Автостоянка в жилом доме: правила и ошибки организации

1475
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Автостоянка в жилом доме — явление, которое дарит жильцам определенное удобство, но также и выступает в виде объекта спора, конфликтов и судебных разбирательств. Оборудовать автостоянку в жилом доме не так просто, для этого нужно провести хорошую подготовительную работу, в ходе которой придется выявить и взвесить все «за» и «против». Помимо этого, необходимо соблюсти ряд правил, чтобы не получить штраф от контролирующих органов власти. В нашей статье мы подробно остановимся на тонкостях организации автостоянки в жилом доме.

Кто принимает решение о том, что нужна автостоянка в жилом доме

В современных растущих городах планировка дворов прошлого века является источником головной боли для многих жильцов. Строители обеспечили эти дома узкой подъездной дорогой и местом для парковки, рассчитанным на пару-тройку машин. При этом во дворах домов, построенных при Советском Союзе, как правило, присутствует свободное место, которое может послужить парковкой для автомобилей. Вопрос о том, где должно стоять авто, зачастую является предметом ожесточенного спора жильцов и нередко выливается в войну за парковочные места. Это, конечно, не лучший выход. Вместо ругани с соседями и критики планировки прежних времен, вы можете самостоятельно и на законных основаниях решить проблему с парковкой.

Собственникам квартиры в многоквартирном жилом доме, помимо самой жилплощади, принадлежит и общедомовое имущество, в том числе и придомовая территория. Таким образом, собственники жилых помещений вправе решать, что делать с этой территорией.

Если в доме существует ТСЖ, то владельцы квартир жилого дома могут довольно просто организовать свою придомовую территорию. Обычно ТСЖ заранее решают вопрос о праве собственности на участок земли рядом с жилым домом и под ним. В случае если этот вопрос остается нерешенным, то начать следует с правоустанавливающих документов на землю. Если участок под жилым домом и рядом с ним не введен в придомовую территорию и не поставлен на кадастровый учет, то жильцы не смогут распорядиться землей во дворе по своему усмотрению. В случае если каким-либо образом будет огорожена часть земли, которая не принадлежит жилому дому, то это будет считаться самозахватом. Таким образом, прежде чем организовывать автомобильную парковку, нужно оформить межевой план и право собственности на придомовую территорию в администрации муниципального образования.

Принять решение об использовании придомовой территории может собрание владельцев жилых помещений. Чтобы организовать автостоянку у жилого дома, нужно собрать две трети положительных голосов среди собственников квартир. Проблемой для автолюбителей может стать перевешивающее количество владельцев жилых помещений, которые не имеют своего транспорта. Они, скорее всего, предпочтут разбить сквер у дома, чем организовать автостоянку. В этом случае задача инициативной группы найти такое решение, которое будет устраивать всех собственников. Хорошим аргументом в защиту автостоянки будет то, что исчезнут машины с тротуаров и детских площадок, что повысит комфорт и безопасность двора. Собрание необязательно должно быть очным. Инициативная группа может самостоятельно обойти всех собственников и узнать их мнение.

Каким должно быть расстояние от автостоянки до жилого дома

Между автовладельцами и остальными жильцами многоквартирного жилого дома нередки споры о парковке автомобилей во дворах. В случае если жилой дом не оборудован парковочными местами, автолюбители стараются поставить свои машины поближе к дому, чтобы машина находилась перед глазами, и до нее можно было бы быстро добраться. Противниками такого расклада выступают жильцы нижних этажей или те, кто машин не имеет. Они жалуются на шум от машин, запах выхлопных газов и неправильную парковку, которая препятствует свободному входу и выходу из дома, а также проезду автомобилей экстренных служб. Усугубляет ситуацию острый дефицит парковочных мест, которых может хватать не всем. Не делает ситуацию проще и отсутствие законодательного регулирования парковки во дворах — нет четко выраженных правил. В совокупности эти проблемы приводят к тому, что жильцы начинают воевать друг с другом, применяя при этом далекие от законных способы. Разберемся в правилах, определяющих размещение автомобилей во дворах многоквартирных жилых домов, а также с тем, что нужно знать и автолюбителям, и их соседям.

