Направления реформирования ЖКХ и проблемы на пути модернизации

292
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Двадцать третий год в Российской Федерации идет постоянная и яростная дискуссия о путях развития жилищно-коммунального комплекса страны. Именно дискуссия. Казалось бы, за это время можно было проверить на практике, хотя бы в отдельных регионах, эффективность той или иной концепции, модели, комплекса первоочередных мероприятий по реформированию и модернизации ЖКХ. Однако в силу объективных обстоятельств это невозможно.

Невозможность пилотного апробирования  направления реформирования ЖКХ обусловлена в основном главенством рыночного фундаментализма, насильно навязанного нашей стране зарубежным капиталом и очень активно, даже агрессивно поддержанного отечественными неолибералами, которые провозгласили единственно правильной и истинной идею о том, что счастливое процветание возможно только благодаря «свободной руке рынка», т. е. «пусть выживает сильнейший» (по законам тайги или джунглей?). Стоит обратить внимание на энциклопедическое определение фундаментализма. Ученые считают, что это «общественные идеологические движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям рынка, доктринам, претендующим на исключительное право их толкования, требующим возвращения к истокам и насильственно противостоят процессу перемен. На базе фундаментализма часто формируются фанатические настроения групп и движений радикального типа». Комментарии, как говорится, здесь излишни.

Есть ли перспектива у рыночных отношений в российском ЖКХ

Зарубежные капиталисты, понимая, что мировая мысль по развитию общественных отношений в данной сфере уже давно опередила их догматизм и фундаментализм, в агонии пытаются достичь своих захватнических целей. Вопреки всем свободным идеям рынка они устроили России обструкцию в ВТО, в нарушение основ рынка установили самопроизвольно цену на нефть. Количество рейдерских захватов и прямого вооруженного отъема собственности все возрастает. Для ЖКХ это имеет исключительно важное значение. Здесь перечисление несвободы рынка займет много места. Остановимся на следующем примере. Сегодня крупнейший транснациональный бизнес системой многосторонних соглашений о свободной торговле насильственно втягивает страны в процесс переговоров по Соглашению о торговле услугами (Trade In Services Agreement — TISA), а также другим соглашениям о свободной торговле (TTIP, CETA). Ряд стран (в частности, США и выступающий в качестве одного члена Евросоюз) были вовлечены в тайные переговоры о таких соглашениях о свободной торговле. Между тем даже доступной скудной информации о переговорах достаточно для очень тревожных выводов. Соглашения угрожают всем средствам защиты доступных высококачественных общественных услуг, эффективному государственному регулированию и, по сути, — способности правительств выполнять свои функции.

Соглашение TISA можно расценить как посягательство на общественные интересы и общественные услуги, ведь оно не дает гарантий, что иностранные инвестиции в сферу услуг действительно будут способствовать достижению общественных целей.

Особую тревогу вызывают жизненно важные услуги в сфере энергетики, водоснабжения, санитарии, здравоохранения, образования, общественного транспорта и др.: велика вероятность того, что при передаче этих услуг в частные иностранные корпорации, основной задачей которых является получение прибыли, они перестанут быть доступными для тех слоев населения, которые не смогут заплатить за них по рыночным ценам.

Изменения, введенные TISA, уже не позволят правительствам передавать обратно в общественный сектор предприятия (в т. ч. жилищно-коммунального сектора), приватизация которых привела к провалам их функционирования.

К сведению

Цель «настоящих друзей услуг», участвующих в секретных переговорах, — всеобъемлющий договор о дальнейшей либерализации торговли и инвестиций в сфере услуг, а также расширение «регулятивных дисциплин» на все секторы услуг, в т. ч. на многие общественные услуги. Результатом станет получение иностранными провайдерами доступа на внутренние рынки на условиях «не менее благоприятных», чем у отечественных поставщиков. Государство же будет ограничено в возможности регулировать, покупать и предоставлять услуги. Тем самым регулирование многих видов общественного обслуживания будет переориентировано со служения общественным интересам на служение интересам частных иностранных корпораций.

Переговоры по TISA исходят из корпоративной политики использования «торговых» соглашений для наложения на страны обязательств проведения крайней либерализации и дерегулирования с целью получения корпорациями еще бо2льших прибылей за счет трудящихся, фермеров, потребителей и окружающей среды.

Кроме чрезмерного списка услуг, подлежащих либерализации, «настоящие друзья услуг» ограничивают право правительств и парламентов на регулирование, что выходит далеко за рамки существующего соглашения ГАТС. Кроме того, соглашение TISA повлияет на государственные закупки, ограничивая способы, которыми правительство сможет закупать и предоставлять услуги.

Общероссийский профсоюз жизнеобеспечения и Норвежский профсоюз муниципальных работников обслуживания в совместном обращении к Президенту РФ, парламентам и правительствам России и Норвегии потребовали ответственного отношения к выявленной проблеме, обеспечения полной открытости в этом вопросе, привлечения к его обсуждению широкой общественности — на парламентских слушаниях, в СМИ, общественных организациях, предоставления как можно более полной информации. Корпоративные интересы не должны превалировать над интересами государств и народов.

Реальная ситуация в ЖКХ, многочисленные публикации свидетельствуют об огромных масштабах проблемы недоступности для многих россиян жизненно необходимых услуг и комфортного жилья, хотя бы по действующим нормативам. Очевидно, что усилия государства в решении этих проблем абсолютно недостаточны. Анализируя современные социально-экономические условия Российской Федерации и зарубежный опыт обслуживания населения, невольно приходим к выводу о необходимости формирования конкурентной среды и рыночных отношений в системе жизнеобеспечения населения как важнейшего фактора в направлении реформирования и модернизации сферы ЖКХ.

Формирование рыночных отношений в системе жизнеобеспечения населения, как и во всей экономике страны, проходило в период наиболее активной трансформации российского общества. Однако темпы и результаты рыночных преобразований в силу специфики отрасли и ее естественного монополизма были незначительными и малоэффективными. Начавшись в период приватизации жилищного фонда и других государственных объектов жизнеобеспечения населения (1992 г.), достигнув своего первого максимума в 1997 г. («реформы Немцова», «ельцинский указ о ЖКХ»), затем второго — в 2004 г. (принятие специального постановления Правительства РФ), формирование рыночных отношений (как и развитие конкуренции) в отрасли стало не таким динамичным, как было ранее. Формирование конкурентных отношений было центральной идеей концепции реформирования направления ЖКХ, утв. Указом Президента РФ от  28.04.1997 № 425. Конкуренция в отрасли должна была повысить инвестиционную активность, от которой зависит обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, качество и бесперебойность предоставления коммунальных ресурсов. Оплата услуг полностью перекладывалась на граждан.

Главными причинами приостановления преобразований, по всей видимости, являются недостаточно проработанная законодательная и нормативная правовая база, особенности ЖКХ как естественной монополии, отсутствие комплексного подхода, высокая степень износа основных фондов, огромные объемы кредиторской и дебиторской задолженностей, отрицательные результаты приватизации коммунальной инфраструктуры, дефицит финансовых средств и кадров, готовых работать в новых рыночных отношениях.

К сведению

Приведем всего лишь три высказывания, которые могут показаться крайне категоричными, очень уважаемых людей.

Руслан Гринберг, директор института экономики РАН РФ: «Мифы о свободном рынке должны уйти в прошлое».

Жорес Алфёров: «Власть без мозгов. Отделение естественно-научного и математического образования, науки от государства — катастрофа».

Александр Суббето, профессор, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки, лауреат множества премий, в т. ч. Правительства РФ: «Эпоха рыночных реформ в России обернулась ее рыночным геноцидом».

Ключевые проблемы и препятствия реформирования ЖКХ

Современные ученые-экономистыпо-разному видят и понимают проблемы российской экономики: неодинаково восприятие либерализации, приватизации, инфляции и роли государства. Такие же разногласия в оценке проблем налоговой и бюджетной политики, особенно в настоящее время. Острые споры ученых-экономистов об эффективности действующей модели экономики, начавшиеся в  90-е годы прошлого века, продолжаются до настоящего времени. В этой атмосфере неопределенности с типом экономики и естественномонопольным положением коммунальных предприятий участники производственных отношений жилищно-коммунальной сферы вынуждены искать свои решения, которые, однако, не всегда совпадают с государственной политикой в области развития конкуренции, рыночных отношений, приватизации, жилищной и ценовой политики.

Вместе с тем за период реформирования направления ЖКХ Российской Федерации удалось создать определенные предпосылки для развития конкуренции, использования рыночных механизмов в хозяйственной деятельности, формирования рыночных отношений, реализации государственно-частного партнерства. В отрасль пришел частный бизнес, началась массовая приватизация объектов. Это важнейшее условие развития конкуренции. Особенность конкуренции в ЖКХзаключается как в форме прямой конкуренции между поставщиками товаров (ресурсов) и услуг, так и в форме конкуренции за рынок (т. е. за право управления коммунальной инфраструктурой). В жилищной сфере, как правило, прямая конкуренция между подрядными организациями. Однако для гармонизации рыночных отношений (или прагматичных) необходимо создать рыночную среду. Без всеобщности рынка, например, невозможна реализация других принципов и рыночных отношений вообще. Только комплексное взаимодействие этих принципов может обеспечить дальнейшее развитие рыночных отношений в отрасли. Для этого необходимо совершенствование законодательства в данной сфере и реализация современных организационных механизмов хозяйствования.

Фактическим началом наиболее активной реализации основных принципов рыночных отношений в  жилищно-коммунальной сфере следует признать решение Правительства РФ о переводе предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных условиях (План действий по реализации первоочередных мер по переводу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях, утв. Заместителем Председателя Правительства РФ  А.Д. Жуковым от 15.12.2004 № 5739п-П9), которым были установлены приоритеты для развития жилищно-коммунального комплекса: привлечение в отрасль инвестиций и частного бизнеса (нового менеджмента и  бизнес-технологий), а также приватизация объектов ЖКХ. Принятые в последующем периоде законы, нормативные правовые акты, другие документы окончательно закрепили эти положения.

Объективным стимулом развития рыночных отношений в современных условиях является динамично растущий оборот финансовых средств в отрасли, так как спрос на услуги предприятий ЖКХ имеет постоянную динамику роста и сегодня стоимость годового объема предоставляемых услуг уже превысила 4 трлн руб. Это весомый аргумент (в плане возвратности кредитов) в пользу приоритета модернизации жилищно-коммунального хозяйства в системе мер государственно-частного партнерства и рыночных механизмов. Государство предпринимает определенные усилия по созданию благоприятных условий для деятельности частного бизнеса, малых предприятий. Президент РФ в своем декабрьском (2014 г.) послании Федеральному Собранию подчеркнул, что без предпринимательства, малого бизнеса невозможно развитие экономики страны.

Факт вращения значительного объема финансовых средств в  жилищно-коммунальной сфере для сегодняшнего Правительства РФ (особенно для его либерального блока, в т. ч. Минстроя России) является единственным полновесным доводом «рыночной модернизации отрасли», обязательной приватизации всех ее объектов, передачи их частному бизнесу и на этой основе обеспечения модернизации ЖКХ. Но приход частного бизнеса в ЖКХ нужен для развития конкуренции в отрасли, а не сам по себе. Частный бизнес в условиях конкуренции должен обладать управленческой самостоятельностью и самоокупаемостью. В реальности же он ищет прибыльные предприятия, преимущественно «осуществляет оптимизацию», «эффективно использует кредиты под залог имущества ЖКХ», но не приносит свои инвестиции. И здесь возникают очевидные противоречия: рыночный догматизм становится препятствием развития отрасли.

За последнее десятилетие можно отметить существенные продвижения в формировании рыночных условий, снижении административного присутствия, развитии конкуренции, совершенствовании тарифного регулирования, оптимизации системы социальной поддержки населения. С целью стимулирования строительства и улучшения эксплуатации общественных инфраструктур, повышения качества коммунального обслуживания предпринимаются усилия для разработки эффективного взаимодействия всех уровней власти и частных компаний. Рынок коммунальных услуг пополнился сотнями частных операторов (в т. ч. пятью крупными), долгосрочные договоры аренды муниципальной инфраструктуры заключены на территории, где проживает 15 % населения страны, начали работать частные компании регионального масштаба, основывающие свою деятельность на полной приватизации основных фондов.

К сведению

С 2004 г. в  жилищно-коммунальную сферу пришло множество частных компаний федерального уровня. Декларируемые ими цели были весьма амбициозны: существенно повысить качество и доступность жилищно-коммунальных услуг, вдвое снизить действовавшие тогда тарифы. Однако через два года в  жилищно-коммунальной сфере остались работать восемь компаний, через три года — пять, а сегодня частный бизнес в ЖКХ на федеральном уровне представлен только тремя российскими компаниями (ОАО «Российские коммунальные системы», ОАО «Росводоканал», ОАО «Евразийский»), а также тремя зарубежными (французскими Veolia (Веолия) и Dalkia, финской «Аква») и несколькими небольшими организациями, работающими в отдельных регионах.

Доля частных операторов на рынке возросла с 2 до 20 %. Доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, увеличилась с 44,1 (1995 г.) до 82 %. Все это дает возможность активнее развивать договорные отношения, использовать рыночные механизмы для содержания и эксплуатации жилищного фонда. Происходят существенные изменения в управлении жилищным фондом: количество собственников жилья, выбравших и реализующих современные способы управления, по сравнению с 2005 г. возросло в 3,5 раза. Около 82 % управляющих организаций, которые были выбраны собственниками помещений в МКД, являются частными компаниями. За два последних года доля таких компаний на рынке жилищных услуг увеличилась в два раза. Общая площадь жилищного фонда, охваченного ТСЖ, достигла 16,8 %.

В результате изменения формы собственности хозяйствующих субъектов жилищно-коммунальные услуги сейчас преимущественно предоставляются частными компаниями различных форм собственности (электроснабжение же полностью во власти частных предприятий).

Пример

В 2006 г. в сфере ЖКХ функционировало 7 % организаций частной собственности, а на начало 2012 г. доля частных предприятий составила 70 %, в т. ч. 5 % — с участием зарубежного капитала.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года заложено формирование нового организационно-экономического статуса предприятий ЖКХ путем их полного акционирования и приватизации. В «жилищном пакете» законов и  нормативно-правовых актов, принятых в  2004—2005 гг., предпочтение в развитии этой сферы отдавалось рыночным механизмам, государственно-частному партнерству. Более поздние законодательные и нормативные акты продолжили эту линию, делая упор на формировании рыночных отношений, приватизации объектов ЖКХ, создании ТСЖ, развитии государственно-частного партнерства. Их разработчики предполагали, что такие либеральные меры приведут к фундаментальным преобразованиям всей жилищно-коммунальной сферы в кратчайшие сроки — 2–3 года. Однако ожидания не оправдались. Тем не менее усилия по привлечению в отрасль инвестиций и частного бизнеса привели к определенным позитивным результатам.

Направления реформирования ЖКХ

К сведению

В России создано 55,9 тыс. ТСЖ. Количество частных предприятий, оказывающих услуги в  жилищно-коммунальной сфере, возросло и составляет 33 845, в большинстве своем это компании, работающие в жилищной сфере.

Пример

Общий инвестиционный задел пришедших в ЖКХ частных компаний составляет около 170 млрд руб.

Займы МБРР и ЕБРР приблизились к 1,5 млрд долл. США. В 2010 г. между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития заключено соглашение о займе для финансирования программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», в рамках которой реализуются проекты в 10 российских городах.

Оценивая позитивно успехи отдельных частных компаний, способствовавшие развитию рыночных отношений в  жилищно-коммунальной сфере и конкуренции в отрасли, а также поддерживая в принципе приватизацию жилищного фонда и меры по привлечению в жилищную сферу частного бизнеса, автор полагает, что повальная приватизация коммунальной инфраструктуры — излишняя мера. Системы жизнеобеспечения населения следует оставить в публичной собственности, как это принято в большинстве развитых стран мира. Развитие новых форм хозяйствования, формирование ответственного собственника, становление эффективного менеджмента не должны увязываться с насильным акционированием успешно функционирующих государственных и муниципальных предприятий. В условиях становления рынка, при изменении предприятиями ЖКХ форм собственности работодатели не стремятся исполнять отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры, а также принятые региональными и федеральными трехсторонними комиссиями соглашения, в компаниях допускается все больше нарушений социально-трудовых и связанных с ними экономических прав трудящихся.

Не изжита практика, когда хозяйствующие субъект получает в свое распоряжение находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения минуя конкурсы и аукционы. Такое решение собственника имущества содержит признаки нарушения ст. 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рыночные преобразования должны основываться на принципах ответственности субъектов и прозрачности отношений и гарантировать:

  • качество и надежность предоставления услуг;
  • исключение замены государственного монополиста частным;
  • взвешенное тарифное регулирование в  жилищно-коммунальной сфере;
  • соцзащиту малоимущих граждан;
  • модернизацию основных фондов ЖКХ и их устойчивое функционирование, инвестиции, внедрение инноваций (прежде всего технологических) и мер энергоресурсосбережения;
  • развитие института социального партнерства, вовлечение в этот процесс работодателей, профсоюзов, работников отрасли, других структур гражданского общества: ТСЖ, НКО, СРО, ЖСК и т. д.

В современных условиях для эффективного развития рыночных механизмов кроме совершенствования законодательной базы необходимо финансовое обеспечение местного самоуправления, реальное стимулирование государственно-частного партнерства, развитие разумной кредитной политики, а также реализация других организационно-экономических механизмов. Критерием истины, как известно, является практика. Анализ «результативности» рыночных преобразований продемонстрирован в Основных социально-экономических показателях развития России за 2000–2012 годы. Эти показатели вынуждают более внимательно, взвешенно оценить результаты преобразований последних двух десятилетий.

Пример

Несмотря на ежегодный рост ВВП на 4–6 % (от уровня 2000 г.), увеличение на 6–8 % объемов консолидированного бюджета, прирост на 7–10 % доходов граждан решение социальных проблем находилось на невысоком уровне. Темпы роста строительства жилья и обеспеченности граждан жильем составляют всего 3–5 % (при отрицательном результате в 2009 и 2010 гг.) — это втрое ниже, чем показатели развитых стран.

Социальное жилье в год получают около 1 % стоящих на учете по улучшению жилищных условий семей.

По официальным данным, около 17 млн граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Темпы роста населения, увеличения основных фондов в экономике, развития промышленности и сельского хозяйства составляют от 1 до 3 %.

Цели и показатели реализации первого этапа действующей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (КДР-2020) оказались абсолютно невыполнимыми. Данный этап должен был охватить 2007—2012 гг.

К сведению

Известный ученый, публицист С.Г. Кара-Мурза, обсуждая проект Новой стратегии — 2020, пишет: «Утверждается, что Россия преодолела кризис 1990-х годов и демонстрирует впечатляющие успехи. Но это ложная трактовка. Ни трансформационного кризиса 1990-х, ни проблемы бедности Россия не преодолела. Более того, эти проблемы и порожденные ими угрозы встают в полный рост только сейчас, когда подходят к концу запасы советских ресурсов. Годовой прирост ВВП в  2000-е годы был более медленным, чем в  1980-е, а тогда требовали сломать советскую экономику, потому что этот рост считался недостаточным».

Пример

В 2012 г. по программе КДР планировалось достичь в отношении к 2007 г. (в скобках указаны фактические результаты):

  • увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года (0,6);
  • роста ВВП на 37–38 % (14,4 %);
  • роста производительности труда на 40–41 % (на 8–9 %);
  • снижения энергоемкости ВВП на 17–19 % (3–4 %);
  • роста реальных доходов населения на 53–54 % (12–13 %);
  • роста инвестиций в основной капитал на 80–85 % (15–18 %).

Сравнивая плановые показатели с фактическими, обнаружим их резкое падение и несоответствие в 3–8 раз. Рыночные механизмы оказались бессильными перед финансовым кризисом, реальной ситуацией в стране. Только государственная поддержка, которой пренебрегают рыночники, помогла удержать катастрофу. Попытка противопоставить два типа экономической политики обостряет проблему. Как справедливо подчеркивал Л. Клейн, в реальной жизни «ни одна из систем не функционирует в полном соответствии со своей теоретической моделью. На деле каждая из них превращается в смешанную экономическую систему».

К сведению

Известный американский экономист Лоуренс Клейн родился в 1920 г. в г. Омаха (штат Небраска). В 1942 г. он закончил Калифорнийский университет в Беркли по специальностям «экономика» и «математика».

Клейн был награжден Премией памяти Нобеля по экономике за 1980 г. «за создание экономических моделей и их применение к анализу колебаний экономики и экономической политики». В речи на презентации лауреата член Шведской королевской академии наук Герман Уолд суммировал его достижения следующим образом: «Клейн создал настоящий образец эконометрических макромоделей, осуществил общий подход к их теоретическому построению и практическому применению. Все это относится и к институциональной организации, включая и стандартизованную процедуру у  экономистов-прогнозистов, ее систему политических консультаций, разработанный подход к приспособлению модели к учету долговременных сдвигов в мире экономики».

Современная глобальная, общемировая тенденция формирования смешанной экономики предполагает адекватную ей модель хозяйственного устройства, в которой достигается сложный синтез конкурентно-рыночного механизма и государственного регулирования, открытости экономики с мерами по защите внутреннего рынка, а финансовые и денежные потоки становятся объектом регулирующего воздействия правительства и ЦБ. В силу объективных обстоятельств именно сфера жилищно-коммунальных услуг в основном оказалась вне рыночных преобразований и  социально-экономической трансформации общества.

Анализ состояния сферы ЖКХ, итогов двадцатилетнего периода ее реформирования в различных направлениях показывает, что новые рыночные отношения не принесли положительных результатов и не избавили от проблем. Практика свидетельствует о необходимости смены парадигмы реформы. Требуются новые неотложные меры по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, разработка новых эффективных механизмов финансового оздо- ровления предприятий и привлечение в отрасль огромных финансовых средств. В современных условиях не обойтись без сочетания существенной финансовой поддержки со стороны государства, совершенствования кредитной политики в отношении жилищно-коммунальных предприятий, внебюджетных средств регионов, органов местного самоуправления, частных инвестиций и в последнюю очередь — финансов населения.

Такие подходы обусловлены современным экономическим положением России, особенностями трансформационного периода развития ее экономики и общества. Разразившийся в  2000-х годах глобальный финансовый кризис разрушил основы механизма эффективных рынков. Мировая экономическая наука не смогла прийти к единому мнению о роли государства в экономике не только стран с формирующимся рынком, но и экономически развитых западных стран. В результате учеными-экономистами была высказана идея о «необходимости пересмотреть фундаментальные основы мейнстрима в экономической теории и углубиться в понимание организационных и экономических начал развития хозяйственных систем с иррациональным хозяйствующим субъектом в качестве главного фактора».

Анализ современных социально-экономических условий России показывает, что в настоящее время особенностью развития сферы жилищно-коммунальных услуг является эффективное сочетание рыночных механизмов, государственной поддержки и возможностей «публичной власти» при исполнении ею своих обязанностей перед избирателями, прежде всего в решении проблем жизнеобеспечения населения. Социально-экономические реалии России не могут указать на однозначное решение проблем экономики вообще и развития отраслей естественных монополий в частности. В современном российском обществе сосуществуют и патерналистские, и рыночные отношения. Несмотря на недостаточное теоретическое, техническое, финансовое, технологическое, кадровое обеспечение реформ тенденции социально-экономического развития России последних лет показывают, что в стране имеются определенные предпосылки, прежде всего финансовые, для повышения благосостояния населения, в т. ч. для улучшения жилищных условий граждан и создания им комфортных условий жизнедеятельности. В известной степени это — обязанность государства, которое согласно ст. 7 Конституции РФ является социальным.

К сведению

Патерналистские отношения — отношения покровительства более сильного и главного над слабым и маленьким или подчиненным. Такие отношения в государственном устройстве означают положение, когда государство исповедует и реализует доктрину «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам населения, менее защищенным в социальном или экономическом отношении.

Патернализм — это своего рода договор: «сильные» стараются для «слабых», защищают их, но те «платят» потерей части своих свобод, ограничением других возможностей.

Несмотря на то что споры о регулирующей роли государства еще не закончились, практика госрегулирования экономики в Швеции, Германии, США основана на постоянном полномасштабном взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной властей. Госбюджет, например, в США — главный рычаг государственного воздействия на экономику. Гибкость, мощность, хорошая отработанность бюджета дает возможность обходиться и без большого госсектора в экономике.

Долгосрочный экономический рост более устойчив в странах со сравнительно низким уровнем неравенства в доходах.

Анализ современных экономических условий России имеет важное значение для обоснования необходимости и возможности дальнейшего развития сферы обеспечения населения страны качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами. Стратегия развития отрасли в значительной степени зависит от парадигмы и заданного вектора ее развития. Современная экономическая наука совместно со всей отечественной наукой должна дать ответ о перспективе развития экономики и общества. Борьба за преодоление текущих проблем, которые обступили со всех сторон, не должна заслонять необходимость решения долгосрочных задач, без чего нельзя найти правильный выход из тупиков сегодняшней жизни. Просчеты и ошибки последних лет требуют изменения понимания инфляции, дефицита бюджета, спада производства, роста безработицы, снижения затрат на социальную сферу.

Представляется, что текущиее направление реформирования сферы ЖКХ, ориентированное в основном на приумножение финансового капитала, должно быть изменено и направлено на обеспечение реального роста экономики и благосостояние народа. Нужна новая экономическая политика развития России. По данному поводу в 2013 г. высказались многие экономисты, политические деятели (Е.М. Примаков, М.С. Горбачев, С.И. Неверов, Р.С. Гринберг, А.Д. Некипелов и др.). В этой связи внушают определенный оптимизм Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.

Необходимость решения проблем экономических и социальных реформ ставит новые задачи перед развитием сферы жилищно-коммунальных услуг, выдвигая модели реформ, сочетающие рыночные инструменты с системой экономического регулирования рынка со стороны государства. Любое государство, любое общество должны обеспечить своим гражданам жизненно необходимые социальные услуги. При этом важно предоставить услуги населению в пределах социальных стандартов (в т. ч. минимальный стандарт жилищных условий и жилищно-коммунальных услуг). Это дает возможность сохранить высококвалифицированных специалистов, равные стартовые возможности для молодежи, достаточный уровень качества жизни населения.

Сбалансированное распределение доходов крайне важно для долгосрочного экономического роста, который более устойчив в странах со сравнительно низким уровнем неравенства в доходах. Достижение баланса доходов в этих странах оказалось более важным для их экономического роста, чем либерализация торговли или качество политических институтов. Это наблюдение указывает на особенности, которые необходимо учесть при разработке политики будущего направления реформирования сфреы ЖКХ. Социально направленное распределение дохода служит средством достижения экономического роста. Эту связь не сумела выделить ни неолиберальная экономическая мысль, ни экономическая политика, основанная не ней; в результате она породила серьезный кризис, который разрушил ее. Эту связь также не учла экономическая мысль, которая развивала идею государственного капитализма с разных сторон, и поэтому у нее тоже нет перспектив в будущем.

К сведению

Хорошую отповедь рыночному догматизму дал известный польский ученый, политик и практик Гжегож В. Колодко: «Я далек от недооценки соперничества между неолиберальным капитализмом и государственным капитализмом, но эта двойственность не определяет наше будущее. Ее форма будет зависеть от последствий конфронтации между этими двумя взглядами на современный капитализм с  социально-рыночной экономикой, которая примет форму Нового прагматизма».

Решение многих финансовых проблем отрасли возможно с использованием долгосрочных дешевых кредитов, государственно-частного партнерства и других рыночных механизмов, которые требуют отдельного рассмотрения. Необходимы государственные меры, нацеленные на стимулирование деятельности Центрального банка, банков с преобладающей долей государственного участия и  бизнес-структур в области инвестирования на 15–20 лет. Это касается и освобождения от налогов либо налоговой амнистии для части прибыли, используемой на обновление основных фондов функционирующих предприятий, и ускоренной амортизации вновь созданных.

Для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем требуется увеличение объемов строительства. Целесообразно создать госкорпорацию по строительству жилья по аналогии с подобными структурами, например, в Польше, Белоруссии и др.

Важным в государственной поддержке сферы жилищно-коммунальных услуг является совершенствование законодательного, нормативного правового обеспечения ее функционирования. Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии форм управления коммунальной инфраструктурой, позволяющих рационально распределить ответственность и риски между государственными службами (в лице муниципальных и региональных органов власти) и частным бизнесом.

В целях улучшения качества и доступности услуг в ЖКХ необходимо расширять конкуренцию, совершенствовать рыночные отношения в управлении, обслуживании, ремонте, эксплуатации жилищного фонда. Следует развивать малое предпринимательство, создавать новые институты и направления реформирования сферы ЖКХ, саморегулируемые организации и т. д. Однако при уменьшении поддержки отрасли со стороны государства возможно снижение качества жилищно-коммунальных услуг, возникновение ограничений в их предоставлении, появление угрозы потери устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.

В создавшейся ситуации необходимо осуществление реального реформирования и модернизации ЖКХ, разработка эффективных организационно-экономических и финансовых направлений отрасли, без чего невозможно не только устранение существующих проблем, но и в целом цивилизованное развитие России.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль