Лицензирование управляющих компаний: документы, экзамен, контроль и аннулирование

570
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Май 2015 года сильно усложнил жизнь организаций, управляющих в сфере жилищно-коммунальных услуг. Появились новые требования, согласно которым стало обязательным лицензирование управляющих компаний. В случае отсутствия у подобных компаний лицензии, они лишаются законного права на свою деятельность.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ было введено как обязательная процедура с 21.07.2014 года подписанием соответствующего Федерального закона.

Точное название данного ФЗ: Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Изменения этим Федеральным законом вносятся в следующие нормативно-правовые акты:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  • ФЗ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  • ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  • ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
  • ФЗ от 4.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • ФЗ от 4.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно требованиям актуального законодательства, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны пройти процедуру лицензирования управляющих компаний, чтобы осуществлять управление многоквартирными домами.

Введение данного правила происходило постепенно. Изначально 1.09.2014 года был принят сам закон о лицензировании управляющих компаний. Тем не менее, получение лицензии не являлось обязательной процедурой: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям дали отсрочку до 1.05.2015 года. На сегодняшний день лицензирование управляющих компаний и контроль соблюдения правил, налагаемых данной процедурой, осуществляют соответствующие государственные надзорные органы.

Для компаний, управляющих многоквартирными домами, лицензия не имеет ограничения срока своей деятельности, поэтому достаточно получить ее один раз, если, конечно, не произойдут какие-либо непредвиденные обстоятельства, например, реорганизация управляющей компании. Следует учесть, что лицензирование управляющей компании имеет территориальные ограничения: лицензия действует исключительно в том субъекте РФ, органы которого ее выдали. Поэтому в случае переезда управляющей организации, потребуется повторное лицензирование у другого государственного органа.

Сведения о любой лицензии, которая была выдана управляющим компаниям, а также прочая дополнительная информация содержатся в специальных реестрах на уровне отдельных субъектов и в едином федеральном реестре. Все эти сведения о лицензировании управляющих компаний являются открытыми. А потому любой может ознакомиться с ними на соответствующих сайтах, принадлежащих различным органам, осуществляющим государственный жилищный надзор.

О штрафах, которые могут быть наложены на управляющие компании, прошедшие лицензирование, речь пойдет позже, а сейчас уместно отметить, что определенную ответственность несут и члены лицензионной комиссии. Например, если будет установлено, что они приняли решение об отказе или выдаче лицензии управляющей компании, не имея на то фактических оснований, их могут оштрафовать. Размер такого административного штрафа может оставлять от 50 до 100 тыс. рублей.

Какие требования предъявляет закон о лицензировании управляющих компаний

Вопрос о том, какие ограничения накладывает закон на лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ с 2015 и в последующие годы, часто встает перед предпринимателями. В действительности условия эти не слишком жестки, управляющим компаниям необходимо лишь отвечать определенным требованиям:

  1. Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ закон разрешает только в тех случаях, когда конкретная управляющая организация осуществляет свою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, в официальном порядке действующего на территории РФ.
  2. Пройти лицензирование можно только тем управляющим компаниям, которые располагают всеми необходимыми средствами для заявленной деятельности, то есть имеют соответствующую техническую и материальную базы. Под базой подразумеваются помещения и оборудование.
  3. Лицензирование управляющих компаний невозможно, если в организации нет рабочего персонала, например, монтажников или сантехников.
  4. Рассчитывать на положительные ответы по лицензированию управляющих компаний могут лишь те управляющие компании, которые исполнили все предписания, сделанные Государственным жилнадзором за последний год.
  5. Лицензирование управляющей компании допустимо только в тех случаях, когда за данной организацией не числятся нарушения, совершенные в течение последнего года.
  6. Важные вопросы лицензирования управляющих компаний, которые могут стать препятствием в осуществлении данной процедуры ‒ это сведения о финансовом состоянии данной организации. Банкрот либо предприятие, находящееся в процессе ликвидации, практически не имеет шансов на получение лицензии на управляющую деятельность.
  7. Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ допустимо в тех случаях, когда ничего не препятствует раскрытию информации о той деятельности, которую осуществляет данная организация. Если такие ограничения есть, то могут возникнуть сложности.

Руководитель управляющей компании тоже обязан соответствовать определенным требованиям, чтобы получить лицензию для своей организации:

  • ему необходимо обладать аттестатом, подтверждающим соответствующую квалификацию и компетентность в руководстве управляющей компанией;
  • обязательно, чтобы руководящая должность в управляющей компании фигурировала как постоянное место работы этого человека;
  • лицензирование управляющей компании осуществляется при условии, что ее руководитель не имеет судимости на ту дату, в которую подает заявление.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ: список необходимых документов

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ с 2016 года по сегодняшний день требует не только подачи заявления в местный орган Госжинадзора, но и приложения к нему необходимой документации. На данный момент список выглядит так:

  • устав управляющей организации;
  • свидетельство о государственной регистрации управляющей компании, как юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке управляющей компании на учет в налоговых органах (идентификационный номер налогоплательщика);
  • оригинал выписки об управляющей компании из единого Госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ) либо копия, заверенная нотариусом;
  • копии, снятые с трудовых книжек и дипломов работников управляющей компании;
  • приказ о назначении руководителя управляющей компании;
  • решение учредителей управляющей компании о ее создании;
  • свидетельство о праве собственности на нежилое помещение для управляющей компании;
  • различные документы, которые способны подтвердить право собственности на всевозможные электрические и технические инструменты, а также прочее оборудование, которое будет использовано непосредственно в деятельности управляющей компании после ее лицензирования.
  • документы, которые подтверждают факт прохождения руководителем управляющей компании курсов, предназначенных для повышения квалификации.

Еще раз необходимо отметить, что, для того чтобы осуществить лицензирование управляющей компании, требуется предоставить копии этих документов, заверенные нотариусом. Бумаги, предназначенные для внутреннего пользования организации, например, приказ о назначении, будет достаточно заверить при помощи печати управляющей компании.

Кроме того, необходимо учитывать, что если организация расположена не в арендуемом помещении, то для осуществления лицензирования управляющей компании потребуется свидетельство собственника и договор на аренду.

Лицензирование управляющих компаний и экзамен, который придется сдать руководителю

Среди руководителей управляющих компаний распространены различные вопросы по лицензированию управляющих компаний. С ответами на некоторые из них мы уже разобрались, и теперь самое время рассмотреть следующую тему ‒ получение квалификационного аттестата. Эту процедуру необходимо пройти каждому руководителю, который заинтересован в лицензировании управляющей компании, так как наличие квалификационного аттестата является обязательным требованием для получения лицензии. Данное условие прописано законодательно, поэтому обойти его не получится.

Что же такое квалификационный экзамен руководителей управляющих компаний? В первую очередь, необходимо отметить, что проходит он в том самом регионе, где вы намерены осуществить лицензирование управляющей компании. Принимает этот экзамен региональная лицензионная комиссия. Для того чтобы стать его участником, необходимо подать заявку. На ее рассмотрение, как правило, требуется примерно 15 рабочих дней. Если заявка одобрена, то руководителю потребуется пройти тест на лицензирование управляющих компаний. Проводится он на персональном компьютере, на котором в течение двух часов предлагается ответить на 100 вопросов. При этом допускается делать ошибки, но не более 14 штук. Если руководитель ответил неправильно 15 или более раз, то экзамен считается несданным. Потребуется пересдача.

Результаты теста на лицензирование управляющих компаний становятся известны не сразу, а по истечении пяти суток с даты проведения экзамена. Лишь после того, как руководитель сможет набрать нужное количество правильных ответов, он имеет право подать заявку на лицензирование управляющей компании. За экзамен не взимается плата, так что в случае несдачи руководитель управляющей компании теряет только свое время, а проходить тест на лицензирование управляющих компаний он может неограниченное количество раз.

Помимо руководителей управляющих компаний данный тест имеют право пройти любые из сотрудников организации, нуждающейся в лицензировании. На эту хитрость часто идут те, кто не уверен в своих возможностях. В тех ситуациях, когда в процессе экзамена выявляются очень грубые нарушения, не исключена дисквалификация и даже аннулирование аттестата. Чтобы этого избежать, предприимчивые руководители перебрасывают ответственность на своих представителей, подчиненных, тем самым не рискуя тем, что управляющая компания внезапно останется без руководителя. Кроме того, целесообразно иметь в штате сотрудника, который в рискованный момент может сам руководить организацией.

Нельзя не упомянуть, что у аттестата есть одно кардинальное отличие, если сравнивать его с лицензией для управляющих компаний, ‒ он действует на всей территории Российской Федерации, а значит, что физическое лицо, им обладающее, может осуществлять управление в любой точке страны. Что же касается лицензирования управляющей компании, то эта процедура имеет конкретную территориальную привязку. Если по какой-либо причине руководитель управляющей компании решит сдать экзамен в одном регионе, а получить аттестат в другом, то у него ничего не получится. Это связано с тем, что в законодательстве четко прописано, что обе процедуры следует проводить только на территории одного субъекта Российской Федерации.

Если руководитель лицензируемой управляющей компании впоследствии по тем или иным основаниям поменял свои фамилию, имя или отчество, то информацию об этом следует внести в аттестат, то есть переоформить документ. Если этого не сделать, то могут возникнуть сложности в дальнейшей деятельности управляющей компании. В тех ситуациях, когда аттестат утерян, пересдавать тест на лицензирование управляющих организаций не требуется. Достаточно лишь написать письменное заявление на выдачу дубликата, указав, что причина этого ‒ утеря оригинала документа.

Не следует считать, что тест на лицензирование управляющих организаций ‒ простая формальность. Он довольно сложен, и никто не станет прощать ошибок и делать скидки, если руководитель управляющей компании самостоятельно не сможет ответить на необходимое количество вопросов. Поэтому не стоит пренебрегать подготовкой, поиском вопросов в Интернете, исследованием данной темы. В конце концов, ответы на вопросы квалификационного экзамена ‒ это то, что обязан знать руководитель, заинтересованный в лицензировании управляющей компании. Эти знания очень востребованы в профессиональной деятельности. Тем не менее, статистика указывает на то, что многие люди по всей Российской Федерации не смогли справиться с тестом на лицензирование управляющих организаций. Поэтому, разумно сначала пройти экзамен самостоятельно, чтобы взвесить свои способности.

Кроме того, стоит обратить свое внимание и на различные сервисы в сети, где есть режимы обучения и экзамена, имитирующие тест на лицензирование управляющих организаций. Все это позволит существенно повысить уровень знаний и обрести уверенность перед экзаменом.

*200 вопросов доступны для скачивания в конце статьи.

Чем завершается квалификационный экзамен на лицензирование управляющих компаний

Квалификационный экзамен для лицензирования управляющих компаний ЖКХ ‒ это всего-навсего первый шаг к обретению лицензии организацией. Получив аттестат, потребуется приступить и дальнейшим действиям:

  1. Руководитель, получивший аттестат о квалификации, обязан написать и подать заявление на выдачу лицензии для управляющей компании. Для рассмотрения таких заявлений существуют территориальные лицензионные комиссии, которые и принимают окончательное решение о лицензировании управляющих компаний. Следует отметить, что не существует единой формы заполнения таких заявлений, так как требования отличаются в зависимости от региона.
  2. Следующий этап лицензирования управляющей компании ‒ оплата пошлины, которая составляет на сегодняшний день 30 тыс. рублей.
  3. Требуется указать о себе, то есть управляющей компании, проходящей лицензирование, только реальные сведения и при этом не входить в список лиц, которые по тем или иным причинам дисквалифицированы, например, из-за экономических преступлений.
  4. Необходимо подробно изложить сведения о деятельности лицензируемой управляющей компании, ориентируясь на актуальную редакцию Постановления Правительства № 731 от 27 сентября 2014 года.
  5. Затем последует 30-дневное ожидание, которое необходимо для того, чтобы ответственные лица проверили документы и представленные сведения об управляющей компании.
  6. В случае выявления каких-либо нарушений, ошибок, несоответствий и т. д. в лицензировании управляющей компании будет отказано.
  7. Если же организация подходит по всем требованиям, установленным действующим законодательством, то этой управляющей компании вручают лицензию.

В каком случае лицензирование управляющей компании в ЖКХ невозможно

Причины, по которым могут отказать в лицензировании управляющей компании, содержатся в действующем законодательстве. Главным документом, устанавливающим правила в данной сфере, является Жилищный кодекс Российской Федерации. В нем сказано, что управляющей компании могут отказать в лицензировании в следующих случаях:

  • руководитель управляющей компании, подавший заявление на лицензирование, имеет непогашенную судимость за какие-либо экономические преступление;
  • руководитель не сдал квалификационный экзамен для лицензирования управляющих компаний (ЖКХ), а значит, не получил аттестат;
  • руководитель управляющей копании находится в реестре лиц, подвергшихся дисквалификации.

Помимо этого, следует снова отметить, что лицензирование управляющей компании не будет проведено в тех случаях, когда организация не отреагировала на предписания органов, осуществляющих государственный надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также практически невозможно получить лицензию управляющим компаниям, которые зарегистрированы за границей. Лицензия не выдается организациям-банкротам и тем, которые находятся на стадии ликвидации.

Но наиболее частой причиной отказа в лицензировании управляющим компаниям является отказ от раскрытия информации, что не отвечает требованиям Жилищного кодекса.

Лицензирование деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ и аннулирование лицензий

Рассматривая тему лицензирования деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ, нельзя не упомянуть о том, что не только получение лицензии затруднительно для организаций. Получив необходимое разрешение, управляющая компания сталкивается с новой проблемой ‒ сохранением лицензии, так как утратить ее можно многими способами.

Согласно актуальному на сегодняшний день законодательству, после того как осуществлено лицензирование управляющей компании, многоквартирный дом могут исключить из федерального и территориального реестра в течение пары лет с момента выдачи лицензии. Причин для этого множество, но чаще всего это ‒ неисполнение управляющими компаниями, прошедшими лицензирование, предписаний, которые выдают государственные органы, осуществляющие жилищный надзор. Кроме того, даже исполнение предписаний не гарантирует надежность, так как в случае если органы надзора установят, что эта деятельность выполнялась ненадлежащим образом, дом также может быть исключен.

Тем не менее, следует учитывать, что эта процедура для управляющих организаций не является окончательной. Ее можно обжаловать в течение двух месяцев с того момента, как собственников известили, что информация о многоквартирном доме удалена из федерального и территориального реестров Российской Федерации. Для этого требуется, чтобы собственники помещений приняли решение о том, что данная организация останется управляющей в их доме. Происходит это на общем собрании, после чего составляется протокол. С него снимается копия, которая направляется в государственные органы, осуществляющие жилищный надзор, причем сделать это необходимо не позднее, чем в течение трех рабочих дней с того момента, как был оформлен данный протокол.

Несмотря на то, что исключение из реестра отдельного многоквартирного дома ‒ событие неприятное, оно не является худшей из перспектив лицензированной управляющей компании. В случае если государственные органы, осуществляющие надзор, обратятся в суд с требованием аннулировать лицензию организации, управляющей многоквартирным домом, она действительно может быть аннулирована. Наиболее распространенной причиной для такой процедуры в отношении управляющих организаций, прошедших лицензирование, является ситуация, когда из реестра исключаются сведения о многоквартирных домах, чья площадь равняется 15 % от суммарной площади всех подобных строений.

Теряет ли УК лицензию в случае реорганизации

Исходя из 5 части 192 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, к категории правовых отношений, напрямую связанных с лицензированием управляющих компаний многоквартирными домами, принято относить положения, указанные в Федеральном законе № 99 от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В 20 статье Федерального закона № 99 говорится, что упразднение управляющих компаний, прошедших лицензирование, в обязательном порядке отменяет действие лицензии по отношению к данной организации. При этом не делается различий, что именно произошло: слияние управляющих компаний, разделение одной или присоединение. Запись о прекращении действия лицензии управляющей копании вносится в соответствующий реестр, принадлежащий ответственному субъекту Российской Федерации. Производится это непосредственно тем органом, который занимается прямым лицензированием управляющих компаний ‒ обычно как прямых предпринимателей, так и юридических лиц. В записи обязательно содержится информация, что конкретным лицом прекращена лицензированная управляющая деятельность в многоквартирном доме.

Иначе говоря, любая управляющая компания, прошедшая лицензирование, в случае своего присоединения к другой, теряет выданную ей лицензию. Если же речь идет о слиянии либо разделении организации, то лицензии лишаются все эти организации, так как с законодательной точки зрения они рассматриваются уже как новые юридические лица, которые запрос на лицензирование управляющей компании не направляли. Поэтому в каждом из этих случаев потребуется заново получать лицензию, уже в качестве нового юридического лица.

Те же управляющие компании, прошедшие лицензирование, от которых происходит отсоединение, или к которым осуществляется присоединение, никаких изменений в отношении собственной лицензии не ощутят: она остается актуальной, так как фактически все еще относится к тому же юридическому лицу. Структурные изменения внутри этого юридического лица не влияют на общую ситуацию.

В тех случаях, когда какая-либо организация заново образована, ей придется снова проходить лицензирование управляющих компаний.

Кто проверяет и контролирует лицензирование деятельности управляющих компаний в ЖКХ

После того как осуществлено лицензирование управляющей компании, следует ожидать проверки от Госжилнадзора. Суть их заключается в том, чтобы удостовериться, что организация соблюдает требования, которые предполагает выданная лицензия. Возможны проверки двух видов. В первую очередь документарные, за которыми могут последовать выездные.

Согласно действующему законодательству, общепринят следующий порядок проведения проверок представителями ГЖН:

  1. Уполномоченный сотрудник ГЖН направляет к вам письменный запрос, в котором требует предоставить для рассмотрения определенные документы. Таким образом, он контролирует лицензирование деятельности вашей управляющей организации.
  2. Развитие дальнейших событий зависит от результатов проверки этой документации. Если все нужные бумаги предоставлены, но уполномоченный сотрудник ГЖН обнаружил в них какие-то неточности, прямые ошибки или несоответствия, то он направляет еще один письменный запрос, в котором требует предоставить письменные пояснения. На эту процедуру отводится 10 рабочих дней.
  3. Чтобы пройти проверку лицензирования деятельности управляющей компании, вы вправе не только составить пояснения, но и приложить дополнительные документы на свое усмотрение, которые, по вашему мнению, подтверждают вашу правоту.
  4. Все лица, которые участвуют в комиссии, проверяющей управляющую компанию, прошедшую лицензирование, будут обязаны изучить данную документацию. Они сверят ее с присланными ранее бумагами управляющей компании.
  5. В тех случаях, когда документов управляющей компании, прошедшей лицензирование, оказалось достаточно, чтобы снять все вопросы, проверка заканчивается.
  6. Если же в процессе изучения документации и разъяснений подтверждаются или выявляются несоответствия либо признаки, свидетельствующие о нарушении требований лицензирования управляющей компании, принимаются дальнейшие меры. Как правило, в управляющую компанию направляется выездная проверка.
  7. Если в ходе рассмотрения предоставленных пояснений руководителя управляющей компании, прошедшей лицензирование, и документов выявлены ошибки, несоответствия или признаки нарушения лицензионных требований, и по этому поводу вами не были предоставлены пояснения, то в отношении вас будет проведена выездная проверка на основании распоряжения или приказа руководителя Госжилнадзора.

Обязанности управляющей компании, прошедшей лицензирование, прописаны в 12 пункте «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю». Согласно установленным там нормам, руководитель должен:

  1. В обязательном порядке либо присутствовать сам, либо выбрать своего представителя, ответственного за соблюдение лицензионных требований.
  2. Гарантировать представителям Госжилнадзора возможность ознакомления с необходимой документаций, имеющей отношение к вопросам, связанным с целью выездной проверки.

Пункт 13 того же регламента устанавливает, какие результаты необходимо получить после проведения выездной проверки. В первую очередь это:

  • акт осуществленной проверки;
  • принятие мер в отношении лицензированной управляющей компании, основанных на действующем законодательстве. В случае выявления нарушений возможны предписания и привлечение к административной ответственности ответственных лиц.

В тех ситуация, когда предписания не исполняются управляющей компанией, прошедшей лицензирование, в указанные сроки, то Госжилнадзор уполномочен применить следующие меры воздействия:

  • в случае если имеются уважительные причины таких задержек, то Госжилнадзор имеет право продлить сроки, отведенные на устранение нарушений;
  • в случае если уважительная причина отсутствует, то Госжилнадзор не просто имеет право, но и обязан привлечь ответственных представителей лицензированной управляющей компании к административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Акт осуществленной проверки также оформляется на основе того же регламента о лицензировании управляющих компаний. Среди требований, которые регулируют обращение с данным документом, основными являются следующие:

  • Акт о проверке лицензированной управляющей компании составляется незамедлительно, после того как проверка окончена. Данный документ обязательно должен быть составлен в двух экземплярах, первый из которых вручается представителю лицензированной управляющей компании. Для того чтобы подтвердить факт передачи, требуется подпись получателя.
  • В случае отказа от ознакомления с актом о проверке, также необходима соответствующая подпись получателя.
  • К экземпляру получателя прилагаются копии приложений.
  • К акту о проверке лицензированной управляющей компании прилагаются объяснения работников данной организации. При этом объяснения требуются именно от тех лиц, которые ответственны за нарушения.
  • В тех ситуация, когда произошло выявление нарушений лицензионных требований, руководителю управляющей компании выдается предписание, в котором установлен срок на устранение данных нарушений.
  • Это предписание вместе с приложениями прикладывается к экземпляру акта проверки представителя управляющей компании.
  • Если в результате проверки, подтверждающей лицензирование управляющей компании, возникли противоречия, и вы не согласны с выводами представителей Госжилнадзора, то в последующие 15 дней вы имеете право направить свои письменные возражения в ГЖН. Допускается приложение к этому письму документов, которые могут подтвердить ваши аргументы.
  • В случае если руководитель лицензированной управляющей компании не имеет возражений, то он обязан выполнить все предписания и в указанный срок передать в Госжилнадзор соответствующее уведомление.
  • Как правило, к данному уведомлению прилагают копии документации, которая может подтвердить факт исполнения предписаний.

Что будет, если управляющая компания нарушила требования лицензии

Как уже отмечалось, в случае если будут нарушены требования, которые предусматривает лицензирование управляющих компаний, на руководителя накладывается административная ответственность. Но и другие лица могут быть привлечены в случае нарушения.

  • Исходя из 1 части статьи 7.23.3 КоАП РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, в случае нарушения будут обязаны выплатить штраф:
  • Для должностных лиц в управляющей компании он составит от 50 до 100 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  • Для юридических лиц он составит от 150 до 250 тыс. рублей.
  • Исходя из 2 части статьи 7.23.3 КоАП РФ, за невыполнение этими лицами требований, которые предусматривает лицензирование управляющих компаний в период аннулирования лицензии или прекращения ее действия, они будут вынуждены выплатить административный штраф:
  • Для должностных лиц в управляющей компании он составит от 100 до 200 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  • Для ИП он составит от 150 до 500 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  • Для юридических лиц он составит от 150 до 500 тыс. рублей.
  • Исходя из 1 части статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление деятельности, которую предполагает лицензирование управляющих компаний, без соответствующей лицензии, грозит наложением административного штрафа:
  • Для должностных лиц в управляющей компании он составит от 50 до 100 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  • Для ИП он составит от 150 до 250 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  • Для юридических лиц он составит от 150 до 250 тыс. рублей.
  • Исходя из 2 части статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление деятельности, которую предполагает лицензирование управляющих компаний, с нарушением требований лицензии грозит наложением административного штрафа:
  1. Для должностных лиц в управляющей компании он составит от 50 до 100 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  2. Для ИП он составит от 250 до 300 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  3. Для юридических лиц он составит от 250 до 300 тыс. рублей.

Исходя из 24 части статьи 19.5 КоАП РФ, отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение предписаний Госжилнадзора, связанных с нарушением требований, которые налагает лицензирование управляющих компаний, возможно наложение административного штрафа:

  1. Для должностных лиц в управляющей компании он составит от 50 до 100 тыс. рублей, но возможна и альтернатива ‒ дисквалификация на срок до трех лет.
  2. Для юридических лиц он составит от 200 до 300 тыс. рублей.

Необходимо упомянуть, что в случае нарушений по статьям ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП Российской Федерации, ИП, которые не создавали юридическое лицо, будут нести ту же административную ответственность, что и любые зарегистрированные юридические лица, управляющие компании.

Не столь сложно избежать несоответствия тем требованиям, которые налагает лицензирование управляющих компаний. Если вы не желаете принимать постоянные проверки Госжилнадзора либо регулярно выплачивать административные штрафы, то просто ориентируйтесь в своей деятельности на Стандарт раскрытия информации, установленный 731 Постановлением Правительства Российской Федерации.

Как обжаловать лишение лицензии управляющей компании

Первым делом необходимо упомянуть, что далеко не все решения можно обжаловать. Тем не менее, именно это пытаются сделать многие заявители, пытающие сохранить лицензию управляющей компании. И часто это единственный выход.

Показателен случай, рассмотренный Арбитражным судом в Волгоградской области. ООО «Пионер» подало иск к Госжилнадзору, чья инспекция проводила проверку лицензирования управляющей компании. Требование заключалось в том, чтобы признать:

  • недействительным вывод инспекции о том, что ООО «Пионер» не соблюдало требования, которые налагает лицензирование управляющих компаний. Речь шла об обязательном раскрытии информации об управляющих компаниях;
  • незаконным решение, которое приняла Комиссия по лицензированию управляющих компаний. Как можно догадаться, решение заключалось в том, чтобы отказать в предоставлении лицензии ООО «Пионер» по причине не предоставления запрашиваемой информации;
  • неправомерным приказ инспекции, отказывающий ООО «Пионер» в лицензии на осуществление управляющей деятельности с многоквартирными домами.

Причиной для иска стали результаты проверки соответствия ООО «Пионер» требованиям, которые налагает лицензирование управляющих компаний. В акте, который был составлен в результате проверки, указывалась, что данное общество не соблюдает требования раскрытия информации, которые необходимы для лицензирования управляющих компаний. Конкретно речь шла о нарушении управляющей компанией подпунктов «д» и «к» 3 пункта Стандарта раскрытия информации № 731, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года.

Орган, осуществляющий лицензирование управляющих компаний, руководствовался следующими соображениями:

  1. На ресурсе reformagkh.ru, предназначенном для управляющих компаний, обществом размещены недостоверные сведения о поставщиках услуги газоснабжения для одного из многоквартирных домов. Исполнителем названо ООО «Пионер», в то время, как оно им не является.
  2. Информация об одном из случаев привлечения ООО «Пионер» к административной ответственности указана не полностью: отсутствуют сведения о тех мерах, которые общество предприняло, чтобы устранить нарушения. Между тем, согласно требованиям лицензирования, эти сведения управляющие компании публиковать обязаны.

В ходе судебного разбирательства было выявлено, что на ресурсе reformagkh.ru есть еще один раздел, в котором дополнительно оговаривается, что ООО «Пионер» действительно не является официальным поставщиком, но, как управляющая компания, выполняет роль посредника, что ввело лицензирующий орган в замешательство, поскольку такая пометка делается на всех страницах сайта.

В связи с выявленными сведениями, суд счел данную претензию органа, осуществляющего лицензирование управляющих компаний, несостоятельной, поскольку произошла путаница, понятие «исполнение» было истолковано как «продажа», что совершенно неверно преподнесло сложившуюся ситуацию.

Второй вопрос также решился в пользу ООО «Пионер», поскольку факт привлечения к ответственности управляющая компания не скрывала и разместила об этом сведения как на reformagkh.ru, так и на своем официальном сайте. Кроме того, замечания по факту публикации неполной информации были приняты ООО «Пионер» к сведению, и уже в день проведения проверки организация разместила все недостающие данные на reformagkh.ru. Таким образом, было принято решение, что акт, составленный в результате проверки органом, осуществляющим лицензирование управляющих компаний, не может нести какие-либо обязывающие предписания для ООО «Пионер». В связи с этим требования истца суд удовлетворил.

Данная ситуация служит наглядной иллюстрацией того, насколько сложные нюансы порой возникают в отношениях с организациями, осуществляющими лицензирование управляющих компаний. Иногда нарушения, которые выявляет комиссия, по факту оказываются лишь следствием недостаточной компетенции участников комиссии либо просто незнанием отдельных правил взаимодействия сторон.

Зачастую случается, что какой-то несущественный нюанс несет ужасные последствия для управляющей компании, притом, что он сам по себе несопоставим по своей значимости с тем, что произойдет за ним. Нередки случаи, когда в лицензировании отказывают организациям, которые не занимаются управляющей деятельностью с многоквартирными домами, а значит, даже не должны в своей деятельности опираться на те правила и стандарты, которые устанавливаются в отношении лицензированных управляющих компаний. Как пример такой ситуации, показателен случай, произошедший в Калининградской области. ООО «Наш дом» подало заявку на лицензирование управляющей компании. При этом данная организация на тот момент не имела в управлении каких-либо домов, о чем приложила соответствующую справку.

Государственная жилищная инспекция проверила полученные сведения и пришла к выводу, что поскольку в данный момент ООО «Наш дом» не является управляющей компанией для каких-либо домов, не числится на соответствующих ресурсах в Интернете и не заключило с кем-либо хотя бы одного договора управления, то оно не может быть проверено комиссией. Учитывая это обстоятельство, невозможно сделать вывод, соответствует ли ООО «Наш дом» стандартам, установленных для лицензирования управляющих компаний. Таким образом, выдача лицензии сомнительной организации нежелательна, а потому лучше ей в данном заявлении отказать.

Представители ООО «Наш дом» не стали мириться с этим и обратились в лицензионную комиссию с требованием признать решение об отказе в лицензировании управляющей компании недействительным. Лицензионная комиссия, еще раз рассмотрев дело, также пришла к выводу о целесообразности невыдачи лицензии ООО «Наш дом». Имея на руках уже два отказа, руководство ООО «Наш дом» обратилось в суд с требованием рассмотреть данное дело и признать невыдачу лицензии, лишенной законного основания. Рассмотрев дело, суд не разделил мнение организации, осуществляющей лицензирование управляющих компаний. Это связанно с тем, что, согласно законодательству, до получения лицензии ООО «Наш дом» не обязано соответствовать стандартам и проходить соответствующие проверки, а также осуществлять управляющую деятельность для каких-либо из многоквартирных домов. Любые претензии, основанные на несоответствии требованиям, которые налагает лицензирование управляющей компании, возможны только после получения лицензии. Таким образом, оснований для того, чтобы не выдавать ООО «Наш дом» лицензию организации, осуществляющей лицензирование управляющих компаний, нет.

Случается, что и положительные решения, принятые комиссией, могут быть оспорены. Так, однажды не состоялось лицензирование управляющей компании ЖКХ в 2015 в Свердловской области. Несмотря на то, что комиссия одобрила выдачу лицензии, инспекция направила в общество уведомление об отказе в ее предоставлении. Разбирательство в суде привело к тому, что выявились обстоятельства, повлиявшие на отказ. Оказалось, что соискатель не соответствует лицензионным требованиям.

Следует признать, что на практике далеко не в каждой ситуации удается разрешить спорные вопросы, связанные с лицензированием управляющих компаний, в их пользу. Это связанно в первую очередь с тем, что даже судебное решение не может стать основанием для того, чтобы принудить лицензирующую организацию выдать лицензию заявителю. Дело в том, что в действующем на сегодняшний день законодательстве подобные формулировки не предусматриваются.

Как правило, любые выигрышные дела часто зависят от воли случая и сговорчивости представителей организаций, осуществляющих лицензирование управляющих компаний. Единственным выходом в таком случае становится правильная формулировка. Например, в судебном порядке можно признать решение таких организаций по отношению к управляющей компании недействительным, а также обязать их принять новое решение в срок, ограниченный месяцем. Таким образом можно защитить собственные права и поспособствовать пересмотру спорного вопроса в свою пользу.

Учет всех этих нюансов, описанных в статье, поможет руководителям управляющих компаний избежать типичных ошибок в своей деятельности.

Вложенные файлы



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!