Изменения в лицензировании энергосбытовой деятельности

306
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Законопроект о лицензировании энергосбытовой деятельности направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков.

Законопроект разработан в целях стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в т. ч. к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании):

  • установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, которую выдает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
  • предусмотреть, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике;
  • определить основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставить Правительству РФ полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в т. ч. требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;
  • установить, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности. Указанное положение утверждает Правительство РФ на основании Закона о лицензировании;
  • установить, что положение о лицензировании энергосбытовой деятельности может предусматривать отдельные требования для получения лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;
  • определить порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности: выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т. д.

Кроме того, законопроект предлагает внести изменения в КоАП РФ в части установления административной ответственности:

  • за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;
  • за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

Проект закона о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит переходные положения, благодаря чему возможно применять его положения в полном объеме с 1 июля 2017 г. (переходный период). Субъекты лицензирования в переходный период должны привести параметры своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствие с лицензионными требованиями и получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности до 1 июля 2017 г. Предлагается запретить с 1 июля 2017 г. энергосбытовую деятельность без лицензии.

В то же время экспертное сообщество считает избыточным дополнительное регулирование в отношении гарантирующих поставщиков (ГП), так как их деятельность уже достаточно жестко и подробно регламентирована законодательством.

Правительство установило критерии для получения статуса ГП (разд. XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее — Правила розничного рынка). ГП обязаны поддерживать показатели финансового состояния, предусмотренные приложением 1 к Правилам розничного рынка. Предусмотрено государственное регулирование сбытовой надбавки ГП (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике). Контроль за соблюдением ГП требований, обязанностей и показателей, установленных законодательством, осуществляет ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органы государственного жилищного надзора.

Существующие механизмы государственного контроля за деятельностью ГП эффективны и достаточны. Одно из центральных направлений проводимой в стране административной реформы — снижение избыточного государственного регулирования. Поэтому дополнительные механизмы государственного контроля в отношении ГП не соответствуют целям реформы.

Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует установленным законом целям лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании). Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

В то же время энергосбытовая деятельность не создает и не может создавать угрозу жизни, здоровью и правам человека, не наносит ущерба обороне и безопасности государства. Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует предусмотренному законодателем запрету на произвольное установление такого ограничения в отношении отдельных видов деятельности.

Существуют риски отнесения к субъектам лицензирования импортера электрической энергии, а также производителей оптового рынка.

Согласно законопроекту энергосбытовой деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия, является деятельность по продаже другим лицам приобретенной электрической энергии (изменения в ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Однако приобретают электроэнергию (мощность) не только ГП и энергосбытовые организации для реализации на розничных рынках. В определенных случаях ее покупают на оптовом рыке генерирующие компании (на балансирующем рынке при превышении объемов потребления электроэнергии над установленным нормативом), а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции (далее — импортеры).

Можно сделать вывод, что импортеры и генерирующие компании оптового рынка также должны будут получать лицензию, что представляется необоснованным.

Чтобы не допустить неоднозначного толкования, необходимо уточнить в законопроекте понятие «энергосбытовая деятельность». Следует прямо закрепить, что требования о получении лицензии не распространяются на производителей электрической энергии и на организации, осуществляющие экспортно-импортную деятельность, и в явном виде указать, что к энергосбытовой деятельности не относятся экспортно-импортные операции.

О новых требованиях к УО в рамках закона о лицензировании энергосбытовой деятельности

Еще одной очень важной и особо ожидаемой ресурсоснабжающими организациями законодательной инициативой стал подготовленный Законодательным собранием Пермского края проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 193 ЖК РФ». Предложено перечень лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, дополнить требованием об отсутствии у лицензиата признанной по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца).

Задолженность перед ресурсоснабжающей организацией ставит под угрозу предоставление коммунальных ресурсов в управляемые лицензиатом многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств.

Примерно 30 % управляющих организаций не перечисляют вовремя собранные у населения деньги за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Дополнение перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, будет способствовать уходу с соответствующего рынка услуг неэффективно работающих недобросовестных компаний, а также повышению гарантий своевременного и бесперебойного обеспечения граждан коммунальными ресурсами.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Вопросы по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!