Кредиты для управляющих компаний: перспективы инвестиционных программ

164
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Алексеев Л.В.
управляющий директор Дирекции по работе с муниципальными проектами ОАО «Банк Москвы»
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 требуется увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%.

В настоящее время в условиях повышенных колебаний финансовых рынков можно говорить, что на построение взаимоотношений банков с организациями коммунального комплекса, предоставляющими товары и услуги по регулируемым тарифам, оказывают важное влияние следующие тенденции нормативно-правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций. Рассмотрим текущую ситуацию с кредитами для управляющих компаний и перспективы системы кредитования регулируемых организаций коммунальной сферы.

В течение 2012—2014 гг. сформировались существенные изменения законодательства в сфере ЖКХ, благоприятные для расширения работы банков с предприятиями коммунального сектора. 

Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ вводит обязательное долгосрочное регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (на срок не менее трех лет в первый период и не менее пяти лет в последующие периоды регулирования), что позволяет банкам осуществлять прогноз денежных потоков клиента на соответствующий период до принятия решения о предоставлении финансирования.

В соответствии с нормами этого федерального закона в случае снижения тарифов или изменения долгосрочных параметров регулирования по инициативе тарифного органа «выпадающая» сумма доходов подлежит компенсации регулируемой организации из регионального бюджета. В предшествующие настоящему времени периоды кризисных явлений в экономике указанных норм в законодательстве не существовало, что и служило основаниями для «сглаживания» возможного социального недовольства населения путем некомпенсируемого уменьшения тарифов ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний ЖКХ, вызывая недополучение ими выручки и приводя к ухудшению платежеспособности, в т. ч. и по ранее выданным кредитам.

Однако принятые Правительством РФ 1 июля 2014 г. изменения в отдельные нормативные правовые акты ввели в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, норму следующего содержания: «В случае возникновения у регулируемых организаций недополученных доходов, связанных с изменением в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года, долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки регулируемых организаций, определенной на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) долгосрочных параметров регулирования, установленных органом регулирования, либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления поселения или городского округа (в том числе на основании решений Правительства Российской Федерации), установлением долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных этими органами или согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона „О теплоснабжении“ не осуществляется».

Фактически указанной нормой были выведены из-под действия Порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 № 603, возможные недополученные доходы регулируемых организаций в случае отклонения от ранее установленных долгосрочных параметров регулирования, если первый долгосрочный период начался до 1 января 2015 г.

Таким образом, до сих пор сохраняются основные регуляторные риски, учитывавшиеся при выдаче кредитов организациям ЖКХ, осуществляющим регулируемые виды деятельности, перешедшим на долгосрочное регулирование до начала 2015 г., поскольку отклонения валовой выручки таких организаций от величины выручки, запланированной при установлении тарифов, не подлежат компенсации из бюджета.

Факторы повышения кредитоспособности ресурсоснабжающих организаций

Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ дополнительно регулирует отношения по передаче в концессию объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, чем повышается прозрачность деятельности предприятий отрасли и их инвестиционная привлекательность.

Согласно этим изменениям в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сферах теплоснабжения или водоснабжения и водоотведения;
2) задание и основные мероприятия по обеспечению величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов;
5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения. Таким порядком может предусматриваться возмещение расходов концессионера при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, но не более чем на пять лет или при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала, а при условии непродления срока действия концессионного соглашения — на срок, не превышающий два года.

Кредиты для управляющих компаний: перспективы инвестиционных программ

Кроме того, по поручению Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета РФ от 31.05.2013 в федеральных органах исполнительной власти совместно с представителями отраслевых предприятий разработан и готовится к утверждению законопроект о предотвращении роста задолженности за коммунальные ресурсы, что способствует финансовой устойчивости регулируемых ресурсоснабжающих организаций. В первую очередь в этом законопроекте идет речь о создании обязательных механизмов гарантирования оплаты поставленных энергоресурсов, при этом, если к потребителям, не осуществляющим социально значимые или потенциально опасные виды деятельности, в случае неоплаты со стороны поставщиков ресурсов могут применяться меры по ограничению или прекращению поставки энергоресурсов, то за так называемые социально значимые группы потребителей при нарушении платежной дисциплины должны предоставляться государственные или муниципальные поручительства или гарантии оплаты, а за все иные «неотключаемые» группы потребителей при нарушении с их стороны договорных условий оплаты поставленных энергоресурсов должны включаться механизмы финансовых гарантий оплаты, в т. ч. предоставление банковской гарантии.

В целом в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, со стороны ряда кредитных организаций высказываются опасения в их «бюджетозависимости», т. е. наличии прямой взаимосвязи финансового состояния потенциального заемщика, работающего в регулируемых секторах, с состоянием бюджета муниципального образования или консолидированного бюджета субъекта РФ.

При этом в основу реализации инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обязательно ложится решение субъекта РФ об утверждении инвестиционной программы эксплуатирующего предприятия, разработанное на базе утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод.

Реализации инвестиционной программы также должно предшествовать и решение тарифного органа субъекта РФ об установлении тарифа на основе долгосрочных параметров регулирования.

Однако решение субъекта РФ или муниципального образования о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений не является обязательным условием осуществления инвестиций, т. е. деятельность регулируемых организаций формально не является бюджетозависимой, и оценка их кредитоспособности в полной мере может основываться на кредитном рейтинге непосредственно регулируемой организации.

Таким образом, учитывая в совокупности все перечисленные факторы, в ближайшее время кредитование организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, представляется одним из наиболее перспективных и несет риски, существенно ниже кредитования предприятий, зависящих от колебаний рыночного спроса.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях