Оценка различных способов оплаты коммунальных услуг

1476
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Гордеев Д.П.
ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»
Жилищный кодекс РФ достаточно четко установил систему обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг в МКД при различных способах управления. Но внесение оплаты управляющей организации многих не устраивает. И чиновники, и управляющие, и ресурсоснабжающие организации ищут способы «модернизировать» нормы по оплате ЖКУ.

Собственники помещений как сторона договора управления заинтересованы, чтобы их платежи за ЖКУ своевременно о полностью дошли до управляющей организации. Управляющие организации нередко задерживают полученные от собственников платежи и(или) перечисляют их подрядчикам и ресурсоснабжающим организациям (РСО) не полностью. РСО не доверяют управляющим организациям. Им не нравится, что решение о прямых платежах собственники принимают без них. Чиновники местных администраций, формально не отвечая за оплату собственниками потребленных коммунальных услуг и выполненных работ и оказанных услуг, не прочь контролировать этот денежный поток.

Уже стало вполне обычным внесение жилищно-коммунальных платежей через почтовые отделения, банки, терминалы, кассы расчетных центров. Рассмотрим легитимность некоторых способов оплаты коммунальных услуг, достаточно широко используемых в регионах России.

Нередко такой привычный порядок внесения платы существует на фоне системы «расщепления» платежей расчетными центрами — платежными агентами, часто навязываемыми административными решениями. Разберем две модели такого «расщепления».

Привлечение кредитной организации

Первая модель «расщепления» платежей за ЖКУ применяется в Москве. Миллионы собственников квартир и наниматели, ежемесячно получая платежный документ, не обращают внимания на то, что в нем указан не банковский счет владельца, имеющего право требовать от банка перечислять зачисленные на него средства по своему усмотрению своим контрагентам, а «тр/сч» — транзитный счет. Это и является нарушением российского законодательства.

Платежи за жилищные и коммунальные услуги поступают на «транзитный» счет в кредитной организации (правильное название: счет № 40911 «Расчеты по переводам денежных средств») (указывается в платежном документе), с которого расщепляются на счета поставщиков ресурсов и услуг.

Согласно п. 4.46 счет № 409 урегулирован в подразделе «Средства в расчетах» разд. 4 «Операции с клиентами» Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (далее — План счетов) Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (далее — Правила ведения бухгалтерского учета, ПБУ КО), утв. положением Банка России от  16.07.2012 №  385-П.

В пункте 1.2 ч. I ПБУ КО в качестве одной из основных задач бухгалтерского учета выделено «ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов». Кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику в соответствии с ПБУ КО и иными нормативными актами Банка России. При этом утверждение руководителем кредитной организации рабочего плана счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях основывается на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, предусмотренном ПБУ КО. В Плане счетов определяются счета учета имущества и внутрибанковских операций кредитных организаций (п. 1.23 ПБУ КО).

Бухгалтерский учет в кредитной организации и ее подразделениях должен обеспечивать своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитных организаций. Так, например, помимо счета № 409 «Средства в расчетах» в подразделе «Средства в расчетах» разд. 4 «Операции с клиентами» Плана счетов предусмотрены счета для бухгалтерского учета совершаемых отдельных специфических расчетных операций по счетам клиентов, таких как: «обязательства по аккредитивам», «обязательства по аккредитивам с нерезидентами», «средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа», «инкассированные наличные деньги», «невыплаченные переводы», «невыплаченные трансграничные переводы денежных средств» «невыплаченные трансграничные переводы денежных средств нерезидентам», «расчеты по зачетам», «расчеты по переводам денежных средств», «принятые наличные денежные средства для осуществления трансграничного перевода», «принятые наличные денежные средства для осуществления трансграничного перевода от нерезидентов».

>> Бухгалтерский учет банковских операций не порождает движения средств на банковских счетах клиентов банка.

Естественно, бухгалтерский учет банковских операций не может отождествляться с самими банковскими операциями, совершаемыми по счетам клиентов банка. Такой учет не порождает какого-либо движения средств на банковских счетах клиентов банка. Бухгалтерский учет банковских операций осуществляется по счетам учета внутрибанковских операций, а не по счетам клиентов банка, а банковские операции осуществляются по счетам клиентов банка, а не по счетам учета внутрибанковских операций. При совершении банковских операций они лишь отражаются в бухгалтерском учете банка.

Существует миф о том, что ЦБ РФ разрешает принимать средства на «транзитный счет» № 40911 в качестве способа оплаты коммунальных услуг. Это не так. Центральный банк РФ лишь регулирует то, как отразить (учесть) соответствующие операции на этом бухгалтерском счете.

Пункт 4.53 ПБУ КО устанавливает следующую характеристику счета № 40911 «Расчеты по переводам денежных средств»:

Назначение счета — учет сумм принятых (списанных с банковских счетов клиентов) переводов денежных средств, в т. ч.:

  • наличных денежных средств от физических лиц для осуществления перевода без открытия банковского счета,
  • а также перевода на основании распоряжения на общую сумму с реестром в соответствии с договором с получателем средств.

Счет пассивный.

По кредиту счета отражаются суммы принятых (списанных с банковских счетов клиентов) переводов денежных средств, в т. ч.:

  • наличных денежных средств от физических лиц для осуществления перевода без открытия банковского счета,
  • а также перевода на основании распоряжения на общую сумму с реестром, в корреспонденции:
    – со счетами по учету
    кассы;
    денежных средств в банкоматах и платежных терминалах;
    внутрибанковских требований по переводам клиентов;
    незавершенных переводов и расчетов по банковским счетам клиентов при осуществлении расчетов через подразделения Банка России;
    незавершенных расчетов с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств;
    незавершенных переводов, поступивших от платежных систем и на корреспондентские счета;
    – с банковскими счетами клиентов;
    – с корреспондентскими счетами (субсчетами).

По дебету счета отражаются суммы переводов денежных средств, перечисленных по назначению, в корреспонденции:

  • с корреспондентскими счетами (субсчетами);
  • со счетом по учету внутрибанковских обязательств по переводам клиентов;
  • с банковскими счетами клиентов кредитной организации (филиала);
  • с банковским счетом для идентификации платежа;
  • со счетом по учету незавершенных расчетов с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств.

Порядок ведения аналитического учета определяется кредитной организацией. При этом аналитический учет должен обеспечивать получение информации по каждому переводу денежных средств, в том числе на основании распоряжения на общую сумму с реестром.

>> В обязательствах по оплате коммунальных услуг УО является получателем денежных средств, а в обязательствах по оплате коммунальных ресурсов — плательщиком.

В соответствии с п. 1.17 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Правила перевода) «плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком. В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками». В силу п. 1.18 Правил перевода «получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком. В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками».

Необходимо отметить, что:
1) в данном случае в пп. 1.17 и 1.18 Правил перевода имеется в виду договор, заключаемый по Гражданскому кодексу РФ между банком и клиентом, которым предусмотрено осуществление перевода денежных средств, в частности, договор банковского счета (гл. 45), а не трехсторонний договор об информационном обеспечении расчетов населения за  жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа;
2) применительно к расчетам за жилищные и коммунальные услуги плательщиками в обязательствах по оплате коммунальных услуг являются собственники помещений и наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а получателем — управляющая организация, жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья;
3) применительно к расчетам за жилищные и коммунальные услуги плательщиками в обязательствах по оплате коммунальных ресурсов являются управляющая организация, жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья, а получателями — соответствующие ресурсоснабжающие организации.

В соответствии с п. 1.19 Правил перевода «в реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию».

Для получения переводов денежных средств от нескольких получателей средств, обслуживаемых одним банком, в реестре распоряжения одной группы очередности применительно к операциям по оплате потребителями коммунальных услуг исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья) должны указываться плательщики денежных средств, суммы подлежащих перечислению такими плательщиками средств, назначение платежей (оплата потребленных в расчетном месяце соответствующих видов коммунальных услуг).

Операция по учету данных переводов граждан должна учитываться на счете № 40911 «Расчеты по переводам денежных средств»: принятие наличных денежных средств от физических лиц для осуществления перевода без открытия банковского счета (в большинстве случаев оплата осуществляется наличными денежными средствами в отделениях банков) и суммы принятых переводов денежных средств на банковский счет получателя денежных средств (соответствующей УО, ТСЖ, ЖСК).

Оценка различных способов оплаты коммунальных услуг

>> В российском жилищном законодательстве конкретно установлено, кому должны потребители вносить плату за жилищные и коммунальные услуги.

Нормы по оплате ЖКУ

Для перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком, в реестре распоряжения одной группы очередности применительно к операциям по расчетам абонента (управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива) с ресурсоснабжающими организациями должны указываться получатели денежных средств, суммы подлежащих перечислению таким получателям средств, назначения платежей (оплата потребленных в расчетном месяце соответствующих коммунальных ресурсов).

Операция по учету данных переводов должна учитываться на счете № 40911 «Расчеты по переводам денежных средств»: списание сумм денежных средств с банковского счета плательщика (УО, ТСЖ, ЖСК) и суммы принятых переводов денежных средств на банковские счета получателей денежных средств (РСО).

Согласно п. 1.20 Правил перевода «банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях».

Если такие реестры передаются по упомянутому ранее трехстороннему договору и в результате представления одновременно реестра с распоряжениями, в котором указываются плательщики за коммунальные услуги (граждане), и реестра с распоряжениями в целях осуществления перевода денежных средств от исполнителя коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) нескольким получателям (РСО), перед «расщеплением» платежей ресурсоснабжающим организациям не осуществляется зачисление переводов граждан-потребителей на банковский счет соответствующей УО, ТСЖ, ЖСК (исполнителя коммунальных услуг), это представляется неправомерным.

Реестры должны содержать «предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств». При этом для операции по оплате коммунальных услуг таким «банковским счетом получателя средств» является банковский счет исполнителя коммунальных услуг. Это следует из существа денежного обязательства по оплате коммунальных услуг в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом в соответствии с нормами ч. 4, 6, 7 ст. 155, ч. 22 и 23 ст. 161, ч. 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ.

Из этих норм следует, что:

  • если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, то наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в таком доме плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги вносят указанной управляющей организации;
  • если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, а управление им осуществляет управляющая организация, то плату за жилое помещение и коммунальные услуги собственники помещений в этом МКД вносят данной управляющей организации;
  • если в МКД создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, то связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг взносы вносятся его членами в порядке, который установлен органами управления данных организаций;
  • в многоквартирном доме, где создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, собственники помещений в этом МКД, не являющиеся членами данных объединений, плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги вносят в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ и ЖСК;
  • если товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив заключил договор управления многоквартирным домом, члены ТСЖ и ЖСК вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации.

То есть жилищное законодательство Российской Федерации устанавливает, кому конкретно потребители обязаны вносить плату за жилищные и коммунальные услуги.

В подпункте «б» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что в платежном документе указываются: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты.

Единственное исключение, при котором внесение платы за коммунальные услуги допускается не исполнителю коммунальных услуг, установлено в ч. 61 и 71 ст. 155 ЖК РФ: на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов ТСЖ или ЖСК собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

>> В платежном документе должен быть указан банковский счет исполнителя жилищных и коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Но в ЕПД указывается счет № 40911, не являющийся банковским счетом в толковании Гражданского кодекса РФ, а являющийся внутренним банковским счетом кредитной организации и не принадлежащий управляющей организации. При указании в ЕПД счета № 40911 получается, что потребители осуществляют перевод денежных средств в пользу банка, который ведет на этом счете бухгалтерский учет операций по переводу средств. В ЕПД указываются ИНН и банковский (корреспондентский) счет банка и другие реквизиты банка. С точки зрения законодательства, банк считается получателем средств, которые причитаются исполнителю жилищно-коммунальных услуг, что, естественно, противоречит банковскому законодательству. Поэтому в платежном документе не должен указываться счет № 40911 «Средства в расчетах», а должен указываться банковский счет исполнителя жилищных и коммунальных услуг.

Эти требования соответствуют и законодательству о банковской деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.

Согласно ч. 10 ст. 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» при переводе денежных средств сумма на счет получателя должна поступить в полном объеме, вознаграждение оператора не может удерживаться при переводе. По факту в результате расщепления платежей потребителей за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет управляющей организации поступает сумма денежных средств только за жилищные услуги и, в дополнение, за вычетом вознаграждения «за расщепление платежей» (в размере 1 %). Это формально противоречит поручению плательщика ( гражданина-потребителя), который давал поручение перечислить определенную сумму управляющей организации.

Как было указано ранее, поступающие различными способами в счет оплаты жилищных и коммунальных услуг от граждан денежные средства расщепляются с внутрибанковского бухгалтерского счета № 40911 «Средства в расчетах». Для отражения в бухгалтерском учете выручки и расчетов с РСО управляющая организация использует документы, оформляемые банком (реестры, акты), так как фактически получателем платежей и плательщиком в пользу РСО является банк (указан в качестве получателя в ЕПД). В результате управляющая организация не может подтвердить факт поступления денежных средств на свой банковский счет и перевода соответствующих платежей в пользу РСО платежными поручениями, выписками по своему расчетному счету, т. е. документами, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ для осуществления безналичных расчетов.

Таким образом, логичный вывод из изложенного: рассмотренный вариант является нелегитимным и нуждается в исправлении.

Как это ни резко звучит, но москвичи имеют право не платить за ЖКУ по платежным документам, в которых указан не банковский счет исполнителя ЖКУ (в большинстве это ГБУ «Жилищник» соответствующего района Москвы). Совсем не платить. До тех пор, пока им не будет выставлен документ с указанием банковского счета их управляющей организации, ТСЖ. Вины москвичей в этом не будет.

Использование платежного агента

Второй вариант используется часто. он характеризуется тем, что в платежном документе указывается банковский счет не управляющей организации или «пассивного» ТСЖ, а расчетного центра (РЦ). Причем это не спецсчет. После поступления средств РЦ «расщепляет» их ресурсоснабжающим организациям и даже подрядчикам управляющих организаций: обслуживающим лифты, запорно-переговорные устройства, телепровайдерам.

При этом расчет делается на неправильном применении законодательства о платежных системах.

>> Платежный агент может принимать только наличные платежи, например, в терминал.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» (ч. 15) наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным кодексом РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии:

  • платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц,
  • а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей — это платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент — это платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Банковским платежным агентом является юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Например, таких банковских операций, как прием наличных платежей за жилищные и коммунальные услуги. В данной статье деятельность банковских платежных агентов не рассматривается.

В соответствии с Федеральным законом от  03.06.2009 №  103-ФЗ, помимо уже перечисленных, используются следующие термины:

  • «поставщик» — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 2);
  • «плательщик» — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2).

>> Платежный агент не имеет права оформлять платежный документ от собственного имени и указывать в нем реквизиты своего банковского счета.

На практике существуют случаи, когда платежные агенты (чаще всего, всевозможные РКЦ, ЕРКЦ, ИАЦ и т. п.) выставляют потребителям жилищных и коммунальных услуг (плательщикам) платежные документы в соответствии с заключенными агентскими договорами с управляющими организациями (поставщиками). В таких договорах обычно закреплено, что управляющая организация поручает, а РКЦ берет на себя обязательство совершать от имени и за счет управляющей организации деятельность: по начислению, сбору и обработке взносов за жилищные и коммунальные услуги.

Кредитные организации вправе без открытия банковского счета осуществлять в пользу поставщиков без ограничений безналичные расчеты по переводам денежных средств физических лиц с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций.

Положения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ не применяются к отношениям, которые связаны с деятельностью по проведению осуществляемых в безналичном порядке расчетов (п. 4 ч. 2 ст. 1).

Платежные агенты не могут совершать:

  • банковские операции;
  • операции, не предусмотренные Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

Следует отметить, что запрещается деятельность организаций, не являющихся кредитными организациями, по приему платежей физических лиц без заключения договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с кредитной организацией либо без соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ платежный агент может принимать только наличные платежи, например, в терминал. Платежный агент не имеет права принимать безналичные платежи. То есть платежный агент не имеет права указывать в подготовленных им платежных документах номер своего банковского счета для зачисления на него безналичного перевода платы за жилищные и коммунальные услуги.

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ в ч. 15 ст. 4 «Условия осуществления приема платежей» устанавливает, что «платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета)».

В части 16 ст. 4 Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ установлен закрытый перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента:
«1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета».

В данном закрытом перечне отсутствуют операции по зачислению на специальный счет средств платы за жилищные и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с простого расчетного счета платежного агента (например, с того, который указан в платежках для перечисления платы за жилищные и коммунальные услуги).

Ранее было указано, что собственники и наниматели жилых помещений, имеющие обязательства по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги управляющей организации, должны вносить такие платежи только тому, кто имеет перед ними обязательства по выполнению услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению коммунальных услуг, а не любому лицу, банковский счет которого указан в платежном документе.

Этого не может изменить и договор между управляющей организацией и платежным агентом. Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ «Стороны обязательства» «обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц)». Обязательственные правоотношения предусматриваются исключительно между двумя его субъектами — должником и кредитором. Если плательщики (собственники и наниматели помещений) не участвовали в качестве стороны договора в договоре с участием поставщика (управляющей организации) и платежного агента, то плательщики (собственники и наниматели помещений) не обязаны исполнять то, о чем договорились поставщик (управляющая организация) и платежный агент.

Но плательщики (собственники и наниматели помещений) в договоре между поставщиком (управляющей организацией) и платежный агентом никогда не участвуют. Поэтому, тот факт, что поставщик (управляющая организация) о чем-то договорился с платежным агентом (РКЦ, ЕРЦ и т. п.) для плательщиков (собственников и нанимателей помещений) никаких обязательств не порождает.

РКЦ, ЕРЦ могут осуществлять:

  • расчет размеров взносов;
  • печать и доставку платежных документов;
  • предоставлять юридические услуги по работе с должниками.

>> Полномочие по изменению порядка расчетов с участием платежных агентов принадлежит Российской Федерации.

Платежный агент не имеет права оформлять платежный документ от собственного имени и указывать в нем реквизиты своего банковского счета для зачисления на него платы за жилищные и коммунальные услуги для последующего перечисления поставщику (управляющей организацией) и тем более расщепления платежей между ресурсоснабжающими организациями.

Платежный документ должен оформляться от имени поставщика (управляющей организации). В платежном документе должен указываться банковский счет поставщика (управляющей организации). В ином случае неправомерные платежные документы могут плательщиками не оплачиваться.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления не имеют полномочий принимать нормативные правовые акты, изменяющие порядок расчетов с участием платежных агентов. Данное полномочие принадлежит исключительно Российской Федерации.

Таким образом, рассмотренный вариант является нелегитимным и нуждается в исправлении.

Последствия «расщепления» с банковского счета РЦ такие же: собственники и наниматели имеют право не платить псевдопредставителю. И агентские договоры управляющих организаций с РЦ никак ситуацию не исправляют.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль