Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов в жилищно-коммунальной сфере

281
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
От успеха работы по повышению энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит конкурентоспособность и финансовая устойчивость национальной экономики, энергетическая и экологическая безопасность Российской Федерации. Соответствующий законопроект направлен на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации.

В настоящее время существуют проблемы при определении объемов и качества энергетических ресурсов, поставляемых потребителям, и формировании показателей коммерческих потерь, используемых при тарифном регулировании и для определения стоимости коммунальных услуг. Источником информации об объемах и качестве поставляемых энергетических ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, в большинстве случаев служат расчетные показатели. Но они не отражают реальное состояние поставленного ресурса. При этом ресурсоснабжающие организации покрывают свои издержки за счет повышения тарифов. Тем самым формируется статистика корректированных данных, на основании которых строится политика развития отрасли и утверждаются инвестиционные программы.

Для современных условий характерны разрозненность информации, несогласованность действий ресурсоснабжающих и управляющих организаций, в т. ч. из-за противоположных интересов, отсутствие унифицированных и типизированных прикладных решений для обеспечения учета используемых энергетических ресурсов. Качественное управление тарифами в такой ситуации невозможно.

В то же время в рамках реализации ряда федеральных нормативно-правовых актов в многоквартирных домах устанавливаются приборы учета коммунальных ресурсов исходя из их стоимости. Далеко не всегда учитывается их качество и функциональные возможности.

Возникает ситуация, когда:

  • в одном доме могут быть установлены приборы учета разных производителей и разного класса точности;
  • установленные приборы учета ресурсов ЖКХ могут не предусматривать возможности подключения к автоматизированным системам сбора данных.

Это приводит к сложностям при создании автоматизированных информационных систем коммерческого учета энергоресурсов ЖКХ, в наличии которых заинтересованы поставщики энергетических ресурсов и исполнители коммунальных услуг, в т. ч. для взаиморасчетов по договорам поставки.

При создании поставщиками собственных автоматизированных систем расходы включаются в тарифы для населения, а использование данных ограничивается исключительно собственными коммерческими интересами. В результате наблюдается увеличение тарифной нагрузки на потребителей и создается ситуация, при которой невозможно построить энергобалансы, в т. ч. из-за технической несопоставимости общедомовых и индивидуальных приборов учета.

В конечном итоге неэффективная организация предоставления энергетических ресурсов, несоответствие их качества и стоимости приводит к социальной напряженности.

Назрела необходимость формировать достоверную информацию о параметрах предоставления энергетических ресурсов для планирования мероприятий по энергоэффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов при их транспортировке, распределении и потреблении.

Не менее значима потребность в минимизации издержек на обслуживание приборов учета, организации сбора данных с них и единообразия регистрации, обработки и хранения результатов измерений.

Как показывает практика последних лет, только установкой приборов учета все проблемы не решить. В первую очередь ввиду того, что Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) не содержит экономических стимулов для установки приборов учета.

Обязанность для граждан и организаций установить коллективные (общедомовые) приборы учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальные приборы учета воды, электроэнергии истекла 1 января 2015 г. При этом фактическая оснащенность жилищного фонда приборами учета составила:

  • по электрической энергии — 57 %;
  • воде — 43 %;
  • тепловой энергии 51 %;
  • газу — 12 %.

Кроме того, не все установленные приборы приняты на коммерческий учет и используются для определения стоимости отпущенных коммунальных ресурсов.

От успеха работы по повышению энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит кон- курентоспособность и финансовая устойчивость национальной экономики, энергетическая и экологическая безопасность Российской Федерации.

В феврале 2016 г. в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Мониторинг и управление энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве: инновационные подходы».

В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Минстроя России, Минсвязи России, Минэнерго России, Счетной палаты РФ, Общественной палаты РФ, Фонда содействия реформированию ЖКХ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ведущие российские эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства.

Участниками круглого стола было подчеркнуто следующее.

Коммунальный комплекс обеспечивает жизненно важные потребности населения. Это определяет необходимость совершенствовать управление энергосбережением, процессами обеспечения и учета количества и качества используемых жилищно-коммунальных ресурсов.

Сокращения нерационального потребления энергетических ресурсов, обеспечение социальной справедливости при оплате стоимости потребленных коммунальных услуг позволит успешно реализовать ключевые аспекты государственной политики энергосбережения и энергоэффективности.

Законом об энергосбережении заложены основы для формирования административных и рыночных механизмов в экономике Российской Федерации, стимулирующих повышение энергоэффективности и проведение мероприятий по энергосбережению.

Однако до сих пор не решена проблема соответствия установленным действующим законодательством требованиям применяемых методов управления энергосбережением и повышением энергоэффективности.

Следствием, по мнению участников круглого стола, является то, что ресурсоснабжающие организации манипулируют данными, не отражающими реальные объемы и качество поставляемых энергетических ресурсов. Планы развития отрасли строятся на некорректных статистических данных.

В жилищно-коммунальном комплексе сложилась объективная необходимость поиска и разработки новых подходов к формированию единой системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, требуемых институциональных, финансовых, организационных и других условий.

Целями круглого стола были:

  • обсуждение формирующейся системы мониторинга и управления энергосбережением в жилищно-коммунальном комплексе;
  • обзор передовых практик и технологий, включая практику внедрения системы энергетического менеджмента на основе стандарта ИСО 50001;
  • рассмотрение вопросов совершенствования действующей нормативно-правовой базы, институциональных механизмов реализации мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда и коммунального сектора.

Участники круглого стола отметили необходимость:

  • комплексной разработки направлений повышения энергоэффективности и обеспечения энергосбережения жилищно-коммунального комплекса с конкретизацией целей и задач для каждой его сферы;
  • создания системы достоверных измерений и учета потребления энергетических ресурсов ЖКХ, функционирующей по единым для всех участников рынка правилам;
  • отнесения вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства к вопросам ведения действующих на федеральном уровне специализированных государственных финансовых институтов развития этих сфер — для выработки форм финансовой поддержки, включая формирование условий для привлечения частных инвестиций, применения различных форм государственно-частного партнерства.

По мнению экспертов, для решения задач энергоэффективности на сегодняшний день необходимо законодательно:

  • наладить систему оперативного и достоверного учета потребления жилищно-коммунальных ресурсов,
  • установить единые требования к организации коммерческого учета результатов измерений;
  • разграничить ответственность исполнителей по организации коммерческого учета энергетических ресурсов, в т. ч. используемых при предоставлении коммунальных услуг;
  • создать систему государственного контроля учета потребляемых энергетических ресурсов ЖКХ и используемых прикладных решений при организации коммерческого учета.

Также требуется внести в Закон об энергосбережении, Жилищный кодекс РФ и другие законодательных акты изменения, направленные:

  • на создание систем учета потребленных коммунальных ресурсов;
  • повышение взаимной ответственности всех участников отношений по предоставлению коммунальных услуг;
  • использование баланса производства и потребления коммунальных ресурсов при тарифном регулировании и планировании развития систем коммунальной инфраструктуры;
  • повышение прозрачности деятельности организаций отрасли ЖКХ;
  • увеличение эффективности бюджетных расходов.

Для упорядочения взаимоотношений по учету объемов и качества предоставляемых энергетических жилищно-коммунальных ресурсов необходимо:

1. Дополнить Закон об энергосбережении статьями «Организация коммерческого учета энергоресурсов» и «Организация коммерческого учета энергоресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах». Эти статьи установят особенности осуществления коммерческого учета при предоставлении соответствующих услуг.

Принципами организации коммерческого учета ресурсов ЖКХ олжны стать доступность и прозрачность сведений о количестве и показателях качества поставляемого энергоресурса (отображение информации в ГИС ЖКХ, ГИС ТЭК, ГИС ФСТ и т. п.) для уполномоченных государственных органов (ФАС России, региональных органов тарифного регулирования), абонентов, управляющих организаций, потребителей коммунальных услуг.

Одновременно с этим из Закона об энергосбережении и Жилищного кодекса РФ следует исключить условия, предусматривающие возможность безучетного потребления коммунальных ресурсов.

Данную норму нужно вводить поэтапно, с переходным периодом.

2. Наделить Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти полномочиями по установлению правил применения автоматизированных информационных систем коммерческого учета энергетических ресурсов ЖКХ (АИСКУЭР).

К сведению

АИСКУЭР используется для регистрации результатов измерений объемов потребления и параметров качества поставленных ресурсов, хранения и обработки результатов этих измерений, передачи их в ГИС ЖКХ и другие государственные информационные системы.

3. Устанавливать отраслевые правила и порядок обеспечения коммерческого учета используемых энергетических ресурсов в отраслевых подзаконных актах.

4. Дополнить Жилищный кодекс РФ нормой по обязательности расчетов только за учтенные коммунальные услуги в порядке, установленном законодательством об энергосбережении.

С момента внесения предлагаемых изменений нормативы потребления исключить из федеральных законов, постановлений Правительства РФ и т. д. после окончания переходного периода.

5. Ввести для поставщиков ресурсов (организаций, обеспечивающих сбыт ресурса) обязанность организовать коммерческий учет объема и показателей качества поставляемых ресурсов на основе единых для субъекта РФ технических требований и технологических решений. В составе функций по организации коммерческого учета на основании утвержденных схем организации поставки соответствующих ресурсов в населенных пунктах (схемы теплоснабжения, водоснабжения и т. д.) предусмотреть обязательность регистрации показаний приборов учета в АИСКУЭР с периодичностью, указанной в правилах их применения.

6. Закрепить за поставщиком энергоресурса, осуществляющим сбыт, или уполномоченным им лицом:

  • обязанность установить приборы учета используемых энергетических ресурсов;
  • право собственности на вновь вводимые в эксплуатацию общедомовые приборы учета (ОПУ);
  • ответственность за обслуживание, эксплуатацию, снятие, передачу и учет показаний по всем ОПУ.

Также установить механизм постепенного перехода прав собственности на ОПУ в пользу поставщика энергоресурса в течение фиксированного переходного периода — до трех лет с момента опубликования и вступления закона в силу.

7. Формировать начисления за поставленные ресурсы только на основании зарегистрированных в АИСКУЭР показаний приборов учета (о количестве и качестве). Результаты измерений поставляемого энергетического ресурса, зарегистрированные АИСКУЭР, подлежат обязательному размещению в ГИС ЖКХ. Данные о количестве и качестве коммунальных ресурсов, не отраженные в ГИС ЖКХ, после окончания переходного периода не могут использоваться для формирования начислений платы за коммунальные услуги.

8. Предоставить поставщикам энергетических ресурсов возможность выполнять функции по организации коммерческого учета ресурсов самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, в т. ч. специализированных организаций, имеющих инфраструктуру сбора и регистрации показаний, отвечающую устанавливаемым на федеральном уровне минимальным требованиям. Например, для энергосбытовых компаний часть функций будут выполнять электросетевые организации.

9. Ввести норму об обязательной выдаче застройщику технических условий подключения на новые объекты поставщиком ресурсов с учетом требований по оснащению объекта приборами учета (в т. ч. требования к ним) и оборудованием дистанционного сбора данных с них, обеспечивающего регистрацию результатов измерений в АИСКУЭР поставщика ресурса. При этом техническое подключение объекта к энергоресурсу осуществляется только после выполнения застройщиком выданных требований.

10. Предусмотреть в отраслевых нормативных правовых актах, регулирующих вопросы ценообразования, включение в составе НВВ ресурсоснабжающей организации защищенной статьи на организацию коммерческого учета коммунальных ресурсов, в т. ч. на реализацию инвестиционных проектов по внедрению соответствующих систем. Срок возврата инвестиций определяется инвестиционной программой ресурсоснабжающей организации с учетом социально-экономического положения субъекта РФ. Тем самым обязанность поставщиков ресурсов по обеспечению коммерческого учета используемых энергетических ресурсов сочетается с адекватными мерами тарифного стимулирования.

Для справки

Необходимая валовая выручка (НВВ) — экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

11. Предусмотреть административные и экономические санкции при неисполнении поставщиком ресурсов обязанностей по организации коммерческого учета в срок, указанный в законе, в следующем порядке:

  • если установлена вина собственника или управляющей организации (недопуск к месту установки прибора учета, отказ в оплате услуг коммерческого учета и т. д.), то счета абонентам выставляются с повышающим коэффициентом (например, 1,2) из расчета среднемесячного значения, рассчитанного за предшествующие 6 месяцев;
  • если вина собственников помещений либо управляющих организаций не установлена, то счета абонентам выставляются с понижающим коэффициентом (например, 0,8) из расчета среднемесячного значения, рассчитанного за последние 6 месяцев.

Вина собственника или управляющей организации считается установленной, если поставщик энергоресурса оформил акт о совершении указанными лицами действий, препятствующих осуществлению коммерческого учета энергоресурсов поставщиком энергоресурса.

Если прибор учета ранее отсутствовал и расчет размера платы за потребленные абонентом коммунальные ресурсы осуществлялся по нормативам, то повышающий/понижающий коэффициент применяется к объему, определявшемуся по нормативам.

Выявленные уполномоченным органом (ФАС России, региональными органами тарифного регулирования), абонентом, управляющей организацией, собственником помещения нарушения поставщиком ресурса требований доступности сведений АИСКУЭР о количестве и качестве поставляемого энергоресурса оформляются в виде предписания/претензии к поставщику о перерасчете стоимости энергоресурса с применением понижающего коэффициента.

12. Ввести в состав общего имущества многоквартирного дома индивидуальные (поквартирные) приборы учета (ИПУ), чем обеспечить возможность качественной эксплуатации внутридомовой системы учета. Управляющие организации как лица, ответственные за содержание общего имущества дома, наделить обязанностями по содержанию ИПУ и организации коммерческого учета коммунальных услуг внутри многоквартирного дома, в т. ч. с использование АИСКУЭР. По инициативе собственников или управляющей организации для целей коммерческого учета ИПУ могут быть подключены к АИСКУЭР поставщика энергетических ресурсов.

Необходимо законодательно предусмотреть плавный переход от сложившейся системы правоотношений в области учета поставляемых энергетических ресурсов ЖКХ к предлагаемой целевой модели.

Экспертным сообществом соответствующий законопроект разработан и направлен для обсуждения депутатам Государственной Думы и в Совет Федерации.

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов в жилищно-коммунальной сфере

Документ рассматривался на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака и получил одобрение.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Вопросы по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!