Конкурс на управление МКД: основания, процедура и последствия

9
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Каждый многоквартирный дом обязательно кем-то контролируется. Безусловно, жильцы нуждаются в поддержке управляющей компании для содержания общедомового имущества в подобающем виде. Рассмотрим, как происходит выбор такой организации. Каким образом осуществляется конкурс на управление МКД, и что получается в дальнейшем.

На каких основаниях проводится конкурс на управление МКД

Открытый конкурс по назначению управляющей компании (далее УК) для администрирования многоквартирных домов в части его актуальности, правил и сроков проведения регулируется Постановлением Правительства РФ №75, утвержденным 06.02.2006г. Поговорим о порядке и ходе проведения данного мероприятия.

На законодательном уровне основанием для проведения конкурса является ст.162 Жилищного кодекса РФ. Не следует забывать, что владельцы квартир в МКД путем общего голосования вправе избрать вид управления своей многоэтажкой как до проведения конкурса, так и во время этой процедуры до объявления ее победителя.

Для участия в конкурсе на управление МКД могут быть приглашены юридические лица и ИП. Его целью является получение прав на подписание договора управления домом. Предметом торгов выступает стоимость всех видов работ по ремонту и содержанию общедомового имущества многоэтажки.

В открытом конкурсе побеждает та компания, которая при ограниченном организатором объеме бюджета предложит максимальный перечень работ по обслуживанию общей недвижимости МКД.

Следует заметить, что согласно последним поправкам, внесенным в порядок проведения открытого мероприятия по избранию УК Постановлением Правительства от 04.03.2015 №191, конкурсная документация обязательно включает перечень дополнительных работ (услуг) по ремонту и обслуживанию с условиями качества и масштаба их проведения. Стоимость каждой из них организатор конкурса рассчитывает самостоятельно.

Основаниями для проведения конкурса на управление МКД являются следующие ситуации:

1. Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, к тому же:

  • не было общего собрания владельцев квартир в многоэтажке по избранию способа управления данным домом или решение по этому вопросу не удалось принять;
  • в течение двух месяцев со дня начала действия судебного решения о признании общего собрания владельцев помещений в МКД по выбору способа управления несостоявшимся не был проведен повторный сход жильцов либо решение по этому вопросу не удалось принять.

2. Принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, включая следующие обстоятельства:

  • преобладающая часть владельцев квартир в многоэтажке не оформили договоры согласно ст.164 ЖК Российской Федерации;
  • владельцами помещений в МКД не предоставлены документы по официальной регистрации ТСЖ (кооператива) в налоговую службу;
  • не составлены договоры на управление высоткой в соответствии со ст.162 ЖК РФ.

3. До окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом либо принятое решение по виду управления МКД не выполнено.

4. В установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (новостройки).

По статье 161 Жилищного кодекса владельцы помещений в многоэтажке вправе на общем собрании определить способ управления для своего дома до оглашения конкурса на управление МКД и в процессе его проведения (но перед выбором победителя), а также самостоятельно избрать вид администрирования здания и другую УК.

После отбора компании-победителя этого мероприятия и вступления ее в свои права владельцы помещений высотного дома могут расторгнуть ранее заключенное соглашение при условии невыполнения организацией положений данного договора.

Как законодательно регулируется конкурс на право управления МКД

Хозяйственное управление крупными и многоквартирными зданиями контролирует жилищная инспекция, следовательно, выбор УК в основном попадает под действие Жилищного кодекса.

В подтверждение сказанного приведем для примера часть 2 ст.161, которой собственникам помещений в МКД предписано в обязательном порядке избрать один из видов управления своим зданием и общедомовым имуществом.

Однако ограничения пунктами одного Кодекса недостаточно для грамотного проведения конкурса на право управления МКД. Необходимо руководствоваться еще и Правилами исполнения данной процедуры, утвержденными постановлением Правительства от 06.02.2006г. за №75, которые детализируют порядок действий при выборе руководящей компании.

Так, пункт 3 указанных Правил предупреждает: если за один месяц владельцами многоэтажки не избрана УК и не определен способ эффективного управления, то органу местного самоуправления надлежит самостоятельно и в обязательном порядке назначить организацию, способную руководить общедомовым имуществом.

Дополнительно каждый муниципалитет разрабатывает и утверждает свои локальные нормативы, которые работают на местном уровне и согласуются с Кодексом и федеральным правом, и со своей стороны тоже регламентируют процедуру конкурса на управление МКД.

Для ознакомления с юридическими актами своего муниципального образования нужно посетить официальный портал администрации города.

В последнее время российское законодательство претерпевает неуклонные реформы, которые в части нововведений коснулись и Жилищного кодекса. Ряд статей более полноценно отображаются в законе № 38-ФЗ от 05.04.2013г. Здесь освещаются поправки, внесенные в ЖК, с комментариями к некоторым статьям.

Каким принципам должен соответствовать конкурс на управление МКД

Принцип 1. Честная конкуренция

Открытый конкурс по выбору управляющей компании должен быть основан на честной конкуренции. В обратном случае, если принцип равноправия нарушен, нужно направить претензию в ФАС.

Принцип 2. Равные условия

Во время конкурса на управление МКД должны быть соблюдены единые условия для всех: и организаций, и частных предпринимателей (ИП) независимо от форм их собственности.

Принцип 3. Эффективное использование средств

Организациям, которые выиграли конкурс и стали управляющими компаниями, надлежит активно использовать средства владельцев помещений многоэтажек только для обеспечения их безопасности и комфортного проживания. Каждый собственник жилья вправе потребовать детальный отчет об использовании материальных средств.

Принцип 4. Открытый доступ к информации

Сведения о проведении открытого конкурса на управление МКД должны быть общедоступными. Сама процедура выбора должна быть полностью прозрачной. Для организации данного мероприятия и объявления итогов отбора в лице назначенной УК создается специальная комиссия.

Как организовать конкурс на управление МКД

Перед публикацией объявления о конкурсе (за пять рабочих дней) организатор формирует конкурсную комиссию, назначая ее председателя и утверждая порядок работы. При этом могут быть созданы несколько комиссий на постоянной основе со сроком их полномочия до двух лет.

В число членов данных комиссий не могут входить лица, заинтересованные в исходе конкурса. К ним относятся: претенденты и участники конкурса; лица, которые работают в компаниях-претендентах и организациях-участниках мероприятия; родственники претендента (участника), который трудится в компаниях-претендентах или структурах-участниках конкурса, а также физические лица, находящиеся под влиянием претендентов (участников) мероприятия (включая акционеров заинтересованных организаций, членов их правления, работников вышестоящих структур и кредиторов лиц-участников). При выявлении указанных нарушений организатору конкурса на управление МКД надлежит немедленно вывести этих людей из состава комиссии и заменить их новыми членами.

Публикация об объявлении конкурса размещается организатором (или его уполномоченным лицом) на официальном государственном сайте torgi.gov.ru, где фигурирует вся информация подобного рода о назначении торгов.

Извещение (объявление) о начале конкурса публикуется организатором мероприятия (уполномоченным лицом) на указанном портале не позднее 30-ти дней перед завершением срока приема заявок от участников.

Извещение о конкурсе содержит данные:

  • основание для проведения мероприятия с указанием соответствующей нормативно-правовой базы;
  • сведения об организаторе конкурса на управление МКД (наименование, фактический адрес, место размещения, контактный e-mail и телефон);
  • параметры объекта конкурса (адрес МКД, год застройки, количество квартир, этажность, площадь (не) жилых помещений и мест общего пользования, типы благоустройства, вид и серия строения, кадастровый номер (если имеется), размеры участка земли, относящегося к общему имуществу владельцев многоэтажки);
  • перечень требуемых работ (услуг) по ремонту и обслуживанию выставленного объекта, которые предусматривает договор управления МКД по результатам открытого конкурса (далее по тексту— обязательные работы (услуги));
  • расчет суммы взносов (выполняется организатором конкурса) на ремонт и содержание жилого дома с учетом его конструкции и технических особенностей, этажности, степени износа, присутствия лифтов и прочего электромеханического и санитарно-технического и оборудования, состава стен и материала кровли, иных характеристик, а также количества и масштаба обязательных работ (услуг);
  • список коммунальных услуг управляющей компании, которые она оказывает согласно законодательству РФ;
  • ссылка на официальный сайт, публикующий конкурсную документацию, правила и сроки ее подачи, место проведения конкурса на управление МКД, размер платы за доступ к указанной документации (если она предусмотрена), срок и порядок внесения денег;
  • регламент и срок подачи заявок для участников конкурса, место их приема;
  • дата, время и место распечатывания конвертов с заявками желающих участвовать в мероприятии, а также уточнение времени и места их обсуждения конкурсной комиссией;
  • время и место прохождения конкурса;
  • сумма обеспечения заявки для участия в мероприятии.

Перед процедурой распечатки конвертов (не позднее 25 дней до нее) с заявками потенциальных участников конкурса его организатор должен уведомить о дне проведения мероприятия следующих лиц:

  • владельцев помещений в МКД путем расклеивания объявлений в местах общего пользования, удобных для ознакомления: на информативных досках, расположенных в каждом подъезде многоэтажки или на придомовой территории, прилегающей к зданию, а также методом публикации сообщения о конкурсе на управление МКД на официальном портале;
  • граждан, принявших от застройщика (по акту, другим документам) помещения в данном здании после получения последним одобрения на ввод МКД в эксплуатацию, путем размещения объявлений в местах общего пользования, удобных для ознакомления: на информативных досках в каждом подъезде многоэтажки; на придомовой территории, прилегающей к зданию; на официальном портале в виде публикации о мероприятии.

Как составляется заявка на управление МКД по конкурсу

«Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» устанавливают для участников торгов некоторые требования:

  • соответствие федеральным законодательным актам (ст.161 ЖК РФ);
  • отсутствие процедуры банкротства или ликвидации предприятия;
  • нет приостановки деятельности;
  • отсутствие задолженности по обязательным платежам, налогам и сборам за предшествующий отчетный период (более ¼ стоимости активов);
  • отсутствие кредиторской задолженности (более 70 % суммы активов);
  • внесение определенной суммы денег для обеспечения заявки на управление МКД по конкурсу.

Всем желающим участвовать в конкурсе особое внимание нужно уделить составлению заявки.

Заинтересованные лица заполняют форму заявки на участие в мероприятии. Период их подачи не должен быть короче 25 дней. Незадолго до процедуры распечатывания конвертов с заявками участников прием документов прекращается.

Заявка участника конкурса должна содержать:

1. Сведения и документы о претенденте

  • Для юридических лиц – название организации, форма собственности, место расположения, почтовый адрес.
  • Для частного предпринимателя (ИП) – фамилия, имя и отчество, реквизиты паспорта или другого удостоверения личности, место жительства.
  • Контактный телефон.
  • Для юридических лиц – выписка из ЕГРЮЛ.
  • Для частного предпринимателя (ИП) – выписка из ЕГРИП.
  • Доверительный документ, на основании которого данное лицо уполномочено представлять организацию или частного предпринимателя, пожелавшего участвовать в конкурсе.
  • Реквизиты расчетного счета для возврата денежной суммы, внесенной для обеспечения заявки на управление МКД по конкурсу.
  1. Документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, либо их официально заверенные копии
  • Документальное подтверждение об оплате обеспечения заявки участника мероприятия.
  • Документальное подтверждение (копия) соответствия претендента условиям п.15 пп.1 действующих Правил, если федеральное законодательство предъявляет требования к исполнителям работ (услуг), которые предусмотрены в договоре управления МКД.
  • Утвержденный финансовый баланс (копия) за предшествующий отчетный период.
  1. Реквизиты банковского счета, на который вносят плату за ремонт (содержание) домостроения и коммунальные услуги владельцы всех помещений многоэтажки, а также принявшие их по акту лица и наниматели квартир согласно договорам социального найма и найма жилплощади государственного (муниципального или местного) жилфонда.

Если ко времени вскрытия конвертов от желающих поучаствовать в конкурсе на управление МКД поданных заявок не оказалось, организатору надлежит на протяжении трех месяцев со дня завершения срока принятия заявок провести повторный конкурс согласно действующим Правилам. Вдобавок устроитель может поменять условия конкурса и должен повысить расчетную плату за ремонт и обслуживание высотки на 10 % и более.

Порядок рассмотрения заявок на конкурс по управлению МКД

В назначенный срок члены конкурсной комиссии распечатывают конверты с поступившими заявками от потенциальных участников, которые устроитель мероприятия получил до начала процедуры их рассмотрения. При этом могут присутствовать все претенденты или уполномоченные лица.

После вскрытия конвертов секретарь конкурсной комиссии составляет соответствующий протокол, который подписывают все ее члены, наблюдающие этот процесс. Далее протокол публикуется на официальном ресурсе либо организатором конкурса на управление МКД, либо уполномоченной на это организацией прямо в день подписания.

По итогам рассмотрения поступивших заявок комиссия решает, кого из претендентов допускать к участию в конкурсе, а кому отказать по тем или иным причинам. Секретарь комиссии оформляет протокол о рассмотрении заявок от кандидатов, который затем подписывают все присутствующие при этом ее члены, указывая в качестве даты день завершения обсуждения заявок от потенциальных конкурсантов.

Содержание протокола рассмотрения заявок в тот же день публикуется на вышеуказанном официальном ресурсе организатором конкурса на управление МКД либо уполномоченной на это организацией.

Лица, не допущенные к конкурсу, получают от комиссии письменное уведомление о принятом ею решении на следующий день после утверждения соответствующего протокола об обсуждении заявок.

Если к участию в конкурсе допущен всего один претендент, то не позднее трех рабочих дней после рассмотрения заявок организатор мероприятия должен вручить ему проект договора управления МКД по результатам открытого конкурса, приложенный к конкурсной документации. Вместе с тем данный договор предписывает выполнение управляющей компанией обязательных работ (услуг), описанных в объявлении о проведении конкурса и сопутствующей документации, с оплатой ремонта и обслуживания жилого здания, предварительно рассчитанной и официально озвученной перед началом конкурса. Победивший участник уже не может отказаться от оформления договора на управление МКД.

В случае, когда по результатам обсуждения заявок, поданных на конкурс, комиссия решила отказать в участии всем кандидатам, организатору надлежит на протяжении трех месяцев провести повторный конкурс согласно действующим Правилам. Вдобавок устроитель может поменять условия его проведения.

Три этапа проведения конкурса на управление МКД

Этап 1. Выявление победителя конкурса

Приступив к процедуре конкурса на управление МКД, комиссия оглашает имя участника, заявку которого организатор получил первой, а также называет сумму оплаты за ремонт и обслуживание жилого дома.

Каждый из участников торгов предлагает свою общую оценку дополнительных работ (услуг), опираясь на их первоначальную стоимость, определенную конкурсной документацией.

Если после трехкратного оглашения предложенной максимальной стоимости указанных работ (услуг) никто не назвал большей суммы, конкурсная комиссия оглашает победителя торгов, который сделал самое выгодное предложение по оценке добавочного обслуживания МКД. Далее этот участник перечисляет все дополнительные функции, стоимость которых должна укладываться в озвученное им предложение.

Если же победитель конкурса выражает отказ от этих требований, рабочая комиссия оглашает имя следующего участника, предложение которого по максимальной сумме предшествовало выигрышному варианту.

Этот участник конкурса на управление МКД обязуется проводить все основные работы и предложенное им дополнительное обслуживание за плату на ремонт и содержание многоэтажки, официально объявленную перед конкурсом и указанную в приложенной документации, оказывать коммунальные услуги и выполнять все обязательства согласно проекту договора управления МКД.

Если после трехкратного оглашения суммы оплаты ремонта и содержания жилого дома вместе с названием организации (для юрлиц) или ФИО (для ИП) никто из участников торгов не сделал более выгодного предложения по оценке добавочных работ (услуг), то данный участник считается победившим в конкурсе.

Этап 2. Составление протокола

В ходе проведения торгов конкурсная комиссия составляет протокол по форме, утвержденной Приложением 8, и подписывает его в тот же день. Документ заполняется в трех экземплярах, и один из них передается организатору мероприятия. Последний не позднее трех рабочих дней после утверждения протокола вручает один экземпляр победителю торгов вместе с проектом договора управления МКД по результатам открытого конкурса.

Вместе с тем стоимость каждого вида работ (услуг) из списка основных и дополнительных функций, определенных по итогам конкурса и вносимых в вышеуказанный договор, должна быть пересчитана. Основанием для этого является то, что зафиксированная в ходе конкурса суммарная стоимость всех работ и услуг, включая дополнительные, должна равняться оплате за ремонт и содержание МКД, официально объявленной перед торгами и записанной в приложенную документацию.

Содержание протокола конкурса в тот же день публикуется на официальном ресурсе torgi.gov.ru организатором мероприятия либо уполномоченной на то организацией. После обнародования данного документа конкурсант может написать письменный запрос на имя организатора о разъяснении итогов состоявшегося конкурса на управление МКД. На что последний обязан ответить в письменной форме не позднее двух рабочих дней от даты регистрации входящего обращения.

Все материалы конкурса (протоколы, заявки на участие, рабочая документация с поправками и разъяснениями, аудиозаписи распечатывания конвертов с заявками претендентов и проведения самого конкурса) должны храниться организатором на протяжении трех лет.

Этап 3. Уведомление о результатах конкурса

В течение десяти рабочих дней после подписания протокола конкурса его организатор обязан уведомить каждого владельца помещений в МКД и граждан, которые приняли данные помещения, об итогах открытых торгов и условиях договора управления многоэтажкой путем публикации проекта документа согласно п.40 действующих Правил.

Когда и как заключается договор управления МКД по конкурсу

После окончания конкурса его победитель подает организатору данного мероприятия утвержденный им договор управления МКД по конкурсу в виде проекта вместе с обеспечением выполнения обязательств. На это официально отводится десять рабочих дней от даты подписания протокола торгов.

Затем ему надлежит в срок до 20 дней после оформления протокола конкурса и спустя 10 дней после его публикации на государственном сайте разослать утвержденные проекты договоров управления всем владельцам квартир многоэтажки и лицам, которые приняли помещения, с целью подписания этих документов в соответствии со ст.445 Гражданского кодекса страны.

Если же победитель конкурса в течение срока, отведенного Правилами (п.90), не передал организатору собственноручно утвержденный проект соглашения на управление МКД вместе с обеспечением выполнения обязательств (нотариальную копию полиса страхования ответственности, официальную копию залогового договора депозита или безотзывную гарантию банка), считается, что он отказался от подписания договора управления жилым зданием. В случае уклонения победителя торгов от оформления договора управления МКД по конкурсу организатор мероприятия предлагает эту сделку предыдущему конкурсанту, предложившему максимальную на тот момент стоимость дополнительного обслуживания высотки. Теперь данному претенденту надлежит заключить договор управления многоквартирным домом.

Если и этот конкурсант будет признан уклонившимся от подписания документа об управлении зданием, организатор конкурса может в судебном порядке заставить его заключить данный договор с возмещением издержек, причиненных уклонением от оформления сделки.

В случае, когда единственный претендент, участвующий в конкурсе, уклоняется от оформления договора управления МКД, устроитель конкурса (опять же в судебном порядке) может принудить его сделать это и возместить убытки, нанесенные действиями нерадивого конкурсанта.

Можно ли обжаловать конкурс на управление МКД

В случае, когда собственников не устраивают итоги конкурса на управление МКД или уполномоченные лица конкурирующих организаций выявили подвох, они могут обжаловать данное решение в суде. Им нужно обратиться в судебный орган с предоставлением протокола заседания комиссии, бюллетенями и свидетельскими показаниями очевидцев.

Если во время голосования действительно были обнаружены нарушения, изменившие ход процедуры, суд может аннулировать принятое решение и организовать повторное голосование под контролем официального представителя. Если подозрения окажутся необоснованными, дело рассмотрено не будет.

Нередко соискатели обжалуют голосования, где конкретно обозначено, за кого отдавать голоса, или их подсчет ведется с нарушениями, а также случаи недопуска на конкурс других участников.

Если конкурс на управление МКД не состоялся, то что делать дальше

Мотивами для признания несостоявшимся открытого конкурса на управление МКД считаются:

  • отсутствие заявок на участие в торгах;
  • отказ в участии для всех зарегистрированных претендентов.

Казалось бы, все логично: без участников конкурс не состоится. Но здесь все сложнее. Правила проведения открытого конкурса в части п.59 гласят, что при отсутствии заявок на участие до времени процедуры вскрытия конвертов устроитель конкурса оглашает новые торги, которые проводит на протяжении трех месяцев со дня завершения приема заявок. Вдобавок организатор может поменять условия проведения конкурса и должен повысить расчетную плату за обслуживание и ремонт жилого дома на 10 % и более.

Похожее содержание имеет и п.73 вышеуказанных Правил, который предусматривает проведение повторного конкурса за те же сроки (три месяца), если по итогам рассмотрения заявок от претендентов всем им отказано в допуске на участие в торгах.

Следовательно, согласно Правилам открытого конкурса, при несостоявшихся торгах местный орган власти (ОМСУ) должен провести повторный конкурс на управление МКД. К тому же данное мероприятие может считаться несостоявшимся энное количество раз (законодательно лимит на проведение повторных торгов не установлен, если предыдущие были отменены).

Если при прохождении открытого конкурса по назначению управляющей компании таковой не состоялся, ОМСУ объявляет новый конкурс согласно действующим Правилам его проведения. Нужно участь, что процедура организации и проведения данного мероприятия занимает немало времени. А управление МКД должно вестись постоянно, и только тогда будут достигнуты цели, намеченные Жилищным кодексом страны (ст.161, п.1). Поэтому местные органы власти, основываясь на п.8 той же статьи, могут предложить владельцам помещений многоэтажки оформить договор на администрирование с управляющей компанией по своему выбору. Этот документ будет сохранять силу до избрания УК на конкурсной основе, а владельцы помещений не могут принуждаться к подписанию данного договора, так как это противозаконно (п.5 упомянутой статьи указывает только на необходимость оформления договора с организацией, победившей в открытом конкурсе).

Еще добавим, что подобный договор нельзя заключить, если конкурс на избрание УК вовсе не проводился. Это подкреплено также материалами из судебной практики. Так, на основании постановления Арбитражного суда ДВО NФ03-А51/07-1/5799 от 25.12.2007 договор управления МКД, включающий оказание услуг по его техобслуживанию, ремонту жилого фонда и санитарному содержанию с учетом придомовых территорий высотки, признан недействительным (ст.168 Гражданского кодекса) как заключенный не по результатам открытого конкурса для избрания управляющей компании.

Тут стоит подчеркнуть наличие двух ситуаций: во-первых, конкурс не проводился; во-вторых, его провели, однако признали несостоявшимся.

Мнение эксперта

Почему конкурс на управление МКД не проводится в новостройке

Олеся Лещенко,
исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Каждый застройщик имеет право составить договор управления МКД с любой УК на срок не более трех месяцев до проведения органом местной власти открытого конкурса по выбору таковой. Основанием для этого служит ст.161 (ч.14) Жилищного кодекса. После избрания УК путем открытого конкурса владельцы помещений МКД обязательно оформляют с нею договор управления.

Но зачастую на практике происходит иначе: ОМСУ, зная, что многоэтажкой управляет УК застройщика, отражает в отчетах, что вид управления реализуется, не объявляя при этом конкурс. Данный факт нарушает специальную норму Кодекса. Противодействовать этому стараются жилинспекции и ФАС РФ, однако судебная практика на данный момент весьма противоречива.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях