Формирование дорожных фондов и отчетность об их использовании

493
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Левина В.В.
доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, к. э. н.
Дорожный фонд – часть средств бюджета для финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ).

К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ и муниципальные дорожные фонды. С 2012 года строительство, капитальный ремонт и содержание региональных и межмуниципальных автомобильных дорог финансируется из региональных дорожных фондов. С 2014 года муниципалитеты занимаются формированием дорожных фондов, используя собственные средства.

60 процентов дорог местного значения требуют ремонта.

Органы государственной власти и местного самоуправления создали дорожные фонды, чтобы решить проблему нехватки финансирования. Дорожная сеть общего пользования в России имеет протяженность 1,4 тыс. км, из которых 503 тыс. км – дороги регионального и 842 тыс. км – местного значения. У 29 процентов региональных и местных дорог нет твердого покрытия. Не отвечают нормативным требованиям 53 процента федеральных и 63 процента региональных дорог. В еще худшем состоянии муниципальная дорожная сеть: 69 процентов местных дорог требуют ремонта.

Регионы обязаны создавать собственные дорожные фонды. Для органов местного самоуправления это право, а не обязанность. Решение принимает представительный орган муниципального образования. Он же утверждает объем бюджетных ассигнований и определяет порядок их формирования и использования.

Сельские поселения тоже могут создавать муниципальные дорожные фонды. Но это происходит, только если регион закрепил за сельскими поселениями полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В противном случае эти полномочия реализуют органы местного самоуправления муниципальных районов. Они выделяют средства из собственных дорожных фондов.

Муниципалитеты пополняют дорожные фонды из налоговых и неналоговых источников, а также за счет межбюджетных трансфертов.

Обязательные источники дорожного фонда

Существует два обязательных источника формирования муниципальных дорожных фондов.

1. Муниципалитеты направляют в дорожный фонд доходы в виде акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей российского производства (ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ).

2. Регионы направляют на муниципальный уровень часть акцизов на все нефтепродукты (ст. 58 Бюджетного кодекса РФ). По закону минимальная доля – 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от этих акцизов. Некоторые регионы установили больший объем финансирования (см. таблицу).

По данным Минфина об исполнении бюджетов за 2015 год, общий объем поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты по дифференцированным нормативам, установленным субъектами РФ, составил 27,8 млрд руб. Среди регионов лидерами по объему перечисленных акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты стали Московская и Свердловская области, а также Краснодарский край. Пять регионов установили нормативы отчислений в местные бюджеты выше 10 процентов (см. таблицу).

Таблица. Регионы, где нормативы отчислений в местные бюджеты выше минимальных

Регион

Доля доходов консолидированного бюджета региона от акцизов на нефтепродукты

Сумма отчислений в 2015 году, млн руб.

Тульская область

20

577,5

Сахалинская область

20

172,4

Забайкальский край

20

589,5

Липецкая область

17

417,0

Республика Саха (Якутия)

15

403,6

Таким образом, у региональных властей есть действенный инструмент развития муниципальной дорожной сети. Отметим, что возможности субъектов пополнять свои дорожные фонды гораздо выше. Для региональных фондов предусмотрено два обязательных источника – акцизы на ГСМ и транспортный налог. С 2015 года в дорожные фонды субъектов РФ поступает 100 процентов топливных акцизов. Кроме того, региональные власти имеют право выделять для пополнения дорожных фондов средства из дополнительных источников. Их более 30.

Дополнительные источники дорожного фонда

Дополнительные источники доходов варьируются в различных муниципальных образованиях. Перечень таких источников открыт. Чаще всего муниципалитеты направляют в дорожные фонды доходы от аренды земель в полосах отвода, платных парковок, объектов дорожного сервиса, безвозмездные поступления от юридических и физических лиц. У крупных городов дополнительных источников больше.

Пример 1. В дорожный фонд Нижнего Новгорода поступают:

  • госпошлина за выдачу органом местного самоуправления разрешения на установку рекламных конструкций в полосе отвода автомобильных дорог местного значения и движение по автомобильным дорогам местного значения транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы;
  • суммы возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • денежные взыскания (штрафы) за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения;
  • доходы от утилизации брошенных и разукомплектованных транспортных средств;
  • плата за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на спецстоянке, эвакуацию и хранение брошенных и разукомплектованных транспортных средств, транспортировку незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения;
  • субсидии из областного бюджета;
  • бюджетные кредиты из дорожного фонда области;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;
  • неустойки (штрафы, пени), суммы возмещения убытков муниципального заказчика, взысканных в установленном порядке в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий муниципального контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств дорожного фонда города;
  • денежные средства, которые участники конкурсов и аукционов вносят в качестве обеспечения заявки по муниципальным контрактам, финансируемым за счет средств дорожного фонда города. Если участник уклоняется от заключения контракта, заказчик удерживает сумму обеспечения ;
  • плата по соглашениям об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог местного значения (в том числе дорог общего пользования), находящихся в собственности города;
  • доходы от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), которые расположены на автомобильных дорогах местного значения.

Типичная проблема

В сельских поселениях перечень дополнительных источников доходов муниципальных дорожных фондов существенно меньше

Межбюджетные трансферты

В качестве дополнительных источников муниципальных дорожных фондов могут быть использованы межбюджетные трансферты из федерального и регионального бюджетов.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ должен предусматривать выделение субсидии местным бюджетам на проектирование и строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования. Минимальный объем субсидий – 5 процентов от бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ (п. 4.1 ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ). Например, в 2015 году из региональных дорожных фондов на муниципальные дороги было выделено 62,5 млрд руб.

Некоторые муниципальные образования включают субсидии из регионального бюджета и регионального дорожного фонда в перечень дополнительных источников формирования муниципальных дорожных фондов.

Пример 2. Поселение Зареченск Кандалакшского района получает из областного бюджета:

  • субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
  • межбюджетные трансферты из дорожного фонда Мурманской области.

Как муниципалитеты формируют дорожные фонды

Кредиты из региональных бюджетов

Субъект РФ может выделить муниципалитетам бюджетные кредиты из своего дорожного фонда (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ):

  • на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения;
  • формирование муниципальных дорожных фондов.

Пример 3. Городская дума Нижнего Новгорода предусмотрела бюджетные кредиты как дополнительный источник доходов муниципального дорожного фонда. Порядок его формирования и использования Городская дума утвердила решением Нижнего Новгорода от 20 ноября 2013 года № 149.

Структура доходов муниципальных дорожных фондов

Трансферты – важный источник доходов муниципальных дорожных фондов городских поселений.

Пример 4. Дополнительный источник доходов муниципального дорожного фонда Старой Руссы – НДФЛ. 42,8 процента поступлений в виде этого налога город направляет в дорожный фонд. Несмотря на это, две трети его доходов в 2015 году приходились на трансферты.

Структура доходов муниципального дорожного фонда Старой Руссы выглядит так:

Источник доходов дорожного фонда

Сумма, млн руб.

НДФЛ

19

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

3,5

Государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств,
осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

0,002

Субсидии бюджетам городских поселений

68,5

Итого

91,002

Для структуры доходов дорожных фондов, созданных на уровне муниципальных районов, характерно другое распределение доходных источников.

Пример 5. Согласно отчету об исполнении муниципального дорожного фонда Крестецкого муниципального района за 2015 год, субсидии составили около трети всех доходов. Основная их часть пришлась на акцизы.

Анализ структуры доходов муниципальных дорожных фондов показывает, что сегодня высока зависимость муниципальных дорожных фондов от трансфертов из вышестоящих бюджетов. Получение этих средств не зависит от органов местного самоуправления. Лишь немногие финансово благополучные муниципальные образования – региональные столицы – имеют возможность перенаправлять собственные доходы на финансирование муниципальных дорожных фондов.

Направления расходов из дорожных фондов

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них – это вопрос местного значения для городских поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Перечень полномочий органов местного самоуправления в области дорожной деятельности конкретизирован в статье 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.

Бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда можно использовать:

  • на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (включая капитальный), содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них;
  • обустройство автомобильных дорог общего пользования муниципального значения для повышения безопасности дорожного движения;
  • капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенного пункта;
  • инвентаризацию, паспортизацию, проведение кадастровых работ, регистрацию прав в отношении земельных участков, занимаемых автодорогами местного значения;
  • оформление прав собственности на автомобильные дороги общего пользования муниципального значения;
  • погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог;
  • уплату налога на имущество в отношении автомобильных дорог общего пользования муниципального значения;
  • исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления в части обеспечения дорожной деятельности.

Неиспользованные в текущем финансовом году средства муниципального дорожного фонда можно потратить в очередном финансовом году (п. 5 ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ). Такой подход упрощает процедуру управления средствами фонда и снижает риски, связанные с несвоевременным поступлением денег.

Средства дорожных фондов имеют специальное назначение. Их нельзя расходовать на нужды, не связанные с содержанием или развитием автомобильных дорог общего пользования.

Внимание

Минфин России считает, что расширять направления расходования средств из дорожных фондов нежелательно и неправомерно (письма от 2 июля 2012 г. № 02-03-10/2481, от 29 августа 2014 г. № 02-03-11/43286)

Отчеты об использовании средств дорожного фонда

Местная администрация обязана ежегодно составлять отчет об использовании средств муниципального дорожного фонда и направлять его в представительный орган муниципального образования. Отчет представляется одновременно с отчетом об исполнении местного бюджета и подлежит опубликованию.

Также нужно отчитываться по форме № 1-ФД, утвержденной приказом Росстата от 15 июня 2012 г. № 346. Орган местного самоуправления представляет данные об использовании средств дорожного фонда органу управления дорожным хозяйством субъекта РФ на 15-й день после отчетного периода, а за год – на 20-й день после отчетного периода.

Сведения об использовании средств муниципального фонда включают данные об объемах поступления средств в фонд и их расходовании, протяженности строящихся, реконструируемых, введенных в эксплуатацию, отремонтированных дорог местного значения.

Разделы формы заполняются на основании данных проектно-сметной документации, актов приемки выполненных работ, актов ввода объектов в эксплуатацию, фактических объемов финансирования и освоения средств.

Как решить проблему недостаточного формирования дорожных фондов

Доходный потенциал муниципальных дорожных фондов прямо зависит от состояния местных бюджетов. Решать проблемы наполняемости этих фондов нельзя изолированно от проблем финансового обеспечения муниципальных образований.

Уделяйте больше внимания изысканию дополнительных источников доходов. Это могут быть, например:

  • доходы от использования имущества в составе автомобильных дорог местного значения;
  • доходы от передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог местного значения;
  • плата в счет возмещения вреда, который дорогам наносят транспортные средства массой свыше 12 тонн;
  • отчисления от земельного налога, поступающего в местный бюджет.

Наиболее значимый источник доходов муниципальных дорожных фондов сегодня – дополнительные поступления из региональных бюджетов. Поэтому, чтобы муниципальные дорожные фонды выполняли свою функцию, желательна поддержка региональных властей. Они имеют право увеличить нормативы по акцизам на нефтепродукты и передавать другие трансферты в местные бюджеты. Это позволит наполнить муниципальные дорожные фонды, а затем и улучшить состояние дорог в муниципальном образовании.

Учтите, что при недостаточности средств в местных бюджетах проблему низкого качества местных дорог нельзя решить только за счет муниципального дорожного фонда. Используйте и другие возможные механизмы финансирования дорожной деятельности в рамках соглашений муниципально-частного партнерства, контрактов жизненного цикла, концессионных соглашений.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!