная Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года содержит формулировки планируемых изменений в жилищном и коммунальном секторах.

Оценим ряд блоков выбранной Cтратегии развития ЖКХ. Прежде всего это не догма, а план развития, применение которого на практике требует детальной проработки.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства: что это и для чего

Правительством намечен дальний рубеж планирования. В 2019—2020 гг. на этой основе будет разрабатываться Стратегия развития ЖКХ до 2030 г.

Формально это декларативный документ, который не содержит правовых норм. Однако в нем определено направление движения, причем как для исполнительной, так и для законодательной ветвей власти.

Для реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года разрабатывается план. Именно в нем будут прописаны:

  • действия различных участников отношений в ЖКХ, в первую очередь органов публичной власти;
  • проекты нормативных правовых и методических актов, которые должны обеспечить достижение намеченных целей.

К сведению

Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн руб. — это более 5,7 % ВВП России.

Основными направлениями государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере ЖКХ, в частности, определены:

  • управление многоквартирными домами;
  • капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
  • расселение аварийного жилищного фонда;
  • регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами.

В целом жилищная и коммунальная составляющие в Стратегии развития ЖКХ сбалансированы. При этом в сферах электро- и газоснабжения рассматриваются вопросы обеспечения качества коммунальных ресурсов и услуг, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Иные стороны этих подотраслей регулируются Энергетической стратегией России на период до 2030 г.

Ключевыми мерами в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства признаны:

формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах:

— обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома;
— располагающих реальными возможностями по реализации этих прав;
— несущих ответственность за принятые решения.

Хотелось бы, чтобы это было не данью сегодняшней моде, а пониманием того, что государство и публичная власть не должны и не могут подменять собственников, принимая за них решения. Без активных собственников никто не сможет навести порядок в сфере управления многоквартирными домами. Нельзя улучшить качество управления в конкретных домах только силами государственного жилищного надзора, прокуратуры, Минстроя России, Роспотребнадзора;

  • развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;
  • совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими и ресурсоснабжающими организациями;
  • повышение энергетической эффективности отрасли.

От органов государственной власти требуется создать систему нормативно-правового регулирования, обеспечивающую:

  • эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ;
  • сокращение административных процедур;
  • предотвращение коррупции.

Вопрос в том, насколько одинаково эффективность понимается властью, бизнесом и потребителями. От этого зависит адекватность регулирования.

Чтобы сократить административные процедуры, сначала нужно перестать их плодить. К сожалению, это стало трендом последних лет. Проявляется он, в частности, во внедрении:

  • модели регионального оператора капремонта — она охватывает в регионах около 90 % домов;
  • ГИС ЖКХ и других систем отчетности — часто информационно перегруженных и избыточно затратных;
  • лицензирования — уже с первых шагов этот институт используется в отдельных регионах и муниципалитетах для вытеснения с рынка недобросовестных, по мнению властей, управляющих организаций и замены их аффилированными или более лояльными.

Непомерно высокие штрафы и широкие полномочия в определении наказания обусловили коррупциогенность процедур лицензирования и государственного жилищного надзора.

Как соотносится с тезисом об эффективности и сокращении администрирования предложение установить дополнительные требования к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию управляющих организаций и включить их в состав лицензионных требований? Такое «закручивание гаек» и вмешательство государства в предпринимательскую деятельность — прямой путь к ограничению конкуренции, укрупнению управляющих организаций, вытеснению из сектора управления многоквартирными домами малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Все это больше похоже на удаление от нормальных конкурентных отношений и возврат к администрированию и заорганизованности.

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года государству нужно было бы поставить задачу — за пять лет изменить отношение к ЖКХ, ликвидировав государственные и муниципальные органы управления отраслью и оставив лишь структурные подразделения, занимающиеся переселением из аварийного жилья. Это делается в развитых и постсоветских европейских странах. Но реализуемо ли в России, где чиновники по закону Паркинсона создают работу друг для друга? В нашей стране скорее стоит ожидать усиление административного воздействия. Остается только следить за публикациями мониторинга по реализации Стратегии в ежегодных докладах Минстроя России.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года: что нам нужно и что нас ждет

К сведению

Коммунальный сектор нуждается в ежегодных инвестициях не менее 500 млрд руб.

В связи с тем что в Стратегии очень осторожно используется описание конкретных мер, далее проанализируем некоторые из ее общих формулировок.

Задачи в сфере управления жилищным фондом

В сфере управления многоквартирными домами Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года предусматриваются решение ряда задач.

Обеспечение профессионального управления многоквартирными домами.

Речь идет о наличии лицензии у управляющих организаций. Планируется сохранить лицензирование в течение ближайших пяти лет. Однако квалификационные экзамены сами по себе не делают управление многоквартирными домами профессиональным.

Лицензирование слабо соотносится с сокращением администрирования и ограничивает предпринимательство, а не развивает конкурентную среду, о чем так заманчиво говорится в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства. Это, скорее, сильный откат назад от концептуальных положений Жилищного кодекса РФ. А значит, и весьма сомнительный способ повышения качества управления многоквартирным домом.

Создание условий для повышения активности и ответственности собственников помещений в многоквартирных домах посредством развития форм самоуправления граждан в сфере ЖКХ —прежде всего советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья.

Это, бесспорно, важно и нужно. Вопрос в том, какие методы использовать. Жилищная реформа в немалой степени затягивается из-за того, что в стране так и не развился институт коллективного собственника в многоквартирном доме, принимающего решения и несущего за это ответственность.

Через 20 лет после начала реформы в России лишь около 10 % многоквартирных домов управляется ТСЖ. И не только потому, что «люди у нас не те». Люди такие же, как, например, в Эстонии, где товарищества созданы в 50 % домов, причем все реально действуют. А у нас много псевдо-ТСЖ с нулевым балансом, существующих лишь номинально. Годовые сметы ими не принимаются, членские взносы и плата жильцов, не являющихся членами ТСЖ, вносятся не товариществам, а управляющим организациям. Многие из них созданы во время действия стимулов Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства не дает конкретных ответов на вопрос о том, как исправлять такую ситуацию. В ней говорится лишь, что будут подготовлены предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности объединений собственников помещений в многоквартирном доме — ТСЖ, ЖСК.

Сейчас собственники жилья в многоквартирных домах делятся на членов товарищества и тех, которые таковыми не являются. Пора решить эту проблему. Товарищество должно объединять всех собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Речь не о том, чтобы установить обязательное стопроцентное членство в ТСЖ. Такие нормы Федерального закона «О товариществах собственников жилья» Конституционный Суд РФ признал неконституционными еще в постановлении от 03.04.1998 № 10-п. Институт экономики города готовит для детального обсуждения предложения по возрождению понятия «товарищество собственников жилья».

Необходимо также развивать нормативное регулирование товариществ в малоэтажной застройке. Это относится и к давно возведенным массивам индивидуальных домов нецентрализованной постройки.

Формирование для собственников помещений в многоквартирном доме стимулов сохранения и повышения стоимости их собственности, в т. ч. посредством обеспечения ее надлежащего содержания, а также своевременного капитального ремонта и модернизации.

Не совсем понятно, что это за стимулы. Конечно же, речь идет не об агитации «сохранять и повышать». Стимулирование требует материального подкрепления. А кто его даст и при каких условиях? Можно лишь предположить, что бюджет будет выделять деньги в случае принятия активными и сознательными собственниками правильных решений. Остальное требует разъяснения. Возможно, в нормативных актах.

Повышение активности собственников как ключевая цель стратегии развития ЖКХ

Задача формирования ответственных и активных собственников помещений в многоквартирных домах представляется самой важной. Не стоит возлагать большие надежды на информационно-разъяснительную кампанию по повышению информированности собственников об их правах и обязанностях. Охват все равно не будет большим, а результат ощутимым. Хотя тематические конференции, семинары и игры, безусловно, полезны.

Также важно упростить координацию действий активных собственников за счет расширения форм проведения общих собраний. Так, многим поможет принять нужные решения легализация очно-заочной формы.

Кроме того, нужно радикально упростить процедуры созыва, проведения и оформления решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Может ли сегодня любой собственник организовать и провести общее собрание по актуальному вопросу? Как ему всех оповестить об этом и что будет, если он оповестит только половину собственников? Как ему посчитать доли, принадлежащие каждому собственнику? Ведь нужно определить, есть ли кворум и набрано ли требуемое большинство по вопросам повестки дня. Как подготовить бланки решений для голосования, оформить протокол и разместить его вместе с бюллетенями (решениями) на сайте ГИС ЖКХ? И нет никакой страховки от ошибок, которые поставят под сомнение результаты голосования. А много ли вообще найдется желающих проводить общее собрание?

Дело не в том, что собственники неактивные. Для того чтобы любой собственник мог провести собрание, нужны соответствующие нормативные условия и правила. В частности, позволяющие организовать все так, чтобы не пришлось для этого брать отпуск на работе. Без создания таких правил говорить про активность собственников можно вечно.

Общее собрание собственников

В процедуре подготовки и проведения общего собрания нужно многое упростить. Например, объявление о его созыве путем направления заказных писем и доведения сообщений до собственников под подпись. Пока не принято решение о возможности размещать сообщения в холле на первом этаже, требование об оповещении остается практически неисполнимым.

Нельзя оповестить о собрании всех собственников помещений многоквартирного дома, поскольку часть из них не живет в нем. Некоторые квартиры пустуют, а узнать адреса собственников мешают режим защиты персональных данных и платность услуг регистрационных палат. В результате на организацию, проведение общих собраний в больших домах и подведение их итогов уходит много времени, сил и нервов.

Проблематично получить правильные данные о долях в общем имуществе, принадлежащих собственникам жилых и нежилых помещений. Такие данные должны быть у государственных регистраторов прав на недвижимость, но они не всегда имеют их или имеют не по всем помещениям. Часто при расчете таких долей не учитываются площади машино-мест и гаражных боксов на встроенных паркингах, а ведь это одновременно и количество голосов, которыми обладают собственники.

В итоге — ошибки при определении кворумов и подсчете голосов по вопросам повестки дня. Институт экономики города готовит свои предложения, направленные на реализацию Стратегии.

Общественный контроль

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства говорится о планируемой разработке порядка осуществления общественного контроля в жилищной сфере, предусматривающего:

  • механизмы, формы и способы его проведения — с привлечением представителей советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • правила направления и рассмотрения запросов субъектов общественного контроля органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия в жилищной сфере.

Это очень правильное решение. Положение Жилищного кодекса РФ об участии в общественном контроле советов МКД (ч. 8 ст. 20) в настоящее время не реализовано. Речь не о том, что советы домов и их председатели имеют право принимать выполняемые в доме услуги и работы. Члены и председатели советов домов должны участвовать в органах общественного контроля муниципального и регионального уровней. Процедуры взаимодействия с органами общественного жилищного контроля должны быть такими, чтобы чиновники и предприниматели поняли, что в ЖКХглавные не они, а граждане.

Работа по формированию муниципальных представительств региональных центров общественного контроля — это постановка задачи «вверх ногами». Сначала нужно строить работу внизу — в городах и поселках. И только потом формировать коллегиальные органы общественного контроля на региональном уровне. Членство должно быть выборным, с заранее урегулированной ротацией. Также путем делегирования снизу нужно формировать федеральные органы общественного контроля.

***

Многие позиции Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства еще нужно обсудить. Это лишь первая оценка ряда ее блоков. Отдельно нужно рассматривать вопросы перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями, соотношение интересов управляющих организаций и РСО, изменения регулирования капитального ремонта общего имущества, подходы к переселению из аварийного жилья.

Результаты обсуждения Стратегии пока недостаточно систематизированы. Предложения принимались без открытого многократного обсуждения всех за и против. Поэтому дискуссию нужно продолжить.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 годане ставит точек, ведь это документ о развитии.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!