Зарубежный опыт ЖКХ и возможности его применения в России

138
Фото @shutterstock.com
Фото @shutterstock.com
Опираясь на зарубежный опыт ЖКХ, Россия может добиться повышения эффективности управления в данной сфере. Нужно, чтобы жилищные и коммунальные услуги стали более качественными. Безусловно, эта проблема требует поэтапного решения. Внедрять зарубежный опыт ЖКХ в российские реалии следует настолько плотно, насколько это возможно.

Почему необходимо изучать зарубежный опыт ЖКХ

Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. Вот что показывает зарубежный опыт ЖКХ. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями.

ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).

Наша страна в данном вопросе не идет по собственному оригинальному пути, а руководствуется международной многолетней практикой других государств, смотрит на зарубежный опыт ЖКХ. Вместе с тем, у нас есть и своя история развития ОСЖ. К примеру, известно о городах-садах в дореволюционной России, о ЖК (жилищных кооперативах) в период НЭПа, ЖАКТах – жилищно-арендных товариществах, МЖК – молодежных жилищных кооперативах, распространенных в СССР в 1970–1990 гг.

Изучив зарубежный опыт ЖКХ, мы можем получить ценные знания по управлению МКД (многоквартирными домами). Отметим, российские и зарубежные органы власти по-разному подходят к руководству жилыми зданиями, вследствие чего наши муниципалитеты перенимают наработки и практику других государств – многолетнюю и апробированную.

Управляющие компании действуют в соответствии с требованиями, формируемыми рынком ЖКУ. При их невыполнении фирмы теряют конкурентоспособность. В связи с этим важно использовать зарубежный опыт ЖКХ, чтобы знать обо всех инновациях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Зарубежный опыт управления ЖКХ: 3 схемы

Схема 1. Государственное управление ЖКХ

Граждане некоторых государств сегодня не оплачивают услуги ЖКХ. К примеру, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Кувейт освободили жителей от этой необходимости. Дело в том, что у данных государств есть природные ископаемые в достаточном количестве, что позволяет обеспечивать граждан необходимыми благами. Но в Объединенных Арабских Эмиратах закон действует только для коренных жителей. Что касается гастарбайтеров, они оплачивают счета по тарифам.

Отметим, услуги ЖКХ ничего не стоят и жителям Туркменистана по причине бедности. У них просто нет возможности погашать долги. Именно поэтому государство освободило людей от выплат, взяв это на себя.

Схема 2. Частные ЖК-компании

Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что во многих западных государствах в сфере жилищно-коммунального хозяйства работают частные компании. Российские граждане категорически против внедрения подобной практики, поскольку опасаются, что бизнесмены присвоят все себе, обделив простых людей.

Власти США решили не руководить системами ЖКХ, переложив полномочия на плечи частных компаний. Именно такие организации в Соединенных Штатах Америки отвечают перед гражданами за невыполнение обязательств по договору. При этом перед американским законодательством все равны – и клиенты, и бизнесмены. На подобный зарубежный опыт ЖКХ стоит ориентироваться.

В США сегодня работает множество частных организаций. Благодаря здоровой конкуренции обслуживание в стране осуществляется на достойном уровне, а стоимость сервиса от фирм в сфере ЖКХ вполне приемлема. Если вдруг жители дома решают, что вода недостаточно подогревается, отопление работает плохо, а цена на все это завышена, в кратчайшие сроки могут поменять организацию, предоставляющую данные услуги. В России такой зарубежный опыт ЖКХ пока не используется.

Схема 3. Гибридная схема

В некоторых европейских странах бизнес объединен с государством по определенной гибридной схеме. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства регулируют власти. По такому пути идет Великобритания. Обслуживание при этом осуществляют частные организации.

В таких странах, как Бельгия и Франция, установка расценок ведется на конкурсной основе. Обслуживают граждан частные фирмы. Отметим, в Бельгии используют мини-бойлеры, чтобы обогревать многоквартирные дома. Благодаря этому жильцы сами решают, когда нужно начать отапливать помещения, и какую температуру поддерживать.

Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, свои особенности имеет ЖКХ в Испании. Управление осуществляют и частные компании, и государство. При этом власти отвечают за глобальные вещи, а фирмы предпринимателей – за ремонт, уборку мусора и т. д. При этом жильцы многоквартирных домов самостоятельно выбирают компанию, которая будет их обслуживать.

Зарубежный опыт ЖКХ на примерах

  • Швеция

Поскольку зарубежный опыт ЖКХ показывает, что руководство многоквартирными домами (МКД) является самостоятельным видом деятельности, количество предпринимателей в данной отрасли постоянно растет, формируется конкурентный рынок услуг. Граждане других государств могут обратиться к профессиональным управляющим компаниям, выбрав одну из них на свое усмотрение.

Стоит сказать, к примеру, о шведском движении квартиросъемщиков. Основные задачи его участников – контролировать качество услуг ЖКХ, их стоимость, взаимодействовать с муниципальными и государственными властными органами, отстаивать свои интересы в судебном порядке. Союзы и ассоциации квартиросъемщиков, количество членов которых доходит до сотен тысяч – мощная сила, и с ее мнением считаются все политические партии в стране. У подобных формирований есть своя штаб-квартира, региональные и местные отделения.

Жилищное движение ставит перед собой важную задачу: побудить граждан, снимающих квартиры, к разработке правильных решений по поводу домов, в которых они проживают. Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что для этого используются модели амортизации и скидки. Благодаря последним квартиросъемщики выбирают необходимые им услуги, и на их основе рассчитывается квартплата. Что касается амортизации, согласно данной модели от бережного отношения человека к помещению зависит сумма оплаты. Чем аккуратнее обращение с жильем, тем меньше стоимость услуг.

Важное дополнение: во избежание проблем в сфере ЖКХ в Швеции функционирует Жилищный суд. Благодаря этому работа каждой структуры отрасли является прозрачной, как и тарифы на услуги. Такой зарубежный опыт ЖКХ может стать примером для других стран. В Швеции в жилищно-коммунальной сфере отсутствует коррупция, а потребителей обслуживают на очень высоком уровне. При этом практика предъявления обычными гражданами исковых заявлений монополисту достаточно распространена. Добавим, что обычно суд становится на сторону простых жителей.

  • Финляндия

Зарубежный опыт ЖКХ в такой стране, как Финляндия, также интересен. Услуги в данной отрасли – очень качественные. В государстве 1,4 млн зданий объединились в 70 тысяч АО – владельцев домов. При этом 50 тысячам свои услуги предоставляют операторы (или фирмы по руководству недвижимым имуществом), а 20 тысяч хозяйствуют самостоятельно. Управляющая компания, или оператор, в первую очередь, ведет каждодневную работу по содержанию зданий. Сотрудничество осуществляется в соответствии с договором, в котором сказано о тарифах, перечне услуг и условиях их предоставления. Управляющая компания или оператор выбирает ту или иную эксплуатирующую организацию. Если речь идет о небольших объектах, участники товарищества находят ее самостоятельно.

Эксплуатирующая компания оказывает услуги ЖКХ или сама, или в соответствии с договором, заключенным со специализированными фирмами по ремонту и строительству, уборке территории, вывозу мусора и т. д. В обязанности хозяйствующей организации входит отчет перед жителями о прибыли и тратах, предоставление им информации о балансе общества. При этом все коммунальные системы в Хельсинки принадлежат городу. По мнению мэра, это надежно – отопление работает при любых условиях, и никто не может его отключить.

Что касается электростанций, многие находятся в руках частников. Отопление является централизованным. Но это никак не сказывается на предоставлении услуг ЖКХ – работа ведется бесперебойно. Почему же в Финляндии не возникает таких проблем, как, допустим, в России? Почему нельзя переложить зарубежный опыт ЖКХ на наши реалии? Все дело в отлаженной и развитой бизнес-системе, где отражены социальные особенности. Неважно, кто собственник объектов ЖКХ, централизованная ли отопительная система или нет. Главное, что управленческая структура работает в соответствии с одними и теми же правилами: применением инновационных технологий и стремлением свести издержки к минимуму.

К примеру, для выработки тепла и электроэнергии в Финляндии используют уголь, газ и гидроэнергию, выбирая то, что дешевле. Если наступают сильные морозы (от минус 30 градусов и ниже), в городе начинают работать резервные станции на масле. В Хельсинки есть одна особенность, которой его руководство по праву может гордиться. Там есть две отапливаемые улицы, куда из домов поступает вторичное тепло.

Конечно, в Хельсинки между управляющими компаниями существует здоровая конкуренция. Каждый житель города вправе обратиться к тому, кто предоставляет сервис на наиболее выгодных условиях, и это интересный зарубежный опыт ЖКХ. При этом гражданин оплачивает сетям города услуги передачи электрической энергии от альтернативных источников. Власти же контролируют, чтобы у фирм не появлялось конкурентных преимуществ друг перед другом. Такой зарубежный опыт ЖКХ к России пока сложно применить.

Коммунальное оборудование в Финляндии находится в хорошем состоянии. Но для его поддержания, а также обновления систем и реализации новых проектов требуется финансовое обеспечение. Однако деньги можно направить только в стабильную и понятную структуру, где нет проблем с кредитованием для частных и муниципальных образований и есть гарантия возврата денежных вливаний вместе с прибылью. Собственником местного водоканала является город. В данном коммерческом предприятии есть свой бюджет. Компания распоряжается сетями водоснабжения, канализации, водонапорными башнями. Какое-то время назад организация взяла кредит на сумму 150 млн евро и в данный момент погашает его.

  • Германия

Многоквартирные дома в Германии функционируют по аналогии с отечественными ТСЖ. В какой-то мере Россия в данном вопросе переняла зарубежный опыт ЖКХ. Жильцы домов в Германии каждый месяц вносят определенную сумму в единую кассу. Размер оплаты утверждают в ходе общих собраний. Определенную сумму направляют на ремонтные работы, обслуживание, уборку и вывоз мусора, что-то – на капремонт.

О порядке поддержания чистоты придомовых территорий и подъездов договариваются на общих собраниях. Если жильцы готовы платить «хоумастеру» – специалисту по клинингу, – то нанимают его на работу. Если же нет, за уборку отвечают самостоятельно. Что касается поставок газа, воды и электроэнергии, каждый собственник жилья индивидуально устанавливает договорные отношения с продающей их компанией. Отопление нередко организовывается своими силами с использованием бойлерной системы.

Вывоз мусора – отдельная тема. В Германии отходы сортируют перед выбросом, распределяя их по трем контейнерам: для бумаги, химического и неорганического, пищевого и органического происхождения. Контейнеры принадлежат мусоровывозящему предприятию. Конструкция их такова, что отходы больше рассчитанного объема в них не умещаются. Следовательно, фирма обрабатывает только оплаченное количество мусора.

Особое внимание уделяют сортировке. Если собственник жилья выбросит мусор в контейнер, не предназначенный для данного вида отходов, через месяц человек заплатит намного больше. Если речь идет о многоквартирных домах, сумму распределят по всем жильцам, соответственно – услуга подорожает для всех. Интересно, что за нарушителями пристально следят, их ловят. Работают даже детективы, определяющие по составу отходов того, кто их выбросил. Подобный зарубежный опыт ЖКХ наша страна вряд ли возьмет на вооружение.

Контейнеры устанавливают в каждом частном домовладении. Обычно размер выплаты за вывоз мусора одной семьей составляет 40 евро за 3 месяца. За эту сумму из домовладения удаляют отходы (объем каждого вида составляет примерно 150 литров) еженедельно и одну крупногабаритную вещь, например, старый шкаф или кровать, раз в три месяца. Оплата всего нетипового и строительного мусора производится в отдельном порядке.

  • Польша

Любой зарубежный опыт ЖКХ интересен. Рассмотрим Польшу – первое государство из стран бывшего социалистического лагеря, перешедшее на управление ЖКХ с помощью создания АО, в котором есть стопроцентный государственный или городской капитал. В Польше создали единое предприятие, объединив все коммунальные услуги. Холдинг занимается всеми технологическими и экономическими процессами. Поляки стремятся оказывать качественные услуги и обеспечивать надежность работы всех объектов.

В Польше в области ЖКХ есть место поставщикам с разными формами собственности. Участниками Краковского коммунального холдинга являются энергетические компании, водоканал, муниципальный транспорт. Собственник 100 % акций при этом – Гмина (мэрия) г. Кракова, управляющая финансовыми потоками, производственным процессом. Она же осуществляет контроль над всем.

Холдинг является акционерным обществом. Но власти Кракова не хотят продавать акции. Вместе с тем на рынке работают и частники, которые занимаются уборкой, вывозом мусора, ремонтом жилья. Чтобы проводить модернизацию и переоборудование, эти компании пользуются выгодными кредитами со льготами.
В Польше не существует массовых неплатежей, задержек взносов и т. д. В этом государстве давно действуют различные льготы, субсидии, тарифы и кредиты.

В ряде стран Прибалтики и Восточной Европы владельцы жилья в МКД вместо создания товарищества могут заключить договор с управляющим с равными для всех условиями. В данном случае решение принимается общим собранием собственников жилья, а управляющий подготавливает свои предложения, после чего выносит их для рассмотрения и утверждения.

Компании, которые занимались содержанием, ремонтом и обслуживанием в государствах в Восточной Европе, плавно изменили свою деятельность на более узкую специализацию, опираясь на требования улучшения экономической эффективности их работы. То есть сейчас конкуренция между предприятиями, имеющими одинаковый профиль, усиливается.

  • Англия

В Англии реформа ЖКХ длилась в течение 15 лет, но ее результатами остались довольны все. Частные компании сегодня распоряжаются и водоканалом, и электросетями. После того как прошла приватизация, стоимость услуг снизилась, но затем тарифы стали увеличиваться. В настоящий момент оплата за газ и электроэнергию каждый год растет на 6–10 %.

Лондонец может легко поменять одного поставщика электричества на другого. Главное – не делать это чаще одного раза в неделю. Гражданин даже вправе пользоваться услугами нескольких поставщиков: к примеру, один предоставляет энергию днем по выгодной цене, другой – ночью, по еще более привлекательному тарифу. Такой зарубежный опыт ЖКХ России пока что чужд.

В Англии в сфере ЖКХ действует определенный порядок обслуживания. Так, дозвон до диспетчера производится в течение 30 секунд. На решение возникшей проблемы также отводится определенное время.

  • Франция

Рассмотрим еще один зарубежный опыт ЖКХ. Во Франции приватизировали энергетический комплекс, и это вызвало появление поставщиков газа и электроснабжения. В этой стране горячая вода и отопление не оплачиваются гражданами. Для нагрева воды существуют специальные бойлеры, установленные во всех домах и квартирах. Отапливают помещения в основном газом. Все, что нужно сделать человеку, – просто заключить контракт с поставляющим его предприятием. При этом договоры представлены в нескольких вариантах. Можно сравнить их с нашими тарифными планами на сотовую связь.

Во Франции собственники жилья объединяются в группы, наделенные правами юридических лиц. У владельцев есть возможность распоряжаться имуществом, пользоваться полезной площадью в своих интересах без ущемления прав соседей, строить мансарды, возводить на участках здания, создавать газоны и т. д.

Отказ от какой-либо имущественной доли или участка земли предполагает единогласное решение всех собственников. Оплату за сервис ЖКХ рассчитывают, учитывая жилую площадь. Руководители синдиката устанавливают определенную сумму расходов, которая требуется, чтобы содержать дом и качественно его обслуживать. При продаже квартиры собственника освобождают от участия в синдикате, снимая с него все финансовые обязательства. Регламент соседских отношений во Франции точно такой же, как в Финляндии.

  • Прибалтика

Многие восточноевропейские государства вошли в Евросоюз, и это принесло определенные минусы. Так, например, прибалтийцам приходится, опираясь на зарубежный опыт ЖКХ, платить за коммунальные услуги практически те же суммы, что и лондонцам. При этом население Прибалтики небогато, и по сравнению с европейцами живет скромно. На оплату услуг ЖКХ обитатель этих стран часто выделяет 25–30 % своего бюджета. Население очень задолжало за последнее время, а потому меры в виде отключения электроэнергии, воды, газа стали уже привычными для граждан.

Что касается Эстонии, цены на услуги ЖКХ там определяются не количеством пользователей, а площадью жилого пространства и потреблением по счетчикам. Подобный зарубежный опыт ЖКХ достаточно распространен.

  • США

Рынок услуг в сфере ЖКХ в США развит. Предприятия по содержанию и ремонту жилых помещений имеют узкоспециализированную деятельность. Так, к примеру, в США обслуживанием инженерных сетей в доме занимается одна компания, ремонтом приборов учета теплоснабжения – вторая, насосов – третья, бойлеров – четвертая. В связи с этим собственники жилых помещений нуждаются в управляющем, в совершенстве знающем о рынке подрядных работ, преимуществах использования разных технологических процессов, то есть в профессионале, который разбирается в тарифах и может в любой момент проконсультировать по любому вопросу своей специализации.

В американских штатах оплата услуг ЖКХ производится по-разному. Так, в практически негазифицированном штате Флорида основное – это электроэнергия, и ее все экономят. Оплачивается услуга в автоматическом режиме. Ежемесячно деньги снимают с банковского счета человека, а долги накапливаются на кредитных картах. В случае невнесения денег до 15 числа жильца могут выселить из дома.

Платы за квартиру, так как мы привыкли ее понимать, в США нет. Граждане ежегодно уплачивают налоги на жилье, размер которых составляет 13 % от цены на дом или квартиру.

  • Китай

В Китае действует следующая система. Как правило, коммунальные услуги оказывают только после внесения оплаты за них. Стоимость электроэнергии, отопления, уборки дворов и подъездов зависит от габаритов и цены на жилье. В стране, таким образом, часто пользуются системой прогрессивной оплаты.
Все коммунальные организации в Китае – государственные. Именно казенные структуры формируют ценообразование и создают условия оплаты. Стоимости определяются территориальным расположением местности. К примеру, столичные тарифы выше региональных.

Стоит сказать и о включении в оплату за коммунальные услуги цены за содержание домов. Это еще одна особенность китайских коммунальных организаций, зарубежный опыт ЖКХ, который практически никто не перенимает. В соответствии с этой особенностью уборщики, охранники, садовники, лифтеры, сантехники и другие коммунальщики получают плату за свою работу. К примеру, вы зовете специалиста отремонтировать раковину или приглашаете мастера для регулировки дверного замка. Оплачивать услуги работника не нужно. В жилых домах в Китае – абсолютная чистота и порядок. Чужой человек не войдет на охраняемую территорию. Подобный зарубежный опыт ЖКХ очень показателен для других государств.

Стоимость услуг ЖКХ в Пекине также напрямую зависит от района, в котором находится дом. Граждане могут платить и сто, и тысячу долларов в месяц. На стиль жизни каждого человека влияют его финансовые возможности. Размер заработной платы пекинца составляет приблизительно 21 тысячу рублей. Злостные должники просто-напросто отсутствуют – жители Китая очень ответственны. Да и государство не допускает ситуаций, при которых люди перестают вовремя оплачивать счета. Так что выселение из квартир за долги – явление, которого в Китае нет.

  • Южная Корея

В странах с жарким климатом не нужно платить за отопление, что существенно облегчает жизнь гражданам. Южная Корея – государство с центральным отоплением: электрическим и газовым. Стоимость последнего выше, но и чтобы установить первый вариант, приходится раскошеливаться. Кроме того, днем электрическое отопление отключается.

  • Мозамбик

В Мозамбике схема довольно интересна. Сервис предоставляют по предоплате, а счета на электроэнергию местное население пополняет по тому же принципу, что и мобильные телефоны. Для этого существуют автозаправки, где можно внести оплату за услуги. Это уникальный зарубежный опыт ЖКХ, система, которой больше нигде нет.

  • ОАЭ

В ОАЭ сумма взносов за услуги ЖКХ зимой и летом не сильно отличается. Граждане не оплачивают электричество и воду. От этого их освободило государство. Если выразиться точнее, правительство определяет норму потребления услуг – за нее и вносит компенсацию. Если же семья превышает лимит, ей приходится платить. Но суммы эти все равно очень и очень низкие.

Еще раз подчеркнем, что подобные привилегии действуют исключительно для местных жителей, а это – всего 15–20 % населения из 9 млн человек, проживающих в Объединенных Арабских Эмиратах. Тот, кто приехал в страну на заработки (примерно 80 % населения), пользуется услугами ЖКХ по высокому тарифу. Снять жилье в ОАЭ тоже очень дорого. Это и есть основа соцобеспечения в Арабских Эмиратах. Государство позволяет локалам (коренным жителям) не платить за услуги ЖКХ за счет экспатов (людей, которые прибыли в страну работать).

  • Туркменистан

Начиная с 90-х гг. XX века правительство Туркменистана платит за своих граждан. В стране немало природных ресурсов и полезных ископаемых. При этом местное население живет за чертой бедности и не может оплачивать коммунальные услуги. В течение длительного времени вода, газ и электроэнергия жителям Туркменистана предоставлялись бесплатно.

Сегодня для граждан этой страны действует множество социальных льгот, и они беспрецедентны. Такой зарубежный опыт ЖКХ больше никто не использует. Льготы распространяются на проезд в общественном транспорте, на жилье, бензин, стоимость продовольственных товаров. Однако подобное положение дел не может длиться вечно. Запас природных ресурсов не безграничен, а экономика страны при этом абсолютно не развита. В 2013 году правительство начало сокращать льготы. В данный момент власти задумываются о том, чтобы и вовсе их отменить.

  • Исландия

Все дома в Исландии – это практически малоэтажные сооружения: частные постройки и небольшие коттеджи. Управляющих компаний в стране нет. Если в жилом здании в Исландии не одна квартира, а более, создается домовой комитет. Он является официальным юридическим лицом, зарегистрированным в налоговой, у которого есть собственный банковский счет. Комитет занимается формированием специального фонда, в который жильцы квартир делают взносы.

При возникновении трудностей с подачей воды или проблемами в отопительной системе управляющий домом должен обратиться в специальную коммерческую компанию и оплатить ремонтные работы из фондовых средств. Цены на услуги ЖКХ в стране относительно невысоки благодаря тому, что в Исландии есть природные ресурсы. В стране – огромный запас пресных вод, очищать и хлорировать которые нет необходимости. При этом благодаря теплу геотермальных источников на подогреве можно неплохо экономить. Жители Исландии не нуждаются ни в газе, ни в угле, ни в тепловых станциях. Кроме того, исландцы привыкли бережно расходовать природные ресурсы.

Как зарубежный опыт ЖКХ можно использовать в России

Зарубежный опыт ЖКХ богат и разнообразен. Опираясь на теоретические знания и практические наработки управления жилым фондом развитых государств можно предложить реформировать систему содержания зданий в России по ряду направлений.

1. Изменение менталитета собственников жилья

Содержать свой жилой фонд для нас – значит нести бремя расходов. Вместе с тем на западе люди стремятся приобрести жилье как инвестицию, то есть вложить средства в недвижимое имущество. Содержать дом для иностранных граждан – значит беречь свое достояние в надлежащем виде и заботиться о сохранности.

2. Узкая специализация обслуживания МКД

Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что при руководстве МКД чаще всего используется система, при которой владельцы жилья сами принимают решения по содержанию в рамках своего объединения, наделенного полномочиями юридического лица. При этом полномочия делегируются профессиональной управляющей организации в соответствии с договором. Это наиболее оптимальный вариант содержания МКД. Управленческая деятельность ведется профессионально, услуги оказываются качественно и удовлетворяют требования жильцов. При этом, если собственники выносят какое-либо управленческое решение, действует демократия. Еще одно преимущество для владельцев недвижимости, создающих товарищество, состоит в контроле над расходованием своих средств.

Для России характерным является то, что частные жилищные компании стараются оказывать все услуги, связанные с управлением, содержанием и ремонтом МКД. Стремясь к универсальности, фирмы часто забывают о поддержании надлежащего качества сервиса, что приводит к недовольству со стороны граждан.

Опираясь на зарубежный опыт ЖКХ государств в Восточной Европе, к примеру, Венгрии или Словакии, можно сказать, что постепенно компании, занимавшиеся управлением, ремонтом и обслуживанием, разделились. Фирмы стали более специализированными, и эти условия диктует современный рынок. В настоящий момент конкуренция между предприятиями с одинаковым видом деятельности постоянно растет.

В ряде западных государств и в США рынок услуг ЖКХ очень развит. Интересно, что на нем много узкоспециализированных предприятий, и на такой зарубежный опыт ЖКХ стоит обратить внимание. К примеру, за ремонт и содержание жилья отвечает одна организация, обслуживанием труб в доме занимается другая, приборы учета отопления контролирует третья компания, за состоянием насосов следит четвертая и т. д. Если предприятие специализируется на одном виде работ, а количество его клиентов при этом увеличивается, цена на услуги снижается. Все компании стремятся обойти конкурентов, привлечь новых и сохранить постоянных потребителей. Стоимость услуг фирмы не повышают, что очень выгодно для граждан.

3. Страхование деятельности УК

Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что во многих странах управленческая деятельность в данной отрасли является отдельным видом предпринимательства и подразумевает страхование рисков. Если обслуживающая компания не выполняет требования, сформированные рынком ЖКУ, то теряет конкурентные свойства. Управляющая фирма страхует финансовую и гражданскую ответственность, которая возникает, если ее неверные действия нанесли ущерб владельцу недвижимости. Это особенно распространено в Америке и Европе. Вполне возможно, что качество коммунальных услуг в России могло бы существенно улучшиться, если бы был использован зарубежный опыт ЖКХ и такой подход ввели на законодательном уровне.

Компания становится еще более конкурентоспособной, если у нее есть сертификаты, свидетельствующие о ее профессионализме, опыте и финансовой стабильности. Также для фирм важно работать в точном соответствии со стандартами в области ЖКХ.

4. Модернизация системы государственных дотаций

Сейчас в России существует основная проблема, которая заключается в дефиците финансовых средств и несвоевременности внесения платежей за услуги ЖКХ. Если население оплачивает их с просрочкой, качество работы отрасли начинает хромать. Зарубежный опыт ЖКХ говорит о том, что в западных государствах такие явления, как массовая неоплата услуг, отсутствуют. Также можно отметить, что там давно действуют кредитные, льготные, тарифные, субсидийные системы.

5. Системная подготовка специалистов

Важно грамотно подготавливать специалистов по работе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Профессионализм управленцев положительно сказывается на качестве обслуживания жилых домов. Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что мастера в данной сфере постоянно посещают курсы и повышают уровень квалификации. Люди, проходящие такое обучение, становятся более подкованными, приобретают ценные навыки и знания.

Глядя на зарубежный опыт ЖКХ, можно отметить, что множество западных высших учебных заведений, а также специальных колледжей, дают выпускникам базовое образование, позволяющее осуществлять управление. Минобразования России, как ни печально, пока не перенимает эту практику и даже не думает о подобном.

Западное законодательство предъявляет к руководителю жилого фонда жесткие требования. Например, у управляющего в Германии в обязательном порядке должно быть высшее образование, экономическая, инженерная, социальная или юридическая квалификация. Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что такой специалист обязан быть коммуникабельным и уметь выходить из конфликтных ситуаций.

В Венгрии действует закон «O товариществах собственников жилья», согласно которому в роли управляющих могут выступать исключительно люди с соответствующей профподготовкой.

6. Устранение коррупции

Четкое регулирование законодательства способствует устранению коррупции в отношениях между управляющим предприятием, компанией, которая предоставляет ресурсы, и потребителем услуг. До сих пор встречаются случаи, когда людям приходится платить в соответствии с необоснованными ставками, превышающими те, что установлены ФС по тарифам предельного уровня. К сожалению, многие управляющие компании думают, что могут распоряжаться деньгами граждан, как своей собственностью.

Контролировать работу хозяйствующих предприятий следует в обязательном порядке. На законодательном уровне должно быть запрещено расщепление платежей граждан. В противном случае под угрозой может оказаться обеспечение всей недвижимости в стране.

Зарубежный опыт ЖКХ показывает, что на первом месте в мире по отсутствию коррупции сегодня находится Сингапур. При этом еще в 1965 году, в процессе обретения государством независимости, дела обстояли иначе. Для решения проблемы в стране создали бюро, наделенное большими полномочиями. Оно расследовало коррупцию. Обратиться туда мог каждый желающий, пожаловавшись на государственных служащих или потребовав возместить материальный ущерб. В стране занялись введением жестких экономических санкций за взятки. Если лицо отказывалось участвовать в антикоррупционном расследовании, в отношении него также применялись меры взыскания.

Оценивая зарубежный опыт ЖКХ, становится ясно, что одной из наиболее некоррумпированных стран в мире также является Швеция. Там противодействие взяточничеству, помимо всего прочего, оказывает церковь и мнение общественности. В Швеции чиновник должен соответствовать высоким этическим стандартам. Если предприниматель в кратчайшие сроки заработал миллионы, общественность относится к нему с подозрением, как и к высокопоставленному лицу, чьи расходы превышают доходы.

7. Информационная открытость деятельности УК

Как правило, россияне недовольны формированием тарифов ЖКХ и расчетом себестоимости услуг. Нередко в платежной документации можно увидеть, что управляющие компании необоснованно завышают расценки.

Здесь можно принять во внимание зарубежный опыт ЖКХ, в частности, таких стран, как Франция и Финляндия. Важная составляющая коммунальных услуг в этих государствах – информационные технологии. Сведения собираются автоматически. Взаимодействие представителей коммунальных служб с потребителями и структурами власти также осуществляется в удаленном режиме. Личные контакты между тем, кто предоставляет, и тем, кто покупает услугу, ведутся по Интернету или по другим информационным ресурсам.

Инновации в ЖКХ: зарубежный опыт внедрения

Когда предприятия начинают развиваться по инновационному пути, требуется разработка определенных управленческих методов. Нужно оценивать, какой потенциал к развитию имеет предприятие. Когда мы упоминаем о потенциале, то говорим о возможностях, средствах, источниках, запасах, которые могут использовать юридические и физические лица, в том числе, компании, организации, государство, административно-территориальные образования, чтобы решить определенные задачи и добиться поставленных целей.

Если говорить о работе компаний в сфере ЖКХ, стоит отметить, что у них есть общий, или совокупный, потенциал. Речь идет о производственно-технических, научно-технических, инновационных, финансово-экономических ресурсах. Части в совокупном потенциале тесно связаны друг с другом. На эффективность реализации общих возможностей влияет состояние каждого звена, а также их взаимодействие. Чтобы имеющиеся ресурсы были воплощены по максимуму, все составляющие совокупного потенциала должны быть сбалансированы. Если какая-либо часть отстает, затормаживается весь процесс.

То, в каком направлении развивается инновационное движение, во многом зависит от особенностей того или иного региона, отражающего условия природно-экономического характера, действующую производственную структуру, научное обеспечение, территориальную научно-техническую политику. Задача местных передовых процессов – решать проблемы, затрагивающие потребности и особенности рыночной среды.

Обобщая и анализируя зарубежный опыт ЖКХ и то, как инновационные движения развивались на региональных уровнях в других странах, можно сказать, что:

  • формирование внедренческих процессов связано, главным образом, с профильными региональными отраслями, приоритетами в развитии, максимальным использованием преимуществ на определенной территории;
  • передовая деятельность в ряде стран успешно продвигается во многом благодаря тому, что научно-инновационной отрасли ЖКХ оказывает поддержку государство;
  • инновационное развитие стимулируется, главным образом, системой льготного кредитования, государственным страхованием займов, льготным налогообложением и ускоренной амортизацией.

Безусловно, внедрение свежих решений в России – одна из основ экономических отраслей. Рыночные процессы в условиях нестабильной экономики должны развиваться, и для этого необходимо знать инновационные механизмы, рычаги и стимулы, проводящие каналы. Передовые процессы следует хорошо понимать, вникать в их специфику. Что касается экономической политики, нужно активнее пользоваться стимулами к инновационному развитию отдельных компаний в жилищно-коммунальной отрасли. Изучая зарубежный опыт ЖКХ и перенимая лучшее из него, безусловно, можно создать в России более благоприятную ситуацию в данной сфере.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях