Инвестиции в водоснабжение и водоотведение как способ решения проблем этой отрасли

227
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Мальнев А.Н.
канд. техн. наук, заместитель генерального директора ГК «Юрэнерго»
Устойчивое водоснабжение и водоотведение — необходимое условие развития регионов. Каково состояние этой жизнеобеспечивающей отрасли? Как определяется вектор ее развития? Что необходимо учитывать на пути к повышению эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения? Какую роль могут сыграть инвестиции в сферу водоснабжения и водоотведения? На эти и другие вопросы отвечает кандидат технических наук, заместитель генерального директора ГК «Юрэнерго» Алексей Николаевич Мальнев.

Алексей Николаевич, каковы проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения?

Кратко перечислим (поскольку общеизвестные факты) базовые сложности отрасли:

  • изношенность водно-канализационного хозяйства;
  • есть средства на техническое обслуживание и ремонты (в рамках верхней границы тарифа), но нет средств на техническое перевооружение (отсутствует как таковой амортизационный фонд, инвестиции не включаются в тариф сверх установленной величины роста тарифа);
  • наличие существенного кассового разрыва в получении средств за оказанную услугу;
  • низкая динамика роста тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению относительно тарифных изменений в электроэнергетике и газоснабжении. Для примера: даже сегодня в Москве тариф на водоснабжение и водоотведение увеличится на 5,9 %, на тепловую энергию — на 13; на горячую воду — на 11,5; на электроэнергию — до 13,7; на газ — на 7,5 %;
  • иные частные производные от указанных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения.

Здесь не затрагиваются вопросы эффективности операционного управления и вопросы администрирования.

Незначительный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение — разве это плохо?

Доступность услуги для потребителя, качество, надежность и эффективное развитие — основные показатели отрасли.

Бизнес водоснабжения и водоотведения подвержен государственному регулированию. Если говорим «тариф», значит, подразумеваем гражданина-потребителя. Если говорим «гражданин-потребитель», значит, рассматриваем совокупную, конечную платежную квитанцию за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, является социально- экономическим индикатором в регионах и контролируется на уровне губернатора и правительства.

Тарифное регулирование в принципе не предполагает большие или умеренные прибыли в бизнесе. В этом случае требуется, чтобы прибыль была достаточна для оказания услуг с оглядкой на платеж потребителя и  социально-экономическую атмосферу в муниципалитете.

Кто определяет вектор развития отрасли?

Вектор развития ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения формируют лучшие мировые, отечественные практики и опыт в лице инвестиционного, экспертного и технического сообщества.

Выработку и реализацию государственной политики осуществляет Минстрой России.

Инструментом Минстроя России является Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Деятельность Фонда ЖКХ направлена в числе прочего на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С 2013 г. средства фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

Каковы основные тренды, наметившиеся в ЖКХ вообще и сфере водоснабжения и водоотведения в частности?

Модернизация коммунального комплекса за счет привлечения в отрасль частных инвестиций — одна из основных задач государственной политики в сфере ЖКХ. Регионы обязаны к 2016 г. передать неэффективные МУПы и ГУПы (после всероссийской оценки унитарных предприятий выяснилось, что таких 28 %) в концессию.

Важным остается вопрос энергосбережения и повышения энергетической эффективности в  жилищно-коммунальной сфере.

Все эти темы актуальны и для водоснабжения, и для водоотведения.

Что нужно учитывать на пути к эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения?

Во многих муниципалитетах есть так называемые неэффективные МУПы и ГУПы из разряда ресурсоснабжающих организаций сектора ЖКХ. Эти неэффективные предприятия успешно выявлены, и составлены графики передачи объектов ЖКХ неэффективных муниципальных предприятий в концессию.

Правомерен вопрос: почему муниципальное предприятие в сфере водоснабжения и водоотведения неэффективно? Неэффективный управляющий? Возможно ли в современных условиях иметь на этой должности неэффективного управляющего? Относясь с уважением к фигуре главы муниципалитета, отвечу: «Невозможно!»

Значит, во-первых, МУП и его управляющий не хотят быть эффективными. Во-вторых, им не дают быть эффективными.

Поясню, что значит «не хотят быть эффективными». Водоснабжение и водоотведение — это отчасти прибыльный бизнес для ограниченного круга конкретных людей в муниципалитете. Показывать эффективность — значит, рисковать потерей (отъемом) прибыльного бизнеса. А кому нужно предприятие с дырой в бюджете?

«Не дают быть эффективным» — МУП обременен просьбами на грани приказов от администрации по выполнению «добровольных поручений» за счет собственных средств, а именно: благоустройство территорий, покупка оргтехники для иных организаций, проведение общественных (значимых для города) мероприятий, присоединение к сетям социально значимых объектов и объектов, «которые нельзя не присоединить», и т. д. Неправильная тарифная политика предприятия. Все это также ложиться нагрузкой на МУП, уничтожая его бюджет.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Одно из направлений на пути к эффективности — привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор, в частности в водоснабжение и водоотведение.

Для привлечения частных средств в сферу водоснабжения и водоотведения в качестве основного рассматривается механизм государственно-частного партнерства и его разновидность — концессия.

В простейшей модели два партнера (статус партнерства предполагает обоюдную выгоду): муниципалитет и инвестор.

Муниципалитет — собственник объектов водно-канализационного хозяйства, обремененного моральным и техническим износом основных средств, неэффективной тарифной политикой предприятия, неоптимальными договорными отношениями с ресурсоснабжающими организациями, накопившимися долгами. Эти объекты находятся в управлении муниципального предприятия (в неэффективном управлении).

Инвестор — эффективный управленец, готовый проводить техническое перевооружение за счет собственных или заемных капиталов. Общая доля вложений инвестора в инвестиционную программу предприятия должна быть не менее 24%.

Каким образом инвестор может не только вернуть вложенные деньги, но и получить доход от инвестиций?

Источником финансовых поступлений для предприятия является регулируемый тариф. Тариф должен быть установлен регулятором на долгосрочный период с учетом предполагаемых, согласованных и утвержденных инвестиций (тот самый экономически обоснованный тариф, который не дают «нашему» неэффективному МУПу).

Очевидно, что включение в затраты предприятия инвестиций приведет к скачкообразному росту тарифа. Это, в свою очередь, отразится на конечном платеже потребителя.

Инвестиции в водоснабжение и водоотведение как способ решения проблем ВКХ

Каким образом обеспечить техническое перевооружение, возврат инвестированного капитала, не наращивая финансовую нагрузку на  гражданина-потребителя?

Во-первых, должен быть введен механизм инвестиционно-ориентированного тарифного регулирования — установление тарифа с применением метода доходности инвестированного капитала.

Во-вторых, бюджетная составляющая инвестиционной программы (деньги государства) и ее размер должны выступать как демпфер величины роста тарифа.

В-третьих, утверждая инвестиционную программу, исполнительный орган субъекта должен не только видеть величину будущего тарифа по определенному виду деятельности (водоснабжение и/или водоотведение), но прежде всего ориентироваться на конечную платежку потребителя.

Поясняю. Предположим, доли платежей гражданина-потребителя в конечной платежке до передачи объектов водно-канализационного хозяйства в концессию (и, соответственно, до начала внедрения улучшений) распределялись так: газ — 15 %, тепло — 50, электроэнергия — 25, водоснабжение и водоотведение — 10 % (итого 100 %).

После вливания концессионером инвестиций и внедрения улучшений на объектах водно-канализационного хозяйства произошло увеличение тарифа и возросла доля платежа за водоснабжение и (или) водоотведение до 20 %.

Орган исполнительной власти субъекта своим решением после консультаций с регулятором может произвести корректировку тарифов других ресурсоснабжающих организаций (за счет изменения их инвестиционных программ, за счет дотаций, субсидий, иных компенсационных или сдерживающих механизмов), и доли платежей у  гражданина-потребителя в конечной платежке распределятся, например, следующим образом: газ — 14 %, тепло — 44, электроэнергия — 22, водоснабжение и водоотведение — 20 % (итого 100 %). Таким образом, конечная сумма в платежке потребителя не изменится.

В чем разница между энергосервисным контрактом и концессионным соглашением?

При заключении энергосервисного контракта исполнитель обязан за свой счет выполнить на объектах заказчика в оговоренных границах улучшения, которые приведут при прочих равных условиях к экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал обеспечиваются за счет экономии средств от предотвращения потребления ТЭР в течение срока действия энергосервисного контракта. По окончании срока действия контракта улучшения остаются у заказчика.

При концессионном соглашении инвестор обязан за свой счет произвести модернизацию объектов заказчика в оговоренных границах, ведущую при прочих равных условиях к снижению операционных расходов в целом по виду деятельности. Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал обеспечиваются за счет утвержденного тарифа в течение срока действия концессионного соглашения. По окончании срока действия концессионного соглашения улучшения остаются у заказчика.

Таким образом, присутствуют нормативно закрепленные механизмы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, направленные на повышение эффективности отрасли.

При выборе того или иного механизма необходимы расчет и взвешенный подход.

Как они будут использованы, покажет время.

Энергосервисный контракт

Концессионное соглашение

Для обеспечения возврата инвестиций и получения дохода требуется фиксация затрат в тарифе относительно ТЭР на уровне затрат базового года (до реализации улучшений) на период действия контракта

Для обеспечения возврата инвестиций и получения дохода необходимо в тарифе зафиксировать долгосрочные параметры (размер инвестируемого капитала, норму доходности, срок возврата инвестированного капитала и т. д.) на период действия концессионного соглашения

Требуется согласовать энергосервисный контракт с регулятором

Требуется разработать и утвердить производственную программу, инвестиционную программу, долгосрочные параметры регулирования, предварительно согласовав с регулятором

Вы полагаете, современное законодательство создало все условия для того, чтобы бизнес в ВКХ стал эффективным?

К настоящему времени для сферы ЖКХ принято около 25 нормативных правовых актов. Вот несколько концептуальных из них для водоснабжения и водоотведения. Это в первую очередь Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», иные постановления Правительства РФ и приказы министерств и служб.

На сегодняшний день не только сформированы правила игры, но и указаны правильные инструменты для достижения эффективности в области водоснабжения и водоотведения.

Избавиться от основных проблем и добиться улучшений на поприще ЖКХ возможно, и улучшения в области водоснабжения и водоотведения благодаря инвестициям, несомненно, будут, но за это нужно платить. Платить в конечном счете придется потребителю. Насколько обоснованно и в каком размере — решают государство и регулирующий орган. Вот такие сегодня «правила».



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Вопросы по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!