Штраф управляющей организации: как сделать его минимальным

534
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Щетинин С.Г.
эксперт (г. Краснодар)
Бизнес по управлению недвижимостью обладает неоспоримым преимуществом: он вечный. В том смысле, что при любой экономической и политической конъюнктуре обеспечивает относительно стабильный кэш-фло (денежный поток).

Особенно это ценится в периоды кризисов, когда резко сжимается матрица возможностей и расширяется матрица угроз. Увы, бизнес по эксплуатации недвижимости, при всей его кажущейся стабильности, низкодоходный и высокорискованный. Причем государство постоянно увеличивает эти риски и снижает прибыльность.

Мотивы чиновников и законодателей понятны: они хотят уменьшить социальную напряженность, пытаясь административными методами повысить качество и добиться снижения (или хотя бы ограничения роста) стоимости жилищно-коммунальных услуг.

К сожалению, многочисленные примеры попыток нерыночными методами регулировать рыночные отношения показывают, что этот путь обречен на неудачу.

В российских условиях введение лицензирования управления МКД вкупе с изменениями в КоАП РФ часто влечет за собой штрафы в отношении управляющих организаций и различных жилищных объединений.

Применяемые санкции, с моей точки зрения, чрезмерно жесткие. Например, особенно полюбившаяся в последнее время инспекторам ст. 14.1.3 КоАП РФ о нарушении лицензионных требований предусматривает наложение на юрлицо штрафа в размере 250–300 тыс. руб. Даже один такой штраф вполне способен пробить серьезную брешь в бюджете небольшой организации. Если же компания управляет одним домом, то наложение единственного штрафа в 300 тыс. руб. чревато разорением.

Идея, кажется, была такой: если компания неэффективна, плохо работает, то она должна уйти с рынка. С этим можно было бы и согласиться, но на практике решение об эффективности той или иной компании принимает не потребитель, а чиновник.

Сразу скажу: сложившаяся судебная практика не на стороне организаций, управляющих МКД, и подавляющее большинство заявлений на обжалование постановлений об административных правонарушениях остается без удовлетворения.

Обстоятельства, при которых невозможно наложение штрафов на управляющую организацию

Не стоит отчаиваться, если жилищный инспектор уже у вас и собирается составить протокол. Запомните: производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство должно быть прекращено при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В таблице приведены обстоятельства, которые чаще других возникают в случае с жилищной инспекцией.

Штраф управляющей организации: как сделать его минимальным

С момента возбуждения дела об административном правонарушении (т. е. с момента составления протокола) вы имеете право привлечь защитника, о чем стоит упомянуть в протоколе. Если помощь защитника вам предоставлена не будет, то в дальнейшем можно сослаться на нарушение закона при составлении протокола.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Далее на основании протокола выносится постановление по делу об административном правонарушении, которое должно содержать предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ сведения, в т. ч. описание установленных обстоятельств и мотивированные выводы по ним. Все ваши возражения, заявления, ходатайства требуйте приобщать к делу. Лучше оформлять свои требования письменно.

Если все складывается не в вашу пользу и постановление о привлечении к ответственности вынесено — смело идите в суд.

Обжаловать стоит и протокол, и постановление. Разумеется, следует позаботиться о том, чтобы ваши интересы представлял грамотный юрист.

Штраф управляющей организации: как сделать его минимальным

Основания для снижения суммы штрафа УО или отмены решения жилищной инспекции в суде

Анализируя судебную практику, можно отметить следующие основания для отмены решения жилищной инспекции или снижения суммы штрафа.

Неверная квалификация правонарушения. Большинство судов не обращают внимания на заявления УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК о том, что правонарушение подпадает под санкцию ст. 7.22 КоАП РФ. Однако некоторые суды все же признают доводы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и отменяют решения жилищной инспекции.

Истечение срока давности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения. Допустим, вам удалось отменить решение жилищной инспекции в мировом суде, но она подала апелляцию — попытайтесь затянуть процесс. Если же три месяца истекли, то производство по делу будет прекращено.

Малозначительность. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

За впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба выносится предупреждение.

Важно!

При производстве по административным делам должностные лица часто не мотивируют должным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения. Но если умысел, например, был направлен не на то, что вменяется в вину, необходимо вести речь или об освобождении от ответственности, или о переквалификации действий.

Уменьшение суммы штрафа управляющей организации в прользу потребителей до уровня ниже минимального

Суды редко отменяют решения жилищной инспекции, но идут навстречу в определении размера штрафа ниже минимального. Такая возможность предусмотрена законодательством. Но подобное снижение не может быть больше чем в два раза. Это, конечно, не победа, однако уменьшение суммы штрафа с 250 тыс. до 125 тыс. руб. весьма ощутимо.

Например, в подобном случае суд указал: «…учитывая, что в настоящее время вышеуказанные нарушения устранены, а также финансовое положение организации, связанное с регулярными неплатежами за коммунальные услуги, суд считает возможным в соответствии с пп. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание ниже низшего предела, установленного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. При этом суд учитывает значительное количество поступающих административных дел данной категории, что может привести к большим материальным необоснованным потерям и финансовой несостоятельности организации».

Приведенные выше методы защиты, в общем‑то, универсальны, однако в каждом конкретном случае следует учитывать нюансы.

Пример

Чужая зона ответственности

Управляющая организация избежала наказания за отсутствие приборов учета и пломб на газовом оборудовании, находящемся в квартирах собственников. Пришлось доказывать, что она не имела доступа в помещения и вообще не является специализированной организацией, у которой есть право на обслуживание газовой арматуры.

В заключение выскажу осторожную надежду, что государственная жилищная инспекция из инструмента пополнения казны со временем превратится в орган защиты прав собственников, который, безусловно, необходим.

Не стоит забывать о том, что взыскиваемые штрафы в конечном итоге оплачивают те самые жители, интересы которых жилищная инспекция и призвана защищать.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль