Начало управления МКД и порядок внесения изменений в реестр лицензий

2976
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Шерешовец Е.В.
член Экспертного совета Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы России, директор консалтинговой компании «КИТ», заведующая кафедрой «Правовое регулирование строительства и жилищно- коммунальных услуг»
Договор управления МКД заключен, но жилищная инспекция не вносит сведения о МКД в реестр лицензий субъекта РФ? Подобные ситуации уже встречаются на практике. Что же делать? Не обращать на это внимания? Как подобные дела рассматривают суды? У меня есть ответы на эти вопросы.

Порядок внесения изменений в реестр лицензий, как и порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ, окончанием действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством РФ. Пока такой порядок не утвержден, следует руководствоваться действующими нормами законодательства.

Что такое реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее — Реестр лицензий)? Единственное требование к нему следующее: Реестр лицензий должен содержать сведения об адресе многоквартирного дома (адресах многоквартирных домов), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ). Другими словами, Реестр лицензий состоит из перечня домов, управление которыми осуществляют управляющие организации, и не содержит сведений о домах, где создано товарищество собственников недвижимости (ТСН) или реализована форма непосредственного управления многоквартирным домом.

Законодательством определены случаи внесения изменений в Реестр лицензий (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ) и случаи исключения МКД из Реестра лицензий (ч. 5–7 ст. 198, ст. 199 ЖК РФ).

Для указанных случаев предусмотрен разный порядок действий управляющей организации и государственной жилищной инспекции.

Внесение изменений в Реестр лицензий

В соответствии с положениями ст. 198 ЖК РФ изменения в Реестр лицензий следует вносить в случаях заключения, расторжения и прекращения договора управления многоквартирным домом (рисунок 1).

Начало управления МКД и порядок внесения изменений в реестр лицензий

Лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, расторжения, прекращения договора управления многоквартирным домом обязан разместить сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. После получения этих сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в Реестр лицензий.

Порядок действий лицензиата и государственной жилищной инспекции установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее — Приказ № 938/пр), который зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2016 года (№ 41716).

Очередность действий при работе по внесению изменений в Реестр лицензий приведена в таблице.

Начало управления МКД и порядок внесения изменений в реестр лицензий

Внесение изменений в Реестр лицензий имеет важнейшее значение для управляющей организации. На основании ч. 4 ст. 198 ЖК РФ управляющая организация имеет право приступить к управлению МКД только начиная с даты внесения изменений в Реестр лицензий. Поскольку данное условие прямо указано в кодексе, для управления МКД недостаточно заключить договор управления.

В противном случае это станет нарушением существующих лицензионных требований.

Ряд авторов придерживаются позиции, согласно которой приступить к исполнению обязанностей по договору управления можно, но выставлять собственникам помещений квитанции об оплате за весь период следует только после внесения изменений в Реестр лицензий. С этим нельзя согласиться, поскольку ЖК РФ прямо запрещает вести любую деятельность по управлению домом до момента внесения изменений.

Суды удовлетворяют иски УО о признании незаконным бездействия уполномоченного органа в части невнесения сведений в Реестр лицензий (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2016 № Ф05-17410/2016 по делу № А41-21133/16, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2016 № Ф07-741/2016 по делу № А56-44332/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-8705/16 по делу № А71-12411/2015).

К сведению

Если вы направили в жилищную инспекцию документы, необходимые для внесения МКД в реестр, но изменения она не внесла, обращайтесь в суд. Предмет такого иска — признание незаконным бездействия ГЖИ по невнесению изменений в Реестр лицензий в части включения в него МКД, устранение нарушения путем обязания ГЖИ внести изменения в Реестр лицензий.

Пример

Вновь избранная УО не обязана предоставлять в ГЖИ сведения о расторжении договора управления с предыдущей УО

Суд первой инстанции посчитал, что, прежде чем включить сведения об управлении МКД вновь избранной УО, необходимо первоначально исключить сведения об управлении данным домом ранее избранной УО. Для этого следует представить в орган, ведущий Реестр лицензий, уведомления о расторжении договора управления с прежней УО.

Судом первой инстанции установлено, что таких документов предыдущая управляющая организация в административный орган не представила.

Между тем ч. 2 и 3 ст. 198 ЖК РФ обязанность по размещению сведений о заключении, прекращении, расторжении договора управления на официальном сайте для раскрытия информации, а также по направлению их в орган государственного жилищного надзора возложена на лицензиатов.

Для лицензиата, с которым договор управления прекращен или расторгнут, также существует обязанность представить об этом сведения в инспекцию.

С учетом изложенного правильным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что возложение обязанности по представлению такой информации в ГЖИ на вновь избранную управляющую организацию незаконно (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-8705/16 по делу № А71-12411/2015).

Исключение МКД из Реестра лицензий

Исключение МКД из Реестра лицензий происходит по основаниям, которые предусмотрены ч. 5 и 5.1 ст. 198 и ст. 199 ЖК РФ (рисунок 2).

Начало управления МКД и порядок внесения изменений в реестр лицензий

Главным отличием является то, что причиной исключения всегда бывают неправомерные действия УО. Сама УО не подает сведения в жилищную инспекцию. Инициатором исключения МКД из Реестра лицензий является жилищная инспекция. Новая обязанность появляется у органа местного самоуправления: созвать общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа управления.

При исключении МКД из Реестра лицензий у УО возникает обязанность надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ. Такая обязанность и срок ее исполнения закреплены ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Итак, УО обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД до дня возникновения обязательств согласно:

1) договору управления МКД, если УО выбрана общим собранием или отобрана по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) договору управления МКД, заключенному УО с ТСЖ, ЖК, ЖСК;

3) договорам оказания услуг по содержанию, выполнения работ по ремонту общего имущества в МКД, договорам с РСО, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ.

В случае создания в МКД жилищного объединения УО обязана исполнять обязанности по управлению МКД до момента государственной регистрации ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Обязанность управлять МКД до момента решения его судьбы появляется у УО только в случае исключения сведений о МКД из Реестра лицензий и не появляется при внесении изменений в Реестр лицензий.

Данную позицию подтвердил и Минстрой России на Всероссийском селекторном совещании по вопросам работы органов государственного жилищного надзора субъектов РФ, которое состоялось 5 мая 2016 года. Протокол совещания № 365‑ПРМ-АЧ размещен на официальном сайте федерального ведомства (http://www.minstroyrf.ru/docs/11303/).

В протоколе совещания указано, что при расторжении договора управления или прекращении его действия вносятся изменения в Реестр лицензий. Поскольку при таком положении вещей собственникам помещений в доме заблаговременно известна предстоящая дата расторжения или прекращения договора, они обладают необходимым временем для выбора другой УО или иного способа управления. По мнению Минстроя России, в подобных случаях нет оснований для применения к такой УО положений ст. 200 ЖК РФ.

На сегодня для работающей добросовестно УО нет никаких кабальных дополнительных обязанностей.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!