Доступность правосудия и справедливости в ЖКХ

124
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Рыжов А.Б.
Автор: Рыжов А.Б.
руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области
Деятельная, ответственная реализация гражданином полномочий собственника помещения в многоквартирном доме, следующих из Жилищного кодекса РФ, представляет для него серьезное бремя, так как означает необходимость согласования принимаемых решений с другими собственниками помещений в многоквартирном доме через механизм общего собрания, получение и анализ информации, связанной с комплексом отношений в многоквартирном доме в целом (содержание общего имущества и принятие решений, связанных с его капитальным ремонтом, предоставление коммунальных услуг, пользование общим имуществом, избрание совета дома, реконструкция и т. д.), исполнение принятых собственниками помещений в многоквартирном доме решений.

Большинство российских семей проживает в собственном жилье. Это огромное социальное достижение, результат бесплатной приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, поддержки в советское время жилищно-строительных кооперативов и итог государственной жилищной политики в новое время.

Статья 210 ГК РФ определяет: собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Бремя принятия и реализации решений в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несоразмерно вполне человеческим масштабам бремени содержания собственно жилого помещения — квартиры. Многоквартирный дом технологически намного сложнее и просто физически многократно больше.

Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не следует из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

К сведению

В России примерно 75 % жилых помещений используется для проживания самими собственниками жилья.
Для сравнения: в Германии эта доля составляет 46 %, во Франции — 57 %, в Нидерландах — 58 %.

Обеспечение надлежащего управления многоквартирными домами, помещения в которых находятся в собственности различных лиц, представляет собой непростую задачу для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также серьезный вызов для бизнеса.

Дело в том, что правоотношения в ЖКХ характеризуются наличием огромного числа участников и соответственно большим количеством требуемых управленческих действий и мер по разрешению споров.

Органы местного самоуправления при проведении таких предусмотренных Жилищным кодексом РФ мероприятий, как созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам избрания совета многоквартирного дома (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ), формирования фонда капитального ремонта (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ), расторжения договора с управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ), сталкиваются с необеспеченностью ресурсами — многоквартирных домов много, а упрощенная для органа местного самоуправления процедура созыва собрания законодательством не предусмотрена.

Законодательство (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ) требует: собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под подпись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

К сожалению, у органов местного самоуправления отсутствует финансовая и техническая база для эффективной реализации упомянутых обязанностей.

В этой связи для обеспечения возможности реализации органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей целесообразно наделить органы местного самоуправления правом созывать общее собрание собственников помещений в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 161.1, ч. 6 ст. 170, ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, посредством размещения на сайте органа местного самоуправления и в ГИС ЖКХ объявления о созыве собрания и необходимых для принятия решения информационных материалов.

Однако наибольшее значение для защиты прав граждан и юридических лиц в сфере ЖКХ имеет возможность эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

О масштабах неразрешенных споров в ЖКХ свидетельствуют как объемы накопившейся задолженности потребителей перед предприятиями, так и значительное число жалоб граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления на неправомерные действия (бездействия) предприятий.

Масштаб проблемы неразрешенных споров в отрасли таков, что позволяет сделать вывод о недостаточном доступе к правосудию для участников правоотношений в  жилищно-коммунальной сфере.

Так, одна из наиболее характерных проблем при разрешении споров в ЖКХ — неполная компенсация судебных расходов истцу по усмотрению суда об обоснованном размере таких расходов.

Доступность правосудия в жилищно-коммунальной сфере

При этом специфика многоквартирного дома такова, что ни граждане-потребители, ни предприятия-поставщики не могут просто так отказаться друг от друга: владелец квартиры не может в одиночку «уйти» к другому поставщику, а поставщик вынужден мириться с тем, что часть владельцев квартир — должники. Соответственно, конфликтная ситуация, если не разрешается, то сохраняется и развивается. Это означает особенно острую необходимость обеспечения доступности правосудия в отношениях в сфере управления многоквартирными домами.

Еще один фактор, негативно влияющий на финансовое положение предприятий, а значит, косвенно отзывающийся и на качестве их услуг, — длительность процесса взыскания в судебном порядке, составляющая 8–12 месяцев. Постоянно обсуждаемая проблема: уровень неплатежей за жилое помещение и коммунальные услуги 2–7 % сочетается с низким законным уровнем пени, меньшим, чем проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами и тем более ставки по коммерческим кредитам, выдаваемым предприятиям, — на сегодня не решен.

Нерентабельность взыскания задолженности демотивирует отраслевые предприятия, не позволяет им вести систематическое взыскание задолженности потребителей. Предприятия вынуждены ограничиваться лишь наиболее крупными, показательными случаями взыскания задолженности.

В этой связи необходимы пересмотр подходов судов к возмещению судебных расходов по делам о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сокращение сроков, переход к внесудебным процедурам.

Усилия законодателей, направленные на совершенствование жилищного законодательства, свидетельствуют о твердом намерении обеспечить эффективность его применения.

В подтверждение этого тезиса достаточно упомянуть несколько примеров:

  • введение лицензирования и, в частности, включение раскрытия информации управляющей организацией в перечень лицензионных требований (Федеральный закон от 21.07.2014№ 255-ФЗ);
  • введение новой системы капитального ремонта многоквартирных домов (Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ);
  • правило, согласно которому потребитель будет вправе не оплачивать платежный документ, не внесенный в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 263-ФЗ);
  • право собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке расторгнуть договор управления в случае нарушения его условий управляющей организацией (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, введена Федеральным законом от 29.12.2006 № 251-ФЗ);
  • обязанность органа местного самоуправления провести проверку по обращению собственника помещения в многоквартирном доме и при выявлении нарушения условий договора созвать общее собрание собственников помещений в таком доме (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ);
  • предоставление органам государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля права обращаться в суд с заявлениями, в частности о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, о признании договора управления многоквартирным домом недействительным, а также с заявлением в защиту прав и законных интересов потребителей по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 28.06.2014 № 200-ФЗ);
  • введение новых составов административных правонарушений в жилищной сфере (ст. 7.23.2 и 7.23.3 КоАП РФ, введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ).

Приведенные примеры наглядно выражают тенденцию к расширению административного участия в обеспечении законности в жилищной сфере. Это полностью отвечает чаяниям большинства граждан о том, что проблемы будут решаться административными усилиями, без необходимости обращения гражданина в суд.

Однако административные органы не могут и не должны полностью заменять судебную власть, тем более что усиление их роли приведет к увеличению числа разногласий участников правоотношений уже не между собой, а с собственно административными органами (достаточно указать на вполне ожидаемую дискуссию по поводу установленного в региональной программе срока капитального ремонта дома).

Причины нежелания граждан обращаться в суд вполне очевидны.

Например, серьезным препятствием является отсутствие достаточных знаний для защиты своих прав, на ликвидацию которого направлены информационно-разъяснительная работа органов власти, национального, региональных и местных центров общественного контроля в ЖКХ, проект партии «Единая Россия» «Школа грамотного потребителя».

Необходимость затрат личного времени и средств на подготовку и участие в судебном процессе в интересах также и других собственников помещений в многоквартирном доме зачастую делает пассивными с точки зрения обращения в суд даже членов совета многоквартирного дома.

Законодательным Собранием Нижегородской области внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 158 и 1611 Жилищного кодекса Российской Федерации», который предусматривает наделение общего собрания собственников помещений правом принять решение об определении размера и порядка выплаты компенсации членам совета многоквартирного дома понесенных при осуществлении полномочий совета многоквартирного дома расходов и (или) вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в т. ч. председателю совета многоквартирного дома.

Такое решение общее собрание примет далеко не в каждом доме. Но собственникам помещений, которые столкнулись с юридическими проблемами, требующими проведения экспертиз и привлечения юристов, законопроект принесет несомненную пользу, обеспечив им экономические условия для доступа к правосудию.

>> Наличие у потребителя задолженности, зафиксированной в ГИС ЖКХ, должно стать основанием для выдачи исполнительного листа без проведения судебного разбирательства.

Внедрение ГИС ЖКХ позволит контролировать правомерность начислений платы за жилое помещение и коммунальные услуги. На взгляд автора, наличие у потребителя задолженности, зафиксированной в ГИС ЖКХ, должно стать основанием для выдачи исполнительного листа без проведения судебного разбирательства.

Это снизит судебные расходы (не полностью компенсируемые судом за счет должника) управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов капитального ремонта на взыскание задолженности с потребителей, а также уменьшит и издержки должников, которым не будут предъявлены судебные издержки.

>> Отмена требования о наличии доверенностей для совета дома для обращения в суд по вопросам его компетенции снизит издержки собственников помещений на обеспечение судебной защиты их прав.

В связи с планируемым внедрением порядка, при котором все копии протоколов решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме будут представляться в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, снизятся риски фальсификации таких решений. Это, на взгляд автора, является основанием для определения перечня вопросов, по которым совет многоквартирного дома вправе обращаться в суд в интересах собственников помещений в многоквартирном доме без оформления доверенностей от собственников помещений в таком доме. Отмена требования о наличии доверенностей для совета дома для обращения в суд по вопросам его компетенции снизит издержки собственников помещений на обеспечение судебной защиты их прав.

Рассмотрение специфических споров в ЖКХ весьма трудоемко для судебных органов, и они едва ли готовы сегодня удовлетворить весь потенциально массовый спрос в их услугах со стороны участников правоотношений в ЖКХ.

Судебная система должна удовлетворять потребности общества в разрешении споров в жилищно-коммунальном комплексе. Высокая эффективность рассмотрения судами всех категорий дел по вопросам исполнения обязательств в данной сфере резко дисциплинирует всех участников правоотношений и окончательно переведет отношения в отрасли в правовую плоскость.

Введение в строй ГИС ЖКХ создает предпосылки для того, чтобы (после принятия соответствующих законодательных решений) разгрузить судебную систему от рутинных операций, например:

  • по взысканию отраженной в ГИС ЖКХ задолженности,
  • по перерасчету платы за жилое помещение и коммунальные услуги в случае внесения в ГИС ЖКХ документа (акта о некачественной услуге, решения суда по одному из потребителей в пользу потребителя или поставщика и т. п.), служащего основанием для перерасчета такой платы в отношении более широкого круга потребителей.

Внесение на основании требования одного из потребителей в ГИС ЖКХ документа, служащего основанием для перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, должно стать основанием для перерасчета такой платы всем потребителям, кому соответствующая услуга тоже не предоставлялась, предоставлялась некачественно либо плата была начислена также неправомерно.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!