Как получить лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД

121
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Рекомендация поможет организациям, управляющим МКД по договору управления, получить лицензию на осуществление данной деятельности.

С 1 мая 2015 года лицензирование деятельности по управлению МКД стало обязательно для всех управляющих организаций (далее – УО). Это установлено частью 1 статьи 7 Закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Если УО начнет такую деятельность без лицензии, ей грозит привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф может достигать 250 000 руб.

Чтобы получить лицензию на управление МКД:

  • узнайте, необходимо ли организации получить лицензию;
  • соберите данные о лицензирующих органах;
  • ознакомьтесь с лицензионными требованиями;
  • уплатите госпошлину за предоставление лицензии;
  • подайте заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы;
  • узнайте сроки рассмотрения представленного заявления и документов;
  • ознакомьтесь с основаниями для возврата заявления о предоставлении лицензии;
  • ознакомьтесь с порядком проведения экспертизы заявления и представленных документов;
  • узнайте порядок принятия решения о предоставлении лицензии;
  • получите лицензию;
  • узнайте основания отказа в предоставлении лицензии.

Кто обязан получать лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД

Перед осуществлением деятельности по управлению МКД выясните, подлежит ли ваша организация лицензированию.

Под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение работ или оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления. Это установлено частью 2 статьи 192 Жилищного кодекса РФ.

Под УО понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, осуществляющие деятельность по управлению МКД. Это закреплено частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, лицензию обязаны получить все организации, осуществляющие деятельность по управлению МКД на основании договора управления МКД.

Ситуация: должна ли УО получать лицензию на управление МКД, если она управляет только одним МКД.

УО, в управлении которой находится только один МКД, обязана получить лицензию.

Лицензированию подлежит не УО, а деятельность по управлению МКД. Деятельность по управлению МКД осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, что установлено частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: должны ли ТСЖ, ЖК, ЖСК получить лицензию на управление МКД.

ТСЖ, ЖК, ЖСК управляют МКД без получения соответствующей лицензии.

Деятельность по управлению МКД осуществляется на основании лицензии, за исключением случая осуществления такой деятельности ТСЖ, ЖК, ЖСК. Эта норма закреплена частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: обязана ли УО, работающая только по договорам о содержании и ремонте общего имущества МКД, получить лицензию на управление МКД.

Организация, у которой нет заключенных договоров управления МКД, не осуществляет деятельность по управлению МКД, следовательно, не обязана получать соответствующую лицензию.

Организация, оказывающая услуги и выполняющая работы на основании договора о содержании и ремонте общего имущества в МКД, не является УО.

Управляющей организацией считается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, осуществляющие деятельность по управлению МКД. Это установлено частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение работ или оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД (ч. 2 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).

Ситуация: обязательно ли государственным УО получать лицензии на управление МКД.

Да, обязательно.

Из совокупности положений частей 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса РФ следует, что деятельность по управлению МКД осуществляется УО на основании лицензии.

Под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение работ или оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.

Особенностей, связанных с необходимостью получения лицензии, в зависимости от формы собственности юридического лица и его организационно-правовой формы Жилищный кодекс РФ не устанавливает.

Таким образом, единственным критерием, позволяющим определить необходимость получения лицензии на управление МКД, является наличие заключенного договора управления МКД.

Ситуация: установлен ли особый порядок получения лицензии на управление МКД для государственных УО.

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении определен в статье 194 Жилищного кодекса РФ и является одинаковым для всех организаций независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Ситуация: нужно ли УО получать лицензию для управления МКД, если собственники помещений оплачивают коммунальные услуги напрямую РСО.

Оплата собственниками помещений в МКД коммунальных услуг напрямую РСО при способе управления МКД управляющей организацией не освобождает УО от получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Такая лицензия выдается УО не на конкретный дом, а в целом на осуществление указанной деятельности. Этот вывод можно сделать, руководствуясь частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ.

В случае выбора способа управления МКД управляющей организацией общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления МКД УО (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ):

  • оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
  • предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность;
  • осуществляет иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед УО. Перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества отвечает УО. Это установлено частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. То есть внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО не является отказом собственников от договора управления или изменением способа управления МКД.

Ситуация: если руководитель УО получил квалификационный аттестат, то получает ли автоматически сама УО лицензию на управление МКД.

Нет, не получает.

Тот факт, что руководитель УО получил квалификационный аттестат, – это не единственное условие для выдачи лицензии на управление МКД управляющей организации. Это лишь одно из требований, предъявляемых к соискателям лицензии на управление МКД.

Как собрать информацию для получения лицензии

Лицензирование деятельности по управлению МКД осуществляют органы ГЖН субъекта РФ – лицензирующий орган. Это предусмотрено пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее – Положение № 1110).

Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выдается лицензирующим органом на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Это установлено частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ.

Лицензиату нужно узнать:

  • органы ГЖН субъекта РФ, где находится лицензиат;
  • лицензионную комиссию субъекта РФ, где находится лицензиат;
  • нормативные документы, которые регулируют выдачу лицензии.

Также посетите сайт органа, который занимается выдачей лицензий. Можете съездить на консультацию для выяснения неясных моментов, если они возникли.

Каковы лицензионные требования

Перед подачей документов выясните, соответствует ли организация лицензионным требованиям для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД.

Внимание: юридические лица или ИП, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению МКД не допускаются.

Лицензионными требованиями являются:

  • регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или ИП на территории России;
  • наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
  • отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации согласно Стандарту раскрытия – до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 30 июня 2019 года включительно (ч. 3 ст. 5 Закона от 28 декабря 2016 г. № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 469-ФЗ);
  • соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ – с 1 января 2018 года, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 1 июля 2019 года (ч. 2 ст. 5 Закона № 469-ФЗ);
  • соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;
  • исполнение обязанностей по договору управления МКД.

Лицензионные требования установлены в статье 193 Жилищного кодекса РФ и пункте 3 Положения № 1110.

Каков размер государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

За предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД уплачивается государственная пошлина в размере 30 000 руб. Она установлена пунктом 134 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: каков размер государственной пошлины за переоформление лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД.

За переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами уплачивается государственная пошлина в размере 5000 руб. (п. 134 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Как подать заявление о предоставлении лицензии на управление МКД

Для получения лицензии направьте или представьте в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.

Заявление представляется по установленной форме и подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица либо ИП. Это закреплено частью 1 статьи 13 Закона № 99-ФЗ.

К заявлению о предоставлении лицензии приложите:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Перечень документов для получения лицензии на управление МКД определен пунктом 6 Положения № 1110.

Ситуация: когда начинается подача заявлений о предоставлении лицензий на управление МКД в электронном виде.

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано не позднее 1 января 2015 года обеспечить возможность подачи и получения документов по вопросам лицензирования в соответствии с Законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п. 5 постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110).

В какие сроки рассматривается заявление о предоставлении лицензии

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня его приема. Это установлено частью 1 статьи 194 Жилищного кодекса РФ. Данный срок при необходимости может быть продлен по решению лицензирующего органа, но не более чем на 30 дней.

Основания для возврата заявления о предоставлении лицензии на управление МКД

Возврат заявления осуществляется в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ. Это предусмотрено пунктом 7 Положения № 1110.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает решение:

  • о рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов;
  • о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата в случае их несоответствия установленным требованиям.

Соискатель лицензии в 30-дневный срок должен представить:

  • надлежащим образом оформленное заявление о предоставлении лицензии;
  • в полном объеме документы для получения лицензии на управление МКД, прилагаемые к заявлению.

Если эти несоответствия не будут устранены, ранее представленное заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.

Это предусмотрено частями 9 и 10 статьи 13 Закона № 99-ФЗ.

Как проходит экспертиза представленного заявления и документов

После подачи и приема заявления с приложениями в рамках проверки сведений лицензиата лицензирующий орган проводит межведомственный запрос документов (сведений, содержащихся в них), находящихся в распоряжении:

  • органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных госорганов;
  • органов МСУ либо подведомственных госорганам или органам МСУ.

Сведения запрашиваются в порядке, установленном Законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»:

а) с Федеральным казначейством для получения сведений об уплате госпошлины;

б) с ФНС России для получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

в) с МВД России для получения сведений о наличии (об отсутствии) у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) с Минстроем России для получения сведений о наличии или отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре дисквалифицированных лиц.

Это предусмотрено пунктами 8 и 9 Положения № 1110.

Как принимается решение о предоставлении лицензии

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии на управление МКД и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе осуществляет проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. По результатам проверки в силу пункта 10 Положения № 1110 принимается решение:

  • о предоставлении лицензии;
  • об отказе в ее предоставлении.

Такое решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Как выдается лицензия

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением) лицензирующего органа о предоставлении лицензии. Данные документы подписываются одновременно руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

Лицензия должна быть направлена в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом следующими способами:

  • лично лицензиату;
  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа.

Это предусмотрено статьей 14 Закона № 99-ФЗ.

Каковы основания для отказа в выдаче лицензии

Основания отказа соискателю в предоставлении лицензии (ч. 2 ст. 194 Жилищного кодекса РФ):

  • установленное в ходе проверки заявления несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  • наличие в представленном заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.
    Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем лицензии.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении:

  • уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа;
  • если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Это установлено частью 6 статьи 14 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Внимание: уведомление об отказе в предоставлении лицензии может быть направлено в форме электронного документа, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость такого предоставления (ч. 9 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии, созданной в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (членов лицензионной комиссии) в размере от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 19.6.2 КоАП РФ).

Ситуация: вправе ли УО повторно подать заявление о предоставлении лицензии на управление МКД после того, как ей отказали.

Да, вправе.

Законодательство не ограничивает УО в количестве раз для подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД. После получения отказа в предоставлении лицензии УО целесообразно устранить выявленные нарушения и вновь подать заявление на получение лицензии в установленном порядке.

По результатам рассмотрения заявления соискателя о предоставлении лицензии орган ГЖН осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Это установлено частью 1 статьи 194 Жилищного кодекса РФ.

При этом если до получения лицензии собственники помещений в МКД выбрали иной способ управления данным домом или иную УО, то в силу положений части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ сведения о таком доме не могут быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ как о доме, управление которым осуществляет лицензиат. Данные выводы находят свое подтверждение в письме Минстроя России от 24 апреля 2015 г. № 12258-АЧ/04.

Ситуация: выступает ли основанием для отказа в выдаче лицензии тот факт, что УО подала заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД после 1 апреля 2015 года.

Нет, не выступает.

УО обязана подать заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД до 1 апреля 2015 года и получить лицензию до 1 мая 2015 года (ст. 7 Закона № 255-ФЗ). После 1 мая ведение данной деятельности без лицензии не допускается.

Однако действующее законодательство не предусматривает запрета на обращение соискателя лицензии по истечении указанных сроков. Также закон не относит нарушение сроков получения лицензии к основаниям для отказа в ее предоставлении.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях