text
ЖКХ

Лицензирование УК в сфере ЖКХ и проблемы коррупции

  • 27 февраля 2017
  • 242
генеральный директор ООО «Юр-Экспресс» (Москва)
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com

В сложившихся условиях процедура лицензирования осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) может стать и, к сожалению, уже становится орудием недобросовестной конкуренции с целью передела рынка. Кроме того, процедура лицензирования уже начала стимулировать коррупционные процессы.

Особую остроту этому вопросу придает тот факт, что установлена возможность управляющих организаций быть владельцами специальных счетов фонда капитального ремонта, т. е. получить контроль над дополнительными финансовыми потоками.

Системный анализ нормативных правовых актов в сфере лицензирования УК ЖКХ позволяет прийти к выводу, что на результаты лицензирования оказывает влияние большое число субъективных факторов.

1. Так, при наличии всех документов (включая квалификационный аттестат), необходимых для получения лицензии, с учетом положений ч. 2 ст. 193 ЖК РФ в корреспонденции с п. 10 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»: «Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов». То есть реальный срок определяется субъективным мнением должностного лица.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии, заявитель в соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вправе обжаловать его в порядке ст. 197 АПК РФ. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 200 АПК РФ заявление рассматривается «в срок, не превышающий трех месяцев…" (реальный срок определяется субъективным мнением судьи). В соответствии с этой же нормой упомянутый срок может быть продлен до шести месяцев. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что может потребоваться время на обжалование судебного решения.

Например, при подаче заявления о предоставлении лицензии 30 января 2015 г. до 1 мая 2015 г., когда наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ в отношении должностных лиц управляющих МКД компаний, пройдет 90 дней. В то же время в соответствии с действующим законодательством для прохождения всех процедур лицензирования УК ЖКХ с учетом обжалования неправомерного отказа в первой инстанции, как минимум, требуется (45 рабочих дней, 22 праздничных и выходных — 91 день) 158 дней.

Таким образом, в сложившейся ситуации соискатель фактически лишается права на судебную защиту в полном объеме, гарантированную ст. 46 Конституции и возможности реализации своего права на свободу предпринимательства, гарантированного ст. 34 Конституции.

2. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ установлено соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

В настоящее время выполнить требования «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731) в редакции, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2014 № 988, не представляется возможным, поскольку не утверждены соответствующие обязательные формы предоставления информации по п. 8 Стандарта.

Данное неисполнение лицензионных требований (не по вине соискателя) тем не менее может явиться по субъективному мнению должностного лица формальным основанием для отказа в выдаче лицензии.

Этот отказ может быть успешно оспорен в суде, однако лицензию до 1 мая 2015 г. заявитель не получит по причине, изложенной в п. 1.

3. Еще одним основанием для отказа в предоставлении лицензии ч. 2 ст. 194 ЖК РФ является «наличие в … документах недостоверной или искаженной информации». В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»: «При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций…»

При проведении проверки во время формирования запросов и подготовки на них ответов различных организаций могут, как случайно, так и сознательно появиться (в результате действий должностных лиц и технических исполнителей) «описки, опечатки, искажения».

Данные «недоразумения» и нарушения также могут стать основанием для отказа в лицензировании УК ЖКХ.

Такой отказ тоже может быть успешно оспорен в суде, однако лицензию до 1 мая 2015 г. заявитель не получит по причине, указанной в п. 1.

4. Поскольку не существует законодательно установленной на федеральном уровне процедуры (регламента, а не порядка) проверки органом жилищного надзора соответствия соискателя лицензионным требованиям п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, зачастую отсутствуют регламенты проведения проверок на соответствие требованиям постановления Правительства РФ № 731, результаты проверки сведений по указанному пункту для составления «мотивированного предложения» могут основываться на корыстных симпатиях и антипатиях к соискателю. То есть:

  • на субъективном мнении сотрудника жилищного надзора «не нашедшего» или «не захотевшего найти» необходимую информацию на сайте в сети Интернет;
  • на субъективном мнении сотрудника жилищного надзора, считающего, что несоответствие соискателя указанным требованиям подтверждается в соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ фактом привлечения последнего к административной ответственности по ст. 7.23.1. КоАП РФ в 2014 г.

Данные «мотивы» однозначно будут являться основанием для отказа в выдаче лицензии.

Такой отказ также может быть успешно оспорен в суде, однако лицензию до 1 мая 2015 г. заявитель не получит по причине, указанной в п. 1.

Поскольку за совершение возможных перечисленных действий со стороны органов, осуществляющих лицензирование УК ЖК, ответственность не установлена, можно сделать вывод, что процедура выдачи лицензии в существующем виде направлена на передел рынка по управлению МКД, а также стимулирует коррупцию как механизм сохранения бизнеса в условиях невозможности его защиты в судебном порядке.

Кроме того, такое положение дел вряд ли пойдет на пользу процессу проведения капитального ремонта общего имущества МКД, поскольку коррупционные издержки будут компенсироваться из фонда капитального ремонта.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь !

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
Быстрая регистрация
Чтобы скачивать документы, зарегистрируйтесь.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Регистрируйтесь
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.