Порядок осуществления общественного жилищного контроля: новые возможности и новые вопросы

596
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Рыжов А.Б.
Автор: Рыжов А.Б.
руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области
В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ Правительство РФ приняло постановление от 26.12.2016 № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля». Документ начал действовать с 7 января 2017 г.

Порядок осуществления общественного жилищного контроля раскрывает закрепленные в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ возможности граждан и общественных организаций в общественном контроле в жилищной сфере. Следует отметить демократический характер этого документа.

Так, в соответствии с Правилами граждане участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.

Правила объединяют перечни субъектов общественного контроля, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Закон № 212-ФЗ) и Жилищным кодексом Российской Федерации (табл.).

Вопрос о предмете общественного жилищного контроля решен в Правилах юридически изящно.

Как следует из Правил, общественный жилищный контроль «направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соотвествии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством».

Эта формулировка создает возможности для широкого общественного контроля в сферах:

  • составления, актуализации и реализации региональных программ капитального ремонта;
  • реализации региональных адресных программ переселения аварийных многоквартирных домов;
  • предоставления жилых помещений по договорам найма муниципального и государственного жилищного фонда;
  • выполнения публичными правовыми образованиями своих обязанностей собственников квартир в многоквартирных домах по уплате взносов на капитальный ремонт, установке и замене квартирных приборов учета объема потребления коммунальных услуг и др.

Порядок осуществления общественного жилищного контроля: новые возможности и новые вопросы

Ожидания общественных структур относительно развития жилищного контроля

Завершается рыночная трансформация ЖКХ, в ежемесячном платеже гражданина за жилье и коммунальные услуги почти всю сумму составляет плата частным организациям. Поэтому особый общественный интерес представляет контроль за выполнением обязательств управляющими многоквартирными домами и ресурсоснабжающими организациями, вопросы правильности начисления ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ожидания общественных активистов порождает уже сам термин «общественный жилищный контроль» в силу аналогии с определенными в Жилищном кодексе Российской Федерации понятиями государственного жилищного надзора, лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля. Он может подразумевать контроль структур гражданского общества в т. ч. за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, лицензионных требований.

Региональный центр общественного контроля ЖКХ Нижегородской области при общественном обсуждении проекта документа на портале regulation.gov.ru предлагал распространить общественный жилищный контроль и на соблюдение законодательства предприятиями ЖКХ. Однако законодатель это предложение не учел буквально, к чему мы относимся с пониманием.

В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Правительство РФ утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с этими правилами товарищества собственников жилья, организации, управляющие жилищным фондом, жилищные и жилищно-строительные кооперативы наделены отдельными публичными функциями в сфере регистрационного учета

Отсутствие в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ прямых указаний на предмет общественного жилищного контроля и обусловило повторение в Правилах конструкции Закона № 212-ФЗ, где под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Вместе с тем общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами (ч. 2 ст. 4 Закона № 212-ФЗ). При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности, помимо предусмотренных Законом № 212-ФЗ. То есть внесение в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ прямых указаний на включение в предмет общественного жилищного контроля вопросов соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в жилищно-коммунальной сфере не создаст коллизии с Законом № 212-ФЗ. Внесение соответствующих положений в Закон № 212-ФЗ тем более исключит возможность возникновения правовых коллизий.

В одном из отчетов ФСТ России отмечалось, что права граждан преимущественно нарушаются не при установлении тарифов региональными органами власти, а в практике применения тарифов. Проще говоря, права граждан чаще нарушаются при расчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плату за коммунальные услуги начисляют ресурсоснабжающая организация, организация, управляющая многоквартирным домом (до возможного принятия Государственной Думой проекта федерального закона о «прямых» договорах), действующие по их поручению информационно-расчетные компании. Не допускать граждан до общественного контроля в данной сфере было бы неправильно. Особенно с учетом огромной нагрузки на органы государственного жилищного надзора.

Часть 1 ст. 153 ЖК РФ содержит императивную норму: «Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги». При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Пока эта обязанность не обусловлена исключительно заключением соответствующего договора, нет оснований рассматривать отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как совсем не имеющие административного характера.

В этой связи Закон № 212-ФЗ рекомендуется дополнить положениями об общественном контроле за всеми организациями, начисляющими и взимающими плату за жилое помещение и коммунальные услуги. К таковым предлагается отнести ресурсоснабжающие организации, организации, управляющие многоквартирными домами, товарищества собственников недвижимости, организации, представляющие услуги по содержанию общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом, информационно-расчетные компании.

Перспективные потребности в развитии общественного жилищного контроля

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р, предполагает передать к 2020 г. около 80 % объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам в результате реализации предусмотренных данной стратегией мероприятий. В этой связи установление общественного контроля за принимаемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления решениями в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, энергетики, за условиями конкурсов на право заключения концессионных соглашений, за выполнением инвестиционных программ становится особенно актуальным и просто жизненно необходимым, а с учетом долгосрочного характера действия упомянутых решений — не терпящим отлагательства.

Ответ на вопрос, в какой степени общественный контроль в указанных сферах может основываться не только на федеральном законе об общественном контроле, но и на федеральных законах, предусматривающих отдельные публичные полномочия организаций ЖКХ и в результате распространяющих на такие организации сферу действия общественного контроля, на Правилах осуществления общественного жилищного контроля, потребует разъяснений Минстроя России как уполномоченного органа, а также, возможно, судебных решений. Национальный центр общественного контроля в ЖКХ НП «ЖКХ Контроль» разработал методические материалы по практическому осуществлению общественного жилищного контроля за предприятиями ЖКХ.

Другой, более весомый вопрос — это возможное включение в сферу общественного контроля действий инвесторов. Законодательство о тарифном регулировании и законодательство о концессионных соглашениях позволяют осуществлять контроль уполномоченных органов за выполнением частными инвесторами обязательств. Вместе с тем инвесторы принимают на себя обязательства перед публичными правовыми образованиями по достижению целей концессионных соглашений и выполнению их условий, по выполнению инвестиционных программ.

В силу законодательства о местном самоуправлении органы местного самоуправления являются лишь формой решения населением вопросов местного значения. В ряде случаев население может непосредственно решать вопросы местного значения. Лишать население возможности легального общественного контроля за выполнением частными компаниями обязательств перед муниципальными образованиями неправильно. Исходя из аналогии общественных отношений должен также существовать легальный общественный контроль и за выполнением обязательств частных компаний перед субъектом РФ.

Разумеется, вопросы выполнения частными инвесторами обязательств перед публичными правовыми образованиями могут быть поставлены в рамках общественного контроля за публичными органами: правильно ли они контролируют выполнение обязательств инвесторов перед публичными правовыми образованиями. Очевидно, что подобный косвенный путь общественного контроля менее эффективен и будет провоцировать конфликты между структурами гражданского общества и органами власти.

Таким образом, общественный контроль за выполнением частными инвесторами обязательств перед публичными органами будет полезен. Не вводить соответствующие положения законодательстве было бы неправильно.

Реализация постановления об общественном жилищном контроле 

Ответом на существующий общественный запрос стало положение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее — Указ) о создании сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

Во исполнение данного положения создана и активно действует сеть, состоящая из Национального центра общественного контроля в ЖКХ НП «ЖКХ Контроль», региональных центров общественного контроля ЖКХ в субъектах РФ, их партнерских организаций. Структуры этой сети взаимодействуют с рядом депутатов Государственной Думы, федеральными органами исполнительной власти, Фондом содействия реформированию ЖКХ, органами государственной власти субъектов РФ, региональными операторами капитального ремонта, органами местного самоуправления.

Однако положений законодательства, обеспечивающих развитие правового регулирования отношений по общественному контролю за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств, нет. И правовое регулирование работы упомянутой сети в рамках Указа не осуществлялось. Это свидетельствует об определенном невнимании законодателя к проблемам реализации соответствующего положения Указа. Допущенный пробел можно устранить, если внести упомянутые изменения в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ и в Закон № 212-ФЗ.

Впрочем, предписания Указа относятся именно к федеральным и региональным органам исполнительной власти. В этой связи следует отметить, что Правительство РФ распоряжением от 19.09.2013 № 1689-р утвердило Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и соответствующий План мероприятий, Минрегион России письмом от 05.04.2013 № 6244-СВ/05 направил рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, Минэкономразвития России приказом от 11.11.2013 № 669 организовало работу по выполнению плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей.

Выводы

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» носит демократический характер и максимально использует возможности, предоставленные федеральным законодательством.

Вместе с тем необходимо удовлетворить существующие потребности в правовом регулировании, а именно в прямом закреплении в качестве предмета общественного контроля вопросов соблюдения обязательных требований жилищного законодательства организациями, начисляющими и взимающими плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсоснабжающие организации, управляющие многоквартирными домами организации, товарищества собственников недвижимости, организации, предоставляющие услуги по содержанию общего имущества при непосредственном управлении МКД, информационно-расчетные компании).

Также рекомендуется, в целях создания более прочной законодательной базы реализации положения подп. «ж» п. 2 Указа, расширить предмет общественного контроля вопросами выполнения обязательств перед публичными правовыми образованиями по концессионным соглашениям и инвестиционным программам.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!