text
ЖКХ

Изменения в лицензировании энергосбытовой деятельности

  • 16 февраля 2017
  • 852
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com

Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Законопроект о лицензировании энергосбытовой деятельности направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков.

Законопроект разработан в целях стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в т. ч. к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании):

  • установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, которую выдает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
  • предусмотреть, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике;
  • определить основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставить Правительству РФ полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в т. ч. требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;
  • установить, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности. Указанное положение утверждает Правительство РФ на основании Закона о лицензировании;
  • установить, что положение о лицензировании энергосбытовой деятельности может предусматривать отдельные требования для получения лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;
  • определить порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности: выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т. д.

Кроме того, законопроект предлагает внести изменения в КоАП РФ в части установления административной ответственности:

  • за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;
  • за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

Проект закона о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит переходные положения, благодаря чему возможно применять его положения в полном объеме с 1 июля 2017 г. (переходный период). Субъекты лицензирования в переходный период должны привести параметры своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствие с лицензионными требованиями и получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности до 1 июля 2017 г. Предлагается запретить с 1 июля 2017 г. энергосбытовую деятельность без лицензии.

В то же время экспертное сообщество считает избыточным дополнительное регулирование в отношении гарантирующих поставщиков (ГП), так как их деятельность уже достаточно жестко и подробно регламентирована законодательством.

Правительство установило критерии для получения статуса ГП (разд. XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее — Правила розничного рынка). ГП обязаны поддерживать показатели финансового состояния, предусмотренные приложением 1 к Правилам розничного рынка. Предусмотрено государственное регулирование сбытовой надбавки ГП (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике). Контроль за соблюдением ГП требований, обязанностей и показателей, установленных законодательством, осуществляет ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органы государственного жилищного надзора.

Существующие механизмы государственного контроля за деятельностью ГП эффективны и достаточны. Одно из центральных направлений проводимой в стране административной реформы — снижение избыточного государственного регулирования. Поэтому дополнительные механизмы государственного контроля в отношении ГП не соответствуют целям реформы.

Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует установленным законом целям лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании). Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

В то же время энергосбытовая деятельность не создает и не может создавать угрозу жизни, здоровью и правам человека, не наносит ущерба обороне и безопасности государства. Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует предусмотренному законодателем запрету на произвольное установление такого ограничения в отношении отдельных видов деятельности.

Существуют риски отнесения к субъектам лицензирования импортера электрической энергии, а также производителей оптового рынка.

Согласно законопроекту энергосбытовой деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия, является деятельность по продаже другим лицам приобретенной электрической энергии (изменения в ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Однако приобретают электроэнергию (мощность) не только ГП и энергосбытовые организации для реализации на розничных рынках. В определенных случаях ее покупают на оптовом рыке генерирующие компании (на балансирующем рынке при превышении объемов потребления электроэнергии над установленным нормативом), а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции (далее — импортеры).

Можно сделать вывод, что импортеры и генерирующие компании оптового рынка также должны будут получать лицензию, что представляется необоснованным.

Чтобы не допустить неоднозначного толкования, необходимо уточнить в законопроекте понятие «энергосбытовая деятельность». Следует прямо закрепить, что требования о получении лицензии не распространяются на производителей электрической энергии и на организации, осуществляющие экспортно-импортную деятельность, и в явном виде указать, что к энергосбытовой деятельности не относятся экспортно-импортные операции.

О новых требованиях к УО в рамках закона о лицензировании энергосбытовой деятельности

Еще одной очень важной и особо ожидаемой ресурсоснабжающими организациями законодательной инициативой стал подготовленный Законодательным собранием Пермского края проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 193 ЖК РФ». Предложено перечень лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, дополнить требованием об отсутствии у лицензиата признанной по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца).

Задолженность перед ресурсоснабжающей организацией ставит под угрозу предоставление коммунальных ресурсов в управляемые лицензиатом многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств.

Примерно 30 % управляющих организаций не перечисляют вовремя собранные у населения деньги за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Дополнение перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, будет способствовать уходу с соответствующего рынка услуг неэффективно работающих недобросовестных компаний, а также повышению гарантий своевременного и бесперебойного обеспечения граждан коммунальными ресурсами.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь !

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
Быстрая регистрация
Чтобы скачивать документы, зарегистрируйтесь.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Регистрируйтесь
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.