Исполнение предписаний ГЖИ и примеры судебных разбирательств из-за их невыполнения

1785
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
За три неполных года нормативное регулирование в сфере жилищных отношений, организации контроля и надзора претерпело значительные изменения. И госжилнадзору нужно учитывать это в работе с гражданами, управляющими организациями и судебными органами.

Законодатель расширил сферу контроля органов Государственного жилищного надзора (ОГЖН) с целью улучшить  регулирование в сфере жилищных отношений. Во многом это даже не модернизация действующих правил, а ввод целых разделов жилищного законодательства, в частности: капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, лицензирование деятельности по управлению МКД и лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, ГИС ЖКХ, Единый реестр проверок прокуратуры Российской Федерации.

Появились у ОГЖН и сопутствующие функции: размещение сведений в сети Интернет, формирование банка данных из протоколов и решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, установление отсутствия технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, формирование значений показателей эффективности работы госжилинспекций, утвержденных Минстроем России, и др.

Сейчас должностные лица Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее — Инспекция) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по 17 статьям КоАП РФ и по Закону об административных правонарушениях Республики Карелия. По семи статьям Инспекция рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления.

За 11 месяцев 2016 г. Инспекция зарегистрировала более 6 тыс. обращений — в 1,5 раза больше, чем в 2015 г. Обращались как граждане (70 %), так и депутаты различных уровней, органы прокуратуры (4,5 %), другие государственные органы. По поступившим сведениям инспекторы провели 2937 проверок, из них 1587 — в отношении юридических лиц согласно требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На 50 % стало больше проверок по вопросам установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесения платы за коммунальные услуги. Из всех проверок 40 % — с выездным контролем.

Работа с предписаниями ГЖИ и их исполнение

Органы ГЖН выдали по итогам проверок более 7000 административных документов, из них 1308 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Предписание — это ненормативный правовой акт государственного органа. Именно предписание об устранении выявленных нарушений законодатель считает первоочередной мерой. Должностное лицо обязано выдать его, когда при проверке выявляет нарушения.

К сведению

Предписание — это юридический документ, требующий от юридического или физического лица выполнить определенные действия в течение определенного срока. Состоит из предписывающей и исполнительной частей.

В предписывающей части документа может содержаться предупреждение об ответственности, предусмотренной за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предписания ГЖИ. Неисполнение требований влечет за собой наказание.

Предписание также используется для предотвращения каких-либо действий, которые совершаются неподобающим или вредным для окружающих образом.

Длительное время требования к организации жилищного надзора не менялись, и сложилась практика оценивать законность предписания в арбитраже. Если законность предписания не оспаривали в арбитраже, но не исполняли, мировой судья расценивал это как административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

После того как для управляющих организаций ввели лицензирование и увеличили размер штрафа за неисполнение предписания ГЖИ до 200–300 тыс. руб., мировые судьи решили, что необходимо оценивать законность предписания: соблюдение процедуры проверки, соответствие требований предписания действующему законодательству, обоснованность сроков устранения выявленных нарушений, исполнимость и т. п.

C 1 января 2015 г. по 25 октября 2016 г. Инспекция выдала 3041 предписание, арбитражный суд признал не соответствующими закону 145, т. е. 4,7 %. Из них 76 Инспекция выдала, чтобы пресечь нарушения в области платы за жилищно-коммунальные услуги. А мировые судьи в 2016 г. прекратили дела об административных правонарушениях по 34 протоколам в отношении лицензиатов по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в т. ч. лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований» — это 16 % от общего числа составленных протоколов.

Инспекция связывает такие тенденции с тремя факторами:

  • недостаточная квалификация вновь приходящих сотрудников;
  • частые случаи толкования судом норм жилищного права как имеющих признаки относительно определенных;
  • отсутствие сложившейся судебной практики.

Пример

Инспекция выдала управляющей организации предписание привести в соответствие с установленными требованиями порядок оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды. Управляющая организация не исполнила предписание, но не понесла административного наказания. Мировой судья в ходе рассмотрения дела об адми‑ нистративном правонарушении по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ установил, что предписание незаконно. Однако спустя семь дней Арбитражный суд Республики Карелия признал его соответствующим закону и обоснованным.

Иногда арбитражные судьи рассматривают практически в один день жалобы двух управляющих организаций на два одинаковых предписания по абсолютно идентичным основаниям и при одинаковых последствиях в отношении двух многоквартирных домов и принимают противоположные решения. Предписания связаны с порядком начисления платы на коммунальные услуги на общедомовые нужды в Петрозаводске.

Таким образом, расширенные границы судейского усмотрения — это особенность правоприменения в жилищной сфере.

В Карелии мировые судьи учитывают имущественное и финансовое положение привлекаемых лиц и назначают административные наказания в виде штрафов в размере ниже минимального, вплоть до несуществующих санкций по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в виде предупреждения. Кроме того, широко применяют освобождение от административной ответственности в силу малозначительности, ограничиваясь устным замечанием. В 2016 г. доля таких решений в отношении только лицензиатов составила 10 %.

В 2016 г. Инспекция направила в мировой суд 369 дел об административных правонарушениях, сумма штрафов по ним могла бы составить более 32 млн руб. Мировые суды рассмотрели 136 дел, т. е. менее 40 %, а штрафы составили 4 млн руб.

Чтобы переломить ситуацию, нужно повышать квалификацию инспекторов. Также Инспекция считает, что следует увеличить срок давности привлечения к административной ответственности до полугода, года.

Действия мировых судей Инспекция обжалует в квалификационной коллегии судей Республики Карелия. По первой жалобе коллегия провела проверку в отношении мирового судьи и подтвердила изложенные Инспекцией факты. На оперативном совещании заместитель председателя Петрозаводского городского суда обсудил ситуацию с мировыми судьями и указал, что нарушать процессуальное право недопустимо, следует строго соблюдать законодательство при осуществлении правосудия, и рекомендовал контролировать работу аппарата мирового судьи.

Вправе ли Инспекция потребовать, чтобы управляющая организация перерассчитала плату за жилищно-коммунальные услуги за предыдущие периоды? В некоторых случаях суд полагает, что вопросы возврата денежных средств регулируются нормами гражданского законодательства и поэтому гражданско-правовое требование, касающееся возврата денежных средств за выполненную по договору работу, не может иметь форму предписания. Удостовериться в правильности принимаемых должностными лицами Инспекции решений можно исключительно в суде и по каждому отдельному факту.

Зачастую управляющие организации стремятся оптимизировать затраты на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в судебном порядке и устанавливают законность мер реагирования.

Исполнение предписаний ГЖИ и обзор судебных разбирательств из-за их невыполнение

Пример

Инспекция выдала управляющей организации предписание обеспечить гражданам безопасные условия проживания, а именно: опломбировать входы, провести осмотр и составить план мероприятий по устранению причин нарушения и восстановить эксплуатационные свойства балконной плиты. Организация пыталась оспорить документ, однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал предписание действительным. Но с момента выдачи предписания до вступления решения суда в силу прошло восемь месяцев. Все это время Инспекция не могла полноценно, в рамках закона контролировать исполнение предписания ГЖИ.

Встречаются и оригинальные способы исполнения требований ГЖИ.

Пример

Управляющая организация не исполнила предписание Инспекции о восстановлении давления воды в системе холодного водоснабжения и была оштрафована на 200 тыс. руб. Тогда организация переселила заявителя, по обращению которого проводилась проверка, с пятого на второй этаж. Претензий у заявителя нет.

К сведению

Собственникам жилых помещений выдано к исполнению 78 предписаний ГЖИ. Из них исполнено 29, по 5 предписаниям составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, 44 находятся на контроле.

Взаимодействие с судами

Позиция судебной власти во взаимоотношениях ОГЖН с гражданами также многообразна.

Интересны случаи, когда Инспекция встает перед необходимостью защитить собственников помещений от самих себя.

За истекший год Инспекция составила 26 протоколов по ст. 7.21 КоАП РФ за нарушение правил пользования жилыми помещениями и самовольную перепланировку, в пяти случаях инспекторы через суд добивались доступа в жилое помещение для проведения контрольных мероприятий. Все иски суды удовлетворили.

В одном случае гражданин организовал в квартире свалку. Инспекция ходатайствовала перед судом о проведении судебно-психиатрической экспертизы в связи со злостным нарушением правил пользования жилым помещением, грубым нарушением прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Гражданину был назначен попечитель — администрация психиатрической больницы. Впоследствии Инспекция проверяла, как устраняются нарушения в отношении жилого помещения, принадлежащего гражданину под опекой.

Одним из наиболее сложных и важных в 2016 г. стало решение в отношении Олонецких управляющих организаций. Инспекция воспользовалась правом обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц. Поводом послужила жалоба на отсутствие технического регулирования расхода тепловой энергии, поступающей в многоквартирные дома. Верховный суд Республики Карелия признал незаконным бездействие управляющих организаций и обязал их довести до сведения собственников список мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. По итогам управляющие организации установили регулирующую арматуру по минимальным требованиям.

Вместе с тем суд указал на невозможность взыскать по иску Инспекции в защиту неопределенного круга лиц убытки, которые понесли собственники помещений в связи с расчетом платы по нормативу потребления тепловой энергии на отопление. Требовалось установить размер убытков для каждого конкретного лица в силу ст. 15 ГК РФ.

Работа с постановлениями

С 1 января 2015 г. Инспекция рассмотрела 365 дел. В законную силу вступили 356 постановлений, обжаловано 108, лишь 11 из них суды отменили. Таким образом, 97 % постановлений Инспекции в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. В 202 случаях суды назначили административные наказания в виде штрафов на общую сумму 5111,5 тыс. руб., 88 дел прекратили, 15 возвратили для устранения недостатков, в 44 случаях применили малозначительность.

К сведению

Постановление — правовой распорядительный документ, один из видов подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти.

Минстрой России проанализировал сведения о перегруженности мировых судов, недостатках в их работе при рассмотрении дел об административных правонарушениях, протоколы по которым вправе составлять должностные лица ОГЖН, оценил качество рассмотрения дел Инспекцией и предложил наделить жилинспекции полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных
ст. 14.1.3 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии» и 7.23.3 КоАП РФ «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

По мнению Инспекции, применение законодательства об административных правонарушениях в сфере управления многоквартирными домами обоснованно, эффективно и результативно, но не всегда оптимально. Зачастую лица, ответственные за управление, осознают свою вину, но предпочитают искать в суде способ фактически отказаться от выполнения своих обязанностей.

Пример

В январе 2016 г. в одном из многоквартирных домов Петрозаводска длительное время отсутствовало холодное водоснабжение из-за промерзания трубопровода. Однако управляющая организация, не желая нести ответственность, затянула судебные разбирательства на восемь месяцев.

Жилищный испектор: требования и обязанности

Исходя из задач, стоящих перед Государственной жилищной инспекцией, сформулируем требования к квалификации и деловым качествам инспекторского состава.

Должностные лица Инспекции должны:

  • разбираться в жилищном, административном, гражданском, градостроительном и процессуальном праве; законодательстве о техническом регулировании, лицензировании, энергосбережении и энергетической эффективности, об организации местного самоуправления, представительных и исполнительных органов исполнительной власти субъектов, о государственной гражданской службе и противодействии коррупции;
  • соблюдать:
    - требования нормативных правовых актов о защите прав юридических лиц при организации и проведении проверок;
    - порядок рассмотрения обращений граждан.

Государственный жилищный инспектор обязан вызывать уважение, ведь субъектами проверки бывают высшие должностные лица органов местного самоуправления, руководители органов государственной власти Республики Карелия и их заместители, руководители фондов и коммерческих организаций. Нужно предоставить инспекторам возможность собрать доказательную базу на месте совершения противоправных действий, вне зависимости от отдаленности района, взаимодействовать с вышестоящими надзорными ведомствами, в первую очередь с органами прокуратуры. Инспектор должен уметь отстаивать свою позицию в судах различного уровня.

Кроме того, для специалиста Госжилинспекции крайне важно уметь ориентироваться в массиве нормативных актов, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач в установленной сфере деятельности, опираться на складывающуюся судебную практику и нести персональную ответственность перед обществом и государством за недочеты в работе.

Таким образом, в условиях ограниченных ресурсов и большого объема предъявляемых требований ГЖИ в целях улучшения исполнения своих предписаний следует заняться воспитанием и обучением кадров и повышением привлекательности гражданской службы.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль