О регулировании учета энергоресурсов и расчете платы потребления коммунальных услуг

428
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Голубева Е.С.
доцент кафедры экономики УлГУ
Законодательное регулирование учета энергоресурсов:

1) оплачивается фактически принятое абонентом количество ресурса в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ);

2) производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета (ст. 13 Закона об энергосбережении). Собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение приборами учета используемых энергоресурсов и ввод их в эксплуатацию;

3) если собственники не ставят приборы учета, это должны сделать ресурсоснабжающие организации (РСО), которым в последующем граждане возместят понесенные расходы (ст. 13 Закона об энергосбережении);

4) нет прямого запрета на установку приборов учета в аварийных объектах при наличии технической возможности (приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 627). Требование об организации учета используемых энергоресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, в т. ч.:

  • подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.;
  • потребляющие менее 5 кВт электроэнергии, или менее 0,2 Гкал/ч тепловой энергии, или менее 2 куб. м/ч природного газа.

В этих случаях расходы на установку приборов учета не допускается возлагать на собственников жилых помещений.

Если эксплуатационные характеристики здания ухудшаются настолько, что невозможно обеспечить точную фиксацию потребления энергоресурсов и обслуживание приборов учета, РСО исключает использование показаний приборного учета.

РСО вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных домах, для определения объема и стоимости энергоресурсов, потребленных на ОДН. Однако размер обязательств собственников и УО по оплате потребленных энергоресурсов ограничен утвержденными нормативами потребления.

В домах, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, не должны применяться повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунального ресурса при отсутствии таких приборов.

Из разъяснений Минстроя России следует, что «повышенный норматив» нужно применять при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности. Следовательно, если собственник не предоставит соответствующий акт обследования, исполнитель при отсутствии ИПУ в большинстве случаев будет применять «повышенный норматив» по умолчанию.

Законодатель не предусмотрел ответственность за непроведение обследования ни для исполнителя, ни для потребителя. Можно предположить, что обследование будет выполнять исполнитель коммунальных услуг за плату. Но это вызовет недовольство потребителей и судебные разбирательства.

Порядок определения количества лиц, проживающих в жилом помещении, для расчета платы потребления коммунальных услуг (письмо Минстроя России от 10.11.2016 № 37404-АТ/04)

Для расчета размера платы за коммунальные услуги применяются формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), а также формулы из пп. 12, 14 приложения 2 к Правилам № 354. В них используются понятия «количество постоянно проживающих граждан» и «количество временно проживающих граждан».

Постоянно проживающие граждане – зарегистрированные в помещении по месту жительства (абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, далее – Правила № 713).

Временно проживающие граждане – зарегистрированные в помещении по месту пребывания (абз. 1 п. 3 Правил № 713).

Граждане, проживающие в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении, – не зарегистрированные в указанном жилом помещении ни по месту жительства, ни по месту пребывания. Если есть информация о наличии граждан, проживающих без регистрации в жилом помещении, не оборудованном приборами учета, УО составляет акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Акт в течение трех дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан без регистрации составляет протокол об административном правонарушении (п. 56(1) Правил № 354).

О регулировании учета энергоресурсов и расчете платы потребления коммунальных услуг

Если ни один гражданин не зарегистрирован (отсутствует протокол об административном правонарушении, выраженном в проживании в указанном помещении граждан без регистрации), расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, противоречит жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им, являются основанием и для внесения платы за коммунальные услуги и содержание жилого помещения. Но для определения количества проживающих в жилом помещении граждан эти документы основанием не являются.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и (или) содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ.

При расчете размера платы за коммунальные услуги и (или) содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

  • размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, рассчитываются исходя из площади помещения;
  • при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по ГВС, ХВС, электро-, газоснабжению определяется исходя из показаний этих приборов учета;
  • при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан.

Следовательно, недопустимо оперировать в расчетах платы за коммунальные услуги и (или) содержание жилого помещения количеством собственников или нанимателей. Исполнитель коммунальных услуг может провести проверку и составить акт о фактически проживающих в помещении лицах. Однако начислять плату на основе этого акта он не вправе – только протокол уполномоченных органов позволяет производить начисления.

Судебная практика в этом вопросе совершенно разноплановая.

1. Общее собрание собственников помещений в МКД наделило УО полномочиями по проверке информации о фактически проживающих в помещениях гражданах. По результатам проверок УО направило в расчетный центр (РЦ) информацию для начисления платы исходя из количества фактически выявленных проживающих граждан.

Так как РЦ не стал производить расчеты на основании полученной информации, УО пришлось требовать этого в суде. В судебном решении от 16.05.2014 по делу № А72-15151/2013 Арбитражный суд Ульяновской области определил, что ни нормативные акты, ни условия заключенного с УО договора не обязывают РЦ производить перерасчет платы в отношении временных жильцов на основании поручения УО.

2. Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о правомерности требования УО (истца) о взыскании с уполномоченного лица – департамента города (ответчика) – задолженности, образовавшейся в связи с невозмещением ответчиком затрат УО на содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенного жилого помещения в МКД, находившегося в собственности ответчика.

По мнению суда, довод департамента о том, что он являлся ненадлежащим ответчиком по данному спору, необоснован. В соответствии со ст. 125, 126 ГК РФ, ст. 158 БК РФ и по смыслу подп. 6 ч. 2, ч. 3 ст. 153, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ до момента передачи гражданам по гражданско-правовым сделкам жилых помещений обязанность нести расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги должны органы государственной власти, т. е. департамент. Несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности города на жилое помещение в спорный период, город являлся собственником помещения и как собственник был обязан нести бремя расходов на его содержание в силу ч. 3 ст. 153 ЖК РФ (постановление от 20.07.2015 № Ф05-9074/2015 по делу № А40-155168/14).



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль