Стратегическое планирование на муниципальном уровне

595
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Исупова С.С.
генеральный директор ООО «ЕврАКонс», доцент факультета государственного управления и права Красногорского филиала РАНХиГС, к.ю.н.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ содержит лишь общие определения, связанные со стратегическим планированием развития территорий. Как муниципалитету организовать эту деятельность, в законе не сказано. Но в отдельных муниципальных образованиях накоплен значительный опыт стратегического планирования на базе различных методик.

Что такое стратегическое планирование на муниципальном уровне

Стратегическое планирование на муниципальном уровне – это деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципального образования, его экономики и управления (ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

10 лет – минимальный срок, на который разрабатывают Стратегию развития муниципального образования или Стратегический план.

На основе анализа реальной ситуации в муниципальном образовании определите его стратегический выбор и приоритетные направления, которые ведут к достижению главной цели. Представьте желаемое состояние развития своего муниципального образования на среднесрочный период (через 10–15 лет). Затем проведите анализ текущего состояния муниципалитета и определите, реально ли достичь поставленной стратегической цели при помощи собственных и привлекаемых ресурсов.

Привлеките все группы населения

Постарайтесь заинтересовать в стратегическом планировании на муниципальном уровне все население. Донесите до разных социальных групп, почему им важно участвовать в этом процессе.

Для предпринимателей участие в процессе стратегического планирования – это один из способов общения с местной властью, а также с деловыми партнерами и конкурентами. Результатом таких контактов может стать выработка совместной деловой стратегии или предложений для развития конкретных сфер промышленности, реализации взаимовыгодных проектов.

Своя заинтересованность в стратегическом планировании есть и у пожилых людей. Они заинтересованы во включении в стратегический план социальных вопросов (например, связанных со здравоохранением, организацией досуга). От квалифицированных пенсионеров можно получить помощь в экспертной оценке программ, проектов, идей.

Молодежь можно задействовать следующими способами:

  • ввести в координационный совет, группу стратегического планирования, рабочие группы;
  • приглашать на круглые столы, мозговые штурмы, привлекать к SWOT-анализу;
  • привлечь к сбору и анализу статистических данных в рамках курсовых и дипломных работ в экономических, финансовых учебных заведениях;
  • привлечь к разработке анкет, анкетированию, проведению опросов населения, подведению их итогов;
  • устраивать конкурсы на разработку логотипа стратегического планирования, эмблемы, слогана;
  • поручить разработку альтернативного плана стратегического развития;
  • заказывать информационные материалы для СМИ.

Во многих муниципальных образованиях уже есть положительный опыт такой работы.

Пример 1. В Улан-Удэ молодые люди проводили анкетирование. Они без стеснения обращались на улицах и в общественных местах к незнакомым людям и просили заполнить опросные листы. Затем подвели итоги опросов и обобщили полученные данные в электронной форме в виде графиков, диаграмм и т. д. Все это пригодилось для подготовки аналитической части стратегического плана. Также материалы было легко продемонстрировать в аудитории, разместить в СМИ.

Более простой способ привлечь молодежь: раздать родителям опросные листы через старшеклассников. Если учитель расскажет во время урока о том, какая работа по стратегическому планированию проводится в муниципальном образовании, то ученики проявят дома настойчивость и не дадут родителям забыть выполнить эту несложную работу.

Основные элементы стратегического планирования на муниципальном уровне

Стратегический план состоит из титульного листа, введения и четырех разделов.

Титульный лист

На титульном листе документа отобразите название муниципального образования, его герб, а также атрибуты визуализации процесса стратегического планирования (эмблему, слоган и т. д.).

Пример 2. В процессе стратегического планирования в городе Берeзовском Кемеровской области представители молодежи в рамках специального конкурса разработали эмблему. Ее стали размещать на всех материалах о муниципальной стратегии. Эмблема содержит три символа. Уголь отражает ключевую отрасль промышленности в городе. Листок берeзы ассоциируется с названием города. Спираль, направленная к солнцу, символизирует поступательное движение, развитие экономики и социальной сферы.

Внимание

Важно, чтобы глава муниципального образования публично заявил о том, что он лично поддерживает идею разработки стратегического плана и будет сам курировать эту работу

Введение

Во введении приведите обоснование необходимости разработки стратегического плана. Укажите участников разработки, ответственных за нее, сроки, названия созданных органов, количество проведенных во время разработки мероприятий.

Перечислите основные нормативно-правовые документы начального этапа. Это может быть постановление главы муниципального образования о начале разработки стратегического плана, положение о координационном совете и др. Если глава муниципального образования издал специальное обращение к жителям о начале работы над стратегическим планом, этот текст можно привести во введении полностью.

Раздел 1. Аналитическая часть

Информацию в аналитической части разделите на три части.

1. Сведения о муниципальном образовании: его географии, истории, транспортной доступности, численности населения и его характеристике, промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ, объектах социальной сферы. По каждому сектору экономики приведите общую информацию и данные о ключевых предприятиях.

2. Сведения об анкетировании. Включите опросный лист, укажите, сколько анкет удалось раздать и сколько получить обратно заполненными. Отразите способы анкетирования и сбора опросных листов, результаты анкетирования.

3. Подробная информация о социально-экономическом состоянии муниципального образования. Раскройте позиции, которые кратко изложили в первом разделе аналитической части. Сделайте прогнозы развития конкретных отраслей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Приведите результаты SWOT-анализа и других методов экономического анализа.

Раздел 2. Цели и приоритеты развития муниципального образования

В этом разделе на базе проведенных аналитических исследований определите и укажите:

  • миссию муниципального образования;
  • главную цель преобразований;
  • приоритетные направления развития.

Внимание

Если реализация стратегического плана поручена специальной организации, укажите ее статус и общую информацию о ее деятельности в этом разделе.

Раздел 3. Механизмы реализации целей и приоритетных направлений развития

Под каждое из приоритетных направлений развития обычно разрабатывают от одной до трех программ, а в рамках каждой из них – проекты и мероприятия. В этом разделе не обязательно подробно описывать все проекты. Можно ограничиться их перечнем или описать несколько ключевых проектов по каждой программе.

Также укажите индикаторы и критерии оценки для проведения мониторинга реализации стратегического плана. Они должны быть конкретными, информативными и легко измеримыми. Перечислите мероприятия администрации по реализации плана. Укажите конкретных исполнителей и сроки.

Раздел 4. Мониторинг, оценка, корректировка

Здесь опишите мероприятия по периодической оценке реализации стратегического плана. Предусмотрите возможность корректировки отдельных направлений, программ и проектов на случай, если изменятся внешние условия или реализация плана пойдет не так, как вы задумали.

Поясните, какие структуры внутри либо вне администрации муниципального образования будут контролировать реализацию стратегического плана. Укажите конкретных должностных лиц. Иначе стратегическое планирование на муниципальном уровне так и не будет реализовано, а останется только на бумаге в виде научного труда.

Этапы и проблемы стратегического планирования на мунициальном уровне

Стратегическое планирование можно разделить на семь этапов.

1. Организационный этап

На первом этапе глава муниципального образования издает постановление или распоряжение о начале разработки стратегического плана. Кроме того, важно сразу же создать органы, которые возьмут на себя основную работу по разработке стратегического плана, – координационный совет и группу стратегического планирования.

Координационный совет сформируйте из представителей органов власти, деловых кругов и населения. Идеальная пропорция – по одной трети представителей от каждой из этих групп. Если такой пропорции сложно добиться, можно увеличить долю представителей власти (в первую очередь исполнительной) до 50 процентов.

Рекомендация

Сформируйте группу стратегического планирования в основном из представителей администрации. Можно также привлечь представителей деловых кругов и сообщества.

Координационный совет:

  • определяет миссию, стратегические подцели, основные приоритеты стратегического планирования;
  • формирует тематические комиссии (рабочие группы) для детальной проработки приоритетных направлений;
  • рассматривает предложения тематических комиссий и принимает решение о включении их в стратегический план;
  • рассматривает проект стратегического плана и принимает решение о его обсуждении населением;
  • рассматривает окончательную редакцию проекта и рекомендует главе муниципального образования внести стратегический план на рассмотрение представительного органа.

Группу стратегического планирования сформируйте из пяти–восьми человек. Этот орган:

  • организует и координирует процесс разработки стратегического плана;
  • организует анкетирование населения и социологические исследования по выявлению проблем муниципального образования;
  • анализирует социально-экономическое состояние муниципального образования, проводит анализ ресурсов, SWOT-анализ, иные виды анализов;
  • готовит предложения для координационного совета по определению миссии, основных приоритетных стратегических направлений развития;
  • по итогам работы тематических комиссий (рабочих групп) формирует проект стратегического плана и передает его для обсуждения на заседании координационного совета;
  • обеспечивает процесс обсуждения плана населением;
  • готовит проект окончательной редакции плана.

В небольших муниципальных образованиях в силу ограниченности ресурсов группу стратегического планирования можно не создавать. Перераспределите все перечисленные функции между координационным советом и рабочими группами.

2. Аналитический этап

На втором этапе нужно провести сбор и оценку всего аналитического материала. Организуйте мероприятия: круглые столы, собрания, совещания, публичные слушания, городские форумы и т. д.

Чтобы опросить население, поручите группе стратегического планирования разработать анкету с учетом специфики вашего муниципального образования. 

Полезно знать

Оптимальный размер анкеты – один стандартный лист. Вопросы могут быть с обеих сторон листа.

Пример 3. При разработке анкеты в городе Березовском Кемеровской области часть вопросов касалась оценки эффективности управления, деятельности конкретных подразделений и должностных лиц администрации. Опросный лист, подготовленный при первичном проведении стратегического планирования в Маревском районе Новгородской области, включал вопросы в сфере здравоохранения и предоставления дополнительных медицинских услуг.

SWOT-анализ предполагает исследование положительных и отрицательных характеристик муниципального образования, а также шансов и угроз развитию. Очень важно провести ретроспективный анализ, например исследовать те сферы производства, которые были развиты на территории муниципального образования в прошлом. Эксперты определят, не было ли решение о прекращении определенных видов деятельности необоснованным и можно ли исправить допущенные ошибки.

3. Целеполагание

На этом этапе сформулируйте основную стратегическую преобразовательную цель и миссию муниципального образования. Миссия – это то, как муниципалитет позиционирует себя по отношению к внешней среде. Речь идет о стратегическом выборе населения города (поселка, деревни, района и т. д.) с точки зрения того, каким муниципальное образование будет восприниматься извне:

  • экономически высокоразвитой территорией;
  • зоной, благоприятной для отдыха;
  • крупным культурным центром;
  • спальным пригородом крупного города и т. д.

Пример 4. Миссия в Стратегии социально-экономического развития Парфинского муниципального района Новгородской области до 2030 года сформулирована следующим образом:

«Муниципальный район – современный индустриально-аграрный центр, включающий крупные деревообрабатывающие предприятия глубокой переработки древесины, комплекс предприятий сельскохозяйственной отрасли, занятых в области растениеводства, свиноводства, сельхозпереработки, способный вывести муниципальный район в лидеры экономического и социального развития среди районов Новгородской области и создать комфортную среду обитания для его жителей.

Муниципальный район – элемент культурного развития области, хранитель и накопитель культурно-исторических ценностей с развитой инфраструктурой культурно-познавательного туризма».

Внимание

Детализируйте каждое направление. Например, формирование благоприятного хозяйственного климата может включать:

  • ликвидацию административных барьеров;
  • поддержку профильных отраслей экономики и малого бизнеса;
  • повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Главная преобразовательная цель отражает внутреннее стремление, основное направление развития муниципального образования. Часто в стратегических планах главная стратегическая цель развития формулируется как улучшение уровня, качества жизни, рост ее продолжительности, создание более комфортной среды проживания.

Затем определите приоритетные направления развития. Например:

  • экономическое развитие;
  • повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг (развитие городского хозяйства, модернизация системы ЖКХ);
  • улучшение состояния окружающей среды;
  • развитие агропромышленного комплекса;
  • развитие сферы досуга и туризма;
  • формирование благоприятного социального климата;
  • повышение эффективности управления.

Под каждое приоритетное стратегическое направление координационный совет создает рабочую группу.

4. Программирование и проектирование

Рабочие группы на основании всех анализов и исследований составляют перечни ключевых программ и проектов. В рамках одного приоритетного направления, как правило, предусматривают от одной до четырех программ, хотя бывает и больше. Обычный срок реализации программы – 3–5 лет.

Пример 5. В социальный блок часто включают программу развития дошкольного образования, общего образования, здравоохранения, программу по работе с детьми-инвалидами, программу социальной защиты горожан.

В каждую программу включают конкретные проекты.

Пример 6. В программе по развитию индустрии досуга можно предусмотреть проекты по строительству стадиона, развлекательного центра, обустройству лыжной базы, парка культуры и отдыха, пляжа.

5. Опубликование и обсуждение

Недостаточно опубликовать в СМИ полную версию документа. Издайте для населения флайеры с выжимкой важной информации. Как правило, это миссия и главная стратегическая цель развития, приоритетные направления развития, перечень программ и проектов.

Проведите еще одно анкетирование населения. На этот раз предложите респондентам обсудить конкретные формулировки. На стадии обсуждения проекта проведите различные мероприятия: круглые столы, собрания, совещания, городские форумы, сходы граждан и т. д.

Во время пятого этапа важно не только организовать массовое оповещение населения о проекте стратегического плана, но и собрать предложения по его дополнению или корректировке. Их нужно передать в рабочие группы. Окончательные предложения рабочих групп с учетом всех корректировок передаются в координационный совет. Он принимает решение по конечным формулировкам.

Полезно знать

Утверждение стратегического плана на заседании представительного органа дает гарантии, что даже в случае смены власти команда нового главы будет обязана действовать по разработанному ранее стратегическому плану.

6. Утверждение стратегического плана

Глава муниципального образования получает от координационного совета стратегический план. Если глава одобрил документ, его выносят на обсуждение и утверждение представительным органом власти. Затем стратегический план направляют главе на подпись, после чего публикуют в качестве официального документа.

7. Подготовка к реализации

Разработайте механизмы реализации стратегического плана. Определите структуры, которые будут за нее отвечать. Это могут быть специальная организация либо подразделения администрации по вопросам экономики и развития.

На базе полной версии стратегического планирования на муниципальном уровне издайте краткие презентационные версии для потенциальных инвесторов: бизнес-атласы и инвестиционные брошюры.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме
    Вопросы по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль