Инвестиции и потребности сферы ЖКХ

186
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Аванесян В.Р.
канд. экон. наук, доцент Столичной финансово-гуманитарной академии
В этатистском государстве доминируют методы голого администрирования, властных предписаний, рассчитанных на их безусловное исполнение всеми субъектами. Такое государство безапелляционно вмешивается во все сферы жизни общества, огосударствляет основные отрасли экономики, социальные и прочие отношения. Тем самым оно подрывает основы рыночных отношений и препятствует согласованию интересов хозяйствующих субъектов.

Ситуация с инвестицими в сферу ЖКХ

Затянувшийся спад экономики ухудшил результирующие показатели деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве (таблица). Темпы роста инфляции в 2013—2015 гг. опережали темпы роста доходов. В итоге реальные доходы организаций отрасли уменьшались. Их совокупное снижение составило около 5%, хотя номинальные доходы за этот же период возросли на 9,8%.

В результате кризиса существенно увеличилась задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги (рис. 1). Долги организаций ЖКХ в 2013—2015 гг. постоянно росли и приблизились к 1 трлн руб., что составляет примерно четверть совокупных доходов отрасли. Доля населения в структуре дебиторской задолженности также неуклонно возрастала и достигла 50%. Это вызвано увеличением в 1,7 раза просроченной задолженности предприятий страны по оплате труда, регулярным повышением тарифов на ЖКУ, снижением на 5–6% реальных доходов населения. Более того, согласно результатам очередного исследования Global Wealth Report банка Credit Suisse, с середины 2015 г. по середину 2016 г. уровень благосостояния российских домохозяйств снизился на 14,4%. Неудивительно, что доля оплаты ЖКУ в структуре потребительских расходов населения за 2013—2015 гг. повысилась с 8,8 до 9,3%, а в середине 2016 г. достигла 9,5%. И это также увеличивает неплатежи за потребляемые ЖКУ.

Инвестиции и потребности ЖКХ

Доля основных производственных фондов в отрасли с превышением нормативных сроков службы приблизилась к 50% и продолжает расти. На конец 2016 г. убыточными были 36,1% отраслевых предприятий. Значит, в обозримом будущем не удастся кардинально переломить ситуацию с основными фондами. Это подтверждается и тем, что за 2013—2015 гг. доля нуждающихся в замене сетей или не изменялась, как в водоснабжении (около 44%), или увеличивалась, как в водоотведении (с 41,8 до 43,6%) и теплоснабжении (с 28,6 до 29,1%). В результате снижается надежность инженерной инфраструктуры и качество оказываемых услуг. Как ни странно, по данным Росстата, число зарегистрированных аварий уменьшается. Рост числа аварий пропорционально с ростом износа отмечен только на канализационных сетях.

Инвестиции и потребности ЖКХ

*Здесь и далее в расчетах использованы данные сайта Росстата www.gks.ru.

Пример

За последние три года число аварий на теплосетях снизилось с 8,1 тыс. до 5,8 тыс., на водопроводах — с 109 тыс. до 87 тыс. в год.

На канализационных сетях количество аварий возросло с 31 тыс. до 37 тыс.

Все перечисленное относится не только к коммунальной инфраструктуре, но и ко всей российской экономике. По данным Счетной палаты РФ, материально-техническая база российской экономики — инфраструктура, технологии, оборудование — устарела, износ основных фондов превысил 50%, а денег на модернизацию в достаточном объеме в бюджете нет. Только для того, чтобы остановить процесс стремительного ветшания промышленной, транспортной и другой инфраструктуры, нужны инвестиции как минимум в размере 4 трлн руб.

Ситуация с инвестициями в ЖКХ удручающая: ежегодный объем составляет 1–1,5% от стоимости основных фондов, а это слишком мало. Бюджет планирует сокращать капитальные вложения в коммунальную отрасль, рассчитывая на увеличение частных инвестиций. Но что побудит инвесторов делать вложения? Росстат отмечает, что только в 2015 г. инвестиции в производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, в сбор, очистку и распределение воды снизились по сравнению с 2014 г. с 1186 млрд до 990 млрд. руб., или на 17%. Это не означает, что все указанные суммы были направлены только в коммунальную сферу, сюда входят также инвестиции «Газпрома», «Роснефти», ЛУКОЙЛа и т. п. в «большую энергетику».

В целом же предельный износ инженерной инфраструктуры, хроническая убыточность и высокая задолженность многих организаций отрасли как причины инвестиционной непривлекательности ЖКХ общеизвестны. И на многочисленных форумах, посвященных развитию ЖКХ, на это регулярно указывалось. При этом инструментом для решения проблемы выбрана концессия. Скорее всего, государство предпочло концессию, потому что здесь не переходит право собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, а переходят только права владения и пользования. То есть за ней закрепили имидж наиболее желательной формы государственно-частного партнерства.

Результаты внедрения концессии оказались, однако, далеки от ожидаемых. Механизм концессии при всей внешней привлекательности недостаточен для удовлетворения интересов всех участников рынка. Особенно это касается сельских населенных пунктов и малых городов, где ситуация с износом инфраструктуры и долгами хуже, чем в больших и средних городах. Но есть и плюсы. По данным Минстроя России, в регионах, где заработали концессионеры, аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%, а в водоснабжении — на 21%; потери уменьшились на 21 и 14% соответственно (realty.interfax.ru).

Инвестиции и потребности ЖКХ

К сведению

Индекс потребительских цен (ИПЦ) — это показатель уровня инфляции в экономике. Он отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые население приобретает для непроизводственного потребления. ИПЦ рассчитывает Федеральная служба государственной статистики.

Бюджетное финансирование модернизации ЖКХ

Все последние годы власти, находясь на позиции этатизма, усиливают дирижистские методы управления экономикой, называя это вертикалью. Но затянувшийся финансовый кризис показал, что такими методами невозможно справиться с нарастающими проблемами как в экономике в целом, так и в отрасли в частности. Эффективность нашего государства как хозяйствующего субъекта невысока. Однако ФАС России сообщает, что государство стремительно наращивает свое присутствие в экономике. Вклад его и госкомпаний в ВВП вырос с 35% в 2005 г. до 70% в 2015 г. Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года удвоилось (рис. 2). Они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования — серьезная угроза. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий — главных врагов конкуренции на локальных рынках*. Но именно локальные рынки — это сфера ЖКХ. К тому же ежегодно прокуроры выявляют в жилищно-коммунальной отрасли свыше 300 тыс. нарушений.

Инвестиции и потребности ЖКХ

*Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 г.

На свободном рынке действует такой механизм распределения инвестиций, который наиболее полезен для общества. Цены и распределение ресурсов формируются исходя из оптимального использования последних. Дефект дирижистского подхода в том, что у этатистского государства нет такого механизма. Ему незачем стремиться к эффективности, ведь его ресурсы не ограничены в силу неограниченного административного ресурса и бюджетного финансирования. Поэтому невозможно обуздать государство, расточительно распределяющее и расходующее ресурсы. Глава Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Алексей Матюхин на Всероссийском совещании в Новосибирске в октябре 2016 г. заявил, что по результатам мониторинга МУПы и ГУПы в сфере ЖКХ тратят большие суммы не по назначению и списывают их по статье «Прочее». Это лишний раз подтверждает неэффективность унитарных предприятий в управлении госимуществом.

Более того, государство не располагает методом распределения средств, оно невосприимчиво к технологическому прогрессу. Государственные (этатистские) компании не могут стать источниками инноваций и оценивать должным образом уровень квалификации своих работников. В них, как и в военных структурах, выше всего ценится лояльность персонала. В результате этатизации экономики и высоких ставок налогообложения доходов компаний предпринимательская активность дестимулировалась. А высокие социальные гарантии только породили в обществе иждивенческие настроения.

Таким образом, если расширение функций государства искажает способность общества к инновациям и экономическому росту, если государство начинает патронировать отдельным своим представителям в ущерб обществу, если оно начинает функционировать как некая самодостаточная структура в своих собственных интересах, то деятельность государственных институтов наносит прямой ущерб обществу, и расширение их функций нежелательно.

К сведению

Опросы в Российском союзе промышленников и предпринимателей показали, что к бизнесу власть относится «как к кошельку»: 48% респондентов против 42% в 2014 г. Все меньше предпринимателей считают, что власть воспринимает их как младшего или равного партнера, 15,8 % компаний убеждены, что власть относится к бизнесу как к питательной среде для коррупции.

Из доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 г.

Почему нет качественных улучшений в ЖКХ? Потому что не учитываются экономические интересы задействованных сторон. Эффективность хозяйствования во многом зависит от масштабов учета экономических интересов действующих субъектов. А нынешняя расстановка интересов при доминирующей роли государства как собственника основных фондов, законодателя, тарифного регулятора, проводника социальной защиты населения и одного из потребителей коммунальных услуг в одном лице совершенно не способствует поступательному развитию и модернизации отрасли.

Потребности ЖКХ: что нужно отрасли

Опасения по поводу приватизации объектов коммунальной инфраструктуры в обществе высказываются. Одновременно признается неэффективность государства как хозяйствующего субъекта. Минстрой России уже заявлял о необходимости привлекать в коммунальное хозяйство больше частных бизнесменов и как можно скорее избавиться от государственных унитарных предприятий. Предлагается окончательно ликвидировать эту форму хозяйствования с 2018 г. и ускорить работу по передаче проблемных компаний в концессию. При этом саму инфраструктуру министерство хочет оставить в публичной собственности, а к управлению и модернизации, а значит, к повышению эффективности, привлечь частный бизнес.

К сведению

По данным Генпрокуратуры, за 2015–2016 (5 мес.) за нарушения в ЖКХ к ответственности было привлечено свыше 100 тыс. должностных и юридических лиц.

Жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в институциональных изменениях, которые будут способствовать удовлетворению интересов всех участников рынка. Действовать надо решительно.

1. Снизить долю государственного (муниципального) участия в этой сфере в пользу демонополизации и создания реальной конкурентной среды. Для этого разнообразить формы передачи объектов коммунальной инфраструктуры в частные руки — например, разрешить акционирование. Это уменьшит криминальную привлекательность отрасли.

2. Расширить формы управления объектами инженерной инфраструктуры, стимулирующие привлечение частного капитала в коммунальный комплекс, вплоть до их разгосударствления. Частные инвесторы вкладываются в обновление или создание инженерной инфраструктуры только в тех случаях, когда получают полный контроль над деятельностью компании и согласовывают с властью политические, финансовые, технологические и прочие риски. К сожалению, ставка на концессии приводит к тому, что действующие компании ориентированы лишь на обслуживание и развитие арендуемой ими инфраструктуры за счет собственных и бюджетных средств, а при реализации высокоэффективных и быстро окупаемых проектов — кредитных ресурсов на общих условиях.

3. Создать качественную рыночную инвестиционную среду в ЖКХ. Прежде всего улучшить доступ к финансовым ресурсам, обеспечить защиту прав собственности, усилить мотивацию к повышению эффективности производства услуг. Государство должно совершенствовать правовое поле, тарифное регулирование, взять на себя функции социального гаранта и т. п. и одновременно уменьшить свое участие как собственника фондов и производителя ЖКУ.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!