Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

223
Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации
Образовавшиеся в результате жизнедеятельности человека отходы производства и потребления — это главные загрязнители окружающей среды, которые нарушают равновесие в экологической системе. С другой стороны, эти отходы зачастую потенциально пригодны для переработки и вторичного использования. Однако для этого необходима грамотная система управления ТБО.

В чем проблема утилизации ТБО 

Все, что человек производит для удовлетворения своих потребностей и обеспечения жизнедеятельности, в конечном итоге переходит в категорию отходов. При этом часть продуктов, на производство которых затрачено много энергии и человеческого труда, попадает в эту категорию уже после разового использования: алюминиевая и луженая консервная тара, упаковка, макулатура и пр.

Отходы производства связаны через повторное использование и переработку с промышленной системой, где они образовались. Их легче вовлечь в утилизацию, чем отходы потребления. А когда предприятия оптимизируют методы хозяйствования, количество отходов производства во времени снижается.

Количество отходов потребления, наоборот, постоянно возрастает, так как потребительский рынок насыщается все большим количеством товаров. Отходы потребления во многом обезличены. Их собственником чаще всего становится новое лицо — физическое или юридическое, а не производители и импортеры товаров, утративших свои потребительские свойства. Поэтому в существующих технико-экономических условиях организовать рациональное управление отходами потребления гораздо сложнее, чем отходами производства. Успех во многом зависит от создания эффективной системы сбора отходов потребления.

К сведению

По данным статистики, поток наиболее представительных и проблемных отходов потребления — твердых бытовых отходов — возрастает ежегодно на 2–3 %.

Несмотря на то что количество образующихся ТБО намного меньше, чем количество промышленных отходов, именно проблема ТБО требует первостепенного внимания, по крайней мере, по пяти причинам:

  • проблема ТБО затрагивает все без исключения города;
  • к образованию ТБО причастен каждый человек;
  • для захоронения ТБО нужны большие площади, так как их плотность многократно меньше, чем у промышленных отходов. Ресурс действующих вокруг городов объектов захоронения ТБО недолговечен, а открытие новых объектов весьма проблематично;
  • у государства больше возможностей непосредственно влиять на методы управления отходами в муниципальном секторе;
  • цивилизованное решение проблемы ТБО — вотум доверия власти от населения.

Главная особенность проблемы ТБО в том, что эти отходы образуются в больших количествах и их необходимо ежедневно удалять (вывозить) из мест образования.

Чтобы решить эту проблему, нужно ответить на вопросы: как отходы собирать, куда удалять и что с ними делать после удаления из источников образования, сведя при этом к минимуму экономические затраты и экологический риск.

Решение проблемы ТБО: кто ответственный?

В России до сих пор предпочитают захоранивать ТБО на полигонах, а точнее — вывозить на свалки, не обеспечивающие охрану окружающей среды от загрязнения.

У нас захоранивают не менее 98 % образующихся ТБО. Даже в Москве, наиболее продвинутом городе, на свалки вывозят около 90 % отходов. Эти показатели значительно отличаются от достижений мировой практики.

Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Пример

По данным Eurostat, в начале ХХI в. в Нидерландах и Швейцарии полигонному захоронению подвергали менее 5 % ТБО, в Германии и Бельгии — менее 15 %, во Франции — около 35 %, в Великобритании и Италии — 55–60 %, в Чехии — около 70 %, в Греции — 90 %.

Полигонное захоронение ТБО в странах с малой площадью и высокой плотностью населения во второй половине XX в. признали бесперспективным: объекты захоронения недолговечны, они все дальше отодвигаются от городов, а выделение новых свалочных мест и их обустройство усложняются, затраты на удаление ТБО из источников их образования возрастают. Развитые страны стали сокращать поток отходов на захоронение и вовлекать их в промышленную переработку и утилизацию. В итоге в начале ХХI в. в ведущих странах ЕС количество захораниваемых ТБО снизилось в 5–10 раз и более; в США — почти в 2 раза. Но понадобилось полвека, чтобы найти правильные подходы и создать в итоге эффективную систему обращения с отходами.

Поскольку в России отрасль переработки ТБО еще только предстоит создать, нужно изучать и учитывать мировой опыт, мировые достижения, тенденции развития мировой практики управления ТБО и, главное, принципы подхода к решению сложной взаимосвязанной технологической и эколого-экономической проблемы. Только так можно разработать научно обоснованный план действий, ускорить научно-технический прогресс в сфере обращения с отходами, определить направления инвестиционной политики и повысить эффективность капиталовложений в создание новой отрасли. При этом экологический риск будет минимальным, а система управления ТБО — эффективной. Но нельзя механически переносить европейские или японские технологи без адаптации к российским условиям, без сравнения с производствами-аналогами и без попыток сформировать аналитическое понимание проблемы ТБО.

Таким образом, требуется:

  • обосновать рациональную технологическую модель (блок-схему) комплексного управления ТБО в Российской Федерации;
  • разработать научно обоснованные стратегию и тактику решения в России проблемы ТБО — с наименьшим ущербом для окружающей среды, на основе наиболее экономичных технологий или их комбинаций.

Комплексное управление ТБО: что это значит

Комплексное управление ТБО включает организацию их сбора, удаления (транспортирования), обработки, переработки, утилизации и захоронения, а также реализацию мероприятий по уменьшению количества отходов, подвергаемых захоронению и некоторым видам переработки. Все элементы управления ТБО взаимосвязаны.

Основные задачи комплексного решения практических вопросов управления в городе потоком ТБО, отвечающие современным требованиям природопользования и ресурсосбережения:

  • использование отходов в качестве дополнительных источников сырья и энергии;
  • обеспечение экологической безопасности;
  • постепенный переход от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке и утилизации;
  • минимизация затрат на санитарную очистку города.

>> У каждого человека за год образуется не менее 300 кг ТБО.

Сложность связана не только с большими объемами ТБО и необходимостью их своевременного вывоза из источников образования и вовлечения в переработку, но также с тем, что совершенствование санитарной очистки города от ТБО — это составная часть реформирования ЖКХ. Отсюда многое сводится к организации обоснованного рынка услуг, развитию конкурентных отношений в рамках цивилизованного управления ТБО и при этом к предоставлению равных прав субъектам хозяйствования всех форм собственности. К сожалению, эти элементы реформирования ЖКХ внедряются в жизнь очень плохо.

В сфере решения проблемы ТБО катастрофически не хватает специалистов. Сложившаяся ситуация во многом объясняется именно отсутствием профессионализма. Российские вузы выпускают экологов широкого профиля, которые практически не владеют технологиями переработки техногенного сырья, не подготовлены к нахождению решений проблемы ТБО.

Зарубежные фирмы предлагают администрациям городов и высоким чиновникам свои технологии и обещают мгновенно решить проблемы ТБО. Как правило, речь идет исключительно о сжигании. Практические действия, таким образом, сводятся не к созданию продуманной системы управления ТБО, а к строительству случайных промышленных объектов, к применению какой-то одной избранной технологии. Это тупиковый путь.

К сведению

Отходы потребления — это ТБО, КГМ (крупногабаритные материалы), автолом, металлолом, электронный лом, отработанные аккумуляторы, отработанные ртутьсодержащие изделия, крупногабаритные резиноотходы, электрокабельный лом и др.

Пример

В Москве за 30 лет построили шесть мусоросжигательных заводов, но одновременно никогда не функционировало более трех и не захоранивалось менее 85% ТБО. В 2016 г. осталось два завода.

Решить проблему ТБО только путем строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ) невозможно. Срок службы МСЗ ограничен. Пока строят один завод, другой заканчивает свой жизненный цикл. Это зачастую не учитывают.

К сведению

Построенный в 1980-е гг. в Сочи МСЗ для сжигания неподготовленной массы ТБО вообще не смог нормально функционировать и достаточно быстро прекратил существование. По регламенту температура сжигания — 900–1000 °С. Из-за высокого содержания в ТБО пищевых и растительных отходов на МСЗ в Сочи температура сжигания не поднималась выше 700 °С. Это приводило к высокому выходу шлака (недожогу) и создавало благоприятные условия для образования диоксинов и фуранов в дымовых газах.

Стремление использовать для переработки всей массы ТБО какой-то один конкретный метод, какую-то монотехнологию (например, сжигание) противоречит уровню и тенденциям развития мировой практики, неоправданно увеличивает затраты и усиливает негативное влияние технологии на окружающую среду. Неслучайно на Форуме действий ОНФ 22 ноября 2016 г. Президент РФ подчеркнул: «Проблема утилизации отходов требует общественного контроля».

Чтобы свести к минимуму полигонное захоронение ТБО, в европейских странах существенно усовершенствовали систему управления ТБО: создали развитую индустрию вторсырья на базе селективного сбора ресурсоценных компонентов ТБО, создали и развивают систему специализированных производств по сортировке, термической и биотермической переработке отходов, по переработке вторсырья. Термической переработке подвергается лишь часть ТБО, в основном фракция отходов, из которой удалены ценные и опасные компоненты. Это существенно снижает затраты на создание и функционирование весьма дорогостоящих объектов, повышает экологическую безопасность производства.

В России объекты для переработки ТБО строят вне связи с управлением потоками отходов и вторсырья, а на эти объекты направляют всю образующуюся массу отходов. Таков результат непрофессиональной и во многом конъюнктурной политики. В стране не выработана единая стратегическая политика обращения с ТБО и нет обоснованного плана действий. Существует угроза развития чрезвычайной ситуации.

Экологическая безопасность России во многом зависит от решения проблемы ТБО.
Это особенно важно для Московского региона и городов курортной зоны. В отсутствие централизованной государственной политики остается больше простора для криминала, коррупции и конъюнктурной деятельности. Отсюда задача первостепенной важности — разработать научно обоснованную стратегию и тактику.

Цель разработки Стратегии оптимизации комплексного управления ТБО в Российской Федерации — создать наиболее прогрессивную модель управления отходами и разработать обоснованный план практических действий для ее реализации. Стратегия должна определить, как практически вовлекать ТБО в промышленную переработку в условиях ограничительных требований экономики и экологии, как создать эффективную систему управления ТБО, какие объекты и в какой последовательности необходимо создавать для масштабного сокращения потока отходов на захоронение при минимальных экономически затратах и экологических рисках.

Стратегия как документ для практического применения должна содержать четкие и ясные определения и понятия. Требуется конкретизировать виды отходов, целевое назначение операций обращения с отходами и деятельности в этой сфере, руководствуясь здравым смыслом.

Термины и определения

В официальных документах не должно быть неясностей и неточностей. Поэтому основные понятия и определения целесообразно представить для общественного обсуждения: учесть все замечания, предложения и рекомендации.

Отходы — это продукты любого агрегатного состояния (твердые, жидкие, газообразные), образовавшиеся как побочные, бесполезные или нежелательные в процессе жизнедеятельности человека и подлежащие переработке (в т. ч. обезвреживанию, обеззараживанию), обработке, утилизации или захоронению.

Отходы производства — это продукты любого агрегатного состояния (твердые, жидкие, газообразные), которые не производятся целенаправленно, а образуются как остаточные, побочные или бракованные при создании конечного продукта и выработке энергии в процессе производственной деятельности человека.

Отходы потребления — это отслужившие свой срок и утратившие потребительские свойства товары и изделия в любой сфере деятельности, образование которых не связано с созданием продукции и выработкой энергии.

Твердые бытовые отходы (ТБО) — это часть твердых отходов потребления: отслужившие свой срок товары и изделия, тара и упаковка, ненужные человеку продукты или их остатки, образующиеся у населения, в организациях и учреждениях, в системе городского хозяйства и ЖКХ, в сфере быта и услуг, а также аналогичные отходы в любой сфере деятельности, образование которых не связано с созданием продукции и выработкой энергии.

Ресурсосбережение — это взаимосвязанная эколого-экономическая и технологическая система, функционирование которой обеспечивает рациональное использование и экономное расходование первичного (природного) и вторичного (техногенного) сырья, экономию материалов и энергии, использование вторичных материальных и энергетических ресурсов, а также максимальное сокращение количества захораниваемых отходов, не прошедших переработку.

Переработка отходов — это совокупность технологических процессов (методов) воздействия на отходы для изменения их состояния и свойств в целях уменьшения их объема и массы, получения новой продукции, выработки энергии, обезвреживания, обеззараживания.

Обработка отходов — это совокупность технологических процессов (методов) воздействия на отходы без изменения их состояния в целях подготовки их к переработке, утилизации или захоронению.

Обезвреживание отходов — это совокупность технологических процессов (методов) воздействия на отходы в целях снижения степени их вредного воздействия на окружающую среду (снижения класса опасности отходов).

Обеззараживание отходов — это совокупность технологических процессов (методов) воздействия на отходы в целях уничтожения возбудителей инфекционных болезней и патогенной микрофлоры.

Утилизация отходов — это любое полезное использование отходов (в том числе без переработки).

Сортировка (сепарация, обогащение) отходов — это совокупность технологических процессов (методов) воздействия на отходы (иначе — обработка отходов) без изменения их состояния в целях извлечения ценных компонентов, разделения по крупности, удаления опасных и балластных компонентов и выделения полупродуктов или фракций отходов, оптимальных по своему составу (крупности) для переработки тем или иным методом (термическим, биотермическим и др.).

Термическая переработка отходов (сжигание, газификация, пиролиз, гидрогенизация, плазменная переработка и др.) — это совокупность процессов теплового (огневого) воздействия на отходы в целях уменьшения их объема и массы, обезвреживания, обеззараживания, а также выработки энергии и получения инертных материалов (с возможной утилизацией).

Биотермическая переработка отходов (аэробная и анаэробная ферментация) — это биохимический процесс разложения органической фракции отходов микроорганизмами в целях уменьшения объема и массы отходов, снижения их токсичности, получения новой продукции, выработки энергии.

Управление отходами — это технологический процесс, включающий системно связанные операции сбора, удаления (транспортирования), обработки (сортировки), переработки, утилизации и захоронения отходов.

Технология отходов — это совокупность методов (операций) воздействия на отходы для достижения какого-либо результата (решения конкретной задачи).

Наилучшая из имеющихся (доступных) технологий при обращении с отходами — это технологический процесс, позволяющий сократить ущерб для окружающей среды наиболее экономичным способом.

Технологическая схема — это графическое изображение последовательности технологических операций.

Полигон для захоронения отходов — это инженерно обустроенное сооружение, обеспечивающее реализацию технологии размещения отходов (прием, складирование, уплотнение, захоронение) и охрану окружающей среды от загрязнения.

Степень утилизации ТБО (выход вторсырья) — это количество ресурсов (макулатуры, пластмасс, металлов, стекла, текстиля, дерева и пр.), выделенных из ТБО для вторичного материального использования, выраженное в процентах от общего количества ТБО.

Норматив утилизации отхода (товара, утратившего потребительские свойства) — это выраженное в процентах отношение массы утилизированного отхода к общей массе образовавшегося отхода данного вида в разрезе календарного года.

Экологическая система (экосистема) — это единый природный или искусственно созданный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и пр.).



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!