В первую очередь отметим, что на стадии строительства многоквартирного жилого дома и обустройства на его территории парковки необходимо соблюсти правила размещения парковочных мест. Это регулируется СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:

  • должна соблюдаться дистанция в десять метров от открытой автостоянки (вместимостью до десяти машин) до фасадов жилого дома;
  • в случае гаража закрытого типа со сплошным стеновым ограждением, допускается снижение расстояния до фасада дома на 25 %, если гараж не имеет открывающихся окон и въезда, расположенного в сторону жилого или общественного здания;
  • придомовая территория может располагать парковкой до 50 машин, а также гаражами и паркингами, со сплошным стеновым ограждением, до 100 машин, в случае если соблюдены условия нормативных требований по обеспеченности элементами благоустройства придомовой территории по площади и наименованиям.

Следовательно, если при оборудовании парковкой придомовой территории допущены ошибки, размещение автостоянки в жилом многоквартирном доме можно обжаловать через надлежащие инстанции.

Каким должно быть минимальное расстояние от автостоянки до жилого дома

Согласно вышеупомянутому СанПиНу, расстояние от жилого дома до автостоянки должно быть:

  • 10 метров до фасада и торца с окнами и без, в случае автостоянки вместимостью до 10 машин;
  • 15 метров до фасада и торца с окнами или 10 метров до торцов без окон, в случае автостоянки, вместимостью до 50 машин;
  • 25 метров до фасада и торцов с окнами или 15 метров до торцов без окон, в случае автостоянки до 100 машин;
  • 35 метров до фасада и торцов с окнами или 25 метров до торцов без окон, в случае автостоянки до 300 машин;
  • 50 метров до фасада и торцов с окнами или 35 метров до торцов без окон, в случае автостоянки более 300 машин.

Автостоянки вместимостью до 10 машин, должны находиться в 25 метрах от школ, ПТУ, детских учреждений и площадок для игр, спорта и отдыха; автостоянки вместимостью свыше 10 машин, должны располагаться в 50 метрах от указанных объектов.

Автостоянки вместимостью до 10 машин, должны находиться в 25 метрах от стационарных лечебных учреждений, открытых спортплощадок, садов, парков и скверов. Если вместимость автостоянки до 50 машин, он должна располагаться от указанных объектов не менее чем в 50 метрах.

Расстояния от гаражей и автостоянок принимаются до границ вышеописанных объектов. Расстояние до закрытых гаражей, имеющих сплошное стеновое ограждение, можно снизить на 25 % в случае, если данные гаражи не имеют открывающихся окон и въездов, направленных в сторону указанных объектов и учреждений.

Въезд и выезд в гаражи, которые находятся на территории жилой застройки и имеют вместимость более 100 мест, должны быть выведены в улично-дорожную сеть. Запрещается устраивать въезд и выезд в указанные гаражи через дворы, парки и велосипедные дорожки.

Гаражные комплексы и автостоянки общей вместимостью в 500 мест нужно располагать на территориях промышленных, санитарно-защищенных и коммунально-складских зон.

В случае обустройства подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок, СанПиН регулирует только расстояние от въезда и выезда, а также от вентшахт до территорий школ.

Автостоянка в жилом доме: правила, советы, ошибки

Какие еще есть правила автостоянки во дворе жилого дома

Помимо вышеуказанных правил могут быть дополнительные правила парковки во дворах жилых домов, установленные региональными властями. Поэтому в случае спорных ситуаций, нужно ознакомиться и с местными нормативными документами. Также необходимо упомянуть разделы в правилах дорожного движения, касающиеся парковки автомобилей во дворах жилых домов. Нередки случаи, когда территория жилого дома не оборудована парковками, и владельцы автомобилей ставят свои авто там, где это запрещено правилами. Перечислим недопустимые для парковки места и действия, согласно ПДД:

  • запрещена стоянка во дворах с работающим двигателем. Под стоянкой подразумевается остановка машины более чем на пять минут без посадки (высадки) пассажиров и погрузки (выгрузки) грузов;
  • стоянка грузовых авто вне специальных мест, чья максимальная разрешенная масса превышает 3,5 тонны;
  • стоянка, при которой автомобиль заграждает въезд (выезд) во двор;
  • стоянка в менее пяти метрах от мусорных контейнеров;
  • стоянка во дворе, при которой автомобиль препятствует проезду транспорта и движению пешеходов;
  • стоянка на тротуарах и газонах, кроме случаев, когда это разрешено знаками.

Все вышеуказанные нарушения ведут за собой наложение штрафа на водителя. Для этого нужно, чтобы нарушение зафиксировали сотрудники ГИБДД и составили протокол. Таким образом, жильцы домов могут и должны привлекать внимание сотрудников ГИБДД к фактам нарушений правил дорожного движения. Также жильцы должны обращаться в соответствующие органы в случае других нарушений закона, например, при установке незаконных парковочных ограждений. Автовладельцы, которые оставляют свои машины во дворе жилого дома на долгий срок, должны иметь в виду следующее: управляющая компания вправе эвакуировать их автомобиль, если он мешает проезду пожарной техники (в этом случае будет еще и штраф от пожарной инспекции) или уборке территории. Перед эвакуацией владельцу машины дается некоторое время для перепарковки автомобиля (о том, что его машина создает помехи, владельца должны уведомить).

Как создаются автостоянки во дворе жилого дома: пошаговая инструкция

В случае, когда собственники квартир в жилом многоквартирном доме решили организовать автостоянку (и все с ней связанное), во избежание административной ответственности им следует произвести расчет автостоянок для жилых домов.

Шаг 1. Определить потребность количества машиномест. Также необходимо провести зонирование придомовой территории, которое выявит максимально возможный размер автостоянки, с учетом наличия рядом игровых, спортивных, хозяйственных площадок, зеленых насаждений, проходов, возможности проезда техники коммунальных и экстренных служб и т. д.

Шаг 2. Убедиться в наличии прав на землю и правоустанавливающих документов. Если данных документов нет, их следует получить в органах местного самоуправления. Для этого нужно написать соответствующее заявление, провести межевание и поставить на кадастровый учет земельный участок.

Шаг 3. На общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от общего числа) принять решение об организации парковки. На этом же собрании принимается решение по объему финансирования и его источнику, а также об организации необходимых работ для создания автостоянки, ее содержанию и эксплуатации. Выбирается уполномоченный представитель от собственников и подрядчик.

Шаг 4. Выполнить проект благоустройства придомовой территории с учетом организации сквозного движения транспорта. После этот проект согласовывается с УК, ГИБДД, администрацией и пожарной охраной, а также, в случае необходимости, с собственниками инженерных коммуникаций.

После того как собраны все нужные документы, собственники жилых помещений сдают деньги, нанимается проектная организация, а затем и строители. Так как проект не должен содержать ошибки, работать над ним должны сотрудники компании, которая состоит в саморегулируемой организации. В проекте в обязательном порядке должно быть следующее:

  • схема площадки;
  • план движения транспорта, в случае наличия охраны — расположение помещения для нее;
  • точное указание местонахождения кнопки экстренного вызова пожарной охраны;
  • места, где будут установлены механические ограничители проезда;
  • тип дорожного покрытия;
  • разметка;
  • места въезда для пожарных автомобилей.

На стоимость проекта возведения автостоянки влияют несколько факторов. Главные из них: размер автостоянки, место расположения, рейтинг фирмы подрядчика и проектировщика. Стоимость проектной документации колеблется в пределах 50-200 рублей за кв.м. в зависимости от выбранного типа дорожного покрытия (гравий, плитка, экосетка или асфальт).

Шаг 5. Выявить и принять меры по ликвидации незаконных ограждений. Если таковые находятся на придомовой территории и препятствует въезду транспорта.

Шаг 6. После устройства парковки выполнить исполнительный инженерно-топографический план. На этом плане должны быть указаны границы землеотвода, после чего он должен быть представлен администрации района.

Кем разрешается автостоянка в жилом доме

Чтобы получить разрешение на автостоянку у жилого дома, придется походить по различным учреждениям. Первое учреждение, куда нужно обратиться — комитет (департамент) по земельным ресурсам и землеустройству. В это учреждение нужно направить просьбу о выделении участка под автостоянку. Направляется просьба главой инициативной группы собственников после составления протокола собрания и выделения земельного участка в общую долевую собственность.

Минимальный срок рассмотрения заявления три дня. Однако практика показывает, что реальные сроки могут быть гораздо дольше. Препятствием к быстрому одобрению могут быть ошибки в протоколе собрания или присутствие на участке объектов благоустройства, например, клумбы или скамейки.

Также автостоянку нужно согласовать с местными отделами ГИБДД и органом власти, который отвечает за градостроительство и архитектуру. В принципе, согласование с упомянутыми инстанциями не является обязательным, и на практике многие не утруждают себя этим. Мы же рекомендуем получить одобрение от данных органов власти, так как, если возникнут проблемы с автостоянкой, наличие разрешений от этих госучреждений поможет значительно упростить решение вопросов.

Для обращения в госучреждения с вопросом об организации автостоянки, необходимо иметь на руках:

  • протокол общего собрания с подписями всех жильцов, которые выразили согласие на организацию автостоянки;
  • справка из управления оценки недвижимости и инвентаризации (либо аналогичной организации, имеющей право на выдачу таких сведений), в которой указан состав и размеры площадей многоквартирного жилого дома.

Если собрание было заочным, то в протокол нужно внести данные о повестке дня, как проводилось собрание, указать ответственное лицо, отвечающее за сбор документации (в том числе его паспортные данные), информацию о решении обратиться в муниципалитет для оформления земельного участка, а также количество проголосовавших по указанным вопросам. Если какой-либо информации не будет в наличии, то велика вероятность возврата документов, что приведет к затягиванию процесса организации автостоянки у жилого дома.

В любом случае, организация автостоянки у жилого дома — процесс совсем не быстрый и может длиться по несколько месяцев. Единственный плюс, который имеет эта волокита, — у жильцов вырабатывается психология ответственного собственника. Если потребность в автостоянке острая, то это подвигнет к оформлению придомовой территории в собственность. И в этом случае риски получить во дворе дома незаконный магазин, жилой дом или парковку, минимальны. К тому же, парковаться на автостоянке гораздо приятнее, чем в раскисшей грязи или на тротуаре.

Если для автостоянки требуется установить ограждения или шлагбаумы, или снести эти ограждения, то решение об этом принимается на общем собрании собственников квартир жилого дома.

В случае если земля является общим двором или смежной территорией для нескольких жилых домов, то управляющие организации, которые ведут управление этими домами совместно с администрацией района должны привлечь собственников жилья в этих домах для организации автостоянки. В противном случае, указанные учреждения должны определить место для автостоянки каждого дома отдельно, пропорционально владению участком каждого дома относительно общей площади.

Каким экологическим требованиям должна отвечать автостоянка в жилом доме

Если автостоянка находится слишком близко к дому, то расположенные на ней автомобили будут отравлять воздух выхлопными газами. Таким образом, жильцы жилого дома будут лишены законного права на благоприятную окружающую среду.

Статья 27 Гражданского Кодекса РФ говорит, что без согласования с государственными органами, в том числе санитарно-эпидемиологическими, невозможно утвердить градостроительную документацию.

Пункт 3.1.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 предписывает отказывать в строительстве, размещении, проектировке и вводу в эксплуатацию объектов, которые загрязняют окружающую среду выше указанной нормы.

Пункт 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 говорит о необходимом расстоянии от стоянок и гаражей до зданий различного предназначения.

Статья 6.3. КоАП РФ вводит административную ответственность за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правда, штрафы по этой статье несущественны. Для граждан — 100-500 рублей, а вот юридические лица должны заплатить от 10 до 20 тысяч рублей. Таким образом, если около дома организовалась незаконная или нарушающая требования автостоянка, эти меры могут оказать определенное действие.

Какая ответственность предусмотрела, если автостоянка в жилом доме создана без разрешения

В случае если на территории жилого дома организовали автостоянку, не имея законных на то оснований, собственники квартир этого дома должны обратиться в муниципальные или государственные органы надзора. Также должно пройти общее собрание, на котором необходимо принять решение о сносе незаконных сооружений, а также о распоряжении общим земельным участком. Если решение не будет исполнено лицом, организовавшим автостоянку вопреки решению надзорных органов, то вопрос о понуждении данного лица к сносу должен решаться через суд.

Что делать, если автостоянка в жилом доме создана незаконно

Довольно часты случаи самозахвата территории у дома. Жильцы могут натягивать цепь на парковочные места, ставить столбики или заборчики, тем самым отделяя парковочное место только для себя. Разберемся, что делать в таких случаях.

Напомним законные условия распоряжения территории жилого дома:

  • придомовая территория внесена в кадастровый план дома;
  • проведено собрание собственников, на котором решился вопрос ограждения отмежеванной территории, а также составлен протокол этого собрания;
  • равенство прав на автостоянку у всех собственников квартир жилого дома;
  • наличие документа об аренде территории у жилого дома и установке шлагбаума.

В случае невыполнения этих условий, можно считать незаконным захват придомовой территории. Даже в случае, если жильцы утверждают, что на законных основаниях договорились с УК жилого дома, платят им деньги за содержание автостоянки, то все это попадает под статью 7.1 КоАП «Незаконное занятие земельного участка».

Существуют административные методы пресечения самозахватов территории жилого дома. Но перед тем как прибегать к ним, собственники должны провести собрание, на котором повторно согласовать и организовать автостоянку, с учетом прав всех собственников. Иначе каждый владелец квартиры в жилом доме будет требовать устранить нарушение своих прав, ссылаясь на статью 304 Гражданского Кодекса. Далее, дело по самозахвату передается в суд, после чего убираются препятствующие для доступа на автостоянку ограждения.

Чтобы убрать незаконные ограждения, нужно письменно обратиться в префектуру или управу района. Заявление должно содержать фотографии, доказывающие факт нарушения, а также контактные данные заявителя. После чего заявлению присваивается порядковый номер, в само заявление передается в ГУ ИС на рассмотрение. Наиболее эффективный способ заставить учреждения работать — отправить свое заявление заказным письмом. В этом случае ответ должен поступить в течение месяца.

Если же никакой реакции на ваше обращение не последовало, то вам стоит обратиться в городскую администрацию.

Районные управы некоторых городов создают специальные ведомства, которые занимаются рассмотрением вопросов и предотвращением незаконных автостоянок. В случае если такие комиссии есть в вашем городе, можно отправить им копию своего заявления. После рассмотрения заявления, незаконные ограждения ликвидируют за несколько дней, иногда при этом выписывают штрафы.

Если автомобиль припаркован незаконно, то штраф на его владельца должна наложить полиция. В этом случае заявление должно содержать описание незаконных действий автовладельца, а также фотографию номеров транспортного средства. После рассмотрения дела на собственника авто будет наложен штраф согласно статье 7.1 КоАП. Если было повреждено дорожное полотно или иные объекты придомовой территории, собственники квартир могут потребовать от нарушителей привести придомовую территорию в прежнее состояние.

Что означает «жилые дома со встроенными автостоянками»

В этом случае слово «встроенный» является синонимом слова «подземный». В юридической и публицистической литературе могут использоваться оба определения, не стоит этого пугаться и пытаться найти отличия. При этом нужно отметить, что подземная автостоянка не обязательно должна быть встроенной, так как может находиться в подвале гаража или павильона, хотя это довольно редкое явление. В остальном речь идет именно о многоквартирных жилых домах с подземной автостоянкой.

Какие особенности имеет подземная автостоянка в жилом доме

Например, 14-этажный жилой дом с подземной автостоянкой должен быть функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. Подземные встроенные автостоянки не должны находиться под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности.

Если здание относится к классу Ф1.3, то встроенная автостоянка должна быть для тех легковых автомобилей, чьи парковочные места закреплены на постоянной основе за их владельцами.

Вне зависимости от степени огнестойкости встроенной автостоянки и ее класса конструктивной пожарной опасности, ее можно размещать в здании класса Ф1.4. В этом случае автостоянку следует выделить противопожарными преградами, чей предел огнестойкости EI45.

В общем, для оборудования встроенной автостоянки в жилом доме главным требованием будет пожарная безопасность. С полным списком этих требований можно ознакомиться тут:

Материалы для скачивания: Cвод правил.rtf

Какой законопроект хотят ввести про автостоянки в жилом доме

Пока не принят закон, согласно которому каждый владелец квартиры в жилом доме должен быть обеспечен местом на автостоянке. Несмотря на то, что данная идея обсуждается на самом высоком уровне власти, до сих пор не подготовлен законопроект, пригодный для подписания. Ниже мы рассмотрим действующие нормы для автостоянок, а также предложения депутатов.

Согласно законодательству, собственники квартир в жилом доме могут установить шлагбаум на въезде во двор. Эта мера позволит им сохранить свои парковочные места от жителей или гостей соседнего дома, для машин которых не нашлось места на их автостоянке. Стоит отметить, что приобретение и обслуживание шлагбаума не относится к коммунальным услугам и оплачивается отдельно от них. Чтобы установить шлагбаум, необходимо провести собрание всех собственников квартир в жилом доме и получить одобрение от 2/3 из них. Одобрение выражается в виде подписи. После этого производится сбор средств на покупку и обслуживание шлагбаума. Деньги сдают собственники жилого дома в равных долях.

Партия «Справедливая Россия» внесла новый законопроект. На данном этапе он не принят, так как существует ряд сложностей, в частности не прописаны механизмы его осуществления для тех жилых домов, которые построены ранее и не обладают достаточной территорией. Законопроект находится в стадии доработки, но мы опишем основную его идею.

  • Распределение мест на парковке должно быть связано с площадью квартиры жилого дома. Лицам, в чьей собственности находится обычная «однушка» площадью 33 кв. м. положено одно место на автостоянке у жилого дома. В случае площади жилого помещения превышающей 50 кв. м., его владелец получит два места на автостоянке.
  • При проектировании необходимо предусмотреть 40 мест для гостей, если в многоэтажке будет проживать тысяча человек. В случае если количество жильцов будет около двух тысяч, то количество гостевых автостоянок жилых домов следует удвоить.

Учитывая российские реалии, становятся очевидными несовершенство данного закона. В России имеется существенное количество малогабаритных жилых домов, в которых проживают большие семьи, имеющие несколько машин. Им, в случае принятия закона, придется расставлять свои автомобили по другим автостоянкам и прочим местам. При этом места, отведенные собственникам просторных жилых помещений, могут оставаться незанятыми. Такое положение вещей не поспособствует снижению конфликтов между жильцами, а наоборот — увеличит их.

Также депутаты выступили с инициативой, которая предполагает изменение правил платных автостоянок, находящихся рядом с жилым многоквартирным домом. Например, предлагается сделать такие автостоянки бесплатными в ночное время, чтобы ими мог пользоваться любой желающий, особенно жильцы ближайших домов. Контроль за соблюдением этого положения будет возложен на власти региона. Вероятно, региональными властями будет создан реестр парковочных мест города, в том числе и тех, которые находятся на придомовой территории.

Вложенные файлы



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль