Тарифы на ТКО: договор с поставщиками, расчет и учет

823
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Летом 2016 года были утверждены несколько документов, касающихся управления ТКО (твердыми коммунальными отходами). Как сейчас определяют тарифы ТКО, как учитывают объем отходов и стоит ли обнародовать информацию об их использовании, расскажет эта статья.

ТБО и ТКО – в чем разница

В последние годы экологическое сообщество прямо сотрясает от синхронного принятия ряда принципиально важных нормативных актов, преобразующих национальную систему природоохранного контроля и надзора нашей страны. Федеральный закон № 458 от 29.12.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» коренным образом изменил порядок обращения с ТКО, коснувшись базовых принципов и суждений экологического права.

Не будем подробно рассматривать поправки, внесенные упомянутым документом. Лишь подчеркнем то, что они затронули почти все моменты управления отходами, а именно: право на их собственность, лицензирование услуг по обращению с ТКО, профессиональное обучение допущенных к этой категории лиц и массу других вопросов. Вдобавок пересмотру подверглась терминология, используемая при работе с отходами.

Новшества коснулись и самого распространенного вида утиля — твердого бытового. Например, статья 1 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 пополнилась новым термином для указанной категории сырья – ТКО:

«Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».

Помимо этого, данная статья получила еще ряд новых определений в части обращения с ТКО, таких как:

  • «норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени»;
  • «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов»;
  • «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора»;
  • «баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения».

Как видим, знакомое нам название ТБО (твердые бытовые отходы) изменено на ТКО (твердые коммунальные отходы), что, по мнению большинства, полнее отражает состояние экологической обстановки. Дополнительно в категорию деятельности с данным сырьем введены абсолютно новые концепции оператора (в т. ч. регионального) в части услуг по обращению с ТКО, которые указывают на предприятия коммунального хозяйства.

Кто устанавливает тариф на ТКО

Порядок регулировки расценок на использование твердых коммунальных отходов установлен Постановлением Правительства № 484, принятым 30.05.2016. Данный документ подробно объясняет, как рассчитываются тарифы на утилизацию ТКО. В соответствии с Правилами корректировка производится по четырем позициям:

  • единый тариф на услуги, которые оказывает региональный оператор ТКО;
  • расценки на обезвреживание отходов;
  • тариф на обработку ТКО;
  • стоимость захоронения твердого утиля.

Расценки на действия с коммунальными отходами утверждаются местными (региональными) органами управления. При этом для каждой организации, которая занимается обработкой ТКО, определяется индивидуальный показатель стоимости с учетом территориальной особенности обращения с утилем.

Постановление предусматривает расчет не по размеру помещения, как было ранее, а с применением базового тарифа на услугу по обращению с ТКО и нормы отходов на каждого собственника. Средства систематически взимаются исходя из реального объема и количества контейнеров для исчисления платы за вывоз мусора в процессе его раздельного сбора.

К тому же планируется сортировка и обособленное хранение твердых отходов. Так, мусорные контейнеры, предназначенные для стекла, окрашиваются зелёной краской, для пищевых отходов – чёрной. Ящики для бумаги будут синими, а для несортированного утиля – серыми. Причем последний обойдется собственникам дороже стоимости разобранных на категории ТКО. Там же говорится, что тариф на вывоз мусора снизится, если потребители станут отделять отходы, которые невозможно сжечь или захоронить.

Региональный оператор вправе перепродать сортированный утиль по рыночной стоимости причастным переработчикам. В качестве выбора предлагается организовать обособленные площадки для сбора ТКО. К примеру, большие супермаркеты электроники вполне могут принимать на утилизацию отслужившую технику либо оформлять надлежащие договоры с муниципалитетом (ОМСУ).

Данное постановление призвано завершить переустройство системы обращения с твердыми коммунальными отходами. А реформа в целом должна отрегулировать процедуру их аккумулирования и вывоза, а также сделать формирование тарифа на ТКО понятным и прозрачным.

Перед реформой законодательства расценки на сбор и удаление мусора формировались управляющими компаниями. Владельцы непрерывно жаловались на несвоевременную уборку контейнерных площадок и непомерно поднятые цены. Теперь региональные операторы, выбранные на открытых конкурсах, станут во всем контролировать движение ТКО на подведомственной территории – от его сбора до вывоза на полигон.

Итак, в начале текущего года актуальное до этого с 14.07.2008 Постановление Правительства № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утратило свою силу.

При этом чиновники уверяют, что тарифы на вывоз ТКО не поднимутся и сумма в квитанции останется прежней. Просто начисления за обработку мусора исключат из платы за содержание и ремонт общего имущества и отразят новой строкой в коммунальных услугах.

Теперь каждому собственнику будет предъявляться счет согласно норме, рассчитанной с учетом среднестатистической выработки отходов потребителем. Формирование новых коммунальных тарифов на услугу по обращению с ТКО вместе с ограничением стоимости КУ сразу же подпадает под контроль государства.

Мнение эксперта

Позиция председателя правления ТСЖ

А. Н. Гаркуша,
председатель правления ТСЖ «Флиера 9»​, г. Орехово-Зуево

Стараюсь объективно анализировать ситуацию с точки зрения председателя правления.

Во всех договорах на коммунальные услуги (ХВС, ГВС, электро- и газоснабжение, водоотведение, отопление), заключенных с РСО, обязательно предусматривается граница ответственности за порядок и качество их оказания по каждому соответствующему виду на основании Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011. Данные границы для каждого ресурса сформулированы Постановлением № 491.

Суть документа состоит в том, что каждая из сторон обязуется обслуживать то, что ей принадлежит и находится на ее балансе. Так, Правилами № 491 (пункты 5–7) обусловлено, что внутренние домовые коммуникации газо-, водо- и электроснабжения, система отопления и общие приборы учета являются коллективным имуществом владельцев помещений. Они приняты на баланс и управляются ЖСК, УО и ТСЖ. Что до внешних сетей МКД, проложенных за стенами высотки, то ими занимается поставщик услуги.

Однако в ситуации с вывозом мусора подобная логика не работает. Предоставление услуг регионального оператора начинается с контейнерной площадки. Данные участки и бункерные накопители обслуживаются юридическими и физическими лицами, а также ИП, которые владеют этими объектами по праву собственности, по договору аренды или другому имущественному праву либо управляют ими на договорной основе.

Однако контейнерные площадки не относятся ни к общему имуществу собственников помещений в МКД, ни к имуществу муниципалитетов. Чтобы оформить их в качестве коллективной недвижимости хозяев квартир в многоэтажке, нужно владеть сформированным участком земли и иметь решение собрания указанных владельцев на основании Правил № 491 (п. 1–10) и Жилищного кодекса РФ (статьи 30, 36, 40, 161, 162).

Местным органам самоуправления надлежит провести для каждого МКД границы земельного участка, входящего в общедомовое имущество здания. Следовательно, ОМСУ должны принять контейнерные площадки в свою собственность, а их обслуживание делегировать региональному оператору.

Деятельность ТСЖ-ЖСК должна согласовываться с Правилами № 491 (п. 15), где оговорено, что их услуги (работы) не предусматривают:

  • очистку и уборку земли, не принадлежащей к коллективному имуществу многоэтажного жилого дома;
  • озеленение зон и уход за растениями (включая клумбы, газоны, деревья и кусты), которые находятся на земле, не входящей в коллективную домовую собственность.

Предписанные действия производятся собственниками соответствующих земельных участков.

Отсутствие финансовых средств не позволяет ТСЖ управлять контейнерными площадками, так как деньги, полученные за вывоз отходов, будут полностью поступать к региональному оператору. Либо данные расходы следует предусмотреть (компенсировать) договором на утилизацию и вывоз мусора управляющим предприятием.

Как будет вестись учет ТБО для установления тарифа

Правила коммерческого учета твердых отходов, принятые Постановлением № 505 03.06.2016, начали действовать с середины июня 2016 года. В нормативе указано, как измеряется объем и вес ТБО, определены обязанности регионального оператора по их использованию, а также функции владельцев объектов, где производится их обработка.

Регистрация информации о массе и кубатуре твердых отходов производится для того, чтобы собственникам не пришлось переплачивать за оказанную услугу или ее ненадлежащее выполнение. Иными словами, учет ТБО позволяет контролировать работы по вывозу мусора.

Регистрация отходов происходит в соответствии с нормативами их накопления и количества (вместимости) мусорных контейнеров, расположенных на придомовой площади.

Упомянутые Правила содержат формулы для подсчета поступающего мусора. Для проведения измерений служат бункеры, контейнеры и ПЭТ мешки. Вместе с тем принимают во внимание сезонность работ и особенности ТБО. Расчет нормы накопления твердых отходов позволяет точнее определить тариф на вывоз ТКО.

Собственники объектов, предназначенных для обработки, утилизации и захоронения мусора, в срок до середины июня 2017 года обязаны оснастить их средствами для определения его объемов. Тем не менее действующие Правила устанавливают порядок коммерческого учета ТКО, если даже объект не имеет измерительных приборов либо они вышли из строя.

Приказом Минстроя России № 402/пр от 06.06.2016 рекомендованы методы установления норм накопления твердых отходов, сроки выполнения замеров, категории объектов сбережения и паспорта данных площадок.

Мнение эксперта

Как вести учет по поставщику

Ю. М. Федоров, 
юрист

Предприятия, осуществляющие расчеты с потребителями за оказание услуг и предоставление ресурсов (ТСЖ, ЖСК, УК, РЦ), акцентируют внимание на обособленном учете по поставщику, коим является оператор по вывозу ТКО. Расчет платежей, задолженность, учет и начисление пени сохраняются в информационно-биллинговой базе отдельным протоколом, но становятся частью ЕПД (единого платежного документа).

Например, для программы «Домовладелец» нужно в сервисный справочник вставить новую услугу, указать тариф и внести ее в план обеспечения соответствующего подрядчика. Здесь важно связать схему поставки с конкретными датами, чтобы сформировать историю. Таким образом, сама бытовая услуга и тариф на вывоз ТКО появится в личном кабинете каждого жильца, зарегистрированного в программе «Домовладелец».

Какой заключать договор с оператором по обращению с ТКО

Заключение договора с региональным оператором на использование ТКО требует от потребителя письменной заявки, где указаны Ф. И. О., реквизиты паспорта, адрес и другие необходимые данные. Для управляющей компании нужно будет прописать название и расположение потребительских объектов, по которым оформляется договор на предоставление услуг по вывозу ТКО, а также уточнить вид деятельности.

Заявка подается вместе с документом о праве собственности (копия) на участок земли (объект) потребителя, заключенным договором управления многоквартирным зданием, решением общего собрания собственников и прочими бумагами для подтверждения причастности заявителя к администрированию МКД. Дополнительно потребуется схема расположения мест накопления твердых отходов с обозначением транспортных путей.

Представителю потребителей необходима доверенность либо другое доказательство его полномочий. Кроме того, обязательны те же документы, что и при оформлении УК или ТСЖ соглашений с РСО.

Поданная заявка с необходимыми приложениями будет рассмотрена региональным оператором на протяжении 15 дней от даты поступления. Как только она получит одобрение от поставщика услуг, не позже пяти рабочих дней клиенту отправляется проект договора на оказание услуг по вывозу ТКО в двух экземплярах.

Потребитель, получивший два проекта контракта, не позже 15-ти дней подписывает их и один экземпляр подает своему региональному оператору по вывозу твердых отходов. К этой документации должно быть приложено подтверждение полномочий лица, представляющего клиентов.

Договор с оператором по обращению с ТКО составляется на любой согласованный сторонами срок, не превышающий периода избрания регионального поставщика услуг.

Мнение эксперта

В каком случае можно отказаться заключать договор

Лежнина Анна,
эксперт справочной системы «Управление многоквартирным домом»

Для оказания потребителям коммунальной услуги по вывозу твердых отходов компания, управляющая многоквартирным домом, должна оформить соответствующий договор на обращение ТКО со своим региональным оператором. Основанием для этого служит п. 148 Правил предоставления КУ, установленных Постановлением № 354 от 06.05.2011.

Условия для получения данной услуги потребителями должны оговариваться отдельным договором с учетом вида управления МКД (п. 148 упомянутых Правил), среди которых:

  • администрирование УК – договор обслуживания здания между УК и владельцами жилья и автомобильных мест, а также получателями помещений от застройщика или самим застройщиком, кооперативом, товариществом;
  • руководство ТСЖ, ЖСК, ЖК – договор об оказании КУ по вывозу ТКО между указанными организациями и владельцами жилья и автомобильных мест;
  • непосредственное управление МКД – соглашение об оказании услуг по обработке ТКО между владельцами помещений многоквартирной высотки и региональным оператором.

Независимо от вида управления МКД региональный оператор составляет договор на обеспечение обработки отходов с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148 Правил).

Договор об услугах по управлению ТКО оформляется письменно или путем конклюдентных действий в соответствии с абз. 2 п. 148 Правил.

Организация, осуществляющая руководство МКД, имеет право на отказ от подписания такого договора, если:

  • уровень благоустройства жилого здания не подходит для оказания КУ потребителям;
  • данная организация еще не начала управлять МКД.

Эти условия также обусловлены указанным пунктом Правил.

Что касается графика забора мусора, то требования здесь не меняются. Но сейчас они регламентируются не СанПиН 2.1.2.2645-10 (п. 8.2.4) и 42-128-4690-88 (п. 2.2.1), а Правилами № 354 (Приложение 1, раздел VII).

Ответственность регионального оператора за обращение с твердыми отходами наступает, как только его сотрудник погрузил их в мусоровоз из мест общего накопления ТКО (согласно п. 148 Правил).

Компания, управляющая МКД, по закону должна обслуживать места накопления мусора (п. 11, п/п «д» Правил содержания коллективной собственности в МКД, установленных Постановлением ПРФ № 491 от 13.08.2006).

Должны ли операторы раскрывать информацию про обращение с ТКО и тарифы

С начала текущего года начало действовать Постановление ПР № 564 от 21.06.2016, которое позволяет операторам (в том числе региональным) раскрывать информацию по обращению с ТКО.

Надлежащие сведения публикуют на официальном сайте исполнительного органа власти, в компетенцию которого входит государственное управление тарифами. Вдобавок, операторы по отработке твердых отходов обязаны отвечать на обращения граждан (письменные и электронные) в качестве потребителей своих услуг. На это законом отводится 15 календарных дней.

Любые изменения в размещенных ранее данных следует обнародовать не позднее 10 дней.

Когда, помимо вывоза ТКО, предприятие выполняет еще какие-то работы, информация об этом публикуется отдельно.

Какие будут действовать тарифы на ТКО в 2017 году в Подмосковье

Обсудим нашу тему применительно к выбранному региону – Подмосковью. Согласно информации пресс-службы Минэкологии МО к концу текущего полугодия здесь на конкурсной основе будут избраны несколько региональных операторов по обработке отходов, в обязанности которых войдет полная «мусорная» цепочка, начиная с контейнерной площадки вплоть до полигона для захоронения.

В этом сегменте рынка требования к его участникам наиболее жесткие. В региональную нишу управления ТКО должны войти добропорядочные организации, стремящиеся к обновлению отрасли.

Назначенные региональные операторы приступят к осуществлению проекта по дискретному вывозу мусора в 13 крупных центрах Подмосковья. Среди них такие города, как Солнечногорск, Волоколамск, Красногорск, Мытищи, Химки, Дубна, Балашиха, Ивантеевка, Ногинск, Подольск, Домодедово, Шатура и Озера.

В законодательно указанный срок Подмосковье разработало собственную территориальную схему управления утилем. Определены места размещения современных мусорных полигонов; срок действия старых свалок; объемы твердых отходов, которые площадки смогут принять, а также населенные пункты для постройки заводов по переработке и сжиганию мусора. Кроме того, планируется вменить в обязанности дачников оформлять с местными операторами договор на вывоз ТКО. Данный проект был согласован с Росприроднадзором с некоторыми замечаниями по доработке. Тем не менее экспертными советами, изучавшими документ, найдены в нем большие недостатки.

Территориальная схема управления отходами в МО, включая твердые коммунальные, действует до 2030 г. Документ указывает, что ежегодно данным регионом вырабатывается 9200 тыс. тонн мусора, из них 3700 тыс. тонн бытового.

Как подчеркивалось выше, за «мусорную» цепочку от контейнера до полигона отвечают местные операторы. После их конкурсного отбора в Московской области намного возрастет численность контейнеров и тарных площадок. В упомянутых центрах Подмосковья (кроме Подольска) начнется поэтапный сбор мусора. По итогам данных пилотных проектов будет обсуждаться расширение территории раздельного сбора ТКО.

Ведомственные источники сообщили, что дискретный сбор отходов в Подмосковье будет основан на двухконтейнерном принципе. В сухом первом боксе окажется полезное вторсырье для повторного применения: металл, бумага, полимеры, стекло и т. п. Мокрый второй контейнер предназначен для растительных и пищевых отходов, а также сора от уборки придомовых площадей. На территории Московской области давно практикуется раздельный сбор отходов. Такие разноплановые контейнеры установлены в Химках, Реутове и Мытищах.

Кроме того, предложено отделять и вредные отходы в виде батареек и ртутных ламп. Для этого должны использоваться особые контейнеры, не допускающие повреждение ламп и исключающие доступ к мусору третьих лиц. Опасные отходы станут доставляться на мусороперегрузочные площадки и прессоваться для последующей транспортировки, а также поступать на специальные сортировочные комплексы для первичного и глубокого разделения. Для уменьшения дифференциации тарифов и сокращения перемещения твердых отходов между региональными операторами территориальная схема разбивает Подмосковье на восемь рабочих зон.

Тариф на вывоз ТКО в Подмосковье будет утверждаться в этом году в процессе открытых дискуссий с жителями области. Это анонсировал Александр Коган, занимающий должность министра экологии и природопользования. Он отметил, что перед выходом на определенный тариф нужно поинтересоваться мнением граждан. Это не личное желание чиновника открыто работать с народом, а выполнение воли губернатора, которая распространяется на все органы власти Московской области. Что касается жителей других областей России, им остается ждать, когда у их руководителей появится подобная схема.

Тарифы на ТКО: договор с поставщиками, расчет и учет

Мнение эксперта

Финансовое мотивирование регионов

Андрей Чибис,
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, главный жилищный инспектор

Одним из сложнейших и актуальных вопросов является потребность в мотивации регионов к внедрению современной системы управления отходами уже в текущем году. Ожидается, что мощным стимулом будет приоритетное финансирование. Кроме того, денежные средства могут направляться на возведение новых полигонов и даже перерабатывающих заводов по утилизации отходов, что позволит уменьшить тариф на обработку ТКО.

Уже на начало этого года четыре области избрали для себя региональных операторов, а пятым субъектом (г. Севастополь) даже объявлен конкурс. Около 35 регионов отрапортовали, что до завершения текущего года запустят механизм перехода на современную систему обработки твердых отходов.

Ключевой фактор данной реформы – повышение доли переработки. Сегодня в России функционирует около 30 комплексов по утилизации мусора. Большинство из них возникло на основе концессионных соглашений. Мы наблюдаем за их работой: в основном эти предприятия не уступают европейским аналогам, что вызывает гордость. Подобные примеры обязательно нужно освещать. К тому же зарубежные партнеры заинтересованы в работе на нашем рынке: как в открытии совместных производств, так и в роли операторов.

Вложенные файлы



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль