Об организации коммерческого учета тепловой энергии

245
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Семенов М.Э.
советник генерального директора ООО «РКС-Холдинг»
Субъекты бизнеса, оперирующие на рынке потребления энергоресурсов, столкнулись с весьма сложной ситуацией. Исполняя требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», они должны производить начисления за поставленные ресурсы, основываясь на показаниях приборов учета. Однако же возможность оперативного сбора и комплексной обработки данных у них отсутствует.

Организация коммерческого учета тепловой энергии согласно Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», не требует обязательной комплектации узлов учета устройствами автоматизированной связи с диспетчерскими системами. Создавшаяся ситуация требует законодательного разрешения.

Ситуация с огранизацией коммерческого учета тепловой энергии на сегодня

Обязательства по предоставлению информации о показаниях общедомовых приборов учета (ПУ) действующим законодательством возложены на потребителей коммунальных ресурсов, в частности на управляющие организации. За контроль работы приборов и достоверизацию данных о потреблении ресурсов отвечают ресурсоснабжающие организации (РСО). А обработкой собранной информации и осуществлением соответствующих начислений занимаются расчетно-информационные центры (РИЦ).

За последнее время парк приборов для организации коммерческого учета тепловой энергии лавинообразно вырос. А поскольку в подавляющем большинстве управляющих организаций не могут похвастаться наличием сотрудников, обладающих требуемой для содержания и обслуживания данной аппаратуры квалификацией, стал развиваться рынок сервисных услуг. Его формируют специализированные организации, работающие на данном рынке, занимающиеся монтажом узлов учета, обслуживанием приборов, а также развитием автоматизированных информационно-измерительных систем, обеспечивающих сбор данных с узлов учета (АИИС).

К сведению

Автоматизированная информационно-измерительная система учета — совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение, обработку и отображение измерительной информации со счетчиков электроэнергии, тепла, газа, воды и др. для финансовых взаиморасчетов между производителями и потребителями энергоресурсов.

Процесс выглядит следующим образом. Какой-либо хозяйствующий субъект, озаботившись исполнением законодательства и желающий иметь реальную картину энергопотребления, заказывает монтаж автоматизированной системы, которая должна осуществлять сбор данных с узлов учета. В качестве каналов для передачи этих данных, как правило, используются каналы операторов сотовой связи. В  какой-то мере для данного субъекта задачи решаются, но вот ни систематизации, ни доступности этой информации для остальных участников рынка такими методами не достигнешь. Отсутствие системного подхода, разрозненность и эпизодичность производимых в этом направлении работ, разнородность используемых для решения указанных вопросов АИИС явились причинами формирования так называемой локальной диспетчеризации.

Поскольку сейчас активно развиваются государственные информационные системы (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ), а информационными базами владеют чаще всего субъекты малого бизнеса, которые не могут обеспечить соответствие требованиям этих систем в части полноты и регламента представления информации, проявилась проблема «последней мили» при внедрении АИИС. Тем более что все эти разрозненные автоматизированные системы ожидает моральное старение (рынок не стоит на месте), источник их модернизации законодательством не установлен, а коммерческие организации нацелены главным образом на извлечение прибыли.

Об организации коммерческого учета тепловой энергии

К слову, в действующем законодательстве отсутствует также однозначная трактовка источников финансирования и работ по созданию и обслуживанию системных АИИС. А ведь их эксплуатация должна осуществляться на основе постоянного финансирования. Можно предложить несколько вариантов к рассмотрению:

  • стоимость устройств связи для АИИС включается в стоимость работ по установке и обслуживанию узлов для организации коммерческого учета тепловой энергии;
  • РСО финансирует АИИС из собственных средств;
  • граждане, проживающие в многоквартирном жилищном фонде, осуществляют требуемое финансирование;
  • бюджетное субсидирование по целевым программам.

Если методы решения задач по систематизации данных с приборов учета будут оставаться по-прежнему разрозненными, ни о каком достоверном топливно-энергетическом балансе любого уровня не может вестись речи. А в отсутствие системно предоставляемой полноценной и достоверной информации об энерго- и ресурсопотреблении невозможна объективная оценка реализации Закона об энергосбережении. А вот вероятность образования очередной «экономической дыры», напротив, достаточно велика. А это может повлечь и рост тарифов в ЖКХ, и потребность в дополнительном бюджетном финансировании, и дестабилизацию в социальной сфере.

Правовой вакуум в отношении регулирования процессов систематизации данных приборов учета, отсутствие единых подходов в организации контроля данной деятельности и основ ее финансирования будет тормозить развитие приборного учета и может оказать негативное влияние на эффективность региональных программ энергосбережения.

О едином информационном пространстве и операторах коммерческого учета

Чтобы рынок потребления энергоресурсов успешно функционировал и развивался, требуется построить модель системы, которая поместит всех участников рынка в единое информационное поле. В центр указанной системы логично поставить оператора коммерческого учета. Право доступа к информации, поступающей от приборов для организации коммерческого учета тепловой энергии, должны получить все участники рынка — управляющие организации, расчетные центры, ресурсоснабжающие организации (но в определенных границах). А аккумулировать всю эту информацию должен как раз оператор коммерческого учета. Такая модель, будучи интегрирована в ГИС ЖКХ, позволит на субъектовом и федеральном уровнях отслеживать информацию о производстве и потреблении энергоресурсов, анализировать ее и оперативно реагировать, направляя политику энергоэффективности в городе, регионе или даже в стране.

Об организации коммерческого учета тепловой энергии

Структура единого информационного пространства и правила учета потребления тепловой энергии

Заметим, что реализация такого проекта поможет рынку энергоресурсов выйти на качественно новый уровень. А для его осуществления необходимо задействовать механизм государственно-частного партнерства, поскольку при проведении столь масштабных преобразований требуется государственное регулирование и прямое участие государства.

К основным преимуществам данной концепции можно отнести:

  • обеспечение прозрачности всех этапов расчетов потребителей с поставщиками энергоресурсов;
  • снятие социальной напряженности благодаря подконтрольности для жителей их расходов за потребленные энергоресурсы;
  • увеличение инвестиционной привлекательности данной сферы жилищно-коммунальной отрасли;
  • получение возможности на основании достоверных и оперативных данных анализировать ситуацию и планировать политику энергоэффективности в регионах.

Сформированный на основе сертифицированных систем сбора и передачи достоверной информации о производимых и потребляемых ресурсах институт операторов коммерческого учета облегчит взаимодействие с государственными информационными системами (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ) и послужит стимулом к решению задач энергоэффективности в субъектах РФ. В этом плане его можно рассматривать как эффективный инструмент мониторинга процессов энергосбережения в отрасли.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!