Новое в практике применения дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим

304
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Чаннов С.Е.
завкафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, профессор, д.ю.н.
За попытку утаить возможный конфликт интересов государственных и муниципальных служащих привлекают к дисциплинарной ответственности. В случае увольнения бывшие служащие нередко пытаются оспорить решение работодателя в суде.

Единая практика по применению дисциплинарной ответственности муниципального служащего еще не сложилась, и суды в отдельных случаях допускают ошибки. Поэтому Верховный суд РФ проанализировал, как суды применяют антикоррупционное законодательство, и разъяснил свои правовые позиции. Это приведет к тому, что суды будут применять единообразный подход к разрешению таких споров. Муниципальные служащие и представители их нанимателя также могут опираться на обзор Верховного суда. Это поможет избежать ненужных судебных разбирательств.

Когда возникает необходимость  дисциплинарной ответственности муниципального служащего

Конфликт интересов на муниципальной службе всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности муниципального служащего (ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества. Она может возникнуть у самого служащего. Например, он обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Здесь имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, завышенные оценки своих знаний.

Проблемы часто возникают с близкими родственниками служащего. К ним относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Например, муниципальный служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – сын служащего. Личная заинтересованность связана с преимуществом, которое кандидат может получить благодаря родству.

Личная заинтересованность возможна из-за связи служащего или его близких родственников с организациями или гражданами. Например, мать супруги служащего – единственная владелица компании, с которой он от имени местной администрации подписал контракт и от которой в дальнейшем принял работы. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества. Также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

Муниципальный служащий обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Если служащий этого не сделал, его можно уволить (ч. 6 ст. 11 Закона № 273-ФЗ).

Новое в практике применения дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим

Как быть в ситуации потенциального конфликта интересов

В некоторых случаях судьи указывали, что под конфликтом интересов понимается в том числе ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Например, это бывает, когда у близкого родственника или лица, связанного со служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, есть возможность получения доходов. Верховный суд РФ согласился с этими позициями судов.

Пример 1. Служащий М. подал заявление об увольнении по собственному желанию с должности заместителя главы городской администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля. Однако работодатель расторг трудовой договор в связи с тем, что М. не принял мер по предотвращению конфликта интересов. М. был членом комиссии по проведению аукциона на право аренды земельного участка. В торгах участвовала жена М., но победителем стал другой претендент. М. посчитал, что конфликта интересов не было, поскольку родство никак не повлияло на результаты аукциона. Бывший чиновник попытался оспорить в суде законность своего увольнения и попросил изменить основание снятия с должности.

Суд первой инстанции и апелляция сочли доводы истца несостоятельными. Судьи указали, что под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается не только получение, но и возможность получения родственниками служащего доходов в виде денег или имущественных прав (ч. 2 ст. 14.1 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273). Если бы супругу истца признали победителем аукциона, с ней был бы подписан договор, на основании которого она получила бы имущественные права на земельный участок. Следовательно, имела место личная заинтересованность М. А тот факт, что его жена не выиграла аукцион, не имеет правового значения.

Кроме того, суд первой инстанции не признал подачу истцом письменного заявления об увольнении по собственному желанию обстоятельством, которое исключает возможность прекращения трудового договора по инициативе работодателя при наличии законных обстоятельств. Если работник совершил дисциплинарный проступок и подал заявление об увольнении по собственному желанию, работодатель имеет право выбрать основание для прекращения трудового договора (решение Шуйского городского суда Ивановской области от 21 сентября 2015 г. № 2-1871/2015, определение Ивановского областного суда от 21 декабря 2015 г. № 33-2980/2015).

Таким образом, служащий обязан проинформировать работодателя о конфликте интересов, даже если он носит только потенциальный характер и реально ни сам служащий, ни его близкие родственники не извлекли никакой выгоды.

В ситуации выбора одного из двух оснований для увольнения муниципального служащего учитывайте нормы трудового законодательства. Так, представитель нанимателя может отказать в увольнении по собственному желанию, только если на момент подачи заявления факт неисполнения служащим обязанностей уже установлен. Если проверка в отношении служащего еще идет, представитель нанимателя обязан издать приказ об увольнении служащего по собственному желанию. Это нужно сделать не позднее чем через две недели после подачи заявления. В то же время заявление не помешает уволить служащего в связи с невыполнением обязанностей, связанных с конфликтом интересов, если в течение двух недель проверка будет завершена и для такого увольнения появятся законные основания.

Как привлечь муниципального служащего к дисциплинарной ответственности, если выгоду получают его друзья

Верховный суд согласился с выводами судов, которые к случаям возникновения личной заинтересованности служащего относят ситуации, когда выгоду получают или могут получить друзья служащего.

Пример 2. Управление МВД России по субъекту РФ уволило сотрудника межмуниципального отдела В. в связи с утратой доверия. Причиной стало то, что В. по просьбе друзей оформил подложные документы о ДТП и тем самым совершил грубый дисциплинарный проступок. Управление посчитало, что В. не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся.

Бывший сотрудник обратился в суд с просьбой восстановить его в должности. В. утверждал, что в его действиях не установлен конфликт интересов. Истец ссылался на то, что управление нарушило процедуру проверки, порядок аттестации и срок для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Суды первой и апелляционной инстанций признали увольнение законным. Они указали, что конфликтом интересов могут быть признаны ситуации, когда материальную выгоду либо иные преимущества в результате использования должностного положения служащего получают его друзья. По мнению судей, конфликт интересов выразился в создании ситуации, при которой личная заинтересованность служащего повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей (аппеляционное определение Псковского областного суда от 16 февраля 2016 г. № 33-239/2016).

О привлечении к дисциплинарной ответственности муниципального служащего нужно заявлять письменно

Президиум Верховного суда включил в Обзор дело, в рамках которого было признано законным увольнение государственного служащего, сообщившего о возникновении у него конфликта интересов своему начальнику в устной форме. Позиция суда:

  • порядок уведомления госслужащими о конфликте интересов или угрозе его возникновения регламентируется подзаконными актами государственных органов;
  • уведомление должно быть сделано только в письменной форме на имя представителя нанимателя.

Данная позиция Верховного суда актуальна и для муниципальной службы.

Пример 3. Пристав П. возбудила исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании с В. транспортного налога и пени за просрочку платежа. Должник приходился П. отцом. Пристав устно сообщила об этом начальнику. Она сочла, что тем самым заявила самоотвод и выполнила требования о предотвращении конфликта интересов. При этом она не применила мер принудительного исполнения, что позволило должнику продать автомобиль и исключило возможность наложить на него взыскание.

П. уволили из управления Федеральной службы судебных приставов в связи с утратой доверия. Бывшая сотрудница обратилась в суд с просьбой восстановить ее в должности. Суд заключил, что П. допустила возникновение конфликта интересов, а ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение должностных обязанностей. П. должна была проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В. (апелляционное определение Кемеровского областного суда от 1 декабря 2015 г. № 33-12573/2015).

Возник ли в ситуации конфликт интересов, суд установит в особом порядке

Прокурор нередко обращается в суд сразу с несколькими требованиями: например, не только привлечь служащего к дисциплинарной ответственности, но и установить факт наличия конфликта интересов или возможность его возникновения. При этом суды до недавнего времени при рассмотрении одного заявления прокурора удовлетворяли все его требования. Верховный суд РФ не согласился с такими решениями.

Пример 4. Прокурор обратился в суд с заявлением об установлении факта конфликта интересов, стороной которого являлась первый замглавы администрации муниципального района Ч. По данным прокуратуры, муниципалитет по итогам открытых аукционов и запросов котировок заключил с подрядчиком более 30 контрактов на ремонт жилого фонда. Одним из учредителей компаний был муж сестры Ч. Она в силу своего служебного положения знала, на каких условиях муниципалитет проводит конкурсы и в каком объеме он выделяет из бюджета средства. По мнению прокурора, эти обстоятельства могли привести к личной заинтересованности чиновницы, повлиять на объективное исполнение ею служебных обязанностей и сказаться на итогах аукционов.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление прокурора и установил факт наличия конфликта интересов. Судьи указали: Ч. не приняла мер, чтобы не допустить возникновения конфликта интересов и не уведомила о нем работодателя. С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ решила иначе. Она отметила, что заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение Ч. муниципальной службы. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только если заявитель не может получить в ином порядке надлежащие документы, удостоверяющие эти факты. Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду. Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие подведомственного суду спора о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения (ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса РФ). Верховный суд РФ отменил вынесенные по делу судебные постановления и оставил заявление прокурора без рассмотрения.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль